Эпический театр брехта кратко

Обновлено: 03.07.2024



Содержание

История

Эпическая драма

От эпической драмы к эпическому театру

Опыт Пискатора





К началу 30-х годов, как на опыте Пискатора, которого современники упрекали в недостаточном внимании к актёрской игре (на первых порах он и вовсе отдавал предпочтние актёрам-любителям) [15] [18] , так и на собственном опыте Брехт, во всяком случае, убедился в том, что новой драме нужен новый театр — новая теория актёрского и режиссёрского искусства.

Брехт и русский театр



Теория

Б. Но всё же сделает его достаточно привлекательным. Если мы хотим, чтобы зритель получил эстетическое наслаждение от трагической судьбы героя, мы должны предоставить в его распоряжение мозг и личность Буша. Буш перенесёт свои собственные достоинства на героя, он сможет его понять — и то, как он велик, и то, как дорого он обходится народу [50] .

Постановочная часть

Практика. Приключения идеи



Последователи

Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта. Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский. Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.


Эффект отчуждения

Актеры

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

Сцена

Музыка

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко. В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети”, которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение. Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:





Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров — воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.

Автор: Нина Михайлова

Бертольд Брехт (1898 — 1956) – немецкий драматург, режиссер и новатор театра. Его видение театрального искусства, его концепция эпического театра, в свою очередь, стали знаковыми и эпохальными для всего искусства в ХХ веке.

У Брехта также были единомышленники, жившие в его эпоху. Х. Ортега-и-Гассет сравнивает французский классический и испанский народный театры. Французский театр – зрелище торжества этических принципов. Нам показано не какое бы то ни было действие, не ряд этически нейтральных событий, а репертуар нормативных жестов, образцовый тип человеческих реакций на великие жизненные испытания. Персонажи французского театра – герои, избранные натуры, подающие примеры благородства. Даже ничего не зная о французском обществе того времени, прочитав эти пьесы, сразу приходишь к выводу: зрители стремились прежде всего познать правила достойного поведения, достичь морального совершенства.




Впрочем, это вовсе не значит, что Брехт совершенно отрицает эмоциональные составляющие театрального образа, представляемого актером и воспринимаемого зрителем.

«Созерцая переживания героя, зритель драматического театра говорит: «Да, это я тоже уже переживал. И я таков. Это естественно. Так будет всегда. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него нет выхода. Это великое искусство: здесь все само собой разумеется. Я плачу вместе с теми, кто плачет, я смеюсь вместе с теми, кто смеется.

Таким образом, реакция зрителя на спектакль эпического театра – парадоксальна. Парадокс – категория оценивающего, познающего и критически настроенного разума, а не непосредственного чувства, но это не ослабляет воздействия спектакля. Более того - оно тем сильнее, чем ярче выражен этот парадокс.

Бертольд Брехт (1898 — 1956) – немецкий драматург, режиссер и новатор театра. Его видение театрального искусства, его концепция эпического театра, в свою очередь, стали знаковыми и эпохальными для всего искусства в ХХ веке.

У Брехта также были единомышленники, жившие в его эпоху. Х. Ортега-и-Гассет сравнивает французский классический и испанский народный театры. Французский театр – зрелище торжества этических принципов. Нам показано не какое бы то ни было действие, не ряд этически нейтральных событий, а репертуар нормативных жестов, образцовый тип человеческих реакций на великие жизненные испытания. Персонажи французского театра – герои, избранные натуры, подающие примеры благородства. Даже ничего не зная о французском обществе того времени, прочитав эти пьесы, сразу приходишь к выводу: зрители стремились прежде всего познать правила достойного поведения, достичь морального совершенства.

Впрочем, это вовсе не значит, что Брехт совершенно отрицает эмоциональные составляющие театрального образа, представляемого актером и воспринимаемого зрителем.

«Созерцая переживания героя, зритель драматического театра говорит: «Да, это я тоже уже переживал. И я таков. Это естественно. Так будет всегда. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него нет выхода. Это великое искусство: здесь все само собой разумеется. Я плачу вместе с теми, кто плачет, я смеюсь вместе с теми, кто смеется.

Таким образом, реакция зрителя на спектакль эпического театра – парадоксальна. Парадокс – категория оценивающего, познающего и критически настроенного разума, а не непосредственного чувства, но это не ослабляет воздействия спектакля. Более того - оно тем сильнее, чем ярче выражен этот парадокс.





Эффект очуждения достигался засчет:

Столкновения формы и содержания пьесы в непримиримом конфликте.

Схематичного представления того или иного предмета, вместо его полноценного изображения.

Ритмической дикции актеров, свободной от каких бы то ни было эмоциональных интонаций.

Дистанцированного показа актером своего персонажа, вместо перевоплощения в него.

Использование в театральной постановке киноприемов: монтаж эпизодов, комментарии (субтитры) к действию, титры и пр. с целью подчеркивания искусственности ситуации.

Разрушение четвертой стены: прямые обращения в зал, перемена декораций на виду у зрителя с целью освобождения зрителя от сценической иллюзии.

Читайте также: