Эпос это кратко в музыке
Обновлено: 04.07.2024
Предлагаемая публикация продолжает цикл статей о литературе и музыке1. Мы ещё раз хотели бы подчеркнуть важность и необходимость использования на уроках литературы иллюстраций из области смежных искусств — изобразительного и музыкального. Показ учащимся репродукций картин (а также скульптур и архитектурных сооружений) и прослушивание с ними музыкальных произведений, несомненно, помогут “оживить” урок литературы и активизировать восприятие материала, будут способствовать более глубокому и полному пониманию как литературных, так и музыкальных произведений.
В статье пойдёт речь об отражении в музыке русского былинного эпоса, как известно, часто имеющего героический характер. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно обозначить как литература в музыке — имеется в виду создание музыкальных произведений на основе (и под влиянием) образов и сюжетов мировой литературы (до этого в наших статьях говорилось о противоположном случае — музыке в литературе). И то, и другое требует комментариев, которые учителям-словесникам зачастую трудно бывает найти самостоятельно.
К ак известно, слово “эпос” в переводе с греческого означает “повествование”, “сказание”. Речь в эпосе всегда идёт о событиях, значительно отдалённых во времени и овеянных ореолом легендарности. Реальные события, часто лежащие в основе эпических сказаний, переплетаются с вымыслом. Всё то, о чём идёт речь, предстаёт перед нами так, как оно видится мысленному взору певца-сказителя. Именно поэтому само повествование — неторопливое, спокойное и величавое. Рассказчик может говорить о чём-то одном обстоятельно и подробно, а о другом — кратко и сжато. Он может временно остановить ход событий для того, чтобы высказать свою точку зрения. По отношению к событиям он до известной степени находится в позиции “постороннего”. Рассказчик не склонен волноваться и переживать по поводу событий — он умудрён жизненным опытом, постиг некую высшую истину, уловил необратимую закономерность хода событий; он непоколебимо убеждён в том, что все события имеют некий глубинный смысл4.
После окончания медленной части — последних слов, замирающих на устах певца-сказителя, — безо всякого перерыва следует финал, рисующий грандиозную сцену пира. Здесь действительно слышится “ликование великой народной толпы”, бубны и дудки скоморохов, удалой народный пляс.
Хотелось бы высказать следующую важную рекомендацию. Музыку названных сочинений Глинки, Бородина и Лядова нельзя слушать как фон к рассказу учителя: на ней специально следует сосредоточиться, поскольку она замечательно передаёт дух, атмосферу эпических сказаний. Нелишне также вспомнить, что эпические сказания не просто читались, а произносились нараспев — они являли собой прекрасные образцы синкретического единства музыки и слова, то есть такого единства, в котором эти составляющие ещё не обособились. Разумеется, учитель вправе сам решать, какой по продолжительности фрагмент рассмотренных нами сочинений он будет предлагать для слушания на уроке.
Примечания
3 А.П. Бородин в воспоминаниях современников. М.: Музыка, 1985. С. 41.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ЭПОС, [греч. epos — слово]
Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).
Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.
Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;
Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.
Свойства эпоса:
Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
Пусть будет он у вас отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил:
Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;
Он плачет от обид — нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность.
Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:
2-я симфония, "Богатырская симфония" А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма
Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь"
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".
Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.
Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".
В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.
Содержание заимствовано из русского народного эпоса (былина "Садко, богатый гость" и др.)
Опера создана в 1897 г. и предложена для постановки Мариинскому театру. Однако Николай II вычеркнул оперу из планируемого репертуара театра. Первое исполнение оперы состоялось в Москве силами артистов Русской частной оперы на сцене театра Солодовникова. Успеху оперы способствовали в частности исполнители (Н.Забелла, Ф.Шаляпин) и декорации художника К.Коровина. Далее опера стала репертуарной на русской оперной сцене (Харьков, Тифлис, Петербург, Пермь, Баку, Самара.) Из последних постановок в России отметим спектакль Мариинского театра (1993 г. Дирижёр В.Гергиев).
Вне России опера ставилась в Париже (1908), Нью-Йорке (1930 г. Художник С.Судейкин), Праге (1928).
1. Повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы. Над всеми отраслями поэтического творчества далеко преобладает так называемый гражданский эпос, или, проще, романы, повести и рассказы. Писарев, Реалисты.
2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединенных общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п. Богатырский эпос. Осетинский эпос. □ Он думал, что яркие образы песенного эпоса требуют непременно зрительных представлений. Короленко, Слепой музыкант.
[От греч. ’έπος — слово, речь]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Э'ПОС, а, мн. нет, м. [греч. epos — слово] (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п. Былевой э. Гомеровский э. Сербский э. Животный э. (см. животный).
э́пос
1. филол. повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы
2. совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова артериосклероз (существительное):
Ассоциации к слову «эпос»
Синонимы к слову «эпос»
Предложения со словом «эпос»
- В этой книге собраны главные герои шести средневековых героических эпосов германских народов.
- Вместо эпоса, по преимуществу возвышенного, явился роман с бесчисленными своими родами.
Сочетаемость слова «эпос»
Башкирский эпос — репертуар эпических сказаний башкирского народа с богатыми устными традициями, отражающим различными этнические пласты и культурные традиции. Зародившись в недрах первобытно-общинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.
В эпосе выделяются разные жанры: рассказ, повесть, роман, эпопея, былина, поэма, басня. Исследователи включают в эпические произведения мифы, героические легенды, истории, поучительные сказки, рассказы о животных. Зачастую они не имеют авторов, а рассказчик может быть реальным или вымышленным, наблюдателем или участником описываемых событий. С помощью эпоса люди передают свои традиции от одного поколения к другому.
Читайте также: