Электоральная география это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Электоральная география имеет важное прикладное значение. Результаты электорально-географических исследований имеют огромную ценность при планировании избирательных кампаний, выработке политических стратегий. Каждая политическая партия, каждый кандидат в депутаты или президенты должен, планируя свою политическую деятельность и тем более готовясь к избирательной кампании, представлять свои шансы в разных районах страны, знать, где необходима активная работа с избирателями. Важной частью избирательной кампании является ее региональное планирование.

Одна из главнейших проблем любой избирательной кампании - эффективное распределение ограниченных ресурсов по территории. С помощью электорально-географического анализа определяется региональная стратегия избирательной кампании. Ее отправной точкой является оценка важности регионов для избирательной кампании данной партии. Для этого проводится ранжирование регионов по их электоральным весам, определяются группы значимых и менее значимых территорий. Одновременно на основе анализа электоральной статистики (который желательно сопроводить социологическим опросом) определяется уровень благоприятности территорий для данной партии.

Проведя ранжирование территорий по электоральному весу и благоприятности, можно выделить ключевые регионы избирательной кампании, которым необходимо уделить особое внимание. В группу ключевых регионов обычно включаются территории, в которых сосредоточено наибольшее число потенциальных избирателей данной партии. Эти территории не обязательно относятся к разряду самых благоприятных (очень благоприятными регионами с мизерным числом избирателей можно пренебречь, а вот крупные регионы бросать на произвол судьбы нельзя ни в коем случае).

Каждая партия, каждый кандидат имеют свой электорально-географический “портрет”. Есть типы районов, в которых они пользуются устойчивой поддержкой, и типы районов, в которых они всегда проигрывают, есть заведомо благоприятные и заведомо неблагоприятные территории. Поэтому спрогнозировать географию голосования обычно не так уж и сложно, если только речь не идет о “новичке” (но и в случае с “новичком” можно “нащупать” благоприятные для него территории, проанализировав его имидж и организационные возможности). При разработке региональной стратегии кампании обязательно делается прогноз географии голосования за данную партию и ее соперников.

Региональная стратегия избирательной кампании предполагает деление территорий на несколько групп в зависимости от целей кампании. Во-первых, есть изначально благоприятные регионы, в которых нужно работать на удержание своего электората, его активную мобилизацию, сохранение своих позиций. Эти регионы определяются по итогам прошлых голосований за данную партию.

Во-вторых, существуют потенциально перспективные регионы, в которых есть возможность привлечь значительное число избирателей. Здесь проводится работа по перехвату избирателей других партий, которые при определенных обстоятельствах способны проголосовать за данную партию. Например, электорат “родственных” партий может считаться потенциальным электоратом данной партии. В районах, где успеха добиваются партии, у которых реально можно “отнять” избирателей, проводится специальная агитационная кампания, демонстрирующая близость программы данной партии к той, которая добилась здесь успеха в прошлом, и преимущества данной партии и ее лидеров.

Возможности приращения электората могут определяться и с помощью статистического анализа, который позволяет выделить территории, в которых имеет место недобор электората. Затем с помощью полевых исследований нужно определить, почему происходит недобор электората, и как его преодолеть. Потенциально перспективным районам во время кампании уделяется самое большое внимание, поскольку именно от работы с этими “колеблющимися” территориями зависит успех данной партии.

В-третьих, определяются слабые места данной партии - территории, в которых участие в выборах всегда приводило к поражениям. Если в эту группу попадают электорально значимые регионы, то необходимо проанализировать возможности усиления своих позиций, определить проблемы, которые волнуют местных избирателей, возможности преодоления негативного отношения избирателей к данной партии. Однако чаще всего переломить ситуацию в заведомо проигрышных регионах не удается, и все попытки, как показывает опыт прошлых выборов, оказываются безрезультатными (например, работа Б.Ельцина в “красном поясе” или Г.Зюганова на Урале). Поэтому тратить силы на слабые места целесообразно только при наличии реальной возможности изменить положение к лучшему, доказанной с помощью социологических методов.

Таким образом, возможны три электорально-географических стратегии - мобилизации, перехвата и работы в слабых местах, каждая из которых должна быть привязана к определенным с высокой точностью территориям.

Региональная стратегия избирательной кампании на выходе имеет:

а) оценку необходимой интенсивности работы в различных районах;

б) сценарии ведения кампании в различных районах (имидж, темы и ключевые проблемы кампании, методы агитации).

Политическая реклама не может не быть территориально дифференцированной, поскольку к разным электоральным культурам нужен свой подход. В одних районах потребуется активная реклама “позитивной” программы партии или кандидата, в других особое внимание уделяется контрагитации против конкурентов. Избирательная кампания обязательно адаптируется к местным электоральным культурам, их ценностным ориентациям, запросам и проблемам, любимым и запретным темам.

Важной частью избирательной кампании является работа кандидата или партийных лидеров в регионах. Составление действительно эффективного графика агитационных поездок возможно только на основе электорально-географического анализа, иначе он теряет смысл. Должны быть четко определены:

а) регионы, в которых действительно необходимо личное присутствие кандидата;

б) последовательность поездок (обычно на первом этапе “закрываются” регионы, составляющие электорально-географическое ядро кандидата, на втором эатпе ведется работа с потенциально перспективными регионами, ближе к концу кампании особое внимание уделяется регионам с самым большим электоральным весом);

в) цель поездки в каждый регион (темы выступлений, методы агитации и т.п.).

Кроме того, принципиально важен правильный отбор мест для тематических заявлений, которые должны прозвучать на всю страну.

При подготовке парламентских выборов с помощью электоральной географии решаются еще и такие вопросы, как:

а) оценка шансов кандидатов в одномандатных округах;

б) распределение регионов между партийными лидерами в качестве “зон ответственности”;

в) определение региональных групп в партийном списке.

Пока далеко не во всех избирательных кампаниях проводится разработка региональных стратегий. Это существенно снижает эффективность кампаний, поскольку менеджеры и кандидаты не “видят” территорию, не понимают, где и какие они имеют перспективы, где и как себя нужно вести. Но постепенно к нашим политикам и политическим технологам приходит понимание того, что избирательная кампания обязательно должна быть территориально дифференцированной. Поэтому востребованность электоральной географии постоянно растет.

Контрольные вопросы

1. Опишите структуру электоральной географии как науки.

2. Какие методы исследований использует электоральная география?

3. Назовите географические факторы голосований.

4. Каковы факторы формирования электоральной карты России?

5. Какие электорально-географические изменения происходили в России за время демократических выборов?

6. Опишите основные особенности электоральной карты России и российских региональных политических культур.

7. В чем специфика электоральной микрогеографии?

8. Какое прикладное значение имеет электоральная география?

Основная литература

1. Весна 89: География и анатомия парламентских выборов. М., Прогресс, 1990.

2. Зубов А.Б., Колосов В.А. Что ищет Россия? (ценностные ориентации российских избирателей 12 декабря 1993 г.) // Полис, 1994, №1, с. 93-112.

3. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис, 1996, №4, с. 33-46.

4. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Выборы в Государственную думу 1995 года: борьба в одномандатных округах // Власть, 1996, №5, с. 26-35.

5. Россия на выборах: уроки и перспективы. Политгеографический анализ. М., ЦПТ, 1995.

6. Туровский Р.Ф. Политическое расслоение российских регионов (история и факторы формирования) // Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. Круглый стол бизнеса России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Серия: политология. Выпуск 3’96 (17), с. 37-52 (раздел V).

Дополнительная литература

1. Аксенов К.Э., Капралов Е.Г. География голосования в городах США: опыт микрополитико-географического анализа // Политическая география и современность: региональные и прикладные аспекты. СПб, 1991.

2. Анализ тенденций развития регионов России в 1991-96 гг. Политические ориентации населения регионов России. Программа ЕС “Тасис”. М., 1997.

3. Бабурин В.Л., Березкин А.В., Сидорова Е.В. Опыт географического анализа некоторых результатов выборов на Съезд народных депутатов СССР // Вестник Московского университета. Сер. 5, География. 1990, №2, с. 21-27.

4. Березкин А.В., Колосов В.А., Павловская М.Э., Петров Н.В., Смирнягин Л.В. География выборов народных депутатов СССР в 1989 г. (первые итоги) // Известия АН СССР. Серия географическая, 1989, №5.

5. Бузин А.Ю. Влияние социально-экономического развития регионов на итоги выборов в Государственную Думу Федерального Собрания второго созыва // Полис, 1996, №1.

6. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М., Весь Мир, 1996.

7. Выборы президента Российской Федерации. 1996. Электоральная статистика. М., Весь Мир, 1996.

8. Гиппельсон В., Чугров С. Модели электорального поведения российских регионов (Опыт многомерного статистического анализа итогов выборов 12 декабря 1993 г.) // Мировая экономика и международные отношения, 1995, №4, с. 22-32.

9. Журавлев А.Н. Политическая хроногеография: теория и практика // Региональная политика, 1994, №6, с. 71-85.

10. Колосов В.А. Политические ориентации российских регионов: произошел ли в декабре 1995 г. “обвал”? (Анализ голосования по партийным спискам) // Полис, 1996, №1, с. 91-102.

11. Колосов В.А. Москва: новые функции, социально-политическая поляризация и территориальная структура // Известия РАН. Серия географическая, 1996, №5.

12. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Партии в регионах России: география голосований, результаты и возможности // Вестник Московской школы политических исследований, 1995, №2, с. 125-148.

13. Петров Н.В. Демография и выборы // Население и общество, 1995, №4.

14. Петров Н.В. Города и российский электоральный ландшафт // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997, с. 63-66.

15. Смирнягин Л.В. Территориальная организация общества и выборы // Территориальная организация общества и проблемы межнациональных отношений. Материалы к съезду Географического общества СССР. Л., 1990, с. 144-146.

16. Чугров С. Электоральное поведение российских регионов. (Статистический анализ выборов 17 декабря 1995 г.) // Мировая экономика и международные отношения, 1996, №6, с. 27-39.

17. Agnew J. Place and Politics. The Geographical Mediation of State and Society. Boston, Allen&Unwin, 1987.

18. Easton D. A System Analysis of Political Life. New York, Wiley, 1965.

19. Gudgin G., Taylor P. Seats, Votes and the Spatial Organisation of Elections. London, Pion, 1979.

20. Morrill R.L. Political Redistricting and Geographic Theory. Washington, D.C., Resourse Publications in Geography, Association of American Geographers, 1981.

21. Rokkan S. Citizens, Elections, Parties. New York, McKay, 1970.

22. Siegfried A. Tableau Politique de la France de l'Ouest. Paris, Colin, 1913.

23. Taylor P.J., Johnston R.J. Geography of Elections. London, Penguin, 1979.

24. Taylor P. J. Political geography. World-economy, nation-state and locality. London, Longman, 1989.

является одним из традиционных направлений политической географии, изучает региональные политические особенности на основе анализа электорального поведения населения во время парламентских, президентских и местных выборов.

направление науки, сформировавшееся на стыке географии и политологии. Предметом ее изучения являются территориальные закономерности и особенности избирательного процесса, выборов и их результатов. Одна из главных задач Г.э. - сравнение, объяснение и прогнозирование результатов выборов на разных территориях. Результаты выборов в РФ 90-х гг. показали, что в стране существуют территории с устойчивыми политическими предпочтениями, где на федеральных выборах определенные политические силы всякий раз получают голосов больше (или меньше), чем в среднем по стране. Напр., в Москве и Санкт-Петербурге доля голосов, поданных в поддержку "реформаторских" кандидатов и избирательных объединений, обычно бывает значительно выше, чем в др. субъектах РФ, а в расположенных в Черноземной зоне областях (Белгородской, Курской и др.) электорат также стабильно поддерживает "левоконсервативные" силы.

(electoral geography) Термин, относящийся к географии выборов, избирательных систем и пропорциональному распределению (apportionment). Возникла как самостоятельная вспомогательная дисциплина во Франции благодаря Андре Зигфриду (Siegfried), установившему взаимосвязь между природными особенностями и результатами голосования в западной части страны. Методы экологической ассоциации (ecological association) Зигфрида были взяты на вооружение другими исследователями. Особенно следует выделить В.О. Ки-младшего (Key), применившего их к южным штатам США, и Хенри Пеллинга, исследовавшего периоды правления Виктории и Эдуарда (в Британии). Но в 1960-х гг., когда были разработаны методики, основанные на глубоком анализе обстановки и явившиеся чем-то вроде реакции на вероятность "ложного экологического аргумента" (см. экологическая ассоциация), они потеряли актуальность. Однако сегодня старые, но базирующиеся на более совершенной технологии подходы постепенно возрождаются. География избирательных систем изучается широко, но непоследовательно. Избирательные системы, основанные на принципе простого большинства голосов (plurality electoral systems), благоприятствуют небольшим локальным партиям и крупным партиям, охватывающим большие территории, но не благоприятствуют небольшим партиям, охватывающим большие территории, и крупным локальным партиям. Отнесение партии к категории "небольших" или "крупных" зависит от критического уровня поддержки, в трехпартийной системе этот "порог" составляет примерно треть голосов, в четырехпартийной – одну четверть и т.д. Аналогичные явления можно наблюдать в любой другой избирательной системе, за исключением самой пропорциональной из возможных. География пропорционального распределения изучает распределение мест как между территориальными единицами (штаты, многомандатные округа или графства), так и внутри них. Первое порождает проблему распределения целого числа мест, когда точная пропорция дает дробный результат. Второе – проблему предвыборных махинаций (gerrymandering) и расчетов, препятствующих оптимальной разбивке территории на избирательные округа.

Все социальные процессы развиваются в пространстве неравномерно. Исключений нет- возьмите любое социальное явление и вы убедитесь, что оно всегда имеет географию. Электоральная география изучает пространственные закономерности результатов выборов.

Электоральная география является составной частью политической географии, науки, которая изучает все политические процессы в пространстве. Однако, результаты выборов это лишь закономерный результат многочисленных социальных, экономических и политических процессов. Изучение географии выборов без знания того, что стоит за этими результатами, какие политические процессы привели к ним, что они означают, бессмысленно. Также бесмысленно изучение географии выборов без всесторонних знаний социально-экономической географии той территории, на которой эти выборы проходят. Поэтому электоральная география в исключительной степени комплексная наука: она не может жить без наук, которые ее составляют. Прежде всего речь идет, разумеется, о политической науке и географии. Однако, история, экономика, социология так же играют важнейшую роль.

Еще с раннего детства я интересовался географией. Еще в начальных классах школы, даже когда у нас еще не было географии, я проводил часы листая атласы и географические справочники и книги. Еще будучи ребенком я знал практически все столицы государств и множество других крупных городов, мог их легко показать на карте. В моей гипертрофированной детской памяти навсегда остались многочисленные цифры всевозможной географической стастистики. Помимо этого, я живо интересовался российской политикой и в газетах и журналах читал почти исключительно статьи о политике и старался не пропускать политических передач на телевидении. Так что мое увлечение электоральной географией было совершенно естественным.

Я заинтересовался географией выборов когда мне было13-14 лет. Тогда в апреле 1993 года в России проходил референдум о доверии первому президенту России Ельцину. За доверие высказалось 58% проголосовавших, и Ельцин референдум выиграл. Однако, в моей Смоленской области, Ельцин референдум проиграл. Тогда меня заинтересовал этот факт: почему же одни регионы проголосовали за Ельцина, а другие против? Я стал разбираться и чем больше информации я получал, тем более четкая картина электоральных предпочтений в России вырисовывалась передо мной.

Разумеется, я стал интересоваваться и географией выборов в других странах. Мой интерес не пропал и когда я переехал жить в США. В получении электоральной стастистики мне помогло развитие интернета. У меня скопилось столько интересного материала по электоральной географии, что идея создать сайт о ней зародилась давно. В 2003 году я создал сайт об электоральной географии России на русском языке. Но всегда хотел создать серьезный англо- и русскоязычный сайт об электоральной географии мира. Теперь в марте 2006 года наконец я это сделал. Насколько мне известно, это первый серьезный сайт об электоральной географии в мире.

На сайте я уже разместил мегабайты электоральной стастистики и карт и это только начало. Однако, я буду еще более благодарен, если Вы сможете прислать мне любую интересную электоральную стастистику или карты, особенно если Вы не живете в стране, языком которой я не владею, что может затруднять мне поиск электоральной статистики.

Алексей Сидоренко (веб-дизайн) :

Моё знакомство с электоральной географией началось в 2003-м году в связи с анализом географии протестного голосования и неявки на выборы (курсовая работа, научный руководитель — Ростислав Туровский). В 2004-м знакомство продолжилось анализом голосования в Западном Административном Округе г. Москвы. В 2005-м под моей редакцией вышла небольшая студенческая монография, посвящённая исследованиям по электоральной географии на географическом факультете МГУ.

В мае 2006 года я предложил помочь Александру Кирееву технически поддерживать данный сайт, чтобы визуальная форма ресурса стала адекватна сути предлагаемого материала. Насколько это удалось — судить вам. Мы с Александром будем рады любой обратной связи. Просьба направлять её по этому адресу: [email protected]

Электоральная география позволяет доказать очень важную вещь — само пространство подталкивает людей к выбору демократических форм правления. Территория любой страны разнородна, а следовательно разнородны интересы и мотивы людей, на этой территории проживающих. Эффективное долгосрочное развитие возможно только при консенсусе разнородных интересов. Достижение консесуса — прямое дело выборов. Именно этот факт, доказываемый средствами электоральной географии с каждыми новыми выборами, заставляет верить в последовательное отступление тоталитаризма на планете.

Гаэл Л’Хэрмин (карты)

Электоральная география это не просто карты и статистика, это так же социо-политический анализ электоральных тенденций в 192 странах мира. Это именно то, что интересует меня в электоральной географии.

Еще будучи ребенком, я всегда интересовался картами и географией. Я знал столицы большинства стран мира и меня всегда хотел узнавать больше о странах. Я всегда с большим интересом разговаривал с людьми из разных стрнаха. Мой переезд в Саудовскую Аравсию в 1996 году дал мне возможность встретить людей более чем 60 национальностей и познать ценность других культур.

Однако, как это не удивительно, мой интерес к политике прижился достаточно поздно. Я с трудом помню президентские выборы в США 2004 года, но я был в Канаде во время общенациональных выборов и я помню как зашел в место для голосования и я был захвачен зрелищем многочисленных предвыборных плакатов, висящих повсеместно. После этого во время общефедеральных выборов в Канаде 2006 года я был очень заинтересован результатами и днями изучал статистику по округам. И хотя моему глубокому интересу к электоральной географии еще нет и года, я очень интересуюсь электоральными картами. Я изучал провинциальные выборы в Квебеке 2007 года и широко освещаемые в прессе французские президентские выборы 2007 года. В апреле 2007 г. запустил свой собственный сайт с картами франзцуских выборов и выборов в других странах мира. С тех пор я занимаюсь электоральными картами каждый день. Технические проблемы с моим сайтом в июле 2007 г. заставили меня стать членом команды “Электоральной географии”.

Мой главный интерес, конечно же, Франция и Канада, однако, я с удовольствием делаю и карты других стран для того, чтобы наблюдать за электоральными тенденциями и наглядно видеть тренды от выборов к выборам.

§ 5. ГЕОПОЛИТИКА, МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК


Геополитика, место в системе наук. Одним из основных направлений политической географии является геополитика. Геополитика появилась в результате анализа международных отношений с использованием географических знаний на рубеже XIX–XX вв.

Одно из первых определений, данное в переводе с греческого языка, характеризовало геополитику как науку о географической обусловленности различных политических процессов.


Геополитика — раздел политической географии, который изучает географические отношения между центрами политической силы в мире и зависимость внешней и внутренней политики государств и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экономических, экологических факторов и политико-географического положения страны.

Объектом геополитики как науки являются планетарное пространство с государствами, их границами и ресурсами, а также геополитические процессы и явления в мировом сообществе и во времени. Предметом геополитики выступают взаимоотношения между геополитическими субъектами (рис. 30) при решении мировых и региональных проблем.


Основными понятиями в геополитике выступают пространство, баланс сил, интересы и экспансия. Каждое понятие позволяет оценить государство по различным признакам (рис. 31).

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Электоральная география является филиалом географии , особенно в политической географии , изучающей результаты выборов данного региона с точки зрения их пространственного распределения.

Резюме

Электоральная география во Франции

Эволюция

В XXI - м века , география изменилась: мы больше не голосовать по социальному статусу, работе и религиозной практике , но в городском градиенту (расстояние до места жительства избирателей в крупных городских центрах). Под воздействием роста цен на недвижимость в центрах городов в основном проживает интеллектуальная буржуазия бобо , голосующих за традиционные парламентские партии , промышленные и рабочие пригороды как "усреднены", так и упорядочены таким образом. . так что более скромные категории, голосующие за экстремистские партии, в основном населяют отдаленные пригороды с разрозненным населением. Тем не менее, этот пространственный тезис о городском градиенте сам по себе является редуктивным, поскольку он не принимает во внимание интеграцию жителей в социальные коллективы, этапы заселения муниципалитетов и т. Д.

Приближаясь или в конце каждого голосования, в частности после президентских выборов , проводятся многочисленные анализы голосования в зависимости от географического района, связанные с социологическим анализом населения Франции.

Электоральная география и социология

В некоторых городах, таких как Париж, жилищная политика, создание социального жилья в богатых кварталах левыми муниципалитетами, направленное на социальное разнообразие , иногда подвергается критике со стороны оппозиционных политиков, которые видят в этом попытку согласовать результаты выборов путем содействия интеграции в секторы, традиционно голосующие за правые, население с большей вероятностью голосует за левых.

Электоральная типология Франции

Очень схематично Франция разделена вдоль оси Кан - Монпелье, к востоку от которой правая преобладает, а к западу от которой, как правило, впереди идут левые. Тем не менее, эта оценка должна быть уточнена: существуют многие местные особенности (особенно между городом и деревней); это соотношение колеблется в зависимости от размера бюллетеня (местного или общенационального); наконец, эта ситуация не зафиксирована: Великий Запад Франции все больше склоняется влево по сравнению с Пятой республикой , в то время как средиземноморское побережье голосует все больше и больше вправо. Центральный массив , то французская Ривьера , то шампанское есть в начале XXI - го века основные исторические твердыни правого правительства. Великая французская Юго-Запад (Аквитания, Пуату-Шарант, и особенно Юг-Пиренеи и Лимузен) является бастионом левых социалистов.

Центристское голосование традиционно высоко в христианских регионах ( Беарн и Страна Басков , где с 1990-х гг. Оно усилилось благодаря присутствию Франсуа Байру , политика национального уровня; Эльзас , Пуату , Пэи-де-ла-Луар ).

Голосование Национального фронта имеет важное значение к востоку от линии Гавр - Сент-Этьен - Каркассон , с крупными прорывами на Лазурном берегу , в Провансе , в Руссильоне , на севере и в Эльзасе . Он находится в Прованс-Альпы-Лазурный берег , что FN зафиксировал свои основные успехи.

Коммунистические голоса исторически сильны в рабочих пригородах (см. Красный пояс ) и промышленных деревнях. В более общем плане, голосование крайне левых и радикальных левых не является географически наиболее закрепленным: в дополнение к социально идентифицированным секторам (даже если эта взаимосвязь между рабочими и коммунистическими или радикальными голосами исчезает с деиндустриализацией Франции), это явно структурирована вокруг знаковых и местных личностей (например, Жан-Люк Меланшон , Андре Шассень ). Некоторые сельские районы, такие как Лимузен , переживают прорыв в результате этого голосования.

Анализируя результаты выборов с 2002 по 2008 год, Жан-Бенуа Бурон в 2010 году составил карту электоральной типологии французской территории.

Читайте также: