Ересь оригена суть кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

April 11th, 2007

Преподаватель по патристике задал на пасхальные каникулы задание – выбрать одну ересь у Оригена и на страничку написать, в чем она состояла, где и когда была осуждена, в чем была ее опасность
Я написала вот так

Ересь Оригена
Предсуществование душ

В письме Юстиниана патриарху Мине приведена следующая формулировка ереси

Этот текст, согласно Карташову, был далее помещен в собрание актов У вселенского собора.

Ересь предсуществования душ в такой формулировке включает сразу ряд неверных и недопустимых в христианстве утверждений.

2. Лишились божественной любви
Это просто противоречит Евангелию, согласно которому Христос пришел спасти не праведников, а грешников

3. и для наказания посланы в тела

Данная ересь тесно переплетается с другой забавной ересью – формой тел до грехопадения и после воскресения. Согласно 15 анафематизмам против Оригена, ересь формулируется так:

Надо отдать справедливость Оригену – он совершенно последователен в своих взглядах. Если материальное творение не нужно и у нас нет и не предвидеться по воскресению никакой в нем деятельности – зачем нам ноги и руки? Тогда действительно шар есть идеальная форма для вечного бездеятельного созерцательного блаженства.

Остается лишь удивляться, как все же Церковь смогла анафематствовать эти ереси еще в те времена, когда для понимания их недопустимости в наблюдаемой реальности еще не было никаких оснований. Ничто в реальности не давало возможность сделать вывод о том, что человечество в вечности призвано не только к пассивному бездеятельному созерцанию, но и к активному сотворчеству с Самим Богом. Было лишь Откровение о таком сотворчестве, и еще была удивительная работа Святого Духа на православных соборах, которая позволила так построить православную догматику, что в настоящее время она полностью открыта к осознанию факта сотворчества человека и Бога в материальном творении, как он стал уже теперь очевиден из разворота реальности.

К счастью, согласно Евангелию, в противоречии с индуизмом, платонизмом, гностицизмом и указанной вытекающей из них ересью, Христос воскрес!
В нормальном материальном теле, с руками и ногами. Что дает нам твердую надежду на то, что в вечности нас ожидает не ужас бездеятельного существования, а деятельное соучастие в интереснейших делах Творца, Который творит мироздание.

Ориген Александрийский, христианский философ и защитник веры III века — человек весьма интересной судьбы. Анафематствованный спустя 300 лет после смерти, причем в крайне резких выражениях, он при этом являлся христианским мучеником, а в числе его учеников были даже Отцы Церкви! В чем же он так провинился? В чем суть ереси, которую часто называют по имени "автора" — оригенизм?


Наверное, самое известное обвинение, которое можно услышать в адрес Оригена — учение об апокатастасисе, то есть спасении всех разумных существ, о котором мы уже писали ранее. Впрочем, "еретический" статус этого учения до сих пор подвергается сомнению авторитетными церковными авторами. Важно другое — апокатастасис был только частным моментом цельной системы александрийского учителя. А вот вся она, действительно, имела мало общего с церковной ортодоксией.

Оригену одновременно и повезло, и сильно не повезло: он был первопроходцем. Причем первопроходцем мысли, а это особенно опасно. Как первопроходцем им восхищались при жизни и после смерти, называли величайшим христианским богословом со времен апостолов, системой его богословских понятий, удивительно точной и удачной, пользовались Отцы Церкви, его подход к толкованию Священного Писания стал классическим… Но очень многие ответы и богословские прозрения Оригена оказались совсем не такими, как те, которые выкристаллизовались на Соборах Церкви, в результате долгих размышлений, споров и откровений. Тут нет ничего удивительного: как говорится, одна голова, даже очень умная, хорошо, а две — лучше. А тем более не две, а сотни и тысячи, причем тоже далеко не глупых.

Обидно другое: человек, всю жизнь искренне и необычайно талантливо защищавший христианскую веру, после смерти был предан анафеме. Император Юстиниан Великий даже утверждал, что Ориген сознательно проник внутрь церковной ограды, чтобы сеять там чуждые христианству мнения и учения. Так что борцы с "масонским заговором" (исходя из реалий VI века, когда жил неспокойный император — с эллинским), были во все времена! Конечно, такая "теория" не выдерживает никакой критики — великий александриец доказал не только жизнью, но и смертью свое право называться христианином и верным сыном Церкви.

Еще в юности, когда за христианскую веру арестовали и повели на смерть его отца, Леонида, Ориген хотел пойти и принять казнь вместе с отцом. Но мать, зная необычайную стыдливость сына, спрятала всю одежду, какая была в доме, и юноша не решился выходить на улицу обнаженным. Много позже Оригену предстояло пройти не менее страшные, чем физические, нравственные страдания. По имперским законам того времени лиц, уже являвшихся христианами, не трогали, но если кто-то переходил в христианство из государственного языческого культа, его ждала смерть.

Ориген не мог не проповедовать свою веру, открывающую, по его убеждению, для людей возможность спасения и жизни с Богом. Но результатом этой проповеди часто становились казни учеников — в случае их изобличения имперскими властями. В конце жизни Оригена законы изменились, и пожилого уже человека схватили и подвергли жестоким пыткам. Ориген был отпущен, но здоровье было необратимо подорвано, и вскоре он скончался. Такая жизнь и такая смерть плохо вяжется с образом сознательного врага христианства и Церкви.

Надо сказать, что великий александриец никогда не настаивал на непререкаемой истинности своих богословских предположений. Это выгодно отличает его от большинства ересиархов, выделявшихся фанатизмом и нетерпимостью к иным мнениям. К сожалению, в VI веке осторожные замечания Оригена не были учтены.

Наверное, главной бедой Оригена, приведшей к анафемам Собора, было то, что александрийский учитель являлся заложником философской системы, которую пытался совместить с христианством. Говоря языком Евангелия, он пытался "молодое вино" христианства влить в "мехи ветхие" своих прежних представлений. Отсюда рождались порой даже забавные казусы. Например, представление о том, что тела, которые люди получат в раюпослевоскресения, будут… шарообразной формы! Эту мелочь, кстати, Оригену тоже припомнили, выделив в списке анафем отдельным пунктом. Но в рамках той философской системы, которой придерживался Ориген, шар был идеальной формой; ну, а в раю, понятное дело, все будет идеальным, в том числе и формы.

Сама идея бесконечности вызывало у Оригена отторжение — такой взгляд тоже был продиктован скорее философскими предпосылками, чем здравым смыслом. В итоге образ Бога в понимании Оригена оказывался сильно искаженным: "Надлежит думать, что Мощь Божия ограничена; и не следует под предлогом благоречия снимать кругоочерчение ее. Если бы Мощь Божия была беспредельною, она по необходимости не мыслила бы себя самое, ибо беспредельное по природе своей необъятно".

Но, пожалуй, главное, что делало оригеновскую картину миру несовместимой с христианской — это идея цикличности мира. Из верного библейского тезиса о том, что Бог является Творцом нашего мира, Ориген делает вывод, что быть Творцом — неотъемлемое, вечное свойство Бога, выражающее самую суть Его природы. То есть Ориген подчинил Бога принципу творчества: без этого Бог уже не Бог. В произведениях других отцов Церкви проходит очень важная мысль, что Бог никак не зависим от нашего мира, что Он вовсе не был "обязан" творить этот мир, и творение мира было целиком добровольным, ничем не обусловленным актом. К сожалению, в системе Оригена налицо зависимость Бога от неких философских принципов.

Пытаясь примирить идею Бога, вечно что-то творящего, с библейской вестью о том, что мир имеет начало и конец, Ориген приходит к выводу, полностью укладывающемуся в рамки античной философии: мир цикличен. Наш нынешний мир неизбежно придет к своему финалу, но в силу того, что Бог — творец, Он создаст новый мир, и все будет повторяться.

Весьма своеобразно понимал великий александриец и происхождение человеческих душ. В начале нашего мира не было материи, а все сотворенные чистые духи находились в созерцании Божества. То есть изначально все были сотворены равными. Но в силу имеющейся у них свободной воли они начали отпадать от этого созерцания. Те, в ком добрые порывы взяли верх над своеволием, стали ангелами, те, кто утвердился во зле — демонами, а души людей, оказывается, в те времена оказались где-то посередине — ни то ни се. Это и было знаменитое учение Оригена о "предсуществовании" душ. Как мы видим, с классической реинкарнацией эта идея имеет мало общего.

Ориген писал в ту пору, когда по затрагиваемым им вопросам еще не было четкого и однозначного мнения. Кроме того, столь странные взгляды Ориген выражал в ранних произведениях; позже он стал намного более ортодоксальным. Но спорные для него самого как для философа и мыслителя идеи стали бесспорными истинами для многих его учеников, не способных к столь же критичному анализу своих взглядов и увлеченных грандиозным образом великого александрийца.

Оригеновой идее ограниченного Бога, обязанного творить по Своей природе, Церковь противопоставила образ свободного, ничем не ограниченного существа, добровольно, исключительно в силу Своей любви, творящего все сущее. Идее цикличного, вновь и вновь повторяющегося мира — идею развития, идею прорыва за рамки цикла и повторения. Абсолютно одинаковым чистым духам, "эволюционировавшим" в ангелов, людей и бесов — самобытных существ, каждый из которых уникален в своем роде и не похож на другого. Идее обязательного восстановления всего и вся в изначальном виде — возможность вечной свободы и выбора жизни с Богом или жизни вне Его.

Строго говоря, Церковь спорила не с Оригеном, а с рудиментами античной философии, проникшими в христианское мировоззрение. Не будет натяжкой сказать, что александрийский учитель, всю свою жизнь положивший на проповедь евангельских истин, может быть благодарен отцам позднейших веков, отстоявших ту же самую правду — пусть даже ценой персональной анафемы великому христианскому проповеднику.

Ориген

Ориген

[1] Подробное изложение этой биографии см.: Сидоров А.И. Жизненный путь Оригена // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001, с.290-332. Правда, в настоящее время, в связи с нашим кардинальным изменением отношения к Оригену, мы бы изложили его жизненный путь в совсем другом ракурсе.

[2] См.: Grant R.M. Early Alexandrian Christianity // Church History, v.40, 1971, p.133-135.

[3] Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго, ч.I. Киев, 1893, с.175.

[6] Kannengiesser Ch -Boston, 2006, p.536-577.. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden

[7] Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, т.I. М., 1996, с.178.

[10] См.: Сидоров А. Святоотеческое наследие и церковные древности, т.1. М., 2011, с.11-13.

[13] Певницкий В. Ориген и его проповеди // Труды Киевской Духовной Академии, 1879, №2, с.178.

[14] Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святаго и об отношении Их к Отцу. Спб., 1879, с.176.

[17] Kelly J.N.D . Early Christian Doctrines. London, 1985, p.129.

[18] Болотов В.В. Троякое понимание…, с.75.

[22] См.: Crouzel H. Origen. Edinburgh, 1985, p.192-193.

[23] Снегирев В. Указ. соч., с.280.

[24] Орлов А. К характеристике христологии Оригена // Богословский Вестник, 1909, № 7, с.391.

[25] См.: Там же, с.391-392.

[26] Снегирев В. Указ. соч., с.391-392.

[28] См.: Cadiou R. Introduction au système d’Origène. Paris, 1932, p.25-31.

[30] См.: Danielou J. Origène. Paris, 1948, p.215-217.

[31] Ориген. О началах. Против Цельса, с.629.

[33] Малеванский Г., свящ. Указ. соч., с.534. Соответственно нравственное приложение этого тезиса предполагает, что отделение души от греха есть отделение ее от земного тела и вещественности. См.: Gruber G. ZWH. Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes. München, 1962, S.44.

[34] Малеванский Г. Указ. соч., с.525.

[36] Ориген. О началах. Против Цельса, с.127-128.

[38] См.: Cullmann O. Christus und die Zeit. Die urchristliche Zeit— und Geschichtauffassung. Zürich, 1962, S.6—68. Здесь же имеется одно интересное наблюдение: для того, чтобы постигнуть раннехристианское представление о вечности, следует мыслить нефилософски настолько, насколько это возможно (so unphilosophisch wie möglich zu denken). Ibid., S.71.

[41] См.: Башкиров Владимир, протоиерей. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена // Эсхатологическое учение Церкви. Материалы Богословской Конференции Русской Православной Церкви. М., 2007, с.254-256.

[42] Башкиров Владимир, протоиерей. Учение об апокатастасисе до его осуждение на Вселенских соборах // Богословские труды, сб. 38, М., 2003, с.250.

[43] Климент Александрийский. Строматы. Книги 1 — 3. Подготовка текста к изданию, перевод с древнегреческого, предисловие и комментарии Е.В.Афонасина. Спб., 2003, с.122.

[44] Daley B.E , 1991, p.47.. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge

[45] Климент Александрийский. Строматы. Книги 6 — 7. Спб., 2003, с.201-202. Перевод Е.ВАфонасина нами слегка изменен по греческому тексту: Там же, с.270.

[46] См.: Сидоров А.И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Религии мира. Ежегодник 1982. М., 1982, с.175-176.

[48] Ориген. О началах. Против Цельса, с.325.

[50] Crouzel H . Origen, p.265.

[51] Ориген. О началах. Против Цельса, с.127.

[52] Отсюда и некоторые противоречивые высказывания его на сей счет, встречающиеся преимущественно в гомилиях. См.: Norris F.N. Universal Salvation in Origen and Maximus // Universalism and the Doctrine of Hell. Ed. by Nigel M. de S.Cameron. Grand Rapids, 1991, p.35-62.

[53] Crouzel H Весьма важен контекст этого отстранения: Ориген пишет, что он в живом диспуте с гностиком Кандидом опровергал его взгляды на диавола как злого по своей сущности и обреченного поэтому на гибель. Сам Ориген утверждал, что диавол зол не по природе, а по своей воле, но отрицал мнение, приписываемое ему оппонентом, будто диавол обладает природой, которая должна быть спасена.. Les fins dernièrs selon Origène/ London, 1990, p.135-150.

[54] Ориген. О началах. Против Цельса, с.130-131.

[55] Башкиров Владимир, протоиерей. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена, с.262.

[60] См.: Crouzel H. Les fins dernières selon Origène, VI, p.175-200, 241-266.

[62] Михаил (Чуб), архиепископ. Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды, сб.X, 1973, с.48.

[63] Там же // Богословские труды, сб.XI, с.48.

[64] Crouzel H . Origen, p.149; Patterson L.G. Op. cit., p.185.

[65] См. анонимную статью: А.С. Эсхатология Оригена (общая или экзотерическая) // Вера и разум, 1916, № 3, с.214-235.

[66] Ориген. О началах. Против Цельса, с.42.

[67] History of Theology, v.I. The Patristic Period. Ed. by A.Di Berardini and B.Studer. Collegeville, 1997, p.282-283.

[68] Малеванский Г. свящ. Указ. соч. // Труды Киевской Духовной Академии, 1870, № 6, с.495-496.

[69] Подробно см.: Berner U. Origenes. Darmstadt, 1981, S79-94.

[70] См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998, с.85-108.

[71] См.: Crouzel H. Origène et la “connaissance mystique”. Paris, 1961, p.524-530.

[72] Преподобный Викентий Леринский. О Священном Предании Церкви. Спб., 2000, с.61-65.

30 ноября — день памяти святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Потомок греческих переселенцев из Неокесарии, будущий епископ, богослов и проповедник родился в начале III века в семье богатых язычников, не жалевших средств на образование сына. Окончив школу грамматики, Григорий поступил в школу риторов, а потом, оказавшись по семейным делам в Кесарии Палестинской, остался там послушать знаменитого христианского пресвитера Оригена. И обаяние его личности заставило юношу забыть все прежние планы и стать его учеником. Но как случилось, что учителем святого стал преданный анафеме еретик? И чему он мог его научить?

Учитель учителей

Почему Оригена признали еретиком, а его ученика Григория — святым?

Сын христианского мученика и сам принявший мученическую смерть за исповедание Христа, Ориген и в жизни был похож на классический образ святого: никаких излишеств и удовольствий, только один плащ, никакой обуви, пища самая необходимая, ни мяса, ни вина, сон на голом полу… Все это делало Оригена особенно популярным среди монахов.

Он долго считался одним из отцов Церкви. Из среды его учеников вышли святители Василий Великий и Григорий Богослов. Но через триста лет он был не только назван еретиком, но и предан анафеме.

Святой или еретик?

Что же в учении Оригена, составившем, по некоторым свидетельствам, 2 тысячи трудов (из которых до нас дошло 16), было осуждено Церковью в VI веке?

Во-вторых, говоря о Боге, Ориген сам себе противоречит: он пишет, что Бог совершенен и поэтому Он выше времени — для Него нет ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Но, рассуждает он дальше, Бог — Творец, Он когда-то сотворил наш мир. А что Он делал до этого? Не творил? То есть в какой-то момент в Боге произошло какое-то изменение, как будто Он не хотел творить мир и вдруг захотел? Но ведь Бог совершенен, и никаких изменений в Нем быть не может! Он не может не быть Творцом. А значит, — по логике Оригена, — когда-то Бог творил другой мир, а после нашего мира будет творить следующий… (эта же ошибка приведет потом на костер Джордано Бруно). То есть, по Оригену, Предвечный Бог оказывается существующим во времени, где было вчера и будет завтра.

Почему Оригена признали еретиком, а его ученика Григория — святым?

Ошибка ценой в вечность

Но как же тогда ответственность за личный жизненный выбор? Что говорит Церковь? Вечное спасение — это точка, в которой встречаются два взаимонаправленных вектора: Божие милосердие и стремление человека к Богу. Никто из людей сам не взойдет на Небо, но и Божие милосердие само по себе не спасет человека, если он не будет к этому стремиться. Конечно, это вселяет тревогу, ведь мы не знаем своей будущей участи. Но Церковь осудила заблуждение Оригена не для того, чтобы порадоваться будущему вечному возмездию грешникам, а чтобы мы вовремя увидели истинное положение вещей и перестали разбазаривать отведенное нам время. Вот такая суровая правда. Но она лучше заманчивой лжи.

Почему Оригена признали еретиком, а его ученика Григория — святым?

Отцы V Вселенского собора

Но Церковь все-таки осудила и сочинения Оригена, и его самого.

В том-то и беда, что ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое человек впадает по незнанию или из-за неверного вывода. И если по гамбургскому счету, то догматика — не теоретические абстракции схоластов, это путь к спасению. И богословские заблуждения неминуемо заводят в тупик множество людей, поверивших авторитету. А ведь в Евангелии сказано: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф 12:37).

Ученик, превзошедший учителя

Но на наше счастье, большинство его учеников все-таки выплыли. И среди них епископ Неокесарийский Григорий. Проповедь его, по свидетельству святителя Григория Нисского, была живой и плодотворной. Он учил, исцеляя больных, помогая нуждающимся, разрешая ссоры и жалобы.

Почему Оригена признали еретиком, а его ученика Григория — святым?

Григорий Неокесарийский Чудотворец

Читайте также: