Экология кратко для олимпиады

Обновлено: 07.07.2024

Искусственная экосистема, возникшая в процессе сельскохозяйственной деятельности человека, называются:

Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и его обоснуй (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.

Канадские экологи установили, что важную роль в жизни тропических лесов Серенгети (Восточная Африка) играют плодоядные птицы, которые обитают здесь в изобилии (16 видов на густых и 6 – на изреженных участках леса). Семена, прошедшие через пищеварительный тракт птиц, не поедаются жуками-зерновками (которые в противном случае повреждают до 90 % плодов, упавших на землю). В то же время мутуализм птиц и деревьев приводит к положительной обратной связи между ними – при уничтожении части деревьев и нарушении целостности лесного полога процесс восстановления леса:

Ответ г) является верным. Положительная обратная связь заключается в усилении процесса при увеличении интенсивности действующего фактора. Следовательно, при изрежении леса видовое разнообразие и численность плодоядных птиц будут сокращаться; доля семян деревьев, прошедших через пищеварительный тракт птиц и не подверженных уничтожению жуками-зерновками станет меньше; повреждение семян жуками увеличится; воспроизводство леса резко замедлится.

Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой-нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.

Выбери один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуй, почему этот ответ ты считаешь правильным, а также в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа

(правильный ответ – 2 балла, обоснование каждого ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.

Палеоэкологический кризис, вызванный сильнейшей аридизацией климата в степях Восточной Европы 4500-4000 лет назад:

б) способствовал изменению хозяйственного уклада живущих там племен, заключающемуся в переходе от доминирования скотоводства к доминированию земледелия;

в) имел катастрофические последствия для населения того времени, изменив окружающую среду, сделав ее непригодной для жизни;

г) обусловил расширение обитания населения того времени и появлению сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.

Ответ а неправильный, потому что: сильнейшая аридизация климата не могла не иметь социальных последствий, особенно в аграрных обществах (которые были в то время), которые сильно зависят от окружающей среды, в том числе от такого параметра как влажность.

Ответ б неправильный, потому что: переход от доминирования скотоводства к доминированию земледелия возможен только при благоприятных условиях для земледелия. Аридизация климата, как известно, не способствует земледелию.

Ответ в неправильный, потому что: как известно из истории, степи Восточной Европы (с того времени) постоянно были обитаемы.

Ответ г правильный, потому что: население того времени для того, чтобы выжить в резко изменившихся условиях, должно было передвигаться на более увлажненные территории, что повлекло за собой появление сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.

Представитель простейших токсоплазма обитает в организме мыши, вызывая заболевание – токсоплазмоз. Однако размножение паразита происходит только в кошачьем кишечнике. Как показано исследовательницей из Университета Калифорнии в Беркли (США) В. Ингрэм, в ходе эволюции возник интересный механизм, позволяющий попадать в организм кошки. В частности, токсоплазмы способны:

Ответ а) не является верным. Во-первых, для снижения иммунитета у кошки токсоплазма прежде должна попасть в из мышиного организма в кошачий. Во-вторых, снижение иммунитета и бесплодие у основных хозяев, в организме которых происходит размножение паразитов, нельзя назвать эволюционным приспособлением, так как это не может способствовать распространению токсоплазм.

Ответ б) не является верным. Во-первых, снижение иммунитета и плодовитости у мышей нельзя назвать эволюционным приспособлением, так как это не будет способствовать распространению токсоплазм. Во-вторых, снижение иммунитета и плодовитости промежуточных хозяев не решает проблемы попадания токсоплазм в кошачий организм, где происходит их размножение.

Ответ в) не является верным. Во-первых, прерывание беременности у мышей на ранних сроках нельзя назвать эволюционным приспособлением, так как это не будет способствовать распространению токсоплазм. Во-вторых, это не решает проблемы попадания токсоплазм в кошачий организм, где происходит их размножение.

При очистке каждой тонны рисовых зерен получают 200 кг шелухи. В некоторых странах её брикетируют и используют как топливо. Но чаще всего раздают садоводам, которые используют шелуху в качестве мульчи – посыпают ею землю на участках, удобряя почву, предохраняя её от летом от пересыхания, а зимой – от чрезмерного промерзания. Однако у мульчи из рисовой шелухи есть один недостаток, связанный с тем, что она:

Ответ а) не является верным. Задерживая влагу, шелуха повышает влажность почвы, предохраняет ее от пересыхания. Медленное разложение способствует улучшению структуры почвы, при этом питательные элементы из шелухи (в отличие от минеральных удобрений) переходят в почву постепенно.

Ответ б) не является верным. Теплоизоляционные свойства шелухи обеспечивают в холодное время года предохранение почвы от промерзания и позволяют использовать ее для утепления стволов и корней плодовых деревьев и кустарников, прочих многолетников.

Ответ в) не является верным. Задерживая прямые солнечные лучи, шелуха летом предохраняет почву от перегрева и пересыхания, стебли и корни растений – от ожогов.

Ответ г) является верным. Совместно с рисом на рисовых полях произрастают сорные растения. Семена сорняков могут попасть на садовые участки вместе с рисовой шелухой, что является недостатком её использования в качестве мульчи.

Свойства атмосферы остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов. (ДА)

Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани (нет)

Морфологический тип приспособления животного или растения к основным факторам местообитания и определенному образу жизни называют жизненной формой организма. (ДА)

В любой системе надорганизменного уровня организации жизни части сообщества не заменяемы, т.е. один вид (или комплекс видов) не может занять место другого со сходными экологическими требованиями без ущерба для всей системы. (НЕТ)

Для оценки количественного соотношения видов в биоценозах в современной экологической литературе часто используют индекс разнообразия. (ДА)

Поступить в вуз без ЕГЭ (4)

Как проходит олимпиада по экологии?

Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов. В школьном туре могут участвовать все зарегистрировавшиеся лица. В следующие этапы приглашаются школьники, набравшие проходные баллы. Муниципальный тур проводится для обучающихся 7-11 классов, региональный и заключительный – для 9-11-х.

5. Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса:

1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса;
4) изменением климата.

1) особенности рельефа местности;
2) пищевые ресурсы и болезни;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.

1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
2) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
3) добычу и переработку полезных ископаемых;
4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3) невозобновляемым природным ресурсам;
4) пополняющимся ресурсам.

1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4) нарушению кислородного режима.

1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов;
4) засолением почв.

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

17. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

1) болезни опорно-двигательной системы;
2) инфекционные болезни;
3) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
4) болезни пищеварительного тракта.

1) предприятия химической и угольной промышленности;
2) сельское хозяйство;
3) бытовую деятельность человека;
4) транспортные средства.

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

Вид - формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).

Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Условия, влияющие на численность популяции - пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.

Презентация

В презентации "Подготовка к олимпиадам по экологии" собран необходимый материал для основополагающей подготовки школьников к олимпиадам любого уровня, начиная со школьного, заканчивая всероссийским. Систематизирован материал, связанный с основными экологическими закономерностями, правилами. Обобщен материал, касающийся экологической терминологии, экологических групп живых организмов, ООПТ, международных соглашений по вопросам охраны природы.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Проблемы: Проблемы ПЛЮСЫ ПЛЮСЫ • Для выступления на экологической олимпиаде нужен проект, при работе проект над проектом ученик получает массу новых умений и навыков ; • В последнее время экологическая составляющая экзаменационных экзаменационных заданий растет. МИНУСЫ МИНУСЫ • Такого предмета нет в учебном плане большинства школ; • Нет учебного пособия, в котором были бы все разобраны все необходимые темы;; • Даже при наличии отличных результатов выступлений на олимпиадах по экологии, это нигде не пригодится.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Основные вопросы Основные вопросы олимпиад олимпиад 1. Экологические закономерности, 1. Экологические закономерности, правила. правила. 2. Экологические классификации 2. Экологические классификации растений и животных. растений и животных. 3. Влияние экологических 3. Влияние экологических факторов на организмы. факторов на организмы. 4. Природоохранная деятельность. 4. Природоохранная деятельность. 5. Ученые – экологи, их 5. Ученые – экологи, их достижения. достижения.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, правила. правила Закон биогенной Закон биогенной миграции атомов миграции атомов (В.И. Вернадский, 1942 г.) (В.И. Вернадский, 1942 г.) • миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или же протекает в среде, геохимические особенности которой (кислород, углекислый газ, водород и т. д.) обусловлены живым веществом (тем, которое населяет биосферу в настоящее время, и тем, которое существовало на Земле в течение всей геологической истории).

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, Закон биоклиматический Закон биоклиматический (А. Хопкинс, 1918 г.) (А. Хопкинс, 1918 г.) правила. правила • По мере продвижения на север, восток и вверх в горы время наступления периодических явлений в жизнедеятельности организмов запаздывает на четыре дня на каждые 1 градус широты, 5 градусов долготы и примерно 100 м высоты.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, Закон бумеранга Закон бумеранга правила. правила все, что извлечено • все, что извлечено из биосферы из биосферы человеческим человеческим трудом, должно трудом, должно быть возвращено быть возвращено ей.ей.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, правила. правила Закон константности количества Закон константности количества живого живого вещества биосферы вещества биосферы (В.И. Вернадский, 1919 г.) (В.И. Вернадский, 1919 г.) • количество живого вещества (биомассы всех организмов) биосферы для данной геологической эпохи постоянно.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, Закон максимизации энергии Закон максимизации энергии правила. правила (Ю. и Э. Одумы, (Ю. и Э. Одумы, 1978 1978 г.) г.) • в соперничестве с другими системами выживает (сохраняется) та из них, в которой наилучшим образом обеспечивается поступление энергии и максимальное ее количество используется наиболее эффективным способом.

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, правила. правила Закон максимизации Закон максимизации закон минимума (Закон закон минимума (Закон ограничивающего ограничивающего фактора) (Ю. Либих) фактора) (Ю. Либих) • Относительное действие отдельного экологического фактора тем сильнее, чем в большей степени по сравнению с другими ощущается его нехватка. Бочка Либиха Бочка Либиха

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Презентация "Подготовка к олимпиадам по экологии". Пособие для учителей биологии, экологии.

Презентация

Экологические законы, Экологические законы, правила. правила Закон экологического Закон экологического оптимума оптимума (В. Шелфорд), 1913. (В. Шелфорд), 1913. • каждый экологический фактор имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организм. Недостаточное или избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизни организмов. Границы благоприятного воздействия фактора – зона оптимума экологического фактора.

Читайте также: