Экзистенциальное направление в консультировании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экзистенциальная психотерапия.
Чтобы претендовать на то, что являешься способным менять философию человека, давать ей форму, основу – нужно быть очень непростым человеком.

Возможно ли, уважаемый читатель, поменять человека, существенно изменить его жизненный взгляды? – Возможно.

Вопрос в поиске специалиста способного на это.

Вопрос в том, что на какие именно взгляды менять то, что есть на сегодняшний день.

По-сути любая религия представляет собой нечто похожее:
Система ценностей, взглядов, оценок, вкусов, отношений.
Экзистенциальная психотерапия представляет навязывание подобного.

Где-то научат верить во что-то большее, дадут свод правил, будет регламент.
Где-то научат же размышлять своей головой, быть автономным.

Экзистенциальное направление имеет долгую историю развития: люди всегда задавались вечными вопросами жизни, смерти, свободы и смысла, пытались найти на них ответы. Психотерапевты взяли за основу глубокие философские учения и применили их в психологической практике для разрешения жизненных трудностей пациентов. Так появился подход, способный составить достойную конкуренцию даже психоанализу. Причем не только конкуренцию, но и симбиоз, ведь экзистенциальную психотерапию можно и даже нужно использовать в комплексе с другими подходами.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Экзистенциальная психология:

Это одно из гуманистических направлений в психологии. В его основе лежит философия экзистенциализма, приверженцами которой являлись не только философы (Сократ, Кьеркегор), но и многие писатели, причем как зарубежные (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Франц Кафка), так и отечественные (Фёдор Достоевский, Лев Толстой).

Людвиг Бинсвангер – швейцарский психиатр, психолог и философ. Он был учеником двух знаковых личностей – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, восхищался концепциями Мартина Хайдеггера и Эдмунда Гуссерля. Получив представление о психоанализе, Людвиг Бинсвангер сделал попытку переосмыслить этот подход и привнести в него идеи и мировоззрение философов.

Основоположник:

Основная идея:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Экзистенциальная терапия представляет собой одно из направлений психотерапии, однако считать ее обособленным методом будет ошибкой. Ролло Мэй, американский психолог и психотерапевт, писал о том, что у данного направления нет принципиальных отличий от других видов терапии. Экзистенциальная терапия акцентирует внимание на определенном уровне бытия человека и не является альтернативой к другим подходам, а представляет собой скорее дополнение к ним, надстройку. Её ключевыми понятиями являются время и свобода, наличие или отсутствие смысла существования. Поднимаются такие темы, как: выбор и умение взять за него ответственность; любовь, причастность к другим и одиночество; смерть как неотъемлемая часть жизни.

Большинство людей не имеют полного контакта со своей экзистенцией (существованием), живут привычными шаблонами, не воспринимают образ жизни как следствие собственных решений. Терапия помогает восстановить утраченный контакт, увидеть свободу там, где раньше были обстоятельства, полнее проживать собственную жизнь и стать автором своей судьбы.

Такие сильные изменения в восприятии мира и своего места в нем возможны за счет обращения к внутренним ресурсам клиента, обретению новых смыслов, принятии ответственности и развитию творческого подхода к жизни.

Задачи экзистенциальной психотерапии:

— Осмысление клиентом своего существования

— Переосмысление ценностей и осознанный выбор приоритетов

— Понимание своего места в мире, обретение смыслов

— Принятие ответственности за свои выборы и решения

—Обретение подлинной свободы

— Изменение своего жизненного пути в соответствии со своими ценностями

Разумеется, для выполнения данных задач необходима внутренняя готовность клиента, много времени и других ресурсов, глубокое погружение в процесс терапии как пациента, так и психотерапевта.

Пациенты, проходящие экзистенциальную терапию, постепенно снимают с себя ненужные запреты и ограничения, начинают чувствовать большую свободу, которая, несомненно, ведет к большей ответственности. Они могут более честно и открыто смотреть на свои особенности, недостатки и ограничения, вследствие чего у них появляется больше реальных возможностей.

Опираясь на свои ценности, смыслы и ограничения, пациенты постепенно приближаются к своей аутентичности (подлинности) и могут делать выборы, которые уже не являются навязанными извне, а действительно соответствуют их сущности. Это позволяет наиболее полно реализовать заложенный в человеческом существе потенциал, который часто теряется или скрывается из-за страха перед обществом, ответственностью, самой жизнью.

Выбирая путь реализации своих глубинный потенций, человек идет на риск. Но без риска, без понимания себя, игнорируя неприглядные данности жизни, невозможно обрести подлинную свободу. Ролло Мэй писал о том, что большую часть жизни мы находимся в состоянии полусна, дреме. В таком контексте экзистенциальное переосмысление своей жизни является подлинным пробуждением.

Если вы хотите изменить свою жизнь или некоторые ее аспекты и чувствуете в себе готовность к этому, вы можете начать процесс собственной психотерапии прямо сейчас:

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Характерные черты экзистенциального подхода:

Психотерапевты, придерживающиеся экзистенциального направления, используют большое количество разнообразных техник, которые могут быть взяты также из других подходов. Наличие обширного инструментария необходимо для того, чтобы психотерапевт мог подбирать практики и упражнения, которые помогут наилучшим образом выявить особенности существования каждого конкретного пациента в конкретный момент его личной истории.

В экзистенциальной терапии используются механизмы, обозначенные психоанализом, а именно: сопротивление, вытеснение, перенос и контрперенос. Однако акцент остается на исследовании способа существования пациента и данные психические процессы исследуются именно в этом контексте.

Значимым отличием от ортодоксального психоанализа является то, что пациент рассматривается не как объект, над которым необходимо совершить правильное воздействие, а как активный субъект собственной жизни, требующий понимания.

Также важным обретением для пациента становится установка на принятие обязательств за свою свободу, решения и самореализацию. Перед человеком ежедневно возникает необходимость совершить выбор: делать что-либо или не делать. Существует два варианта обхождения с ответственностью перед этим выбором: уклонение от ответственности и обвинение других, либо ее аутентичное принятие. Во втором случае ответственность принимает форму принятия обязательств перед самим собой и своим существованием.

В настоящее время нет единой теории экзистенциальной психологии. В данном разделе будут указаны только некоторые ее положения. Так же, как и представители гуманистической психологии (например, К. Роджерс), экзистенциалисты имеют дело с феноменологическим полем человека. Наиболее важной частью человеческого психического опыта является субъективная реальность, которую переживает человек в своем сознании, в котором присутствуют воспринимаемые объекты, образы, чувства, мысли, убеждения. В этой субъективной картине мира экзистенциалистов интересует индивидуальность переживания этого мира в сознании человека.

Источниками экзистенциально-гуманистического консультирования являются идеи экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю), а также феноменологическая теория личности и концепция клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса.

Основная идея теории личности К. Роджерса состоит в том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Для индивида реально то, что существует в пределах его внутренней системы координат, включая все осознаваемое в любой данный момент времени. Субъективное восприятие и переживание образуют основу для действий человека.

Каждый человек интерпретирует реальность в соответствие со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир полностью доступен только ему самому (так, два человека, наблюдавших одно и то же явление, будут рассказывать о нем по-разному).

Другой важный постулат теории К. Роджерса состоит в признании в качестве ведущей для каждого человека потребности в позитивном внимании. Эта потребность, по мнению К. Роджерса, универсальна, устойчива, появляется в младенческом возрасте и сопровождает человека всю жизнь. Фрустрация этой потребности, особенно, если она имеет место в раннем детстве, ведет к нарастанию тревоги, отчуждению от других людей, дезадаптивным расстройствам. Исходя из этого, К. Роджерс предположил, что оказание психологической помощи клиенту возможно только посредством недирективных методов.

Это объясняется, во-первых, тем, что любой клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Во-вторых, только атмосфера безусловного позитивного принятия со стороны консультанта, безоценочного отношения к клиенту, дает возможность последнему погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека, что, в конечном итоге, ведет к преодолению чувства отчужденности, осознанию и реализации личностного потенциала.

Клиент-центрированный подход К. Роджерса стал основой для разработки многочисленных психотерапевтических стратегий, образующих экзистенциальное направление в психотерапии и психологическом консультировании (Р. Мэй, И. Ялом, Д. Бьюдженталь и др.).

Основная цель экзистенциально-ориентированного консультирования – помочь клиенту обрести и осознать смысл, который он хочет придать своей жизни, осознать личностную свободу и ответственность, актуализировать его личностный ресурс, почувствовать себя "имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность". Задачи консультирования:

- содействовать пониманию клиентом его собственных возможностей и его свободы как личности;

ормировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он в состоянии помочь себе сам;

- идентифицировать факторы, блокирующие свободу клиента и способствовать их преодолению или изменению;

- побуждать клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит.

Круг проблем, рассматриваемых в области экзистенциального консультирования: чувство одиночества; чувство вины; непонимание или утрата смысла жизни; страх смерти; переживание потери; чувства тоски и тревоги; депрессия.

Особенности отношений консультант-клиент. Отношение между консультантом и клиентом понимается взаимодействие двух равноправных людей. Консультант стремится понимать и воспринимать клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности, полностью присутствовать в процессе консультирования, завязать с клиентом аутентичную связь.

При этом консультант должен уметь совмещать в себе понимание клиента и способность к конфронтации с ним в случае противоречия в его поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. Клиент, контактируя с консультантом, раскрывает ему свою уникальность. Консультант поощряет в клиенте открытость и спонтанную активность, способность реагировать на глубинный интерес к самому себе.

Важное место во взаимоотношениях консультант-клиент занимает разграничение ответственности обеих сторон: консультант отвечает за организацию консультативного процесса и свой профессионализм, но не дает клиенту советов и не принимает решения за него, клиент сам отвечает за свой выбор и свои решения.

Основные методы воздействия экзистенциального консультирования. Основной метод данного типа консультирования - диалогмежду консультантом и клиентом. Консультант использует такие приемы, как вопросы, отражение содержания, отражение чувств, конфронтация; использование интерпретаций допускается только в редких случаях, так они могут снимать с клиента ответственность за объяснение его поведения, в связи с этим консультант, в большинстве случаев, побуждает самого клиента интерпретировать личный опыт.

3. Постмодернистское направление консультирования.

Нарративная ("повествовательная" от англ. 'narrative' - история, повествование) терапия – это увлекательное и динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования, основывающееся на идее о том,что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия. Нарративный подход в психотерапии появился в 80-х годах 20 века, когда австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон опубликовали книгу "Narrative means to therapeutic ends". С тех пор он стал известен профессионалам в разных странах мира, а с 2000 года развивается и в России. Этот подход основывается на представлении о том, что мы осмысливаем и строим жизнь на основе историй, которые рассказываем друг другу и самим себе. Личные нарративы вписываются в контекст широких историй нашей культуры. Люди, приходящие на терапию, часто находятся во власти социальных стереотипов, которые создают проблемы и закрывают возможности для их решения. Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма.

· Однолинейность, одновариантность развития мира.

· Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.

· Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм.

· Безоговорочная вера в прогресс

· Вера в познаваемость мира, во всесилие науки.

· Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки.

· Идея единой культуры общества

· Массовое производство одинаковых вещей

· Производство - базис общества

· Основа экономики - национальный рынок

· Потребление - это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека.

- Многовариантность развития мира.

- Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества.

- Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света, истории и т.д. З.Бауман: "Потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего" (1994: 74).

- Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса. З.Бауман: "Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим" (1994:73).

- Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.

- Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.

З.Бауман: "Не то или иное конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая. " (1994: 74).

- Идея фрагментарности культуры

- Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами

- Общество постмодерна - это общество потребления

- Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.

- Возникновение гиперреальности (Thomas: 55). По всему миру возникают участки иной культурной реальности. Например, "Дисней-ленды", "Макдональдсы", китайские, французские, итальянские и т.п. рестораны.

- В обществе постмодерна потребление - это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. Подразумевается, что человек проявляет избирательность по отношению к социальным конструктам, принимая одни, и отвергая другие. Социальные конструкты, в свою очередь, не являются законами ниспосланными свыше или законами природы. Однако, подобный подход, обычно, не предполагает радикального антидетерминизма.

Социальный конструкционизм диалектически противопоставляется эссенциализму — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

4. Интеграция подходов и методов.

Одновременно с тем, как происходит разветвление и дифференциация различных психологических теорий и методик психологического воздействия, начинает активизироваться также и движение к интеграции в консультировании и психотерапии, движение к синтезу психологического знания. По мнению Джудит Тодд и Артура К. Богарта (2001), теоретически существуют три основных подхода к интеграции.

Первый – принцип общих факторов – заключается в поиске общих черт, имеющихся практически во всех психотерапевтических подходах. Так, например, предполагается, что все виды терапии внушают клиенту надежду, сообщают ему информацию, формируют у него навыки эффективного общения, а все хорошие психотерапевты обладают такими психологическими особенностями, как теплота и эмпатия.

Третий подход – теоретическая интеграция – заключается в комбинировании теорий. Примером в данном случае является попытка Долларда и Миллера (Dollard, Miller, 1950) преобразования психоанализа в рамках теории научения. Некоторые теоретики интеграции пытаются решить трудную задачу по разработке новой, всеобъемлющей теории, которая смогла бы объединить и заменить собой все другие психотерапевтические теории (Тодд Дж., Богарт А.К., 2001).

По нашему мнению, возможен и четвертый вариант: интеграция может быть осуществлена на основе сходства методологических принципов, лежащих в основе самых разных психотерапевтических технологий.

Методологической основой проведения экспериментально-психологических исследований в консультировании могут служить методологические принципы, которые относятся к наиболее фундаментальным, наиболее общим принципам исследования – принципам, заимствованным психологической наукой на этапе ее превращения в самостоятельную научную дисциплину из философии. Это такие положения, как принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип формирования сознания в деятельности, развития психического в процессе непосредственного процесса общения и деятельности, принцип моделирования, системный подход, используемый при описании сложных объектов, к числу которых, бесспорно, относится и психическая деятельность человека.

Основные положение подхода в работах В. Франкла, Р. Мэй и И. Ялома. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф.М. Достоевский, С. Кьергегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Бубер.

Ключевые понятия подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.

Построение консультативного процесса: цели, функции, процедуры.

Идеи и принципы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистен­циальной философии.

Идеологами и пропагандистами экзистенциального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл. Экзистенииальная психотерапия выдвигает следую­щие принципы работы:

упор на "свободную волю ", свободное развитие личности;

ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;

исследование проблемы одиночества и отношений личностис другими,проблемы смерти и ее принятия человеком.

Согласно экзистенииональному направлению:

основой мотивации личности является экзистенциальная тревога, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретениялично­стного смысла существования;

существует базисная тревога, основанная на переживании индивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь,угроза своим ценностям и т. п.), иневротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакцияподавления на объективную угрозу;

Ялом (Yalom, 1980) выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны:со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

• человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:

межличностной, когда человек переживает свое внешнее оди­ночество;

внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;

экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенность от миранезависимо от наличия у него каких-либо социальных контактов;

основой психического здоровья является уникальность каждого человека;

причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.),а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.

Экзистенииалъная психотерапия ставит следующие задачи:

подведение к осознанию человеком ответственности за форми­рование собственного мира и выбор своего жизненного пути;

освобождение от невротической тревоги через осознание базис­ной тревоги;

помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бы­тия, в примирении снеизбежностью смерти;

развитие творческих сил и потенциала личности;

помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистен­циальной и личностной изоляции, выработка адекватных спосо­бов проживания своей изоляции.

Экзистенциально-филосовские корни подхода.

Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (Ф.М.Достоевского, С.Кьергегора, Ф.Ницще, М. Хайдеггер, П. Сартр). Соответ­ственно, главный акцент ставится на изучение проблемы_времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существова­ния.Спецификой очерченного круга проблем являет­ся уникальность несводимого к общим схемам лично­го опыта конкретного человека, а его центром — ре­шение проблемы восстановления аутентичности лич­ности - соответствие ее бытия в мире ее внутрен­ней природе.

Великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881).

В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить "последние вопросы" бытия.

Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи ("идееносные герои" романов Достоевского).

Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.

Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель.

Кьеркегор выдвинул идею "экзистенциального мышления". В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не "затронутому" человеческой субъективностью.

Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет" и т.д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является "бессилие мысли", подлинный "скандал для рассудка", а отсюда переход к мифу.

Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия.

Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону.

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же".

В основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я, к экспансии.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление - метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью.

Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове - своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Мартин Хайдеггер (1880-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования".

Перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом.

По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а "вечное ограничение настоящим" приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность.

Такие идеи, как "забота", "страх", "вина" и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность.

Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ и писатель, представитель экзистенциализма.

Основные проблемы его философских размышлений - суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как "принципиальной неполноты" и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и "событийности истории" и мира.

Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

Экзистенциальная модель механизмов защиты,при осознании индивидом на некотором уровне внутреннего конфлик­та, обусловленного какой-либо из основных проблем. Они обеспечивают психологическую безопасностьпосредством ограниче­ния потенциала развития человека и индуцирования экзистенциальной вины.

Виды защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидуумам избежать осознания своей ответственности за собственную жизнь

1.Компульсивность — один из видов защиты от осознания ответственности. Ялом приводит следующий пример. У Бернарда, 25-летнего продавца, имели место компульсивные побуждения в сферах секса, работы и досуга. Его компульсивность заблокировала способность выбора, одна­ко Бернард все же был ответственен как за создание, так и за сохранение своей компульсивности.

2.перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов;

3. отрица­ние ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или посред­ством утраты контроля;

Виды защиты от тревоги, связанной с изоляцией

1.Защищаясь от тревоги, люди не относятся к другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя. Одним из видовзащиты людей от оди­ночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют на­столько, насколько они являются частью сознания других и получают их одобрение.

2.Слияние с другим индивидуумом или группой . Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с нею, люди чувствуют и думают, что они не одни, потому что они — часть других.

3.Кроме того, видом защиты от тревоги, связанной с изоляцией, является компульсивная сексуаль­ность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с объектами, чем как с людьми.Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.

Виды защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью

1.Компульсивная деятельностьИндивидуумы с маниакальным упорством прибегают к ка­кой-либо деятельности, это их реакция на глубокое чувство бесцельности. Рано или по­здно многие индивидуумы, которые с маниакальным упорством добивались денег, удо­вольствия, власти, признания, статуса, начинают сомневаться в ценности приобретен­ного.Участие в различных кампаниях также является видом компульсивной деятельно­сти — люди разыскивают проблемы, которые они могут обратить в поглощающие время и энергию крестовые походы.

2.Нигилизм. Люди, проповедующие нигилизм, избегают встречаться лицом к лицу с бессмысленностью, относясь с пренебрежением ко всем источникам смысла, ко­торые другие находят в своей жизни, например к любви или служению.

В начале 40-х гг. XIX века появилось новое направление в философии — экзистенциализм. Основоположником стал молодой датский философ, писатель и психолог Сёрен Обю Кьеркегор. В центре учения — самобытная, уникальная личность, которая по-своему, отлично от других, воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя. Каждый человек рассматривается через психологическую ситуацию, в которой тот пребывает в определённый момент и которая запечатлевает эмоциональную и духовную глубину его проблем. Позже идеи были подхвачены такими великими умами, как Ницше, Сартр, Хайдеггер.

В начале XX века появилась экзистенциальная психотерапия, обязанная своим рождением данному философскому направлению. Её цель — помочь каждому обрести смысл существования, найти своё место. Тем самым решается большинство проблем не только психического, но и физиологического плана.

Что это такое


На сегодняшний день экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения. Если в момент своего зарождения она была лишь ответвлением философии экзистенциализма, то сейчас это самостоятельное, достаточное популярное течение, показывающее отличные результаты и доказавшее за 100 лет практики эффективность и состоятельность.

Данное направление нередко называют экзистенциально-гуманистическим, так как оно целиком центрировано на личности и её проблемах. Причём каждый отдельный случай рассматривается как уникальный, не похожий на все остальные. Соответственно, линия лечения не может быть типичной или схематичной. Каждый раз методы терапии подбираются заново, выстраиваются в совершенно иной логике и системе, чтобы помочь конкретному человеку.

Критика

У любой медали есть две стороны, и экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии нередко подвергается критике. Самыми уязвимыми оказываются 4 момента.

Первый — множество направлений и ответвлений. Подчас они слишком далеко отходят от основных принципов истинной экзистенциальной психотерапии, сливаются с другими, создают отдельные течения и школы.

Второй — отсутствие чёткой стратегии лечения. Каждый раз, исходя из ситуации, она меняется, подстраиваясь под клиента.

Третий — консультирование каждого нового клиента не должно базироваться на прежнем опыте. Экзистенциальный психотерапевт не имеет права проводить аналоги с другими случаями из практики.

И последнее, за что критика особенно часто бичует экзистенциальную психотерапию, — отсутствие гуманизма, как бы парадоксально это не звучало. Клиент должен быть готов переосмыслить сущность своего бытия через ключевые моменты боли, которые были им пережиты. На практике оказывается, что далеко не все способны это сделать. Иногда дело заканчивается обострением психотравмы.

Основные представители


Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.

Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.

Людвиг Бинсвангер (1881-1966)

Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.

Медард Босс (1903-1990)

Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)

Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.

Ролло Мэй (1909-1994)

Алиса Хольцхей-Кунц (1943)

Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.

Ирвин Ялом (1931)

Альфрид Лэнгле (1951)

Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину. Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей. Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.

Основные принципы


Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты.

Если психотерапевт в своей работе с клиентами ориентируется на эти принципы, он действует в рамках экзистенциальной психотерапии. Альфрид Лэнгле написал практическое руководство, уточнив положения Бьюдженталя. Оно включает в себя всего 4 шага. Чтобы избавиться от психопатологий любого рода, человеку достаточно пройти 4 уровня мотивации (под пристальным наблюдением и контролем специалиста).

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Методы, приёмы, техники

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.


Техники работы с осознанием смерти:

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины;
  • осознание уклонения от ответственности;
  • преодоление рамок и запретов;
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
  • высвобождение собственных желаний;
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности;
  • преодоление тревожности;
  • вовлечение в жизнь;
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение);
  • потери близкого человека;
  • смены жизненных стереотипов;
  • утраты социального статуса;
  • внезапной психотравмы;
  • одиночества;
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

Как выбрать психотерапевта, чтобы не разочароваться? Об этом в нашем отдельном обзоре по ссылке.

По глубокому, хотя далеко не бесспорному замечанию Т. Ярошевского, со­временные историки, а также некоторые критики экзистенциализма стара­ются найти основные идеи этого направления в работах почти всех извес­тных философов прошлого от Ницше, Штирнера, Гегеля (“Феноменология духа”), Канта до Джона Стюарта Милля, Бентама, Жана Жака Руссо, Паскаля и даже Сократа и Гераклита, хотя среди основоположников данного тече­ния чаще всего встречаются имена К. Ясперса и автора книги “Бытие и время”. В порядке уточнения отметим: по общему признанию, основате­лем экзистенциализма в настоящее время считается С. Кьеркегор, хотя со­звучные идеи высказывались и другими мыслителями ХIХ века (прежде всего Ф. Ницше и Ф. Достоевским). Дело в том, что сам С. Кьеркегор (1813—1855), датский теолог и философ, свою систему взглядов экзистен­циализмом не называл. Это название было закреплено за его философскими работами уже после кончины мыслителя. Однако само название сочине­ний С. Кьеркегора говорит о направлении его философии: “Страх и тре­пет”, “Или-или”, “Стадии жизненного пути”. В своих трудах он пытался противопоставить “объективизму” Гегеля субъективную диалектику лично­сти, проходящей три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и ре­лигиозную. Но лишь в 20-е годы двадцатого столетия с появлением рабо­ты М. Хайдеггера “Бытие и время”, а затем — вплоть до самого последнего времени — всего мощного движения так называемой “субъективной ант­ропологии” (К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль и др.) были созданы ключевые понятия и концепции человеческого существова­ния (экзистенциализма), ставшие, в совокупности с освоением принципов “новой физики”, постклассической науки, основой одного из наиболее вли­ятельных и плодотворных течений в современной консультативной психо­логии и психотерапии.Основные понятия, положения и представители экзистенциальной психотерапии. В основу экзистенциальной психотерапии положены сле­дующие базисные понятия (они могут варьировать или приобретать раз­личный акцент в зависимости от того или иного конкретного представи­теля направления, но, тем не менее, в совокупности составляют понятий­ную определенность концепции: диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная си­туация).Диалог(встреча) — понятие, выдвинутое и разработанное Мартином Бу-бером (1878—1965), известным продолжателем традиций хасидизма, в на­чале 1920-х годов. Согласно М. Буберу, в языке существуют “основные слова”, образующие словесные пары. Отличие “основных слов” в том, что они не обозначают нечто существующее, а будучи произнесены, порожда­ют существование. Эти слова: “Я—Ты”, и “Я—Оно”. Согласно М. Буберу, “основное слово” Я—ТЫ порождает и утверждает мир отношений, в отли­чие от Я-Оно, которое порождает опыт. “Я становлюсь собой лишь через мое отношение к Ты. Сталкиваясь с Я, я говорю Ты”. Опыт— понятие, отношение к которому в науке и философии Нового вре­мени вылилось в драматическую, полную непримиримых столкновений борьбу. Если Ф. Бэкон превозносил опыт в противовес умозрительной схо­ластике, то, скажем, для Гегеля опыт — всего лишь “мешанина из разных представлений”. В современной же экзистенциальной традиции опыт — дорефлексивная, допонятийная структура не познавательного “когитально-го”, а экзистенциального, витального плана, структура, относящаяся не к гносеологии, а к онтологии; структура, характеризующая единственность, уникальность и необратимость человеческого бытия.Переживание— понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1961 г. Ю. Джендлином и являясь, как и все поня­тия экзистенциальной психотерапии, нечетким, оно описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредствен­но сиюминутном настоящем. Переживание — это изменчивый поток чув­ствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент (Gendlin E., p. 332). Аутентичность(подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии че­ловека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Описание консультативного и психотерапевтического процесса



Цели психологической помощи. Основная цель экзистенциальной психо­терапии и консультирования — помочь клиенту обрести смысл своей соб­ственной жизни, осознать личностную свободу и ответственность и от­крыть свои потенции как личности в полноценном общении. Одновремен­но задачей экзистенциального консультирования и психотерапии выступа­ет безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловно заслуживающим признания “жизненным миром”, само существование которого есть самоценность.

Роль психолога-консультанта. Основная предпосылка психологической позиции в рассматриваемой парадигме — позиция понимания клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа самого себя и дей­ствительности. Далее, основное внимание психолог-консультант и психо­терапевт уделяют текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его “сейчасным” переживаниям. Сложность позиции состоит также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность к конфронтации с тем, что именуется “ограниченным существованием” в клиенте. Способность или свойство (качество) психолога — “быть-в-мире” — самоочевидное условие успешной деятельности.

Позиция клиента. В экзистенциальной психотерапии основные усилия направлены на помощь клиенту в том, чтобы принять всерьез свой фено­менологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничи­вается достижением инсайта, формулируется ожидание действий, происте­кающих из проясненных ценностей личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточен­ность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность) — на экзистенциальных проблемах, не име­ющих решения рационального, но конфронтация с которыми позволяет ре­шать текущие психологические проблемы.

Психотехника в экзистенциальной парадигме. Парадокс состоит в том, что представители европейской и американской экзистенциальной психо­логии отвергают значимость каких-либо психотехник в консультативной работе и психотерапии. Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и другие не только не описывали психотехнику работы, но, наоборот, всячески под­черкивали значение процессов понимания, осознания и принятия реше­ний — тех личностных действий, которые отвергают какую-либо “методи­ку” психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопере­живать.

Взаимоотношения между психологом и клиентом. В экзистенциальной психотерапии взаимоотношения имеют особую ценность, поскольку, как уже ясно из анализа психотехник, эти отношения представляют самоцен­ность. Они самоценны вовсе не в связи с анализом переноса и контрпере­носа, а именно и прежде всего потому, что их качество есть исходный ме­ханизм экзистенциальной психотерапии. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений. Уважение, доверие и вера к клиен­ту.

Общая характеристика концепции. Экзистенциальная парадигма в кон­сультативной психологии и психотерапии, среди создателей и представи­телей которой такие известные имена, как В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, С. Джурард, Ю. Джендлин и К. Ясперс, — безусловно, одно из самых влиятельных направлений среди богатейших россыпей современ­ных психотерапевтических концепций. Являясь органичным продолжени­ем философии экзистенциализма и вобрав в себя представления и принци­пы современного постклассического естествознания, экзистенциальная психология и психотерапия сделали принципиально новый шаг в отноше­нии к человеку как к феномену. Шаг этот заключается в отказе от внепо-ложенной исследовательской традиции, от идеологизирования по отноше­нию к господству посредством заранее наработанных схем и концепций и состоит в признании экзистенции каждого индивида, его уникального и неповторимого, трагичного бытия, гораздо более важной сущностью, чем другие, внешние по отношению к индивиду, сущности.

По глубокому, хотя далеко не бесспорному замечанию Т. Ярошевского, со­временные историки, а также некоторые критики экзистенциализма стара­ются найти основные идеи этого направления в работах почти всех извес­тных философов прошлого от Ницше, Штирнера, Гегеля (“Феноменология духа”), Канта до Джона Стюарта Милля, Бентама, Жана Жака Руссо, Паскаля и даже Сократа и Гераклита, хотя среди основоположников данного тече­ния чаще всего встречаются имена К. Ясперса и автора книги “Бытие и время”. В порядке уточнения отметим: по общему признанию, основате­лем экзистенциализма в настоящее время считается С. Кьеркегор, хотя со­звучные идеи высказывались и другими мыслителями ХIХ века (прежде всего Ф. Ницше и Ф. Достоевским). Дело в том, что сам С. Кьеркегор (1813—1855), датский теолог и философ, свою систему взглядов экзистен­циализмом не называл. Это название было закреплено за его философскими работами уже после кончины мыслителя. Однако само название сочине­ний С. Кьеркегора говорит о направлении его философии: “Страх и тре­пет”, “Или-или”, “Стадии жизненного пути”. В своих трудах он пытался противопоставить “объективизму” Гегеля субъективную диалектику лично­сти, проходящей три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и ре­лигиозную. Но лишь в 20-е годы двадцатого столетия с появлением рабо­ты М. Хайдеггера “Бытие и время”, а затем — вплоть до самого последнего времени — всего мощного движения так называемой “субъективной ант­ропологии” (К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль и др.) были созданы ключевые понятия и концепции человеческого существова­ния (экзистенциализма), ставшие, в совокупности с освоением принципов “новой физики”, постклассической науки, основой одного из наиболее вли­ятельных и плодотворных течений в современной консультативной психо­логии и психотерапии.Основные понятия, положения и представители экзистенциальной психотерапии. В основу экзистенциальной психотерапии положены сле­дующие базисные понятия (они могут варьировать или приобретать раз­личный акцент в зависимости от того или иного конкретного представи­теля направления, но, тем не менее, в совокупности составляют понятий­ную определенность концепции: диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная си­туация).Диалог(встреча) — понятие, выдвинутое и разработанное Мартином Бу-бером (1878—1965), известным продолжателем традиций хасидизма, в на­чале 1920-х годов. Согласно М. Буберу, в языке существуют “основные слова”, образующие словесные пары. Отличие “основных слов” в том, что они не обозначают нечто существующее, а будучи произнесены, порожда­ют существование. Эти слова: “Я—Ты”, и “Я—Оно”. Согласно М. Буберу, “основное слово” Я—ТЫ порождает и утверждает мир отношений, в отли­чие от Я-Оно, которое порождает опыт. “Я становлюсь собой лишь через мое отношение к Ты. Сталкиваясь с Я, я говорю Ты”. Опыт— понятие, отношение к которому в науке и философии Нового вре­мени вылилось в драматическую, полную непримиримых столкновений борьбу. Если Ф. Бэкон превозносил опыт в противовес умозрительной схо­ластике, то, скажем, для Гегеля опыт — всего лишь “мешанина из разных представлений”. В современной же экзистенциальной традиции опыт — дорефлексивная, допонятийная структура не познавательного “когитально-го”, а экзистенциального, витального плана, структура, относящаяся не к гносеологии, а к онтологии; структура, характеризующая единственность, уникальность и необратимость человеческого бытия.Переживание— понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1961 г. Ю. Джендлином и являясь, как и все поня­тия экзистенциальной психотерапии, нечетким, оно описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредствен­но сиюминутном настоящем. Переживание — это изменчивый поток чув­ствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент (Gendlin E., p. 332). Аутентичность(подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии че­ловека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Описание консультативного и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи. Основная цель экзистенциальной психо­терапии и консультирования — помочь клиенту обрести смысл своей соб­ственной жизни, осознать личностную свободу и ответственность и от­крыть свои потенции как личности в полноценном общении. Одновремен­но задачей экзистенциального консультирования и психотерапии выступа­ет безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловно заслуживающим признания “жизненным миром”, само существование которого есть самоценность.

Роль психолога-консультанта. Основная предпосылка психологической позиции в рассматриваемой парадигме — позиция понимания клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа самого себя и дей­ствительности. Далее, основное внимание психолог-консультант и психо­терапевт уделяют текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его “сейчасным” переживаниям. Сложность позиции состоит также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность к конфронтации с тем, что именуется “ограниченным существованием” в клиенте. Способность или свойство (качество) психолога — “быть-в-мире” — самоочевидное условие успешной деятельности.

Позиция клиента. В экзистенциальной психотерапии основные усилия направлены на помощь клиенту в том, чтобы принять всерьез свой фено­менологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничи­вается достижением инсайта, формулируется ожидание действий, происте­кающих из проясненных ценностей личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточен­ность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность) — на экзистенциальных проблемах, не име­ющих решения рационального, но конфронтация с которыми позволяет ре­шать текущие психологические проблемы.

Психотехника в экзистенциальной парадигме. Парадокс состоит в том, что представители европейской и американской экзистенциальной психо­логии отвергают значимость каких-либо психотехник в консультативной работе и психотерапии. Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и другие не только не описывали психотехнику работы, но, наоборот, всячески под­черкивали значение процессов понимания, осознания и принятия реше­ний — тех личностных действий, которые отвергают какую-либо “методи­ку” психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопере­живать.

Взаимоотношения между психологом и клиентом. В экзистенциальной психотерапии взаимоотношения имеют особую ценность, поскольку, как уже ясно из анализа психотехник, эти отношения представляют самоцен­ность. Они самоценны вовсе не в связи с анализом переноса и контрпере­носа, а именно и прежде всего потому, что их качество есть исходный ме­ханизм экзистенциальной психотерапии. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений. Уважение, доверие и вера к клиен­ту.

Общая характеристика концепции. Экзистенциальная парадигма в кон­сультативной психологии и психотерапии, среди создателей и представи­телей которой такие известные имена, как В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, С. Джурард, Ю. Джендлин и К. Ясперс, — безусловно, одно из самых влиятельных направлений среди богатейших россыпей современ­ных психотерапевтических концепций. Являясь органичным продолжени­ем философии экзистенциализма и вобрав в себя представления и принци­пы современного постклассического естествознания, экзистенциальная психология и психотерапия сделали принципиально новый шаг в отноше­нии к человеку как к феномену. Шаг этот заключается в отказе от внепо-ложенной исследовательской традиции, от идеологизирования по отноше­нию к господству посредством заранее наработанных схем и концепций и состоит в признании экзистенции каждого индивида, его уникального и неповторимого, трагичного бытия, гораздо более важной сущностью, чем другие, внешние по отношению к индивиду, сущности.

Читайте также: