Экологические проблемы алматы кратко

Обновлено: 19.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологические проблемы г. Алматы и её влияние на здоровье человека Подготови.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические проблемы г. Алматы и её влияние на здоровье человека Подготови.

Экологические проблемы
г. Алматы и её влияние на здоровье человека
Подготовили: Абдукахарова Камилла
Накысбек Лейла
Юсубов Наиль
109 группа

Алматы - крупнейший город Казахстана с населением - 1 806 833 человек, распол.

Алматы - крупнейший город Казахстана с населением - 1 806 833 человек, расположенный в предгорьях Заилийского Алатау.
Соответственно и экология Алматы отличается от других городов Казахстана.
Хотя Алматы – солнечный, утопающий в зелени город, с широкими улицами, красивыми зданиями, многочисленными парками и скверами, город характеризуется довольно сложной экологической ситуацией из-за своего расположения в предгорной котловине. Алматы страдает из-за сильной загазованности воздуха, дефицита строительных площадок в городской черте, стремлением населения жить ближе к центру города, а не на его окраинах, некоторой перенаселённости, массовой миграции сельского населения в город. Город изначально был рассчитан проектировщиками на 400 тыс. жителей, однако численность населения уже давно перевалила за миллион, и приближается к двум миллионам человек.
Над городом постоянно висит серый смог. Более 80 % загрязнения воздуха в городе приходится на автотранспорт. По последним данным, в Алматы имеются 800 тысяч автомашин, и количество их с каждым днем растёт. Ежегодно эти автомашины выделяют в воздух города около 250—260 тысяч тонн вредных отходов. Таким образом, на каждого жителя города приходится более 200 кг вредных веществ.


Город АлматыЗанесен в реестр экологических проблем Республики Казахстана, кот.


Загрязнение ледников горы Заилийского Алатау, являющихся источником питьевой.

Загрязнение ледников горы
Заилийского Алатау, являющихся источником питьевой воды
Путуи решения проблемы: Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха
Принимаемые меры:

С 1999 года идет реализация "Комплексной программы отравление экологической обстановки г. Алматы "Таза aуa - жанга дауа" на 1999 - 2015 годы", где предусмотрены мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна города Алматы; ограничение въезда объезд автотранспорта на территории ООПТ "Медеу"; перевод котельных на электроотопление; сокращение объемов потребления питьевой воды, внедрение обратного водоснабжения на предприятиях; в 2006 году начато строительство фуникулера между СК "Медеу" и горнолыжной базой "Шымбулак"; озеленение территории города, ремонт фонтанов; строительство метрополитена; транспортных развязок, контроль за выбросами автотранспорта и пр.

Ледников горы Заилийского Алатау

Ледников горы
Заилийского Алатау

Загрязнение почв, экологические рискиПути решения проблемы: Строительство пол.

Загрязнение почв, экологические риски
Пути решения проблемы: Строительство полигона токсичных отходов
Принимаемые меры

В 2006 году по заказу департмент ДГП ГНПОПЭ "Казмеханобр" разработано ТЭО на строительство полигона токсичных отходов. Необходима разработка ПСД и дальнейшая реализация проекта, для чего необходимы средства из республиканского бюджета в размере - 434 316, 62 тыс. тенге И решение об отводе земель


Загрязнение воздушного бассейна от выбросов автотранспортаПути решения пробле.

Загрязнение воздушного бассейна от выбросов автотранспорта
Пути решения проблемы: Совершенство системы стандартизации в сфере импорта автотранспортных средств (АТС), их технического состояния
Принимаемые меры:

Департаментом природных ресурсов и регулирования природопользования акимата г. Алматы направленный обращение в Правительство РК и Министерство охраны окружающей среды с предложением:
- О необходимости разработки новых национальных стандартов, регламентирующих нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу и методы их измерения;
- введения запрета на ввоз в Республику автотранспортных средств, со сроком эксплуатации свыше 7 лет;
- внесении изменений в налоговое законодательство, в соответствии с которыми с автотранспортных средств, не отвечающий новые стандартам, должны взиматься повышенные налоги.

Загрязнение воздушного бассейна от выбросов автотранспорта

Загрязнение воздушного бассейна от выбросов автотранспорта

Пути решения проблемы: Оптимизация движения общественного транспорта Принима.

Пути решения проблемы: Оптимизация движения общественного транспорта

Строительство Восточной объездной дороги, транспортных развязок; разработка предложений по выделению правой полосы автомагистралей и только общественному транспорту.


Энергетическая деятельность80% сжигаемого топлива в Казахстане приходится на.

Энергетическая деятельность
80% сжигаемого топлива в Казахстане приходится на уголь - самый дешевый вид топлива.
¾ антропогенных выбросов парникового газа СО₂ обусловлено.
Доля вклада различных отраслей в общие выбросы парниковых газов

Влияние окружающей среды на здоровье человекаЧис­тый воздух, качественная вод.

Влияние окружающей среды на здоровье человека
Чис­тый воздух, качественная вода, сохранившееся равновесие других составных частей природной среды создают благо­приятные условия для повышения работоспособности человека, увеличения продолжительности его жизни.
Удиви­тельная красота природы способствует отдыху и восстанов­лению сил человека.




Вывод:В городе Алматы сохраняются проблемы экологического характера, приводящ.

Вывод:
В городе Алматы сохраняются проблемы экологического характера, приводящие к высокому уровню выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению и истощению водных источников, земельных ресурсов; низкому объему переработки и утилизации отходов, что способствует их накопление в окружающей среде; ухудшению здоровья населения. Загрязнение окружающей среды вредными веществами и влияние их на здоровье человека - это одна из важнейших проблем на сегодняшний день. Вследствие отсутствия на должном уровне обеспечения безопасности окружающей среды, уровень загрязнения вызывает рост заболеваний органов дыхания, заболеваний злокачественных новообразований, профессиональных патологий.

Фото: Олег Спивак

Алматы

Проблемы экологического состояния Алматы волнуют горожан уже не первый год. Люди устали дышать загазованным воздухом, поэтому требуют от властей принятия решительных мер по улучшению экологии крупнейшего города страны. О том, как профильное ведомство совместно с акиматом планирует бороться с загрязнением окружающей среды в Алматы, рассказывает Vox Populi.

Дорожная карта

По словам специалистов, воздух Алматы отравляют в основном ароматические углеводороды, такие как бензол, алкилбензол, фенолы и бензальдегид, содержащиеся в выхлопных газах и бензине. Загрязнение иногда достигает концентрации в 300, 400 и даже 500 микрограммов на кубометр, что в 10–15 раз выше, чем нормативы ВОЗ. А это пагубно сказывается на здоровье горожан и снижает их качество жизни.

затор

Экологический мониторинг

В первую очередь ответственные лица позаботились о доступе жителей Алматы к данным о качестве атмосферного воздуха. Для этого они создали онлайн-карту, где с определенной периодичностью появляется информация о состоянии воздуха — а именно объем загрязняющих веществ в атмосфере, параметры влажности, температура, давление, направление и скорость ветра и среднесуточные показатели ПДК. Все эти данные передают мониторинговые станции, установленные в разных районах Алматы. Информация выводится на 49 LED-экранах города и обновляется три раза в день. А чтобы она была четкой, прозрачной и актуальной, количество датчиков увеличили. Если в 2020 году данные выводились с 26 приборов, то в текущем году планируется задействовать 36 устройств.

Алматы

Экологические посты

Чтобы как-то уменьшить выбросы от автомобилей, предлагается:

• установить на блокпостах на въезде в город оборудование для экологического контроля всех видов авто- и мототранспорта;

• запустить мобильные патрули для проведения замеров выхлопных газов автотранспорта, передвигающегося по городу;

• проводить независимый мониторинг качества топлива, реализуемого через АЗС;

• поэтапно ограничивать движение грузового транспорта в дневное время с определением транзитной схемы проезда, без права въезда в центральную часть города;

• поэтапно перевести всю грузовую логистику на ночное время суток;

• увеличить количество выделенных полос для общественного транспорта;

• улучшить и расширить дорожную инфраструктуру для велосипедов, самокатов и других альтернативных видов транспорта;

• увеличить и расширить инфраструктуру пешеходных тротуаров с озеленением;

• территориально зонировать город с частичным и полным запретом автотранспорта;

• внедрять и поощрять все виды коллективной доставки работников (корпоративной развозки);

• модернизировать техосмотр таким образом, чтобы технически неисправные автомобили не могли попасть на улицы города;

• полностью перевести общественный и коммунальный транспорт на экологически чистые виды топлива, а также обновить городской автопарк.

экопост

1-й, 2-й и 12-й пункты плана уже воплощаются в жизнь. Так, например, на въездах в город установят 19 экопостов для проверки автомобилей на превышение норм токсичности выхлопа. Их оборудуют станциями измерения качества воздуха, и все данные будут выводиться на онлайн-карту и LED-дисплеи. Первые два экопоста уже работают на Кульджинском тракте и Бухтарминской улице.

Сотрудники с помощью многокомпонентных газоанализаторов проверяют выхлопные газы бензиновых и газовых автомобилей на содержание углеводородов, оксида углерода, диоксида углерода, окислов азота, кислорода. Дизельные машины проверяют на дымность выхлопных газов. При проверках в тестовом режиме уже выявлено свыше 5 000 легковых и более 1 000 грузовых автомобилей, превышающих нормы токсичности. В ближайшее время начнут работу передвижные экологические патрули, также оборудованные газоанализаторами и дымомерами.

Что касается автобусного парка, с прошлого года постановлением акима Алматы Бакытжана Сагинтаева запрещено закупать дизельные и бензиновые автобусы и коммунальную технику. Сегодня на городских маршрутах курсируют 17 электроавтобусов, до конца этого года планируется закупить еще 39 единиц.

ТЭЦ

Перевод ТЭЦ на газ

Одним из важных решений разработчиков дорожной карты является перевод ТЭЦ-2 на природный газ, что позволит снизить объем ее выбросов в окружающую среду на 83%, с текущих 38 тысяч до 6,8 тысячи тонн. В таком случае можно полностью избавиться от токсичных веществ — диоксида серы и пыли золы, — которые представляют реальную опасность для здоровья горожан. К слову, на долю выбросов ТЭЦ-3, расположенной в Алматинской области, приходится 8% загрязнений воздушного бассейна Алматы. Поэтому ее тоже будут переводить на природный газ — сейчас разрабатываются ТЭО.

Планируется, что работы по реконструкции и модернизации алматинской ТЭЦ-2 будут проходить с 2022 по 2025 год. Каждые полгода по 2 котла (всего их 8) будут переводить на газ. Единственным минусом модернизации теплоэлектростанции можно назвать повышение тарифа для потребителей на тепловую энергию в среднем на 20%–25%.

Газификация частного сектора

По данным акимата, на сегодня 99% жителей города обеспечены газом. 1 800 домов остаются не подключенными — это небольшая цифра. Проблема в том, что углем сейчас отапливается львиная доля частного сектора, расположенного на присоединенных к Алматы из области территориях. Это порядка 108 000 домов, которые коптят воздух в холодный сезон. Стоит вопрос об их поэтапной газификации.

Очистка городских водоемов

В конце хотелось бы вкратце рассказать о двух проектах, которые сначала разрабатывались отдельно от дорожной карты, но потом частично или полностью были включены в нее. Первый — очистка дна озера Сайран, пруда в микрорайоне Карасау и Аэропортовского озера от ила, донных отложений и прочего мусора. Проект должен быть разработан к июню 2021 года. Если он будет реализован, можно будет убить сразу двух зайцев — создать условия для отдыха горожан и предотвратить нарушения естественной жизнедеятельности гидроэкосистемы. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации на механическую очистку трех водоемов.

Зеленое спасение

Проект масштабного озеленения города — Jasyl Almaty — появился в 2019 году по инициативе акима Бакытжана Сагинтаева. Планировалось, что в течение трех лет в Южной столице будет посажен миллион саженцев деревьев для оздоровления воздушного бассейна города от сернистого газа, оксида азота и тонкодисперсных частиц. Работа пошла.

В результате инвентаризации зеленых насаждений выяснилось, что в городе насчитывается 2 650 000 деревьев. Из них требуют обновления порядка 25%. Поэтому для наращивания зеленого фонда Алматы началась активная посадка деревьев. Осенью 2020 года было посажено 282 000 саженцев, что привело к росту показателя обеспеченности зелеными насаждениями с 6,5 квадратных метров на человека до 7,7. А поскольку, согласно СНИПам, обеспеченность должна составлять 10 квадратных метров на человека, было принято решение увеличить объемы проделываемой работы.

В 2021 году планируется высадить 300 000 деревьев по всему городу. Работы будут производиться в два этапа: весной (в марте-апреле) и осенью (в октябре–декабре). Массовые посадки пройдут вдоль проспекта Рыскулова в западном направлении, а также в микрорайонах Алатауского района, где вскоре будет создана парковая зона. Кроме того, в Алматы сейчас проходит паспортизация зеленых насаждений. Создается огромная база данных деревьев, кустарников и цветов, где будет храниться информация о возрасте, диаметре и состоянии зеленых насаждений. Реестр планируют представить в марте 2021-го.

Фото Дмитрия Каратеева

Фото Дмитрия Каратеева

Каждый третий житель южной столицы страдает респираторным заболеванием. Каждый четвёртый – астматик. Каждый десятый – аллергик.

В последний день весны произошло событие, которое, на мой взгляд, имеет необходимый потенциал для того, чтобы борьба с загрязнением воздуха в Алматы стала личным делом каждого жителя города. Включая чиновников.

Главная проблема – дефицит достоверной информации

Смог – одна из главных тем, которой я занимаюсь как журналист. С марта этого года опубликовал на Informburo.kz несколько интервью, посвящённых ужасающему состоянию воздушного бассейна южной столицы и поиску путей выхода из катастрофической ситуации. Моими собеседниками были учёная-эколог Айымгуль Керимрай, активист Павел Александров, энергетик Асет Наурызбаев, бизнесмен в газовой сфере Ерлан Нурпеисов.

Практически все спикеры – члены общественной экспертной группы "Чистый воздух Алматы", которая поставила себе задачу подготовить до конца года объёмный доклад по смогу и представить его в городской акимат и правительство. В нём будут проанализированы основные источники загрязнения: промпредприятия и ТЭЦ, автотранспорт, частный жилой сектор, проблемы градоустройства. Предложены конкретные меры по минимизации вредных выбросов по каждому из этих направлений. Показано губительное влияние смога на здоровье всех горожан.

Главная проблема, с которой столкнулись эксперты-активисты, – дефицит достоверной информации.

Во-первых, до настоящего времени основным показателем загрязнения атмосферы принят валовый выброс вредных веществ в тоннах, тогда как у каждого загрязнителя своя токсичность, и во всём мире их оценивают не оптом, а в розницу.

Во-вторых, комплексный мониторинг вредных выбросов от автомобилей и частного сектора в городе вообще не проводится.

В-третьих и в-главных, к медицинской статистике по заболеваниям доступ вообще затруднён, а та, что открыта, – или фрагментарна, или вызывает сомнения, потому что слишком оптимистична. А исследования связи между грязным воздухом и ростом болезней если и были, то по крайней мере энтузиасты из экспертной группы о них не знали. И больше уповали на данные ВОЗ и других международных источников.

Но тут на них свалился неожиданный подарок.

Вопрос ребром: как смог влияет на здоровье?

Учёные сделали шесть докладов по своим исследованиям. Они оказались полны бесценной информации.

Впервые хоть какую-то статистику по респираторным заболеваниям я услышал полгода назад на гражданском процессе в Бостандыкском районном суде по иску гражданского активиста Альнура Ильяшева к городскому акимату о его бездействии в сфере экологической безопасности. Тогда юрист управления здравоохранения под присягой огласил некоторые данные по Алматы, которые он, по его собственному признанию, получил по запросу из Республиканского центра электронного здравоохранения Минздрава РК.

Любопытно сопоставить эти сведения с теми, что получили учёные в результате исследований.

Напомню, что самыми распространёнными респираторными заболеваниями (или болезнями органов дыхания) являются бронхит, пневмония, хроническое обструктивное заболевание лёгких (ХОБЛ), бронхиальная астма. Основные причины этих недугов – инфекции, курение, грязный воздух.

Итак, юрист горздрава процитировал полученную справку. Болезни органов дыхания (по общей заболеваемости) на 100 тысяч населения составили в Алматы:

  • в 2016 году – 36 тысяч 728;
  • в 2017 году – 34 тысячи 720;
  • прогноз на 2018 год – 35 тысяч 890.

То есть 36% алматинцев имеют те или иные хвори дыхательных путей. Каждый третий.

"Идёт спад", – добавил чиновник, которому впору было присвоить звание "Капитан Неочевидность".

Одной из самых интересных на семинаре стала презентация "Хроническая обструктивная болезнь лёгких, бронхиальная астма и аллергический ринит у взрослого населения в Алматы. Результаты исследования CORE". Её автор – Дамиля Нугманова, доктор медицинских наук, профессор, глава Ассоциации семейных врачей Казахстана, член совета директоров Глобальной инициативы по ХОБЛ. Со ссылкой на официальные данные она сообщила, что доля острых и хронических респираторных заболеваний составляет 41,1% всех недугов, которыми страдают казахстанцы (см. слайд 1).

В принципе, эта цифра не противоречит тем, что привёл представитель горздрава.

Слайд 1. Из презентации Дамили Нугмановой

Тайный ХОБЛ в 16 раз больше явного

Среди наиболее опасных "дыхательных" болезней врачи называют ХОБЛ. Сегодня в мире зафиксировано 384 миллиона больных. Лёгочная "хроника" – четвёртая причина всех смертей (в 2012-м она вызвала 6% всех летальных исходов, или свыше 3 млн), ожидается, что в следующем году станет уже третьей (к 2030 благодаря ей с жизнью распрощаются 4,5 млн человек).

Послушаем акиматовского юриста от медицины. "По ХОБЛу, – привёл он данные, – на 100 тысяч населения в 2016 году 669 случаев, в 2017 – 657, прогноз на 2018 год – 592". Иначе говоря, по статистике Минздрава, процент заболеваемости колеблется вокруг отметки 0,6%. А всего в Алматы при численности 2 миллиона человек таких больных должно быть примерно 12 тысяч.

Однако по данным, приведённым в презентации профессора Нугмановой, на учёте с ХОБЛ стоят почти втрое меньше – 4467 человек (см. слайд 2). Так сколько же больных в действительности?

Слайд 2. Преваленс (распространённость) ХОБЛ по уровню диспансеризации в Казахстане. Ноябрь 2017 года

Слайд 2. Преваленс (распространённость) ХОБЛ по уровню диспансеризации в Казахстане. Ноябрь 2017 года / Из презентации Дамили Нугмановой

Ответ оказался ещё более непредсказуемым, чем я ожидал.

Дамиля Нугманова и её коллеги провели исследование в трёх странах бывшего СССР – на Украине, в Казахстане и Азербайджане, предмет которого – распространённость трёх респираторных заболеваний и факторы риска, связанные с ними: это табакокурение и использование биологического топлива (дрова, уголь и газ). В Киеве, Алматы и Баку медики обследовали по 930 человек. Курят везде примерно одинаково, топят тем же самым. Но результаты отличаются разительно.

В самом крупном казахстанском мегаполисе из почти тысячи обследованных ХОБЛ выявили у 67 человек (см. слайд 3).

Слайд 3. Результаты исследования CORE

Это вдвое больше, чем в украинской и азербайджанской столицах, хотя загрязнённость воздуха сопоставимая. Профессор Нугманова считает: избыток загрязнителей в Киеве и Баку поглощает большая вода – соответственно, Днепр и Каспий. А у нас – выход лишь к Капчагайскому "морю", которое, увы, не спасает.

Однако проблема не только в этом. Процент действительно больных ХОБЛом в Алматы, согласно исследованию, – 6,7% населения (а не 0,6%, как докладывал в суде юрист горздрава). Но стоит на учёте с таким диагнозом и получает лечение лишь 0,4% (см. слайд 4). Неучтённых "хобловцев" в 16 раз больше, чем "легализованных"!

Слайд 4. Значение исследования CORE для Казахстана

Астматики, на каждого четвёртого рассчитайсь!

С другими респираторными болезнями ситуация ещё круче. На суде мы услышали: "По аллергическим заболеваниям и бронхиальной астме в Алматы – тоже тенденция к спаду". Но ни одной цифры – сколько откуда и куда падает – названо не было.

Обследование показало: среди алматинцев астматиков в 3,5 раза больше, чем среди киевлян, и вдвое против бакинцев. А в абсолютных цифрах – у нас четверть горожан свистят и хрипят! (См. слайд 5.)

Слайд 5. Результаты исследования CORE по астме

Хотя диагностировали бронхиальную астму всего лишь у 1,9% обследованных. Это ниже реального уровня заболеваемости в 13 раз! Вот и гадай: то ли жители так наплевательски относятся к своему здоровью, то ли врачи неохотно ставят "нежелательный" диагноз.

Что касается аллергического ринита или "сенной лихорадки", то все алматинцы знают её симптомы: слёзы, сопли, чих, зуд в носу. Это заболевание – в половине случаев предвестник астмы. По данным профессора Нугмановой, "насморку аллергической природы" подвержены 9,7% жителей города.

Если это не эпидемия, то что?

Что же получается? Эпидемиологическим порогом (а он имеет отношение не только к инфекциям) считается заболевание 5% жителей какой-либо территории. А в Алматы каждый третий – респираторный больной. Каждый четвёртый – астматик. И каждый десятый – аллергик. Как это всё прикажете называть?

Конечно, алматинцев беспокоит не только "дыхалка". У каждого второго – повышенное артериальное давление (см. слайд 6).

Слайд 6. Состояние по артериальной гипертензии в Казахстане

Слайд 6. Состояние по артериальной гипертензии в Казахстане / Из презентации Кайрата Давлетова "Статистика заболеваемости и смертности в Алматы. Есть ли связь с качеством воздуха?"

Кроме того, в 2013-2017 гг. вдвое выросли онкологические заболевания (см. слайд 7).

Слайд 7. Тренд заболеваемости раком в Алматы

В анамнезе – грязный воздух

Все эти массовые напасти учёные связывают с удручающе грязным воздухом. И приводят доказательства.

Концентрация частиц РМ 10 в 2015-2017 гг. в южной столице была равна 82 мкг/м 3 – в 4,1 раза больше, чем требует ВОЗ (см. слайд 8).

Слайд 8. Уровень концентрации РМ 10 в городах Казахстана

Слайд 8. Уровень концентрации РМ 10 в городах Казахстана / Из презентации Айымгуль Керимрай "Пространственно-временные различия, влияние метеорологических факторов. Какие недостающие данные и исследования?"

По уровню содержания диоксида азота Алматы принадлежит лидерство по стране, город вдвое обгоняет предельные значения Всемирной организации здравоохранения (см. слайд 9).

Слайд 9. Уровень концентрации NO2 в городах Казахстана

По концентрации бензола в атмосфере Алматы не попал на пьедестал позора, но уверенно держится вслед за "призёрами" – Дели (87 мкг/м 3 ), Каиром (67) и Ханоем (65): у нас 53 мкг/м 3 (см. слайд 10). Я бывал в первых двух городах – это натуральные душегубки даже для меня, живущего в смоге. Что, впрочем, мало утешает. Для сравнения: в бельгийском Антверпене содержание бензола – 2,5 микрограмма на кубометр воздуха.

Слайд 10. Концентрация бензола в городах мира.

Слайд 10. Концентрация бензола в городах мира. / Из презентации Насибы Байматовой "Мониторинг летучих органических соединений в воздухе г. Алматы"

А по гремучему коктейлю БТЭК (бензол, толуол, этилбензол, ксилены) наша южная столица опережает даже 11-миллионный Хошимин, где, сам видел, половина прохожих и все всадники мотоциклов и скутеров не обходятся без респираторов (слайд 11).

Слайд 11. Концентрация БТЭК в разных городах.

Слышали МОН, да не знают, где он

Труд учёных производит впечатление и вызывает уважение. Но в сравнении он выглядит каплей в море. Посмотрите, сколько исследований воздуха проводится в других городах мира (см. слайд 12). Пекин – 1871. Дели – 522. Москва – 112. Ну хорошо, это всё мегаполисы с населением свыше 10 миллионов. Но в Праге-то живёт "всего" 1 миллион 300 тысяч человек. Не намного больше, чем в казахстанской столице, и сильно меньше, чем в Алматы. И даже там – 126 исследований. Неустанная научная работа в столице Чехии – и лишь 11 учёных трудов в сумме на два крупнейших казахстанских города.

Слайд 12. Количество научных исследований по качеству воздуха Алматы и Астаны в сравнении с другими городами мира.

Слайд 12. Количество научных исследований по качеству воздуха Алматы и Астаны в сравнении с другими городами мира. / Из презентации Айымгуль Керимрай

И это вина не научных сотрудников, а Министерства образования и науки, которое ориентирует исследователей прежде всего на коммерческую отдачу. Кроме того, до сих пор вызывает вопросы работа национальных научных советов. Скажем, Айымгуль Керимрай, сертифицированный эксперт ООН, подала заявку на исследование воздушного бассейна столицы. Она получила почти максимальную оценку независимых экспертов, в том числе зарубежных. А ННС "забодал" её без объяснения причин. Я писал об этом в марте.

Тем временем острая нужда в новых исследованиях сохраняется. Практически каждый спикер семинара называл темы необходимых работ. Наиболее важные выделил Булат Кенесов, профессор, кандидат химических наук, директор ЦФХМА:

  • разработка эффективной системы мониторинга воздуха;
  • ежедневный мониторинг ЛОС (летучие органические соединения) и ПАУ (полициклические ароматические углеводороды) для установления характера проблемы и её тенденций;
  • выявление вклада каждого источника загрязнения воздуха взвешенными частицами, ЛОС и ПАУ.

Кислородная подушка по госзаказу

Впрочем, учёные уже собрали достаточно информации, которая, надеюсь, теперь докажет чиновникам, что смог – такой же убийца, как и радиация. Но в отличие от "лучей смерти" этого киллера можно увидеть. Даже летом. С предгорий и в сухую погоду.

Пора посмотреть правде в глаза и признать, что Алматы давно уже стал зоной тихого экологического бедствия. Чем оборачивается ложь и самообман в государственном масштабе при экологических катастрофах, нам недавно напомнили сериалом "Чернобыль".

Может быть, после всего этого обитатели акимата наконец поймут, что на меры по охране окружающей среды и снижению загрязнения воздуха нужно тратить не 1,2% от городского бюджета (6,6 млрд тенге, или 17 миллионов долларов, в 2018 году), а на порядок больше.

Ещё в 2011-м Всемирный банк совместно с Министерством охраны окружающей среды и водных ресурсов провели исследование (оно было опубликовано двумя годами позже), которое показало: загрязнение алматинского воздуха твёрдыми частицами приводит к расходам в размере 486,2 миллиона долларов в год из-за увеличения затрат в сфере здравоохранения.

Экономим на главном – решении экологических проблем. И тратим на них фактически крохи, в итоге теряя в 30 раз больше.

Если и такие доводы не подействуют на тех, кто сидит на финансовых задвижках, пусть подумают о том единственном, что нас объединяет. Они дышат одним с нами воздухом, а не получают его по госзаказу или в спецраспределителе. Хотя, может, я всего и не знаю.

Фото Леонид Рассказов

Депутат Сената Динар Нукетаева обратилась к премьер-министру из-за экологической обстановки в Алматы. Сенатор просит принять срочные меры, чтобы сохранить здоровье горожан, передает корреспондент Tengrinews.kz.

"Экологические проблемы Алматы в настоящее время являются острейшими, город находится в числе самых загрязненных в мире. Алматы по сути стал зоной тихого экологического бедствия. Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Алматы", - озвучила депутат Динар Нукетаева в запросе.

Она указала, что анализ атмосферы дает сведения об уровне ее сильной загрязненности. Теплоэлектроцентрали и промышленность выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, так как частичная очистка внедрена только на половине предприятий города.

Депутат добавила, что особый вред наносится автомобилями, технические параметры по выхлопным газам большинства из которых не соответствуют требованиям по экологичности. Общее количество автотранспорта в Алматы составляет около 500 тысяч, к этому количеству надо еще добавить 250 тысяч транзитных автомобилей. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы - кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам.

"Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. В целом на одного алматинца приходится несколько десятков килограммов вредных выбросов в год. Главными факторами, прямо или косвенно влияющими на экологию города, являются его территория и население.

Город Алматы быстро растет, но в основном не "наружу", а "внутрь". Имеется в виду то, что город не столько разрастается по окружающей его территории, занимая все новые и новые площади, сколько происходит застройка тех его территорий, что раньше были отведены под парки, скверы, бассейны, фонтаны, площади.

При сохранении текущих темпов прироста населения в 2030 году число алматинцев может достичь трех миллионов человек. Депутат беспокоится, что население Алматы живет в условиях экологического дискомфорта.

По ее данным, "заболеваемость алматинцев в среднем выше, чем в других регионах нашей страны, поскольку такая экологическая ситуация вызывает рост распространения болезней органов дыхания, различных видов аллергии, сердечно-сосудистых заболеваний". Депутат утверждает, что каждый третий житель города страдает респираторным заболеванием. Каждый четвертый - астматик. Каждый десятый - аллергик.

Она указала на проблему состояния водных ресурсов в городе. Нукетаева считает, что их состояние характеризуется количеством потребляемой городом воды и уровнем загрязненности сточных вод.

"При достаточно больших расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений. Это при том что город пользуется не столько подземными (грунтовыми) водами, сколько талыми водами горных ледников, которые считаются более безопасными.

Водные ресурсы в городе используются нерационально - более 20 процентов воды уходят неиспользованными. Сточные воды города практически не подвергаются биологической очистке, и в водоемы попадают песок, соль, подкисленная и теплая вода", - высказала депутат.

Еще одним из острых экологических вопросов мегаполиса она отметила состояние почв и зеленых насаждений. Зеленые насаждения занимают всего 30 процентов площади города. Динар Нукетаева просит премьер-министра решить вопросы в короткие сроки.

"Мы предлагаем разработать специальную государственную комплексную программу оздоровления экологической обстановки Алматы, в том числе принять соответствующий закон, содержащий нормы о превращении нашего южного мегаполиса в зеленый и экологически чистый город", - сказала Динар Нукетаева.

Читайте также: