Экспериментальные исследования эмоций кратко

Обновлено: 02.07.2024

В качестве объективных показателей чувств применялись сбои в дыхании (плотность, глубина, форма дыхания, продолжительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма), другие вегетативные показатели: уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны, температура кожи. Из технических средств для фиксации дыхания использовались пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Общим результатом большинства начальных опытных изучений (А. Моссо, Ш. Фере и др.) было заключение о том, что при ощущении наслаждения все физические признаки увеличиваются, усиливаются, а при ощущении неудовольствия – уменьшаются и ослабляются.

К началу XX в. была выведена на опытную базу еще одна сфера психологии. Образованная опытная основа для разработки вопроса чувств позволила психологии вместе с другими науками (физиологией и нейрофизиологией, психофизиологией и нейропсихологией) в течение всего последующего периода выстроить иные своеобразные методы, позволившие раскрыть многие тайны и продвинуть вперед познания природы и устройства эмоций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2]

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2] …Как отмечалось выше, при обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи

Методика изучения эмоций

Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная

Условия проведения экспериментального исследования и особенности выборки

Условия проведения экспериментального исследования и особенности выборки Добровольное участие испытуемых в исследовании и гарантированная анонимность результатов обеспечили наиболее оптимальную форму проведения психодиагностического эксперимента, исключающую

Методика изучения застенчивости[14]

Методика изучения совестливости

Методика изучения совестливости Методика разработана Е. П. Ильиным и направлена на выявление склонности человека испытывать чувство вины. При составлении опросника некоторые из утверждений взяты из Методики Басса-Дарки (шкала вины). Для маскировки цели опроса в

Методика изучения застенчивости

Методика изучения застенчивости Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997.Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы. — Е. И.Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

ГИПНОТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ; ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ, ИЗУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ГИПНОЗА

О методе изучения установки

О методе изучения установки Мы убедились, что в основе изложенных выше явле­ний иллюзий лежит некоторое специфическое состояние, ко­торое нужно характеризовать как установку активно дей­ствующего субъекта; все они — эти иллюзии — представля­ют собой иллюзии

7. Методики изучения решительности

Предмет изучения

Предмет изучения Не многие области человеческой культуры обладают такой глубиной, силой и продолжительностью воздействия, как искусство. Статуи Фидия, картины Рафаэля, трагедии Шекспира, симфонии Бетховена, лирика Пушкина пережили и еще переживут века. Трудно измерить

Пути изучения

Пути изучения О труде, каким бы он ни был, можно судить двояко — по его результатам и по его процессу. Первый путь приводит к единственно надежной оценке результатов этого труда. Как бы, однако, ни были значительны эти результаты, их одних недостаточно для понимания пути

Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.

В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.




Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.

Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.

В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.

Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.

Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.

Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.

Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).

Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.

Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.

Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.

В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.

Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.

Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.

В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.

Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.

Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.

Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.

Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).

Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.

Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.

Опишем метод, применявшийся до сих пор исследователями для экспериментальной диагностики причастности к преступлению.

Задачи экспериментальной диагностики причастности сводятся к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, уметь их объективно проследить, зафиксировать.

Обе эти задачи осуществлялись в одном методе, который приобрел достаточное оправдание в диагностике аффективных следов, именно в методе ассоциативного эксперимента. Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Дело резко меняется, когда мы предъявляем испытуемому слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этих случаях ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Предъявляя сидящему перед нами испытуемому одно за другим слова из составленного нами списка в качестве слов-раздражителей, мы просим его каждый раз отвечать любым первым пришедшим ему в голову словом; мы записываем данный им ответ и регистрируем в десятых (или сотых) долях секунды время, затраченное на этот ассоциативный процесс.

Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе механизмы, мы связываем словесный ответ с нажимом руки, регистрируемым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции.Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направленных тенденций, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голову ответа — короче, все процессы, недоступные для непосредственного наблюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.

ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ. Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц Т.е эмоции являются суммой органических ощущений. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываютяс разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Они независимо друг от друга создали перферическую теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах , сосудах и органов в момент реализации поведенческого акта. Их теория сыграла положительную роль связав внешний раздражитель, поведенческий акт и эмоциональное переживание.

Стресс (по Селье) – общая неспецифическая физиологическая реакция организма на действия раздражителей самой разной природы. Он подвергал крыс низкой температуре, физическим нагрузкам, ядам и пр. Реакция стресса протекает в 3 этапа: 1). Активизируется симпатическая нервная система. Тревожное эмоциональное состояние или душевный подъем 2) Мобилизация организма. Реакция резентности (сопротивления). Человек может эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных, 3) Истощение. Возникает дистресс, который ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.

Поведенческая реакция: чтоб уменьшить или вытерпеть требования в стрессе. Последствия стресса: негативные (ухудшается качество исполняемых действий, нарушается работа познавательных процессов, выгорание и пр.) и позитивные (есть базовая потребность организма в напряжении сил и возбуждении, способствует личному развитию, закаляет человека).

Т.Холмс и Р.Раэ разработали перечень типичных жизненных ситуаций, вызывающих стрессовое состояние. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 баллов). За негативными ситуациями, как тюремное заключение (63 балла) и травма (53 балла) следуют позитивные ситуации как брак (50 баллов), рождение ребенка (40 баллов).

Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация останется под контролем. Эксперимент. Две крысы одновременно получали болезненный удар током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, а другая, дернув за кольцо, контролировала болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность удара была одинакова. Однако у пассивной крысы развивались язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора.

Фрустрация – препятствие на пути достижения цели, в итоге наступает агрессия, или уход, или регрессия. Тревожность (ситуативная) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы. Тревожность – Тревожность (личностная) – устойчивая черта человека, характеризующая его склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие.

Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды конфликтов описал Курт Левин и тщательно исследовал Нил Миллер.

В конфликте типа приближение—приближение требуется сделать выбор между двумя привлекательными целями.

В конфликте избегание — избегание человеку приходится выбирать между двумя непривлекательными целями.

В случае конфликта приближение—избегание нужно принять решение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Конфликты приближение—избегание часто приводят к колебаниям, когда человек в нерешительности движется то вперед, к цели, то отступает назад. Такое поведение свойственно не только людям. Много лет назад Нил Миллер наблюдал подобные колебания в своих новаторских экспериментах на крысах. Он создавал у голодных крыс конфликт приближение—избегание, попеременно выдавая им то пищу, то удар током в одном и том же месте экспериментальной установки. На полпути к этому месту крысы начинали кружить, то приближаясь к нему, то отступая назад.Миллер обнаружил, как именно возрастают стремление приблизиться к цели и стремление отдалиться от нее по мере приближения к этой цели. Он выяснил, что мотивация избегания усиливается быстрее, чем мотивация приближения. На основе этого Миллер сделал вывод, что, пытаясь разрешить конфликт приближение—избегание, нужно в первую очередь прилагать усилия к ослаблению мотивации избегания, а не к усилению мотивации приближения.

Хотя стресс может вызвать практически любую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.

Основные виды стресса — это фрустрация, конфликт, изменения и давление. Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают нам достичь намеченной цели. Конфликт может быть трех типов: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Последний из них является особенно стрессогенным. Обычной реакцией на него являются колебания и нерешительность. Большое количество исследований с применением SRRS подтверждает, что изменения создают стресс. Это может быть так, но сейчас стало ясно, что SRRS скорее измеряет стресс вообще, а не конкретно стресс, связанный с переменами. Два вида давления ( выполнения и соответствования) также вызывают стресс.

Значения Т-диспозиции и Т-состояния у одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. У имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида.

ФРУСТРАЦИЯ А. Задачи, не имеющие решения. Дембо предлагала своим испытуемым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, однако, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из бутылок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предварительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), образованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась подставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требовалось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на колени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испытуемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квадратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспериментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продолжал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных случаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепенно становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иногда настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некоторым предметам и даже по отношению к экспериментатору.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.

Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.

Интерес к изучению эмоциональных процессов не угасал на протяжении всего существования психологии. Со времен Платона вся человеческая психическая жизнь была разделена на три относительно самостоятельных сущности: Разум, Воля и Чувства или Эмоции. Разум и воля в той или иной степени подчинены нам, а эмоции всегда возникают и действуют независимо от нашего желания. Способность управлять эмоциями чаще всего понимается как способность их скрывать. Человек может не проявлять своих эмоций, но они не ослабевают, а часто становятся более болезненными или принимают защитную форму агрессии. Необходимо управлять эмоциями, но для того, чтобы управлять ими, нужно знать о них как можно больше. Часто причиной трудностей в эмоциональном выражении является недостаточная осведомленность о собственных чувствах и эмоциях. Неспособность выражать эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими людьми, мешает взаимопониманию.

В многовековой истории исследований наибольшее внимание ученых и философов (Р. Валетт, И. А. Васильев, Л. С. Выготский, И. Кант, С. С.) привлекли эмоции. Л. Рубинштейн, А. Эйнштейн и др.), педагоги и психологи (Л. Божович, В. Вилюнас, В. Вундт, Б. Додонов, К. Левин, А. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, П. Симонов, П. Якобсон и др.). Этому феномену была отведена одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и действия человека.

Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека - Роль эмоций в человеческой жизни

Роль эмоций в человеческой жизни

Эмоциональные и волевые процессы — это психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и контролирующие происходящие в ней познавательные и другие процессы. Они включают в себя эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую активность.

Отмечается, что различные объекты и явления объективного мира по-разному влияют на сферу сознания человека — некоторые, пожалуйста, беспокоят, некоторые оставляют его равнодушным. Это результат сознательной реакции на них психики (эмоций и чувств). Следовательно, эмоции (латинское emoveo — шок, возбуждение) понимаются как интегральная субъективная реакция человеческой психики на действие внешних или внутренних стимулов, проявляющаяся в конкретных чувствах (удовольствие или неудовольствие, радость или печаль, уверенность или страх и т.д.). Они сопровождают практически каждое проявление жизнедеятельности организма, отражают смысл (смысл) явлений или ситуаций, служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психической (особенно познавательной) деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных материальных или духовных потребностей человека.

Последовательное развитие эмоций в условиях общества определялось необходимостью их ориентации на новые социально значимые явления, что приводило к формированию высшей формы их проявления — чувств, которые представляли собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной реальности, проявляющееся в психически обусловленных переживаниях.

Следовательно, чувства отвечают самым высоким социальным потребностям и выражают отношение человека к социальным явлениям, другим людям и самому себе и т.д. В то же время они характеризуются стабильностью, независимостью от состояния организма и визуально воспринимаемой ситуацией. В то же время, формируемые чувства становятся основными определяющими факторами эмоциональной жизни человека, от которых зависит появление и содержание ситуационных ощущений.

Самой простой формой проявления эмоций является эмоциональный фон, который представляет собой врожденные гедонистические (греческий hedone — удовольствие) переживания, связанные с определенными жизненными ощущениями (например, вкус, температура, боль и т.д.). Уже на этом уровне они разделены на два полярных типа (класса). Положительные (стенотические) эмоции возникают от осознания человеком полезности внешних или внутренних воздействий на организм и мотивируют его к их достижению или поддержанию. В то же время отрицательные (астенические) эмоции стимулируют активность, направленную на избежание нежелательных или опасных воздействий, но в то же время в некоторой степени консолидируют психическую функцию в целом.

Самой старой, простой и распространенной формой эмоциональных переживаний является удовольствие, которое возникает в результате удовлетворения органических потребностей, или дискомфорт, который связан с невозможностью сделать это, когда соответствующая потребность обостряется. О тесной взаимосвязи, которая существует между эмоциями и активностью организма, свидетельствует тот факт, что каждое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями в организме. Неоднократно предпринимались попытки связать эти изменения с определенными эмоциями и доказать, что комплексы органических изменений, сопровождающих различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако никогда не удавалось однозначно установить, какие из предоставленных нам эмоциональных переживаний субъективно сопровождаются органическими изменениями.

Этот факт необходим для понимания важной роли эмоций. Это свидетельствует о том, что наш субъективный опыт не является прямым, непосредственным отражением собственных органических процессов. Вероятно, не столько сопутствующие органические изменения, связанные со спецификой эмоциональных состояний, которые мы переживаем, сколько ощущения, которые от них исходят. Тем не менее, существует определенная взаимозависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями. Она выражается в форме следующей корреляции, которая была экспериментально подтверждена: Чем ближе к центральной нервной системе находится источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше чувствительных нервных окончаний, тем слабее результат субъективного эмоционального переживания. Более того, искусственное снижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Особенности формирования эмоциональной сферы учащихся

Несмотря на то, что составляющая эмоциональной оценки является основным элементом структуры стереотипов, сложившийся персонифицированный образ его профессионального будущего, т.е. профессиональный стереотип личности в виде позитивно-ориентированных установок и представлений субъекта о его будущей профессиональной реализации, пока еще не является залогом его успешной реальной трудовой интеграции. Это объясняется тем, что формирование профессионального стереотипа основывается на наличии уже сформировавшихся определенных потребностей человека как субъекта деятельности.

Эмоциональное состояние — это прямое переживание определенного чувства. В зависимости от удовлетворения потребностей, состояния, которые испытывает человек, могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Характеристики и типы состояний ощущений

Если рассмотреть характер воздействия на человеческую деятельность, то эмоции можно классифицировать:

  • греческий (стимуляция к активной деятельности, мобилизация сил, например, вдыхание),
  • астеник (расслабляющий человек, парализующий его силы, такие как печаль).

Существуют эмоциональные состояния, которые могут быть одновременно стенистыми и астеничными. Различное влияние одного и того же чувства на действия разных людей обусловлено их личностными характеристиками и качествами воли. Таким образом, чувство страха способно дезорганизовать трусливого человека, в то время как оно мобилизует смелых людей.

По динамике естественно эмоциональные состояния делятся на длительные и кратковременные, в зависимости от их интенсивности, они могут быть интенсивными и слабыми, по устойчивости — стабильными и изменчивыми. Если рассматривать форму течения, то эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, разочарование и высшие эмоции.

Простейшая форма эмоционального переживания представляет собой эмоциональный тон, то есть эмоциональную окраску в виде своеобразного качественного оттенка психического процесса, который стимулирует человека к его сохранению или устранению. Эмоциональный тон способен аккумулировать в зеркальном отображении наиболее распространенные и полезные особенности, которые включают в себя полезные и вредные факторы окружающей действительности, позволяя быстро определиться с ролью нового стимула (например, красивый пейзаж, неприятный собеседник).

Внутри эмоциональных состояний эмоциональный тон объясняется личностными особенностями человека или процессами выполнения им своей деятельности. Целенаправленное использование эмоционального тона дает возможность влиять на настроение команды и, как следствие, на продуктивность ее деятельности.

Методы изучения эмоциональных состояний

Методы изучения эмоциональных состояний очень разнообразны. Соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КРГ и т.д.) в настоящее время являются одними из самых надежных и обоснованных критериев определения эмоциональных состояний.

Ученые занимались изучением эмоциональных состояний с помощью метода сверхмедленных колебаний потенциалов. Изменения эмоциональных состояний связаны в динамике со сверхмедленной биоэлектрической активностью, в то время как не совсем известно, как качественная сторона эмоциональных состояний отражается в параметрах сверхмедленной биоэлектрической активности.

Исследователи обнаружили различия в изменении сверхмедленных флуктуаций постоянного потенциала в эмоциональных состояниях, которые происходят в ситуациях решения проблем, просмотра фотографий или возникновения эмоциональных состояний различного знака. Они отражают связь между индивидуальными характеристиками изменений сверхмедленных колебаний постоянного потенциала и аспектами эмоциональной личной сферы и самоконтроля.

Существуют существенные недостатки, присущие этим методам. Во-первых, они очень трудоемки в реализации, что требует дорогостоящего оборудования и работы высококвалифицированных специалистов. Эти факторы существенно затрудняют использование методов для некоторых целей (например, в качестве экспресс-диагностики).

Много лет назад начались и продолжаются исследования, направленные на создание адекватных, простых и надежных методов диагностики эмоциональных состояний. Даже Е. А. Зинченко разработал методику профессиональной визуальной идентификации эмоциональных состояний персонала на производственных предприятиях.

В ходе сложнейшей многоуровневой работы этим ученым были выявлены показатели, для которых характерны максимальные весовые коэффициенты:

  • Интонация,
  • Движение рук,
  • рот,
  • глаза,
  • брови,
  • цвет лица,
  • Дыхание.

На ее основе построена таблица экспертной оценки, в которой с помощью интегративной оценки обобщены в целостную картину внешние эмоциональные показатели с учетом индивидуальных особенностей субъекта оценки.

Другая методика самооценки основных эмоциональных состояний была предложена К. Изардом. Она представляет собой шкалу дифференцированных эмоций и содержит список эмоциональных состояний. Последние подвергаются нормализации и переводят индивидуальное описание эмоциональных переживаний в некоторые категории эмоций.

Ряд исследователей изучили динамику эмоций методом хронологической регистрации. Для того, чтобы получить некоторые количественные характеристики эмоциональной динамики, субъектов попросили вести своего рода эмоциональный дневник. Там они должны были отметить длительность, знак и интенсивность (от — 5 до + 5) эмоциональных переживаний, которые они переживали, в том числе тип активности, в котором они проявляли себя.

Н. В. Витт и Л.Б. Ермолаева-Томина разработали методы выявления эмоциональности в контексте мнемических процессов. Они взяли за основу анализ обновления в памяти ранее пережитых эмоций четырех модальностей (страх, радость, гнев и неприятные переживания). Получены значимые различия в зависимости от скорости воспроизведения эмоционально значимых ситуаций, частоты воспроизведения эмоциональных ситуаций некоторой модальности, интенсивности повторяющихся переживаний эмоций.

Э. Л. Носенко исследовала возможность сделать оценку эмоциональной интенсивности человека, который является оператором, на основе характеристик его речи. Данная методика основана на позиции о возникновении значительных трудностей в речи говорящего при оперативном выборе речевых единиц для адекватного выражения мыслей в состоянии эмоционального напряжения. Они способствуют увеличению количества и продолжительности поисковых пауз в высказываниях, что, конечно же, отражается на временных характеристиках речи.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание определенного чувства. В соответствии с удовлетворением потребностей состояния, которые переживает человек, могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Особенности и виды эмоциональных состояний

Если учитывать характер воздействия на деятельность человека, то эмоции можно классифицировать на:

  1. стенические (побуждающие к активной деятельности, мобилизующие силы, например, вдохновение),
  2. астенические (расслабляющие человека, парализующие его силы, например, грусть).

Есть эмоциональные состояния, которые могут быть и стеническими, и астеническими в одно время. Разное воздействие одного и того же чувства на действия разных лиц обусловлено их личными особенностями и волевыми качествами. Так, чувство страха способно дезорганизовать трусливого человека, при этом мобилизует смелых людей.

В соответствии с динамикой протекания эмоциональные состояния делятся на длительные и кратковременные, в зависимости от интенсивности они могут быть интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости — устойчивыми и изменчивыми. Если рассматривать форму протекания, то эмоциональные состояния делят на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшая форма эмоционального переживания представлена эмоциональным тоном, то есть эмоциональной окраской в виде своеобразного качественного оттенка психического процесса, который побуждает людей сохранять или устранять их. Эмоциональный тон способен накапливать в себе отражение самых общих и часто встречающихся признаков, присущих для полезных и вредных факторов окружающей действительности, позволяя принять быстрые решения о роли нового раздражителя (например, красивые пейзажи, неприятный собеседник).

В рамках эмоциональных состояний эмоциональный тон объясняется личностными особенностями человека или процессами осуществления его деятельности. Целенаправленное использование эмоционального тона дает возможность влиять на настрой коллектива, включая продуктивность его деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы исследования эмоциональных состояний

Методы исследования эмоциональных состояний весьма разнообразны. В состав самых достоверных и надежных критериев определения эмоциональных состояний сегодня можно включить соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и др.).

Ученые занимались исследованием эмоциональных состояний с помощью метода сверхмедленных колебаний потенциалов. Изменения эмоциональных состояний связаны в динамике со сверхмедленной биоэлектрической активностью, при этом не вполне известно, каким образом отразиться качественная сторона эмоциональных состояний в параметрах сверхмедленной биоэлектрической активности.

Исследователями были обнаружены различия в изменениях сверхмедленных колебаний постоянного потенциала при эмоциональных состояниях, которые возникают в ситуации решения задач, при рассмотрении фотографий или возникновении эмоциональных состояний разного знака. Они отражают связь между индивидуальными особенностями изменения сверхмедленных колебаний постоянного потенциала и аспектами эмоциональной личностной сферы и самоконтроля.

Для данных методов присущи существенные недостатки. Во-первых, они весьма трудоемки в исполнении, так как для них необходима дорогая техника и работа высококвалифицированных экспертов. Эти факторы значительно затрудняют использование методик для некоторых целей (например, как экспресс-диагностические методики).

Много лет назад начались и по сегодняшний день ведутся исследования, предназначенные для создания адекватных, простых и надежных методов диагностики эмоциональных состояний. Еще Е. А. Зинченко разрабатывал методики экспертного визуального выявления эмоциональных состояний персонала на производственных предприятиях.

В ходе сложнейшей многоэтапной работы этот ученый выявил показатели, для которых характерны максимальные коэффициенты весомости:

  • интонация,
  • движение рук,
  • рот,
  • глаза,
  • брови,
  • цвет лица,
  • дыхание.

На их основе была выстроена таблица экспертной оценки, где внешние эмоциональные показатели обобщили с помощью интегративной оценки в целостную картину, учитывая индивидуальные особенности субъекта оценки.

Еще одну методику самооценки базисных эмоциональных состояний предложил К. Изард. Она представляет собой шкалу дифференцированных эмоций и включает перечень эмоциональных состояний. Последние подвергнуты стандартизации и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в некоторые категории эмоций.

Ряд исследователей изучали динамику эмоций с помощью метода хронологической регистрации Для того чтобы получить некоторые количественные характеристики эмоциональной динамики, испытуемым было предложено вести своего рода эмоциональный дневник. Они должны были отметить там длительность, знак и интенсивность (от - 5 до + 5) испытываемых эмоциональных переживаний, включая вид деятельности, где они проявляются.

Н. В. Витт и Л. Б. Ермолаева-Томина вели разработку методики выявления эмоциональности в рамках мнемических процессов. Они брали за основу анализ актуализации по памяти пережитых ранее эмоций четырех модальностей (страха, радости, гнева и неприятных переживаний). Были получены существенные отличия в зависимости от скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций, частоты репродуцирования эмоциональных ситуаций некоторой модальности, степени интенсивности повторных переживаний эмоций.

Э. Л. Носенко исследовал возможности провести оценку эмоциональной напряженности человека, являющегося оператором, по характеристикам его речи. Данная методика имеет в основе положение о возникновении существенных затруднений в речи говорящего в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей в состоянии эмоциональной напряженности. Они способствуют росту числа и продолжительности поисковых пауз в высказываниях, что, естественно, отражается на темпоральных характеристиках речи.

Читайте также: