Экспрессионизм и сюрреализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Их объединяло: протест противПервая Мировая Война; декларации абсурда, вся их деятельность связана с различными скандалами, мим руководило стремление вывести публику от самоспокойности.

Дадаизм рассматривался как предтеча сюрреализма.

В конце 30-х гг общество охватило страх перед фашизмом. Сюрреал понял свою несостоятельность перед лицом фашизма и самораспустился. Но само явление не прошло бесследно. Оно оказало влияние на поэзию Эллюара, кинематограф и др.

Вфашист Германии тв-во экспрес-ов под запретом. Кафка, Гессе, Келлерман взяли у экс-ов стремление мыслить философ категорями. Гл тема искусства 20 в – отчуждение как результат буржуазн цивилизации.

Главное: субъективизм, пессиместическое отношение к миру, политические взгляды – антибуржуазная настроенность, поэтика (опробовал нетрадиционные приемы и формы, которые ориентировали на свободное выражение творческой личности, этим М оказал сильное влияние на реалист искусство, именно поэтому исследования говорят, что границы между М и Р не достаточно четко проявляются). Буржуазное общ-во оттолкнуло авангардистов. От революциииаван-ов оттолкнуло низменность. Модернизм выступает в защиту личности, провозглашает ее самоценность.

Кроме Матисса, в группу вошли Альберт Марке, Жорж Руо, Шарль Камуа, Жан Пьюи и Анри Манжина. К ним присоединились Андре Дерен, Морис Вламинк, Рауль Дюфи, Жорж Брак, голландский живописец Киз ван Донген и другие.

Фовизмвозник как очередная попытка передать некую глубинную истину, недоступную непосредственно зрению. Эту попытку вдохновили поиски Винсента Ван Гога, Поля Гогенаи других постимпрессионистов. Фовизмвпервые демонстративно отошёл от классических художественных традиций. Он стал первым взрывчатым движением искусства ХХ столетия.

Фовисты никогда не выпускали теоретического манифеста. Сам Матиссдвигался от непосредственного использования интенсивного цвета, что и отличало фовизм, к более декоративному формализму.

Кубизмочень сильно повлиял на развитие художественной культуры в ХХ веке, став предшественником абстрактного искусства.

Кубизмдемонстративно использовал плоскую, двухмерную плоскость картины. Кубисты перестали применять традиционные приёмы передачи оптической перспективы, геометрическую проекцию, светотень, моделирование пространственных объёмов. Кубизм отоотверг освящённую веками теоретическую концепцию, согласно которой искусство есть подражание природе, отображение природы. На кубистических холстах не копировались формы, текстуры, цвет и пространство. Вместо этого они представляли новую реальность: изображались радикально фрагментированные объекты, у которых часто были видны одновременно многие стороны — например, верхняя, правая, левая, передняя и задняя сразу.




Однако новации Пикассоочень заметно повлияли на его единомышленников и последователей. Анри Матисси Жорж Брак, которые, в отличие от Пикассо, экспериментировали с фовизмом, немедленно начали писать женские ню в подобной резкой, раздражающей манере. Впоследствии, правда, Матиссопять вернулся к характерным для него относительно традиционным формам и насыщенному цвету. Бракже всё теснее ассоциировался с Пикассо и кубизмом, поскольку новый стиль — кубизм — был очевидным результатом их сотрудничества.

На первом этапе, продолжавшемся до 1909 года, в центре их работы было акцентирование и расчленение плоскостей. В течение следующих двух лет Бракперешёл к прежнему колориту работ Сезанна, так что вдохновляющее воздействие стиля Сезанна в это время несомненно. В более позднем творчестве Пикассо и Брака снова стало возможно толковать их изобразительный язык как явное обращение к объективному миру. Бракначал писать натюрморты, демонстрировавшие углублённое внимание к домашним вещам, а Пикассо тяготел к эмоциональным и по-прежнему загадочным человеческим темам.

1910 — 1912 годы часто называют периодом аналитического кубизма. Картины этих лет демонстрируют распад формы, который является по существу анализом, попытками выяснить, к каким элементарным формам сводятся реально воспринимаемые. Необходимость в каком-либо интегральном сюжете была отброшена. Не было больше нужды странствовать в поисках мотива, годился любой натюрморт. Главным в картине была интерпретация и обработка изображения. Если аналитический кубизм что-нибудь и анализировал, то это были характер подхода к форме, специфика трактовки и обработки изображения.

Большие кубистические картины были размышлениями, медитациями по поводу сущностного символического смысла разрозненных сезанновских аспектов, граней и контуров, вне которых были построены едва различимые образы. Объекты не изображались, а скорее обозначались линейными символами, такими, как спираль головки скрипичного грифа или торговая марка с бутылочной этикетки. Они располагались на трансформированном потоке форм, подчас несовместимых. Весьма существенен был элемент парадокса; даже в случаях, когда характер изображения приближается к монументальному великолепию, кубизм всё же привносит такие качества, которое не делают картину торжественной презентацией. Тонкие и изящные геометрические каламбуры перерастают в массивные изобразительные демонстрации, причём сложнейшие параллели и сочетания форм не создают ничего, кроме изображения самого по себе. Узнаваемые образы на картинах часто объединяются с надписями, символами, что подчёркивает концентрацию живописца на абстрагировании. Изображались чаще всего музыкальные инструменты, бутылки, кувшины, стаканы, рюмки и бокалы, газеты, натюрморты, а также человеческое лицо и тело. Интерес к этим объектам удержался и после 1912 года, на этапе так называемого синтетического кубизма,который продолжался до 1914 г.

Отмечается, что к синтетическому кубизму привело ассемблирование материалов, называемое коллажем. Кубисты начали включать в живописные изображения реальный материал действительного мира. Они использовали сначала надписи по трафарету. Затем стали наклеивать на холст в комбинации с окрашенной поверхностью чуждые, инородные материалы, типа газет или табачных упаковок, а позднее целые предметы: они видели, что всё это прекрасно входило в действительность искусства.

Работы этого периода подчеркивают изображение как комбинацию (синтез) форм. Из текстурированных и моделированных плоскостей возникают формы, ни на что не похожие, объекты сами по себе. Значительно усиливается роль цвета; формы, оставаясь фрагментированными и плоскими, становятся крупнее и декоративнее. Противопоставляются гладкие и грубые поверхности. Коллаж ещё сильнее подчеркивает различия в текстуре. Одновременно коллаж ставит вопрос, что же на самом деле является в природе и в живописи действительностью, а что — иллюзией.

Пикассои Бракв это время признаются создателями нового живописного языка. Его принимают и далее развивают многие живописцы, например, Фернан Леже, Роберт и Соня Делоне, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Жан Метценже.

Возникнув в живописи, кубизм оказал также большое влияние на скульптуру и архитектуру 20-го века. Наиболее известны скульпторы–кубисты Александр Архипенко, Раймонд Дюшан-Виллон и Жак Липшиц. Принятие кубистической эстетики архитектором Ле Корбюзье отразилось в формах зданий, созданных им в 1920-е годы.

Достижения кубистического направления доказывают, что фигуративное искусство создает независимую действительность, и данный тезис является центральным суждением современного искусства. Высказанное положение привело к серьёзным последствиям не только в живописи и скульптуре, но и в дизайне, который связан с ними, а также в интеллектуальном климате эпохи.

Кубизм требовал, чтобы значение погружалось в структуру стиля. Основная геометрия кубизмакак бы извлекалась из постимпрессионистского образа жизни. Эта концепция быстро нашла многочисленных приверженцев.

В Италии в 1909 году поэт Филиппо Маринеттивыпустил программу для всех искусств, назвав её манифестом футуризма. Он отрицал искусство прошлого и возвеличивал энергию, силу, движение и мощь современной машины. В живописи эти идеи были восприняты Карло Карра (Carlo Carra). Умберто Боччони (Boccioni), наиболее талантливый из группы, распространял её идеи не только на живопись, но и на скульптуру. Наиболее запоминающиеся ряды футуристических произведений создал Джакомо Балла(Giacomo Balla); они показывают, что мировидение футуризма, при всей его яркой фрагментации, было близко к фотографическому.

Чех Франтишек Купка написал свою первую полностью абстрактную работу примерно в то же самое время.

В Париже салон дадаизма открылся в 1922 г. Дадаизмдолго, вплоть до конца ХХ века, оказывал существенное влияние на искусство; в 1989 году в Музее искусств графства Лос-Анджелес состоялась его выставка. Несомненна связь дадаизма с возникновением сюрреализма.

Вслед за изобразительным искусством появились опыты применения эстетики экспрессионизма в литературе. Однако целостного литературного движения не возникло. В поэзии и драме экспрессионизмбыл реакцией на сентиментальность романтизмаконца XIX столетия. На экспрессионистских поэтов, писавших в Германии и Австрии между 1910 и 1924 годами, влияли фрейдистские теории подсознательного, антирационализм Фридриха Ницшеи романы Фёдора Достоевского. Для стихов И. Бехера, В. Верфеля, Г. Бенна и других характерны хаотические образы и неистовый тон. Некоторые качества экспрессионизма обнаруживаются в прозе Франца Кафки, но ярче всего экспрессионизм реализовался в театре (драмы Августа Стриндберга, Франка Ведекинда и др.). После 1917 экспрессионистская драма несколько лет доминировала в немецком театре и оставила свой след в немом кино.

Сюрреализмбыл действительно международным движением. Его влияния обнаруживаются во всех главных художественных движениях, которые возникли после второй мировой войны. Сюрреализм повлиял на возникновение абстрактного экспрессионизма в Соединенных Штатах в 1940-х годах; его приёмы используются сегодня во многих видах искусства (кинематограф, театр, литература, телевидение) и даже в массовой культуре.

Кроме Матисса, в группу вошли Альберт Марке, Жорж Руо, Шарль Камуа, Жан Пьюи и Анри Манжина. К ним присоединились Андре Дерен, Морис Вламинк, Рауль Дюфи, Жорж Брак, голландский живописец Киз ван Донген и другие.

Фовизмвозник как очередная попытка передать некую глубинную истину, недоступную непосредственно зрению. Эту попытку вдохновили поиски Винсента Ван Гога, Поля Гогенаи других постимпрессионистов. Фовизмвпервые демонстративно отошёл от классических художественных традиций. Он стал первым взрывчатым движением искусства ХХ столетия.

Фовисты никогда не выпускали теоретического манифеста. Сам Матиссдвигался от непосредственного использования интенсивного цвета, что и отличало фовизм, к более декоративному формализму.

Кубизмочень сильно повлиял на развитие художественной культуры в ХХ веке, став предшественником абстрактного искусства.

Кубизмдемонстративно использовал плоскую, двухмерную плоскость картины. Кубисты перестали применять традиционные приёмы передачи оптической перспективы, геометрическую проекцию, светотень, моделирование пространственных объёмов. Кубизм отоотверг освящённую веками теоретическую концепцию, согласно которой искусство есть подражание природе, отображение природы. На кубистических холстах не копировались формы, текстуры, цвет и пространство. Вместо этого они представляли новую реальность: изображались радикально фрагментированные объекты, у которых часто были видны одновременно многие стороны — например, верхняя, правая, левая, передняя и задняя сразу.

Однако новации Пикассоочень заметно повлияли на его единомышленников и последователей. Анри Матисси Жорж Брак, которые, в отличие от Пикассо, экспериментировали с фовизмом, немедленно начали писать женские ню в подобной резкой, раздражающей манере. Впоследствии, правда, Матиссопять вернулся к характерным для него относительно традиционным формам и насыщенному цвету. Бракже всё теснее ассоциировался с Пикассо и кубизмом, поскольку новый стиль — кубизм — был очевидным результатом их сотрудничества.

На первом этапе, продолжавшемся до 1909 года, в центре их работы было акцентирование и расчленение плоскостей. В течение следующих двух лет Бракперешёл к прежнему колориту работ Сезанна, так что вдохновляющее воздействие стиля Сезанна в это время несомненно. В более позднем творчестве Пикассо и Брака снова стало возможно толковать их изобразительный язык как явное обращение к объективному миру. Бракначал писать натюрморты, демонстрировавшие углублённое внимание к домашним вещам, а Пикассо тяготел к эмоциональным и по-прежнему загадочным человеческим темам.

1910 — 1912 годы часто называют периодом аналитического кубизма. Картины этих лет демонстрируют распад формы, который является по существу анализом, попытками выяснить, к каким элементарным формам сводятся реально воспринимаемые. Необходимость в каком-либо интегральном сюжете была отброшена. Не было больше нужды странствовать в поисках мотива, годился любой натюрморт. Главным в картине была интерпретация и обработка изображения. Если аналитический кубизм что-нибудь и анализировал, то это были характер подхода к форме, специфика трактовки и обработки изображения.

Большие кубистические картины были размышлениями, медитациями по поводу сущностного символического смысла разрозненных сезанновских аспектов, граней и контуров, вне которых были построены едва различимые образы. Объекты не изображались, а скорее обозначались линейными символами, такими, как спираль головки скрипичного грифа или торговая марка с бутылочной этикетки. Они располагались на трансформированном потоке форм, подчас несовместимых. Весьма существенен был элемент парадокса; даже в случаях, когда характер изображения приближается к монументальному великолепию, кубизм всё же привносит такие качества, которое не делают картину торжественной презентацией. Тонкие и изящные геометрические каламбуры перерастают в массивные изобразительные демонстрации, причём сложнейшие параллели и сочетания форм не создают ничего, кроме изображения самого по себе. Узнаваемые образы на картинах часто объединяются с надписями, символами, что подчёркивает концентрацию живописца на абстрагировании. Изображались чаще всего музыкальные инструменты, бутылки, кувшины, стаканы, рюмки и бокалы, газеты, натюрморты, а также человеческое лицо и тело. Интерес к этим объектам удержался и после 1912 года, на этапе так называемого синтетического кубизма,который продолжался до 1914 г.

Отмечается, что к синтетическому кубизму привело ассемблирование материалов, называемое коллажем. Кубисты начали включать в живописные изображения реальный материал действительного мира. Они использовали сначала надписи по трафарету. Затем стали наклеивать на холст в комбинации с окрашенной поверхностью чуждые, инородные материалы, типа газет или табачных упаковок, а позднее целые предметы: они видели, что всё это прекрасно входило в действительность искусства.

Работы этого периода подчеркивают изображение как комбинацию (синтез) форм. Из текстурированных и моделированных плоскостей возникают формы, ни на что не похожие, объекты сами по себе. Значительно усиливается роль цвета; формы, оставаясь фрагментированными и плоскими, становятся крупнее и декоративнее. Противопоставляются гладкие и грубые поверхности. Коллаж ещё сильнее подчеркивает различия в текстуре. Одновременно коллаж ставит вопрос, что же на самом деле является в природе и в живописи действительностью, а что — иллюзией.

Пикассои Бракв это время признаются создателями нового живописного языка. Его принимают и далее развивают многие живописцы, например, Фернан Леже, Роберт и Соня Делоне, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Жан Метценже.

Возникнув в живописи, кубизм оказал также большое влияние на скульптуру и архитектуру 20-го века. Наиболее известны скульпторы–кубисты Александр Архипенко, Раймонд Дюшан-Виллон и Жак Липшиц. Принятие кубистической эстетики архитектором Ле Корбюзье отразилось в формах зданий, созданных им в 1920-е годы.

Достижения кубистического направления доказывают, что фигуративное искусство создает независимую действительность, и данный тезис является центральным суждением современного искусства. Высказанное положение привело к серьёзным последствиям не только в живописи и скульптуре, но и в дизайне, который связан с ними, а также в интеллектуальном климате эпохи.

Кубизм требовал, чтобы значение погружалось в структуру стиля. Основная геометрия кубизмакак бы извлекалась из постимпрессионистского образа жизни. Эта концепция быстро нашла многочисленных приверженцев.

В Италии в 1909 году поэт Филиппо Маринеттивыпустил программу для всех искусств, назвав её манифестом футуризма. Он отрицал искусство прошлого и возвеличивал энергию, силу, движение и мощь современной машины. В живописи эти идеи были восприняты Карло Карра (Carlo Carra). Умберто Боччони (Boccioni), наиболее талантливый из группы, распространял её идеи не только на живопись, но и на скульптуру. Наиболее запоминающиеся ряды футуристических произведений создал Джакомо Балла(Giacomo Balla); они показывают, что мировидение футуризма, при всей его яркой фрагментации, было близко к фотографическому.

Чех Франтишек Купка написал свою первую полностью абстрактную работу примерно в то же самое время.

В Париже салон дадаизма открылся в 1922 г. Дадаизмдолго, вплоть до конца ХХ века, оказывал существенное влияние на искусство; в 1989 году в Музее искусств графства Лос-Анджелес состоялась его выставка. Несомненна связь дадаизма с возникновением сюрреализма.

Вслед за изобразительным искусством появились опыты применения эстетики экспрессионизма в литературе. Однако целостного литературного движения не возникло. В поэзии и драме экспрессионизмбыл реакцией на сентиментальность романтизмаконца XIX столетия. На экспрессионистских поэтов, писавших в Германии и Австрии между 1910 и 1924 годами, влияли фрейдистские теории подсознательного, антирационализм Фридриха Ницшеи романы Фёдора Достоевского. Для стихов И. Бехера, В. Верфеля, Г. Бенна и других характерны хаотические образы и неистовый тон. Некоторые качества экспрессионизма обнаруживаются в прозе Франца Кафки, но ярче всего экспрессионизм реализовался в театре (драмы Августа Стриндберга, Франка Ведекинда и др.). После 1917 экспрессионистская драма несколько лет доминировала в немецком театре и оставила свой след в немом кино.

Сюрреализмбыл действительно международным движением. Его влияния обнаруживаются во всех главных художественных движениях, которые возникли после второй мировой войны. Сюрреализм повлиял на возникновение абстрактного экспрессионизма в Соединенных Штатах в 1940-х годах; его приёмы используются сегодня во многих видах искусства (кинематограф, театр, литература, телевидение) и даже в массовой культуре.

Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.

Экспрессионизм признавал право автора на возможность шокирующего воздействия на публику вопреки общепринятым стандартам в живописи. Художники стремились вызвать у зрителя шквал эмоций, часто обращались к тематике разочарования, негодования, боли, страха и тревоги.

История развития экспрессионизма

Экспрессионизм возник в начале XX века в Германии накануне Первой Мировой войны, в период бурного индустриального развития Европы, массового роста революционных настроений в обществе. Многие люди были растеряны, стремительно уничтожались старые моральные ценности. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили уродливость и противоречивость окружающего мира.

Экспрессионистские мотивы в искусстве можно разглядеть задолго до появления нового направления. Экспрессивные искажения художественных образов присутствуют на некоторых работах Эль Греко (El Greco), а картинам Маттиаса Грюневальда (Matthias Grünewald) присуща предельная эмоциональность. Экспрессионисты признали сильное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.

В произведениях многих постимпрессионистов также можно заметить созвучные экспрессионистам принципы упрощения перспективы и сильного выражения чувств. Этим славятся картины Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Поля Гогена (Paul Gauguin). Представители нового художественного течения умело использовали опыт этих мастеров, но значительно увеличили объемы экспрессии в своих полотнах.

Позднее к ним присоединились новые единомышленники:

  • Эмил Нолде (Emil Nolde).
  • Макс Пекштайн (Max Pechstein).
  • Куно Амье (Cuno Amiet).
  • Бохумил Кубишта (Bohumil Kubišta) и десятки других молодых людей.

Молодых художников объединяло неприятие к излишне поверхностному правдоподобию импрессионизма. Они хотели вернуть искусству духовность и глубинный смысл. Участники группы даже разработали собственный эстетический словарь и групповой стиль. Поэтому многие картины были очень похожи по стилю написания и сюжету.

Но в творчестве участников этого объединения экспрессионизм выражен менее эмоционально. В картинах наблюдается стремление к поиску гармонии, а внутренний мир авторов не переполнен мрачными мыслями.

Помимо Германии экспрессионизм пережил период бурного роста и в других странах Европы. Известные представители стиля творили:

  • во Франции — Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), Жорж Руо (Georges Rouault);
  • в Австрии — Эгон Шиле (Egon Schiele);
  • в Румынии — Николае Тоница (Nicolae Tonitza);
  • в Норвегии — Эдвард Мунк (Edvard Munch);
  • в Бельгии — Констант Пермеке (Constant Permeke);
  • в Нидерландах — Ян Слёйтерс (Jan Sluijters);
  • в США — Клиффорд Стилл (Clyfford Still), Джексон Поллок (Jackson Pollock), Ханс Хоффман (Hans Hofmann);
  • в России — Марк Шагал, Павел Филонов, Юрий Пименов.

Угасание интереса к экспрессионизму в Германии, а позже и в остальной Европе началось после стабилизации послевоенной жизни людей. Широкой публике непросто было осмысливать художественные произведения, общество устало от негатива, возникла потребность в более оптимистическом творчестве.

Но уже в 40-х годах XX века в Америке начал формироваться абстрактный экспрессионизм, а в конце 70-х в мировой культуре заявил о себе неоэкспрессионизм.

Отличительные черты экспрессионизма

Опытный знаток искусства без труда определит работу экспрессиониста по характерным особенностям:

  • сознательному искажению на картине пропорций предметов и людей для художественного усиления впечатления на зрителя;
  • упрощению рисунка, отказу автора от тщательной прорисовки мельчайших деталей;
  • господству характерных острых контуров предметов в композиции;
  • глубокой эмоциональной составляющей творческого замысла с обилием ярких чувств: ужаса, страха, негодования или восторга;
  • торжеству ярких цветовых решений и предельно резких контрастов.

Во многих картинах также отчетливо виден пессимизм автора, неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие малейшей надежды на изменение ситуации к лучшему.

Знаменитые художники-экспрессионисты

По-разному сложилась судьба лучших представителей экспрессионизма. Часть из них добилась признания при жизни и дожили до обеспеченной старости, другие не смогли пережить катастрофические события Первой Мировой войны и рано отправились в лучший мир.

Среди множества достойных отдельного рассмотрения фигур мы выделим лишь несколько, на наш взгляд, наиболее известных имен:

  • Людвиг Кирхнер — основатель нового течения в изобразительном искусстве. Его работам характерно удивительное драматическое напряжение. В своем творчестве немецкий художник часто обращался к жанру городского пейзажа, был непревзойденным мастером гротеска. С приходом к власти нацистов подвергся разгромной критике, его картины удалили из музеев, а часть произведений показательно уничтожили. В глубокой депрессии Кирхнер пристрастился к наркотикам и совершил самоубийство в возрасте 58 лет;
  • Амедео Модильяни — известный мастер портрета и жанра ню. Родился в Италии, но большую часть сознательной жизни прожил во Франции. Творчество Модильяни нельзя однозначно причислить к конкретному направлению живописи, но яркие экспрессионистские мотивы отчетливо видны во многих работах. Добился признания при жизни, пользовался успехом на выставках, но скоропостижно скончался от туберкулеза в возрасте 35 лет;
  • Эгон Шиле — австрийский мастер картины и рисунка. Его работы — яркие образцы дисгармонии и вызова обществу. Рисовал много обнаженной натуры и портретов, писал стихи. Молодому человеку покровительствовал Густав Климт (Gustav Klimt). Шиле даже в одно время считали крупнейшим австрийским художником. Но судьба распорядилась иначе. В конце октября 1918 года от испанского гриппа умерла его жена, а тремя днями позже ушел из жизни и сам художник.

Экспрессионизм оставил яркий след в мировой живописи. Он прошел тернистый путь от полного неприятия и нападок до современного мирового признания. Работы выдающихся мастеров стоят очень дорого, а выставки собирают огромную аудиторию. На сайте Very Important Lot посетители могут участвовать в аукционах, чтобы купить работы известных экспрессионистов. Кроме того, здесь можно напрямую приобрести работы современных художников.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Стили живописи. Смотрим и знакомимся


Давайте сегодня поближе познакомимся с живописью, ведь данная тема весьма обширна и многообразна. Неподготовленный человек легко может запутаться во всех этих стилях, школах и направлениях. Поэтому, для начала предлагаю разобраться со стилями.
Стили живописи — тема очень широкая, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, хотелось коротко и доступно рассказать все что известно о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, давайте поговорим про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями — удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.
Ну, поехали!


Готика



Алтарь семьи Мероде
Робер Кампен. 1430-е годы.

Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди , Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.

Ренессанс (Возрождение)



Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. 1560-е годы.

Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.

Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.



Юдифь и Олоферн
Караваджо. 1599 год.

Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.

Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.



Милосердие Сципиона Африканского
Помпео Батони. 1772 год.

Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.



Бродячие акробаты
Гюстав Доре. 1874 год.

Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.

Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.

Импрессионизм



Впечатление. Восходящее солнце.
Клод Моне. 1872 год.

Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.

Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.

Постимпрессионизм



Автопортрет в серой шляпе
Винсент Ван Гог. 1887 год.

Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.

Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.



Рио Сан Тровазо, Венеция.
Анри Эдмон Кросс. 1904 год.

Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.

Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.



Бабочки вблизи.
Одилон Редон. 1910 год.

Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.

Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.



Последний день Помпеи.
Карл Брюллов. 1833 год.

Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.

Примитивизм



В кухне.
Эпифаний Дровняк. 1940~ год.

Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.

Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.



Сидящая женщина в голубом платье.
Пабло Пикассо. 1939 год.

Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.

Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.



Постоянство памяти
Сальвадор Дали. 1931 год.

Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.

Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

Абстракционизм



Желто красно голубое.
Василий Кандинский. 1925 год.

Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.

Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Экспрессионизм



Крик
Эдвард Мунк. 1893 год.

Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.

Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.



Зелёные бутылки Кока-Колы.
Энди Уорхол. 1962 год.

Поп-арт — Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.

Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.



Gran Cairo
Фрэнк Стелла. 1962 год.

Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.

Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.

Гиперреализм



Фрукты.
Жак Боден. 2016 год.

Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.

Читайте также: