Элементы планшета сцены и их назначение кратко

Обновлено: 07.07.2024

Оформление сцены является одним из важнейших элементов шоу-бизнеса: театральных постановок, концертов, показов мод, фестивалей и праздников. Особенно высокие требования предъявляются сегодня к одежде сцены – текстильному оформлению сценического пространства. Одежда сцены выполняет не только техническую, но и декоративную функцию, так как именно она создает у зрителей неповторимый образ театрального зала и формирует особую, праздничную атмосферу. Удивить современного зрителя непросто, поэтому внешнему виду и качеству сценического текстиля сегодня уделяется большое внимание.

Одежда сцены

Главный занавес театра или концертного зала (он называется антрактовым занавесом) относится к постоянному оборудованию сцены. Это основной элемент одежды сцены, поэтому для его изготовления чаще всего применяются тяжелые ткани: бархат, велюр и т.п. По форме антрактовый занавес бывает нескольких типов.

Кроме занавеса на театральных и концертных сценах используется больше количество декорационных элементов, изготовленных из различных текстильных материалов: натуральных и синтетических тканей, тюлей, сеток и т.п. Все эти элементы называются одеждой сцены. Технология изготовления текстильных декораций зависит от их назначения, требуемого внешнего вида и характера использования.

Для изготовления дежурной одежды сцены используются качественные и хорошо драпирующиеся ткани нейтральных тонов, чаще всего из хлопка или шерсти: бархат, велюр и т.д. Особую группу одежды сцены составляет комплект из черного бархата, который используется практически во всех театрах.

Элементы одежды сцены театра


  1. Арлекин
  2. Обивка авансцены
  3. Декорации
  4. Задник
  5. Кулисы
  6. Обивка оркестровой ямы
  7. Падуги
  8. Планшет сцены
  9. Портьеры
  10. Панорама

Арлекин – это короткий горизонтальный занавес, который располагается перед главным (антрактно-раздвижным) занавесом и изготавливается из того же материала, что и занавес.

Основная функция арлекина – скрыть от глаз зрителей пожарный занавес, который находится в поднятом состоянии над сценой. Если высота колосников недостаточна для того, чтобы пожарный занавес полностью скрылся в пространстве над сценой, то арлекин перекрывает нижний край пожарного занавеса. Арлекин очень часто используется в театрах старой архитектуры, где портал сцены выполнен в виде арки. В таких театрах арлекин вешается за арочной частью, и с его помощью портал сцены кадрируется и становится прямоугольным.

Задник театральной сцены - это живописное полотно, которое подвешивается на заднем плане сцены в растянутом виде и является важным элементом декораций. До недавнего времени задники расписывались гуашевыми или анилиновыми красками, после чего на них наносился огнезащитный состав. Это представляло определенную проблему: после нанесения огнезащитного состава краски часто изменяли свой цвет, и хранить такие задники было довольно сложно.

Сейчас для изготовления живописных задников используются практичные и долговечные современные ткани для цифровой печати, которые производятся из огнестойких материалов. Транспарантные задники изготавливаются из полупрозрачных материалов, которые с обратной стороны можно подсвечивать или проектировать на них какие-либо изображения.

Планшетом сцены называется горизонтальный или с уклоном в сторону зрительного зала пол сцены, который изготавливается из палубного бруса. Планшет должен быть очень прочным и выдерживать большие нагрузки.

Панорама – это задник, но котором нанесено изображение. Если панораму передвигать с одной стороны сцены на другую на глазах у зрителей, то возникает иллюзия движения актеров или декораций, которые стоят на сцене. Панорамы изготавливаются специально для каждого спектакля и относятся к категории сценических эффектов.

Сценический линолеум – это покрытие планшета сцены, которое маскирует доски настила и придает напольному покрытию определенный цвет и фактуру. Он обладает высокой огнестойкостью, превосходными акустическими и эксплуатационными характеристиками, прекрасным внешним видом, повышенной износоустойчивостью и способностью противостоять лучам софитов.

В зависимости от того, где находится сцена – в музыкальном, драматическом или кукольном театре, концертном зале, актовом зале учебного заведения (детского сада, школы или вуза), конференц-зале отеля, доме культуры, клубе и т.п. – одежда сцены может изготавливаться в эксклюзивном или бюджетном варианте. Современные ткани для изготовления одежды сцены выпускаются негорючими, поэтому они не требуют дополнительной огнезащитной обработки на протяжении всего срока эксплуатации. В настоящее время наиболее популярными тканями для одежды сцены считаются следующие.

Одежда сцены премиум-класса

Чтобы оформление сцены было эффектным, уникальным и запоминающемся, для изготовления элементов одежды сцены используются эксклюзивные ткани: бархат, алюшейп, театральная сетка, трасчехол, сценический линолеум.

Негорючий бархат - это классический материал для одежды сцены.

Главный сценический занавес чаще всего изготавливают из бархата, а для утяжеления с обратной стороны занавеса добавляют один или несколько слоев бюджетной ткани: габардина, адверты или сатена. Бархат используется для изготовления арлекина, обрамления сцены или оркестровой ямы и портьер (в театральных ложах, на входе в зрительный зал и т.п.).


Бархат можно применять для изготовления кулис, декораций, обивки мебели, изготовления знамен. Ультра-черный бархат используется для светомаскировки или изготовления задника. Бархат изготавливается из хлопка и полиэстера, при этом каждый вид бархата доступен в широкой цветовой гамме. Плотность от 270 до 600 г/кв.м, класс огнестойкости М1, ширина 140 см.

АлюШейп (AluShape)


Современный высокотехнологичный материал алюшейп – последняя инновация в области трехмерных сценических скульптур. Уникальный материал для изготовления эффектных декораций.

АлюШейп - это гибкое формовочное полотно, которое позволяет создавать сценические пейзажи (деревья, скалы, глыбы льда, стены, снег и т.п), занавесы, театральные декорации и сценический реквизит эффективно и с минимальными затратами. В состав материала входят микрочастицы алюминия, поэтому полотно может принимать объемные формы, которые могут выдержать установленные на нем декоративные элементы без дополнительного усиления в виде рам или вспомогательных конструкций.

Ткани Алюшейп могут использоваться многократно. Полотна адаптируются под любые поверхности и могут подвергаться покраске или печати. Производятся в трех вариантах: АлюШейп блеск, АлюШейп дерево, АлюШейп земля. АлюШейп блеск – ткань из алюминия и люрекса. Трехмерная поверхность этого отражающего материала хорошо улавливает свет. Выпускается плотностью 335 или 400 г/кв.м и шириной 135 см. Ткань устойчива к нагреву (класс огнестойкости M1). АлюШейп дерево и АлюШейп земля – ткани из алюминия и хлопка плотностью 410 или 550 г/кв.м и шириной 137 см. Класс огнестойкости М2. Подходят для печати или покраски.

Театральная сетка и тюль


На театральную сетка можно наносить надписи или изображения и делать на ней аппликации из букв или различных фигур, а для создания на сцене определенной цветовой атмосферы можно использовать тюль разного цвета. В некоторых случаях тюль можно использовать в качестве проекционного экрана.


Трасчехол

Трасчехол – это огнеупорный синтетический материал многоразового использования для покрытия ферм и других рамочных конструкций. Материал хорошо тянется, поэтому его легко натянуть на треугольные и квадратные рамы размером 30/30 или 40/40 см.


Трасчехол выпускается в разных цветах, его можно стирать и перфорировать, а при необходимости и раскраивать. С помощью трасчехла можно маскировать кабели и сценические рамы. При подсветке изнутри рамы, затянутые трасчехлом, превращаются в эффектные световые колонны: благодаря рифленой структуре ткани свет на поверхности распределяется равномерно. Обтянутые трасчехлом рамы и конструкции являются оригинальными декорациями и создают удивительный сценический эффект.

Микровуаль

Микровуаль Эксклюзив – это негорючее полиэфирное полотно, которое может использоваться для театральных занавесов и других элементов одежды сцены. Полотно хорошо пропускает свет, прекрасно гармонирует с однотонными и жаккардовыми элементами интерьера и является идеальным компаньоном для классических портьер.

Ткань не линяет, не топорщится, легко стирается и гладится. Выпускается в белом и бежевом цвете, подходит для печати термотрансфером. Ширина ткани 300 см, плотность 50 г/кв.м.

Сценический линолеум

Такое решение позволяет создать эксклюзивное оформление сценического пространства даже при небольшом бюджете. В этом случае самыми подходящими тканями для изготовления одежды сцены являются габардин, адверта, сатен, атлас и блекаут. Эти ткани также выпускаются негорючими и не требуют дополнительной огнезащитной обработки на протяжении всего срока эксплуатации.

Габардин

Габардина - полиэфирная ткань полотняного переплетения. Материал практически универсальный: его можно использовать для изготовления основного сценического занавеса, арлекина, кулис и падуг, а также для оформления оркестровых ям, изготовления сценических костюмов, рулонных штор, портьер, декораций, чехлов для мебели и различных арт-объектов. Материал очень плотный и прочный, не деформируется и не тянется. Выпускается в широкой цветовой гамме. Идеально подходит для термотрансферной печати. Плотность 125 или 180 г/кв.м, класс огнестойкости М1, ширина 152 или 160 см.


Адверта

Это мягкая ткань сатинового переплетения производится из негорючих полиэфирных волокон, которая подходит для термотрансферной печати. Адверта может использоваться для изготовления занавесов, портьер, декораций и мобильных конструкций. Ткань охраняет свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации, ее можно использовать под прямыми солнечными лучами, стирать без ограничений и каландрировать.Плотность ткани 172 г/кв.м, ширина 160 см.


Сатен

Сатен - это блестящая полиэфирная ткань сатинового переплетения шелковистой структуры, пропитанная негорючим составом. Рекомендуется для производства театральных декораций, портьер, широкоформатных панно, флагов и других элементов одежды сцены. Материал отличается высокой прочностью, не тянется, не деформируется, не дает световых бликов, отлично рассеивает свет и подходит для термотрансферной печати. Плотность ткани 183 г/кв.м (это максимальная плотность для ткани такого вида), ширина 160 см.


Блекаут

Блекаут - это плотная, прочная и долговечная ткань, которая сохраняет свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации. Благодаря особому переплетению нитей и высокой плотности эта ткань обеспечивает до 99% защиты от ярких солнечных лучей и превосходно блокирует интенсивное освещение. Применяется для изготовления занавесов, задников, портьер, кулис, падуг и оформления оркестровых ям.


Подходит для термотрансферной печати: печать можно осуществлять с двух сторон, при этом изображения не будут накладываться друг на друга даже при самом интенсивном освещении. В зависимости от артикула подходит для термотрансферной, ультрафиолетовой или латексной печати. Плотность ткани может быть от 250 до 350 г/кв.м, ширина от 150 до 305 см.

Из чего состоит театральная сцена

Авансцена. Та часть сцены, которая расположена между зрительным залом и занавесом. Именно на ней в драматическом театре проходят те небольшие куски представления, которые нужны для перехода от одной основной картины к другой. В это время за закрытым занавесом меняются декорации и мизансцена.

Обратите внимание на нашу новинку: Stage4 clubWASH WEB 640FC

Арьерсцена. Представляет собой продолжение основной сцены. Одновременно и резервное помещение для хранения декораций и средство, визуально увеличивающее пространство.

Декорация. Создаёт ту обстановку, в которой происходит действие. В современном театре от понятия декорация стали переходить к такому определению, как сценография. Сейчас в театре очень много иносказаний, еле заметных намёков. Для этого используется всё, начиная от реквизита и заканчивая расстановкой актёров в мизансцене. Говорить о роли декораций в образе спектакля уже не принято, именно сценография передаёт всё то, что хотел сказать режиссёр. А декорация представляет собой лишь дополнение, зачастую совсем незначительное.

Задник. Может представлять собой как просто часть одежды сцены, так и живописный фон спектакля. Если задник дополняет собой декорации, на нём может быть соответствующее изображение от внутреннего убранства помещений, до пейзажей. Задник может меняться по ходу представления. В современном театре режиссёры всё чаще уходят от конкретных изображений к более абстрактным, передающим скорее общий дух спектакля, чем иллюстрирующим конкретную сцену.

Занавес. Полог из ткани, разделяющий сцену и зрительный зал. Занавесы могут опускаться на сцену сверху, либо раздвигаться в разные стороны. Также встречаются занавесы, сочетающие в себе возможности обоих типов. У занавеса есть несколько важных ролей:

  1. сокрытие от зрителей мизансцены до начала действия
  2. символ, обозначающий начало действия и его окончания
  3. иногда по решению режиссёра может быть частью сценографии. Такой занавес способствует развитию действия и работает на общую атмосферу спектакля

В больших театрах существуют также такие понятия, как противопожарный занавес и супер-занавес.

Зеркало сцены. Этот термин означает непосредственно то видимое зрителю пространство, в котором происходит сама мизансцена. Фактически зеркалом сцены можно назвать основную сцену.

Колосники. Специальный настил, расположенный непосредственно над сценой. Благодаря им возможен спуск и подъём наверх частей декораций и реквизита. Когда этого требует сценография, именно с колосников могут рассыпать снег и другие элементы бутафории. Эта часть убранства сцены содержит всё то, что помогает вести спектакль, но должно быть незаметно зрителям: театральные прожекторы, дополнительный реквизит, различные атрибуты, которые участвуют в сценографии.

Кольцо-круг. Состоит из двух частей. Первая – сценический круг, также его называют поворотный круг. Интереснейший элемент сцены, расположенный в планшете сценической коробки. Был изобретён в самом начале прошлого века. При помощи людей, двигающих специальный поршень под сценой, круглая часть сцены могла вращаться в нужном режиссёру направлении на уровне пола. Сейчас его движение полностью автоматизировано. Это позволяет создать особую динамику на сцене. Вторая часть – кольцо. Оно может или поворачиваться вместе с кругом или в противодействие ему. Благодаря этим элементам у режиссёра есть возможность организовывать интереснейшую сценографию на своём спектакле.

Кулисы. Та самая часть, которая скрывает от зрителей всё пространство по бокам сцены. Как правило, они состоят из ткани и представляют собой часть одежды сцены. За кулисами стоят актёры, готовящиеся к выходу, декорации, лежит весь необходимый в ближайших сценах реквизит. Могут также входить в сценографию сцены и представлять собой часть декорации по решению режиссёра.

Одежда сцены. По сути это всё тканевое обрамление сцены. Это и кулисы, и задник, и падуга и другие тканевые детали, которые используются для создания сценического пространства. От выбора одежды сцены в очень многом зависит впечатление и от самого театра, и от спектакля. Именно поэтому важно, чтобы одежда сцены была безупречна и выполняла свои функции. Если режиссёр решает включить одежду сцены в сценографию, необходимо следить за тем, чтобы она была выполнена в одной стилистике и никакие детали не выбивались из общего образа.

Падуга. Полосы ткани наверху сцены. Они служат для сокрытия от глаз зрительного зала всего технического оснащения, колосников, фермы для светового оборудования. В зависимости от сценографии могут быть окрашены в неброские цвета, или входить в часть декораций. Например, представлять собой изображение неба.

Планшет. Непосредственно сам пол сцены. Он может представлять собой как цельный идеально гладкий настил, так и сложную механику с кольцом, кругом и частями, которые при необходимости могут подниматься или опускаться под сцену.

Подзор. Это та падуга, которая расположена ближе всего к залу. За ней скрывается первый ряд осветительных приборов.

Портал сцены. Та рама, которая обрамляет зеркало сцены. Портал может быть постоянным. В таком случае имеется ввиду те границы, которые были заложены архитектором. Также бывают временные порталы. Они нужны, если необходимо изменить размер сцены на время спектакля, либо на время мизансцены.

Просцениум. Термин, пришедший к нам из древней Греции. Там так называли непосредственно пространство для игры актёров. В современном театре так называют переднюю часть сцены. По сути может быть синонимом авансцены.

Рампа. Бортик вдоль всей авансцены, прячущий от глаз зрителей освещение. Именно за ней располагаются приборы для освещения сцены с нижнего переднего края.

Софит. (см. Софитный подъем) Сложная конструкция наверху сцены, на которой крепятся все осветительные приборы. Последовательность расположения ламп на софите зависит от сценографии спектакля и задумки режиссёра. Свет, расположенный на софите в стратегических местах и включающийся в нужное время, может сыграть большую роль в атмосфере спектакля.

Штанкет. Необходимая деталь для каждой сцены. На неё крепятся все декорации, которые необходимо поднимать, либо спускать по ходу представления. Представляет собой длинную и прочную алюминиевую ферму на подвесах.

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

Планшет сцены является одной из самой важной составляющей нижней механики, ее видно невооруженным глазом. В зависимости от конструкции планшеты подразделяются на три большие группы: это неразборные планшеты (или глухие), разборные, а также механизированные. В современных сценах зачастую встречаются механизированные планшеты.

Данного рода устройства оснащены специальными поворотными кругами, а также всевозможными подъемно-опускными площадками, кроме того, встречается и другое стационарное оборудование. Все планшеты оборудованы по единому плану, который не зависит от способа его механизации.

В процессе сборки деревянный настил кладут на балки каркаса сцены, которые выполняют перемещающую в пространстве функцию. Сам каркас в своем составе включает множество металлических или же бетонных балок, которые расположены параллельно рампе, начало ведется от красной линии. Расстояние между описанными балками не превышает 1,5 м. Это расстояние как раз необходимо для устройства игрового люка. Затем, сверху несущих балок накладываются подщитовые прокладки, преимущественно деревянные. Они необходимы в качестве опоры для щитов, у которых доски находится в перпендикулярном положении от рампы. Средняя линия привинчена продольными брусками (междущитовыми прокладками). Они необходимы для ограничения щитов, т.е. они, выравнивают щиты в одну линию, также выступают в роли пазов. В основном, планшет сцены производят их высококачественной мелкослойной древесины сосны. На настил сцены накладывают шпунтовые доски, как, собственно, и для обычного пола. Доски между собой проклеиваются водостойким клеем. И до завершающего этапа закрепления досок к низу щита ввинчивают планки, именуемые шпонками. Доски подбирают с таким расчетом, чтобы годовые кольца, расположенные на древесине, находились по разные стороны.

Решающую роль для планшетного настила играет влажность древесины. Уровень влажности не должен быть выше 12 %. Эти меры необходимы для предотвращения коробления планшета, вследствие высыхания дерева. Настил планшета рассчитан на нагрузку около 400 кг на 1 кв.м. Отдельные доски также проходят проверку нагрузок. Современный театр содержит планшетные щиты, собирающиеся из брусков, поставленных друг к другу ребром. В процессе эксплуатации важно обращать внимание на состояние планшета, чтобы он был ровным и без выступающих частей болтов или шурупов.


2.15. ПЛАНШЕТ СЦЕНЫ

2.15.1. Планшет игровой площадки устраивается горизонтальным. В оперно-балетных театрах - либо горизонтальным, либо наклонным с подъемом до 4 см на 1 м в сторону арьерсцены.

2.15.2. Подъемно-отпускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены или эстрады (разность 5 мм).

2.15.3. Настил планшета игровой площадки должен быть из сборных элементов (деревянных щитов) и обеспечивать прочность при приложении нормативной вертикальной нагрузки 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

2.15.4. Щиты должны изготовляться из доброкачественного, хорошо выдержанного мелкослойного соснового дерева, с влажностью не более 15% и толщиной не менее 6 см при ширине 10 - 12 см (палубный брус). Расположение слоев древесины в брусках должно быть вертикальное по отношению к поверхности планшета.

2.15.5. Поверхность планшета должна быть чистой столярной работы. Бруски щитов соединяются между собой на водостойком клее, а с обратной стороны укрепляются двумя накладными поперечными брусками без врезки на шурупах. Головки шурупов, болтов и других деталей крепления настила углубляются не менее чем на 3 мм относительно поверхности планшета. Щели, выбоины, сколы, выступы и др. дефекты в щитах и между щитами не допускаются. Сучки в щитах должны высверливаться, а получившиеся отверстия заделываются деревянными пробками соответствующего диаметра на клее.

2.15.6. Щиты укладываются на деревянные бруски с рейками и прочно закрепляются на несущие строительные конструкции параллельно порталу сцены, эстрады.

2.15.7. Каждый щит следует маркировать, чтобы после снятия с места для монтировки спектакля, концерта уложить щит на свое место.

2.15.8. Планшет игровой площадки на подъемно-отпускных площадках, поворотном круге выполняется сборным щитовым, если это позволяют конструкции технологического оборудования, или дощатым из того же материала.

2.15.9. Планшет игровой площадки после настила и укрепления щитов должен чисто простругиваться. Допускается покраска планшета только водным раствором чистого анилина (без эмульсии для натирки).

2.15.10. Планшет на арьерсцене, карманах и других помещениях сцены, эстрады выполняется дощатым.

2.15.11. Конструкция арены и ее планшета должна обеспечивать прочность от действительной нагрузки (от людей, оборудования), но не менее 1 кН/кв. м. При использовании арен для размещения хора, людей в массовых сценах и т.п. конструкции и планшет должны рассчитываться на нормативную вертикальную нагрузку 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

2.15.12. В процессе эксплуатации сцены, эстрады, арены замена каких-либо деталей настила планшета и несущих его конструкций на детали и конструкции с прочностью меньше расчетных не допускается.

2.15.13. Щели в планшете сцены и эстрады для направляющих портальных и поплановых кулис и других целей должны иметь ширину не более 50 мм и закладываться плотно подогнанными рейками. Рейки с обеих сторон должны иметь двусторонние металлические заплечики, гарантирующие их от прогиба и опускания ниже уровня планшета сцены или поднятия одного из концов вверх. Заплечики не должны выступать за уровень планшета сцены.

2.15.14. Половые щели закладываются специальными рамками с укрепленными на них плотно подогнанными под щели рейками. Рамки запираются из трюма надежными замками, связывающими их с несущими конструкциями сцены. Наличие замков с обеих сторон каждой рамки обязательно. Количество промежуточных замков выбирается из соображений прочности. Замки должны иметь приспособления для регулировки уровня рейки относительно уровня планшета.

2.15.15. Зазор между поворотным кругом, подъемно-опускными площадками, крышек люков-провалов и неподвижной частью сцены не должен превышать 10 мм.

2.15.16. Настил круга, подъемно-опускных площадок и других устройств должен соответствовать уровню неподвижной части планшета.

2.15.17. Перед началом спектакля, концерта сцена должна очищаться пылесосами, пылеуборочными машинами и другими устройствами, а после уборки воздух увлажняется специальными установками, гидропультами и др.

2.15.18. Планшет сцены необходимо мыть теплой водой с мылом, содой или синтетическими моющими средствами не реже одного раза в месяц, в выходной день театра или за 15 - 18 часов до начала спектакля, концерта.

2.15.19. В оперно-балетных театрах, концертных залах перед началом балетного спектакля или отдельного акта, в котором исполняются танцевальные номера, планшет или площадка для танцев протирается влажной тряпкой с таким расчетом, чтобы к началу танца пол был сухим.

2.15.20. Перед исполнением танцев планшет сцены посыпается мелко истолченной канифолью. За кулисами с правой и левой стороны в определенном месте в специальных лотках должна находиться мелко истолченная канифоль для индивидуальной обработки обуви перед танцами.

Читайте также: