Экономика республики тыва кратко

Обновлено: 05.07.2024

от 24 декабря 2018 года N 638

О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года

(с изменениями на 28 июля 2020 года)

1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва руководствоваться положениями Стратегии при разработке документов стратегического планирования.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. N 442 "О проекте стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года";

4. Настоящее постановление разместить на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 24 декабря 2018 г. N 638

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Тыва, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику республики. Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва". Основные положения Стратегии Республики Тыва основываются на документах целеполагания федерального уровня (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основы государственной культурной политики (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808), Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") и на иных федеральных документах, разрабатываемых по отраслевому и территориальному принципу.

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу. Стратегия отражает специфику республики в экономическом пространстве России и направлена на реализацию ее основных конкурентных преимуществ.

Целевые ориентиры Стратегии социально-экономического развития представляют единую взаимосвязанную систему целей, направленных на создание комфортных условий для развития человеческого потенциала на территории Республики Тыва, развитие конкурентоспособного экономического комплекса, формирующего бюджетную основу республики, и обеспечение территорий и экономики Республики Тыва современной инфраструктурой.

При подготовке документа учтена современная концепция человеческого развития, в которой приоритет отдан человеку, и необходимость учитывать состояние демографических процессов, уровня здравоохранения и образования. Проведен анализ развития человеческого потенциала Республики Тыва, который учитывает важнейшие параметры благополучия человека. Индекс развития человеческого потенциала - результирующий показатель, включающий три компонента: долголетие, образованность и уровень доходов населения (через оценку создаваемого на территории валового регионального продукта).

В Республике Тыва наблюдается динамика роста индекса человеческого развития, но, вместе с тем, по данному показателю Тува находится на 85 месте среди субъектов Российской Федерации (по данным Аналитического центра при Правительстве РФ) и составляет 0,78 процентов (рассчитывается как среднее арифметическое между тремя индексами, определяющими три указанные выше индикатора и в идеале приравнивается к единице) и включает в себя: индекс долголетия - 0,636 процентов (по России 0,773) - 85 место среди субъектов России; индекс образования - 0,942 процента (по России 0,933) - 24 место среди субъектов России; индекса доходов - 0,745 процентов (по России 0,912) - 76 место среди субъектов России.

Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Тыва в 2000 году составляла 55 лет и на 11,3 года увеличилась к 2017 году - до 66,29 лет при среднероссийском показателе 72,7 лет (84 место среди субъектов России). Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 2 марта 2018 г. В.В. Путина поставлена задача к концу следующего десятилетия, цитата: "Россия должна уверенно войти в клуб стран "80 плюс", где продолжительность жизни превышает 80 лет". Достижение высоких показателей по продолжительности жизни в республике требует постановки определенных целей и задач.

Из-за транспортной изолированности Республики Тыва существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.

Главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва должно стать создание условий для развития экономики, которые позволили бы не только снизить ее дотационность, но и создать условия для улучшения качества жизни населения на уровне регионов-лидеров Сибири. Стратегия служит основой для мероприятий государственных и муниципальных программ, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив.

Разработчиками Стратегии являются Министерство экономики Республики Тыва, органы исполнительной власти Республики Тыва, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Пространственное позиционирование Республики Тыва. Оценка основных конкурентных преимуществ. Swot-анализ

Республика Тыва расположена на территории Сибирского федерального округа (СФО) Российской Федерации.

Республика Тыва - приграничный субъект Российской Федерации и расположена в центральной части Азиатского материка. На западе граничит с Республикой Алтай, на северо-западе и севере - с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке - с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на юге и востоке - с Монголией*

* Карта не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Площадь территории Республики Тыва составляет 168604 кв. км (0,98 процента территории России).

Численность населения по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 321597 человек.

Плотность населения - 1,89 чел./кв. км.

Республика Тыва состоит из 17 муниципальных районов, пять из которых являются приграничными: Эрзинский, Монгун-Тайгинский, Тес-Хемский, Овюрский и Каа-Хемский районы.

С соседними регионами республику связывают шоссейная магистраль Р-257 "Енисей", проходящая в восточной части республики с юга на север, и дорога А-161, проходящая в западной части республики с юга на север от г. Ак-Довурака до г. Абаза (Республика Хакасия).

Республика Тыва, являясь приграничным регионом России, придает особое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с новыми центрами экономического и политического влияния, расположенными в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Китайская Народная Республика и Монголия, и имеет перспективы стать значимым транспортным и логистическим центром. С приданием международного статуса пограничному переходу "Булган - Такишкен" на границе Кобдоского аймака Монголии и СУАР КНР появилась возможность продвижения трансграничного коридора "Кызыл - Урумчи" протяженностью 1790 км.

Самым удобным и кратчайшим транспортным маршрутом для выхода в трансконтинентальные транзитные транспортные коридоры "Европа - Западный Китай" и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является "Кызыл (Республика Тыва, Россия) - Хандагайты (Республика Тыва, Россия) - Улангом (Монголия) - Ховд (Монголия) - Урумчи (Китай)".

Республикой Тыва заключено Соглашение о сотрудничестве между Красноярским краем и Республикой Хакасия по реализации проекта "Енисейская Сибирь" (от 17 апреля 2018 г. N 3).

Проект "Енисейская Сибирь" - это объединение экономического, промышленного, культурного потенциала, которое задает вектор пространственного развития Красноярского края, Хакасии и Тувы.

Цель формирования Енисейского макрорегиона - обеспечение дополнительных эффектов социально-экономического развития регионов за счет координации и совместного управления пространственным развитием.

Ключевыми задачами развития макрорегиона являются:

- ускорение экономического роста за счет раскрытия потенциала территорий;

- снижение инфраструктурных ограничений экономического роста;

- развитие перспективных специализаций;

- обеспечение доступности базовых социальных услуг в пределах макрорегиона;

- снижение межрегионального неравенства.

Основные конкурентные преимущества Республики Тыва:

1) благоприятное географическое положение республики с точки зрения транзитных возможностей. Перспективы создания международного авиатранспортного, автотранспортного, железнодорожного коридора через Республику Тыва, связывающего Россию, Монголию и Китай;

2) богатая минерально-сырьевая база, наличие запасов каменного угля, цветных, редких и редкоземельных металлов, полиметаллических руд;

3) большие запасы лесного фонда;

4) наличие туристско-рекреационного потенциала;

5) большие резервы территорий, свободных для развития бизнеса;

6) стабильная общественно-политическая ситуация, отсутствие межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Слабые стороны региона обусловлены удаленностью от мировых рынков сбыта, низкой транспортно-коммуникационной освоенностью районов, низкой долей производств глубокой переработки продукции, низким уровнем развития инновационного предпринимательства.

К возможностям экономического развития республики относятся:

1) вхождение в международные транспортные коридоры, расширение транспортно-логистических потоков, создание транспортного узла;

Читайте также: