Эпидейктическая речь это кратко
Обновлено: 07.07.2024
Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………….……3
Глава I. Эпидейктическая речь………………………………………………….5
1.1.Предмет эпидейктической речи, хвала и хула………………………. ……5
1.2.Эпидейктическая речь: предмет, содержание, структура………………….8
Глава II. Разновидности эпидейктической речи……………………………….12
Заключение………………………………………………………………….……14
Список литературы………………………………………………………………16
Файлы: 1 файл
риторика.docx
Глава II. Разновидности эпидейктической речи
Разновидности эпидейктической речи:
– похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);
– похвала деятельности всего коллектива;
– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.
Общие правила подготовки похвальной речи:
Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.
Похвальное слово должно быть:
3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;
4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;
5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;
6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;
7) включать добрые пожелания на будущее.
Виды эпидейктической речи:
- протокольно-этикетные (официальное поздравление юбил яра; приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т. д.); приветственное слово в адрес какого-либо собрания или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации; заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания); траурная речь и др.)
- развлекательные выступления(смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей; анекдот; дружеский тост)
Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
К эпидейктическому красноречию современная риторика относит юбилейные речи (носящие торжественный характер и посвященные знаменательной дате или произнесенные в честь отдельной личности). Особую группу составляют такие эпидейктические высказывания, как приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных, например, дипломатических, приемах, а также бытовые разновидности эпидейктики, например благодарственная речь, надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни, комплиментарное высказывание в чей-то адрес.
Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.
Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.) .
Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.
§ 139. За что и как рекомендует риторика оратору превозносить, хвалить в эпидейктической речи? За что и как — хулить, порицать?
Со времен Аристотеля, давшего ответ на эти вопросы, традиции хвалебной речи в основном мало изменились.
С необходимостью произнести эпидейктическую речь мы часто сталкиваемся в быту, поздравляя юбиляров и новобрачных, произнося тост за счастье в новой квартире или объясняя ребенку неправильность его действий. Существует также официальная эпидейктическая речь, которая произносится при праздновании какого-либо государственного события, например официальные речи на торжественном праздновании 300-летия Петербурга.
Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.
Общие правила подготовки похвальной речи:
Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.
Похвальное слово должно быть:
3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;
4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;
5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;
6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;
7) включать добрые пожелания на будущее.
Информирующая речьпризвана прежде всего передать аудиторию новую информацию.
Основные виды информационных выступлений:
аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;
лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;
Общие правила подготовки информационного выступления:
1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.
2. Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.
3. Оно должно дать полную информацию.
4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.
5. Оно должно содержать несколько конкретных фактов.
6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.
7. Оно должно быть кратким.
8. Четко переходить от одного пункта к другому.
9. Не использовать много жестов.
10. Не говорить слишком эмоционально.
Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).
Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции)
Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.
1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.
2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что…? и т.д.
Общие правила подготовки аргументирующего выступления:
1. Использовать общие правила эффективной аргументации:
обращаться к жизненно важным фактам;
стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;
ссылаться на авторитеты;
опираться на наглядность;
2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть различные точки зрения.
3. Необходимо затрагивать вопрос истины: что правда, а что нет.
4. словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)
Читайте также: