Эпидейктическая речь это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….……3
Глава I. Эпидейктическая речь………………………………………………….5
1.1.Предмет эпидейктической речи, хвала и хула………………………. ……5
1.2.Эпидейктическая речь: предмет, содержание, структура………………….8
Глава II. Разновидности эпидейктической речи……………………………….12
Заключение………………………………………………………………….……14
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

риторика.docx

Глава II. Разновидности эпидейктической речи

Разновидности эпидейктической речи:

– похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);

– похвала деятельности всего коллектива;

– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.

Общие правила подготовки похвальной речи:

Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.

Похвальное слово должно быть:

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.

Виды эпидейктической речи:

- протокольно-этикетные (официальное поздравление юбил яра; приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т. д.); приветственное слово в адрес какого-либо собрания или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации; заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания); траурная речь и др.)
- развлекательные выступления(смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей; анекдот; дружеский тост)

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К эпидейктическому красноречию современная риторика относит юбилейные речи (носящие торжественный характер и посвященные знаменательной дате или произнесенные в честь отдельной личности). Особую группу составляют такие эпидейктические высказывания, как приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных, например, дипломатических, приемах, а также бытовые разновидности эпидейктики, например благодарственная речь, надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни, комплиментарное высказывание в чей-то адрес.

Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.

Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.) .

Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.

§ 139. За что и как рекомендует риторика оратору превозносить, хвалить в эпидейктической речи? За что и как — хулить, порицать?

Со времен Аристотеля, давшего ответ на эти вопросы, традиции хвалебной речи в основном мало изменились.

С необходимостью произнести эпидейктическую речь мы часто сталкиваемся в быту, поздравляя юбиляров и новобрачных, произнося тост за счастье в новой квартире или объясняя ребенку неправильность его действий. Существует также официальная эпидейктическая речь, которая произносится при праздновании какого-либо государственно­го события, например официальные речи на торжественном праздновании 300-летия Петербурга.

Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Общие правила подготовки похвальной речи:

Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.

Похвальное слово должно быть:

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.

Информирующая речьпризвана прежде всего передать аудиторию новую информацию.

Основные виды информационных выступлений:

аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;

лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;

Общие правила подготовки информационного выступления:

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фактов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

7. Оно должно быть кратким.

8. Четко переходить от одного пункта к другому.

9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).

Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции)

Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.

1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.

2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что…? и т.д.

Общие правила подготовки аргументирующего выступления:

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

обращаться к жизненно важным фактам;

стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

ссылаться на авторитеты;

опираться на наглядность;

2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть различные точки зрения.

3. Необходимо затрагивать вопрос истины: что правда, а что нет.

4. словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: