Экономический строй киевской руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием ( VI в.).

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г ., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси X-XI вв.

Сельское хозяйство Киевской Руси X-XI вв.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие:

  • на юге - плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов;
  • на севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.

Выращивали, главным образом, зерновые культу ры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Севообороты в Киевской Руси:

  1. двухпольный ( вся масса обрабатываемой земли делилась на две части: одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром);
  2. трехпольный (помимо пара и озимого (засевается осенью) поля выделялось еще и яровое - засеваемое весной).

На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло Киевской Руси X-XI вв.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов:

  • оружейное,
  • ювелирное,
  • кузнечное,
  • гончарное,
  • ткацкое,
  • кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля Киевской Руси X-XI вв.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Причина - господство натурального хозяйства.

Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, которое обеспечивало безопасность торговых путей и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках.

В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями.

Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов.

В Киевскую Русь ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Общественный строй Киевской Руси X-XI вв.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках, поэтому вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм Киевской Руси характеризуется:

  • полной собственностью феодала на землю;
  • неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.

Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Категории населения Киевской Руси X-XI вв. :

  1. люди или смерды - свободные крестьяне, зависимые лишь от государства и великого князя;
  2. закупы - люди, получившие от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами;
  3. рядовичи - люди, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанные выполнить различные работы согласно этому ряду;
  4. холопы или челядь - рабы, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь . Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ.

Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем .

Вотчина в Киевской Руси X-XI вв.

Вотчина - основная ячейка феодального хозяйства , которая включала:

  • княжескую или боярскую усадьбу и
  • зависимые от нее общины-вервеи.

В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки.

Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники , во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин .

Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича (980-1015). к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования.

Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г . было принято христианство в православном его варианте. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения.

Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Князья Древней Руси

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.

В результате этой усобицы в коне чном итоге государство было поделено на две части:

  • область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу Тмутараканскому ,
  • территория западнее Днепра осталась за Ярославом Владимировичем, Великим князем Киевским (1019-1054) .

После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав (впоследствии - Мудрый) стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

Первые признаки раздробленности Киевской Руси X-XI вв.

В Киевской державе каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше старших родичей.

После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц . Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества — земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание принципа родового владения Русью.

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников.

Его власть ограничивалась:

- Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

- Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

- Удельными князьями - местной родовой знатью.

- Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

- Главным содержанием их деятельности было:

- Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

- Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

- Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Общество в Киевской Руси делилось на:

- свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

- полусвободных (закупы, рядовичи)

- зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

Феодальная раздробленность на Руси: ее причины и последствия

Фе­одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен­тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес­ленных специальностей.

3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников.




Его власть ограничивалась:

- Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

- Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

- Удельными князьями - местной родовой знатью.

- Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

- Главным содержанием их деятельности было:

- Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

- Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

- Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Общество в Киевской Руси делилось на:

- свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

- полусвободных (закупы, рядовичи)

- зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

Феодальная раздробленность на Руси: ее причины и последствия

Фе­одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен­тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес­ленных специальностей.

3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Киевская Русь — это государство Восточной Европы, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей из рода Рюриковичей.

Социальное устройство Киевской Руси

Формирование основных классов феодального общества в Киевской Руси слабо отражено в источниках. По этой причине вопрос о классовом характере древнерусского государства остается дискуссионным. Наличие различных экономических укладов дало специалистам основания оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад сосуществовал с рабовладельческим и патриархальном.

Для феодализма характерна полная собственность феодалов на землю, первичной формой которой являлось полюдье. Полюдье – это институт прямого внеэкономического принуждения, в котором явно выступают отношения подчинения и господства, как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность. В IX веке формируется класс феодалов, к которому относились киевские князья и местные бояре. В X веке усилилось формирование великокняжеского и княжеских доменов. Феодальное землевладение выросло за счет княжеских пожалований и за счет захвата земель общинников и пустующих земель. Также феодализм характеризуется неполной собственностью феодалов на крестьян, по отношению к которым применяются формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает как землю феодала, так и свой земельный участок, полученный от феодала, и является собственником жилища, орудий труда и т.д. В основном развитие феодализма приводит к тому, что лишь феодалы: князья, бояре и церковь – обладают правом собственности на землю. Они не платят дань и имеют другие привилегии. В Киевской Руси вместе с классовым делением шел процесс формирования сословного строя. Также в Киевской Руси существовали свободное городское население, свободные крестьяне - общинники, феодально-зависимое население, рабы.

Категории населения

В начальной летописи термином "люди" обозначаются широкие слои сельских и городских жителей. Сохранение в течение долгого периода этого термина в значении свободного населения указывает, что процесс феодализации неравномерно затрагивал отдельные сельские общины, жители которых, теряя полноправность, сохраняли личную свободу.

Смерды - значительная часть феодально-зависимого полукрестьянского населения. Смерды были лично свободны и вели свое хозяйство. Князь давал землю смерду с условием, что тот будет на него работать. Со смертью не имеющего сыновей смерда земля возвращалась к князю. За право владения хозяйством смерд платил дань князю. За долги смерд мог превратиться в зависимого закупа.

Готовые работы на аналогичную тему

Закупы - это попавшие в долговую кабалу люди, обязанные работой в хозяйстве заимодавца возвратить полученную "купу".

Исполняли сельские работы: работали в поле, ухаживали за господским скотом. Феодал мог предоставить закупу земельный надел и сельскохозяйственные орудия. Закуп был ограничен в правах. Это касалось прежде всего права ухода. Однако запрещалось продавать закупа в холопы. Закупы могли выступать в суде как свидетели по незначительным делам, обращаться на своего господина в суд. Рост закупничества связан с распространением частного землевладения.

Изгой – человек "изжитый", лишенный прежнего состояния.

Известны изгои зависимые и изгои свободные. Контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет холопов, выкупившихся на волю. Как правило, они не разрывали связь с господином, оставаясь под его властью. Однако в некоторых случаях освободившийся холоп уходил от хозяина. Такие изгои, порвавшие с прежним господином, обычно попадали в зависимость от церкви. Встречались изгои, бывшие выходцами из свободных слоев общества.

Источники называют также среди феодально-зависимого населения отпущенников, пращенников, задушных людей и вотчиных ремесленников.

В X-XII веках пленников, обращенных в рабство, называли "челядь". Они были бесправны. Люди, которые стали рабами по каким-то другим причинам, назывались холопы. Источники холопства: самопродажа, вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника, женитьба на рабе "без ряду". В холопа превращался провинившийся или сбежавший закуп. За долги могли продать в рабство обанкротившегося должника. В отдельных случаях холопы наделялись правами. Как боярский тиун, он мог выступать в суде "видоком". Широко распространилось долговое холопство, прекращавшееся после уплаты долга. Холопы использовались как домашние слуги. В некоторых вотчинах были и пашенные холопы, обладавшие собственным хозяйством.

Экономическое развитие

Основу хозяйства Киевской Руси составляло пашенное земледелие. На юге в основном пахали плугом с двойной упряжкой волов. На севере - запряженной лошадьми сохой с железными лемехами. Выращивали зерновые культуры пшеницу, рожь, полбу, ячмень, овес. Распространены были просо, чечевица, горох, репа. Известны были как двухпольный, так и трехпольный севообороты. Сохранялся устойчивый набор домашних животных: коровы, лошади, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Значительную роль играли промыслы: охота, бортничество, рыболовство. С развитием внешней торговли возрос спрос на пушнину.

Промыслы и ремесло развивались и все более отделялись от сельского хозяйства. В условиях натурального хозяйства совершенствовались приемы домашнего ремесла: обработка конопли, льна, дерева, железа. Ремесленное производство насчитывало десятки видов: кузнечное, оружейное, ювелирное, ткацкое, гончарное и кожевенное.

По техническому и художественному уровню русское ремесло не уступало ремеслу европейских стран. Славились кольчуги, ювелирные изделия, кленки, замки.

Внутренняя торговля была развита слабо, поскольку господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешнеторговых отношений было связано с формированием государства, которое обеспечивало купцам безопасные торговые пути и поддерживало их на международных рынках своим авторитетом. В Византии и в восточных странах реализовывалась часть дани русских князей. Из Руси в основном вывозили изделия ремесленников, продукты промыслов и рабов. Ввозились предметы роскоши: шелковые ткани, виноградные вина, ароматные приправы и смолы, оружие. Росло число городов. Однако их жители еще сохраняли с сельским хозяйством тесную связь и занимались скотоводством и земледелием.


Социально- экономический строй Киевской Руси.
Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, сбором штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики податей) и т.п. В подвластных великому князю землях и городах управляли княжеские наместники – посадники и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение. Войско великого князя состояло из его дружины и дружин вассальных князей. В Киевской Руси существовало два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупы попадали в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичи попадали в зависимость после ряда (договоров). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.
Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.
Основу сельского хозяйства в период раннего феодализма состояло земледелие разных типов. Важное место занимала крестьянская община, которая состояла как из одного большого массива, так и из ряда разбросанных поселений, включавших в себя как мелкие, так и крупные крестьянские хозяйства, которые совместно обрабатывали землю, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату дани и т.п.
Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли.

Читайте также: