Экзистенциализм в зарубежной литературе 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024


Приметой двадцатого века стало стирание границ между философией и литературой . Причём этот процесс наметился уже в середине 19 века, когда писатели России и Европы стали обращаться к разрешению бытийных вопросов, вопросов смысла человеческого существования. В Европе это были философ и прозаик Сёрен Кьеркегор и поэт Гийом Аполлинер. В России – поэт Ф.И. Тютчев и романисты Достоевский и Толстой. Все перечисленные писатели, а также философ Ф. Ницше считаются предтечами экзистенциализма (а Аполлинер – ещё и основателем сюрреализма).

Единственная свобода, которая предоставлена нам, это свобода выбора. Но и эта свобода становится источником тревоги, страха, отчуждённости, заблуждений: свобода выбора не означает мудрости выбора. Вся жизнь определяется тем, что мы постоянно помним о смерти. Мысль о смерти порождает самые сильные эмоции, связанные со страхом перед небытием. Страх делает существование человека неопределенным, размывает границы бытия и самой личности. Каждый человек – это отдельный, непознаваемый мир. Человек безысходно одинок, хотя и стремится к общению. Он не может понять ни самого себя, ни другого, и это усиливает в нём смятение и чувство одиночества.

Существование человека динамично. Жизнь – постоянный процесс становления, цель которого – реализация всех возможностей, заложенных в человеке природой. Однако достижению этой цели мешает как раз свобода выбора: если выбираешь одно, значит, отказываешься от другого.

Тот же принцип, по мысли экзистенциалистов, положен и в основу исторического процесса. История лишена смысла и цели, она позволяет двигаться от плохого к худшему и вновь возвращаться к плохому. История подобна беличьему колесу, в котором иллюзорно вращается жизнь человечества. Метафорой бессмысленности бытия как отдельного человека, так и всего человечества, является миф о Сизифе, исследованный Альбером Камю.

С конца 1930-х до начала 1960-х годов экзистенциализм развивается как литературно-философское направление в творчестве Альбера Камю и Жана-Поля Сартра (1905-1980).

Альбер КАМЮ (1913-1960)


Писатель, создатель "Театра команды", лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года, участник движения Сопротивления, "совесть Запада". Окончил философский факультет Алжирского университета. Испытал влияние Ницше и Достоевского. Автор пьесы "Калигула" (1940), повести "Посторонний" (1942), эссе "Миф о Сизифе" (1943), романа "Чума" (1944). Погиб в автокатастрофе.

Жан-Поль Шарль Эмар САРТР (1905-1980)


Представитель атеистического экзистенциализма, писатель и педагог, лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от получения, чтобы не ставить под сомнение собственную независимость). Участвовал в акциях политического протеста, был арестован, но тут же выпущен по приказу Шарля де Голля со словами "Франция Вольтеров не сажает".

Первый роман, "Тошнота" (1938), представляет собой дневник 30-летнего Антуана Рокантена. Герой не верит в Бога, ощущает свою отчуждённость от общества, разочаровался в любви к Анни. Он обострённо чувствует время как череду мгновений, как ёмкую субстанцию, в которой вязнет реальность. Прошлого уже нет, будущее иллюзорно и бессмысленно. В целом своё мирощущение он называет Тошнотой. Сознание героя постепенно разрушается, реальность предстаёт в сильно искажённых формах, предметы утрачивают границы и теряют свою идентичность: скамейка трамвая мыслится как сдохший осёл, а собственная рука Антуана кажется ему крабом, шевелящим лапами. Герой чувствует себя лишним и ненужным. Он мог бы совершить самоубийство, но даже это ничего не изменит: его мёртвое тело тоже будет лишним. Состояние Антуана усугубляется чувством того, что не только его собственная жизнь лишена смысла и цели, но и жизнь всего человечества и мира в целом. Ужас существования в том, что оно существует независимо от желания существующего. Тем не менее, герой находит утешительный смысл своего бытия. Об этом можно узнать из романа "Тошнота".

В 1939 году выходит сборник новелл "Стена", в который вошли небольшие произведения "Стена", "Интим", "Комната", "Герострат", "Детство хозяина". В заглавной новелле, действие которой происходит в современной автору Испании, где идёт гражданская война между республиканцами и анархистами, смоделирована ситуация, когда герой Пабло, пытающийся посмеяться над судьбой, сам становится объектом её насмешки и невольным палачом Рамона Гриса, которого стремился спасти от смерти. Смысловой центр новеллы - ситуация ожидания расстрела и анализ изменений, происходящих в сознании героя, приговорённого к смерти и осознающего скорый и неизбежный конец.

Одновременно с философской работой "Бытие и ничто" в 1943 году Сартр пишет две пьесы.

Первая драма - "Мухи" - основана на переосмыслении античного сюжета об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа. История Ореста - это история выбора между свободой и несвободой. Ключевая сцена драмы - спор Юпитера и Ореста (то есть бога и человека) о том, почему люди боятся свободы.

Во второй драме, название которой имеет четыре варианта в русском переводе ("За запертой дверью", "За закрытыми дверями", "Нет выхода", "Взаперти"), участвуют всего 4 персонажа, три из которых оказываются в закрытой гостиной без окон и зеркал. Выясняется, что журналист Гарсен, богачка Эстель и почтовая служащая Инес умерли и находятся в Аду. Сначала они готовятся к страшным мукам, но ничего не происходит. Их наказание - вечно быть в замкнутом пространстве друг с другом.

У каждого из них свой грех:

  • Гарсен , будучи трусливым по натуре, несколько лет издевался над своей кротоко, скромной женой, а во время боевых действий пытался бежать и был расстрелян, то есть его бегство от смерти привело к смерти;
  • Эстель убила собственного ребёнка и довела до самоубийства любовника, с которым изменяла мужу, а замуж она вышла по расчёту;
  • лесбиянка Инес отбила у кузена его подругу, в результате чего кузен покончил с собой, бросившись под трамвай, а его подруга отравила газом себя и саму Инес.

Никто из них не сожалеет о содеянном. Эстель не признаёт вины и пытается убедить себя и других, что они попали в Ад по ошибке. Единственный способ забыться - отдаться Гарсену, но она не может этого сделать из-за присутствия Инес. Та, в свою очередь, предлагает Эстель стать её любовницей, но Эстель отказывается. И теперь эти люди осуждены вечно быть друг с другом в замкнутом пространстве, что и является их наказанием. Они не могут даже убить друг друга, потому что уже мертвы.

В 1945 году Сартр прочитал в Париже лекцию "Экзистенциализм - это гуманизм". Она имела такой успех, что на её основе была впоследствии написана философская работа, в которой автор размышляет об ответственности человека за свои действия, о страдании и об отчаянии. Человек одинок, особенно если живёт без веры в Бога, а значит, без чёткого представления о том, как и для чего жить.

В автобиографической повести "Слова" (1964) Сартр рассказывает о своём детстве и об увлечении литературой. Книга делится на две части: "Читать" и "Писать". В этом же году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказывается, чтобы не быть превратно понятым: в этот период Сартр активно критикует политику СССР, а Нобелевский комитет занимал явно антисоветскую позицию.

В последние десятилетия 20 века идеи экзистенциалистов используются в таких литературных течениях, как театр абсурда (Сэмюэл Беккет и Эжен Ионеско) и антироман (Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Хулио Кортасар). Сам термин "антироман", существующий с 17 века, ввёл во всеобщее употребление Жан Поль Сартр, написавший предисловие к роману Натали Саррот "Портрет неизвестного". Категория абсурда в антиромане и в антидраме (драме абсурда) доводится до крайности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзистенциализм ( от лат.- существование)-философско-эстетическое течение в зарубежной литературе и искусстве, получившее широкое распространение в странах Западной Европы, США и Японии в середине 20 века.

Экзистенциализм в зарубежной литературе.

Экзистенциализм ( от лат.- существование)-философско-эстетическое течение в зарубежной литературе и искусстве, получившее широкое распространение в странах Западной Европы, США и Японии в середине 20 века. Это философия человеческого кризиса, не случайно она возникает в периоды социальных потрясений и катаклизмов. Литература экзистенциализма базируется на трудах Фрейда, Ницше, Шопенгауэра. Представители экзистенциализма – франц. писатели Поль Сартр, Альбер Камю излагают свои взгляды не в форме научных трактатов, а в виде художественного произведения. Типичной формой выражения является роман. Экзистенциализм выражает чувство бессилия человека перед лицом враждебного ему мира, показывает беспощадную жестокость и нелепость обычаев, морали. С особым пристрастием экзистенциализм рассматривает пограничные или предельные ситуации, в которых оказывается человек, ищущий свою дорогу в абсурдном мире. Привычными темами является непоправимое одиночество человека, непонимание его обществом, абсурдность общества, разрушающего личность. Свободу выбирать свою судьбу и нести за нее ответственность экзистенциалисты считают фундаментом человеческого существования. Различаются различные виды экзистенциализма: атеистический, религиозный, мягкий, радикальный.

Франц Кафка (1883-1924), австрийский писатель – крупнейший представитель экзистенциализма.

Еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский по традициям - все это, а также ряд семейных, общественных, творческих обстоятельств превратило Кафку в предмет ожесточенных эстетических, идеологических, философских споров.

Он использует художественный прием, позволяющий описывать страшные невероятные события обыденным языком с правдоподобием деталей, что создает напряженность, ощущение бессмысленности жизни, неотвратимости страшных событий.

Кафка занимает особое место в литературе. Его выделяют не только талант и странности, но и его трагическая правда о человеке.

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

Направления

По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

  1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
  2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:

Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.

Проблемы и темы

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

Основоположник

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)

Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

Основные представители

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.

Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.

Современные экзистенциалисты

Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный. Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:

  1. Умберто Эко
  2. Жак Деррида
  3. Мишель Фуко
  4. Ролан Барт
  5. Андре Глюксманн
  6. Виктор Пелевин

Экзистенциализм в литературе

Автор: Анастасия Чернышева

Проблемы к сочинению ЕГЭ по русскому 2020: список тем, примеры сочинений, аргументация своего мнения и комментарий

Автор: Самый Зелёный · Published 22.03.2019 · Last modified 04.09.2019

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года: как изменятся КИМы?

Автор: Самый Зелёный · Published 03.09.2021

Что такое классицизм: кратко и понятно о главном

Автор: Самый Зелёный · Published 20.07.2019

комментария 4

Спасибо! Это — самое лучшее, что я когда-либо читала о экзистенцианализме! И с чувством юмора у автора полный порядок.

Спасибо автору..О сложном рассказано ясно и доходчиво, точными словами и цитатами

Спасибо! Интересно, кратко, понятно.

Очень интересно! Большое спасибо@

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Экзистенциализм – это направление философии 20 века, которое акцентирует внимание на уникальности бытия человека.

Понятие и основные положения философии экзистенциализма

Экзистенциализм – философия существования – является одним из самых популярных течений общественной мысли современности. Экзистенциализм начал формироваться в первой половине 20 века. Философия существования во многом отражает этот период, чем объясняется трагическая интонация и пессимистическая окраска большинства положений этого течения.

На формирование современного экзистенциализма большое влияние оказали предшествующие теории и работы Ф. Ницше, С. Кьеркегора, М. Унамуно, Ф.М. Достоевского, а также феноменология Э. Гуссерля, философская антропология М. Шелера.

Многие выдающиеся философы поддерживали и развивали идеи экзистенциализма:

  • А. Камю, Ж. П. Сартр во Франции;
  • М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии;
  • Л. Шестов, Н. Бердяев в России и т.д.

Различают атеистический и религиозный экзистенциализм. Представителями религиозного экзистенциализма являются Г. Марсель, К. Ясперс, А. Бердяев, атеистического – Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю.

Однако это деление условно, так как для многих представителей атеистического экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием абсурдности и невозможности жизни без него.

Центральными вопросами экзистенциализма являются:

  • Существование человека;
  • Смысл жизни;
  • Судьба.

Экзистенциальные проблемы – это вопросы существования человека, переживания способа существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Свобода и выбор человека в религиозном и атеистическом экзистенциализме

Экзистенциалисты считают, что человек – это то, что он сам из себя делает, проект самого себя. Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Человек сам делает себя и сам делает свою жизнь. Трус отвечает за свою трусость, подлец – за свою подлость, потому что человек сам стал трусом или подлецом. То есть экзистенциалисты подчеркивают ответственность человека за свою жизнь и свои поступки.

Согласно экзистенциалистам, человеческое существование – это абсолютно уникальная реальность, к которому невозможно применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Человек – причина самого себя, и ничто внешнее над ним не имеет власти. Поэтому человек в экзистенциализме свободен, свобода и есть экзистенция. Но в характеристике свободы религиозное и атеистическое направления экзистенциализма имеют некоторые особенности. Например, в религиозном экзистенциализме свободу возможно обрести только в Боге. Эта концепция отличается от концепции атеистического экзистенциализма. Например, Сартр считает, что быть свободным равно быть самим собой. свобода человека ничем не определена, она неограниченная сила отрицания, она – чистый выбор. По Сартру все люди свободны, так как ничто не в силах исключить свободу из сознания. По его мнению, свобода абсолютная и существует в виде деятельности и действия.

В этой связи следует обратить внимание на подход к проблеме выбора человека. Именно в этом подходе заключается кредо философии экзистенциализма.

Французский литературный экзистенциализм

Читайте также: