Экологическая информация это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Доступ к информации является одним из важных факторов осуществления права граждан на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.

Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный вопрос. Ведь закона, который бы регулировал такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.

Виды и источники экологической информации, по мнению М. М. Бринчука , литературе могут быть разделены на четыре группы:

  • нормативная информация об экологическом аудите и охране окружающей природной среды;
  • экологическая информация об объекте аудита;
  • информация о состоянии компонентов окружающей природной среды, находящихся в зоне возможного влияния аудируемого объекта.
  • информация, получаемая с сайтов компетентных на то органов.

Данные о состоянии окружающей природной среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

  • государственные кадастры природных объектов и природных ресурсов:
  1. кадастр земельных ресурсов,
  2. кадастр природных водных объектов,
  3. кадастр лесных ресурсов,
  4. кадастр объектов животного мира,
  5. кадастр особо охраняемых природных территорий,
  6. кадастр полезных подземных ископаемых;
  • Красная книга России и ее субъектов;
  • Государственные программы по охране окружающей среды;
  • Государственные регистры;
  • Бюллетени социально-гигиенического мониторинга;
  • Паспорта безопасности административно-территориальных единиц;
  • Радиационно-гигиенические паспорта территорий. (1)

Самый простой источник-получение информации о состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.

Вернёмся к Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).

Реализация данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).

Куда же может обратиться гражданин за получением информации? В экологическое управление.

Муниципальное экологическое управление имеет сложное эколого-информационное содержание. При его осуществлении органы местного самоуправления, которое является формой осуществления народовластия, обеспечивают население экологической информацией при решении вопросов местного значения, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологическая информация используется ими как для реализации собственных полномочий (например, принятие и организация выполнения муниципальных планов и программ комплексного социально-экономического развития), так и при осуществлении переданных им государственных полномочий.(2)

Наиболее полно информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления. Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией. При этом важно, чтобы характер и объем экологической информации соответствовали возложенным на них экологическим функциям, что является одним из условий эффективности государственного экологического управления. Для этого необходимо:

- во-первых, упорядочение эколого-информационных потоков, что обеспечивается посредством установления и правового закрепления порядка сбора и предоставления сведений, относящихся к экологической информации, исполнительным органам власти, осуществляющим экологическое управление, другим уполномоченным органам исполнительной власти, например, в области государственной статистики, а также путем правовой регламентации обмена экологической информацией между органами экологического управления. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение таких управленческих функций, как экологический государственный учет и отчетность, государственный кадастр природных ресурсов и объектов природы, экологический мониторинг, координационная функция в этой области и др.;

- во-вторых, создание и обеспечение функционирования эколого-информационных систем и банков данных, образование центров информатизации, осуществляющих эколого-информационное сопровождение органов власти при реализации ими всех управленческих экологических функций, а также информационное обслуживание предприятий, организаций и граждан, оказание им услуг по предоставлению экологической информации.

С другой стороны, органы исполнительной власти при реализации возложенных на них управленческих функций обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей-граждан, общественных организаций и объединений, обладающих правами на эту информацию в силу конституционных норм, требований экологического и информационного законодательства. Для этого определяются порядок и условия предоставления такой информации.(3)

Можно выделить статью 14 (пункт 1), согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Собранная информация аккумулируется в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Из этого фонда информация на определенных условиях (ст. 17 Закона) может быть предоставлена заинтересованным лицам. Причем бесплатно. И в любом варианте.

Вопрос доступа граждан к экологической информации в любом её виде довольно сложен, так как право на доступ закреплено, но на практике не реализуется.

Возможности решения экологических проблем тесно связаны с доступностью экологической информации. Экологическая политика государства обеспечивает осуществление прав граждан на здоровую окружающую среду через развитие экологического законодательства, включающего и вопрос о свободном доступе к экологической информации (ЭИ). Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее должна быть открытой и доступной для всех граждан и не должна составлять государственную или иную тайну. Решение экологических проблем требует развития информационного пространства.

«Экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами;

В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, (Рио-де-Жанейро, 1992) Декларации по окружающей среде и развитию говорится о новом курсе человечества, направленном на обеспечение устойчивого развития.

Литература

Публикации

Документы РФ

Концепция утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г. и отражает решения Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию.

Экологическая доктрина РФ одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1225-р от 31 августа 2002 г. Документ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции − определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 − 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации (с учетом размеров ее территории, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов. Такой подход и определяется Климатической доктриной РФ.


6. Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа:

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13 ноября 2009 г.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 ноября 2008 г. Настоящая Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.

Настоящая Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации N 176 от 19 апреля 2017 года. Экологическая безопасность Российской является составной частью национальной безопасности. Настоящая Стратегия − документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. В Стратегии дана оценка текущего состояния экологической безопасности на территории РФ, сформулированы глобальные и внутренние вызовы экологической безопасности, определены цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

В Докладе рассмотрены приоритетные для жителей любой страны вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики. Доклад базируется на впервые проведенном для России комплексном анализе и адаптации Целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016‑2030 годы. Предложенные выводы и рекомендации могут помочь федеральному и региональным центрам в решении существующих проблем, определении направлений и путей дальнейшего построения эффективного социально ориентированного государства на основе принципов человеческого развития. В работе также представлен анализ российских региональных проблем человеческого развития, обобщен положительный опыт российских регионов. Для сотрудников федеральных и региональных министерств и ведомств, экспертов и научных работников, аспирантов и студентов по специальностям, связанным с макроэкономикой, региональной экономикой, государственным и муниципальным управлением.

Международные документы


1. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа:

2. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) [Электронный ресурс] / пер. с англ.; под ред.й С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – Режим доступа:

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. Декларация развивает положения, содержащиеся в декларации конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 года (Стокгольмская декларация), и содержит в себе 27 принципов экологически корректного поведения мирового сообщества. В декларации также определяются цели её принятия.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию является одним из основных источников экологического права (основополагающих нормативных принципов по охране окружающей среды) большинства стран.


6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа:

  1. ликвидация нищеты и голода,
  2. обеспечение всеобщего начального образования,
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин,
  4. сокращение детской смертности,
  5. улучшение охраны материнства,
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями,
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды,
  8. формирование глобального партнерства в целях развития/

Экологическая информация- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их представления.

В целом это — большой массив различной информации. Исходя из убеждений потребностей людей, юридических лиц и муниципальных органов, такая информация может содержать данные:

• о состоянии земли, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

• о экологической опасности либо риске для здоровья и жизни людей;

• о хим, физических и био действиях на состояние окружающей среды и их источниках;

• о деятельности, отрицательно влияющей либо способной воздействовать на природные объекты и человека;

• о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и других;

• о деятельности муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость воплощения таковой деятельности установлена законодательством РФ.

Пользователями экологически важной информацией является более полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, публичные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, компании и организации, муниципальные структуры. Экологически важной информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях гос. власти.

Система источников экологической информации.

К источникам относятся:

• НПА, полностью или частично посвященные вопросам экологии

• Кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ образующихся в результате производства

• Данные экологического мониторинга

• Материалы государственного статистического учета

Данный перечень открыт.

Кадастры следует рассматривать как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому информация в них официальна. Виды кадастров:

• Государственный кадастр недвижимости

• Месторождений и проявлений полезных ископаемых

• Объекты животного мира

Мониторинг-система наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Виды мониторинга, данные которых являются источниками экологической информации:

• Государственный мониторинг земель

• Состояния внутренних морских вод

Статистический учет- органы государственной власти ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду- один из важнейших источников информации. Виды:

• Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

• Объектов животного мира

• В области обращения с отходами

Понятие юридической ответственности и условия ее применения.

Под юридической ответственностью за правонарушения понимаются отношения государства в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего наказания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению таковых требований. Такую же роль выполняют государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, экологический контроль и тд.

Основные функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

1 функция. Стимулирующая. Стимулирует соблюдение норм экологического права.

2 функция. Превентивная. То есть предупреждение новых правонарушений.

3 функция. Компенсационная. То есть возмещение вреда либо окружающей среде, либо возмещения вреда здоровью, жизни и имущества человека (а иногда и в совокупности).

4 функция. Карательная функция. Наказание лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основания юридической ответственности. Их выделяют в науке три:

1 – нормативные. Наличие нормативного акта, в соответствии с которым закрепляется тот или иной вид ответственности.

2– фактические. Состав экологического правонарушения (само экологическое правонарушение).

3 – процессуальные. То есть наличие какого-то акта, в котором закрепляются все обстоятельства дела.

Спор – имущественная ответственность объединяет гражданско-правовую и материальную или только гражданско-правовую. В качестве примера санкций: аннулирование лицензии, полное прекращение деятельности предприятия, отмена разрешения на отстрел или отлов животных, расторжения договора аренды в сфере лесопользования, землепользования. Но все эти санкции – это скорее гражданско-правовые и административные, нет самостоятельного нормативного акта – поэтому позиция недостаточно обоснована.

Экологическое правонарушения – это противоправное, как правило виновное деяние, совершаемое праводееспособным лицом (субъектом), причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Выделяют здесь три группы преступлений:

1 группа. Составы, посягающие на состояние отдельных природных ресурсов: загрязнение вод, загрязнение атмосферного воздуха, порча земель и так далее.

2 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушении экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и нарушение правил с отходами.

3 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Трудности по вопросам применения уголовной ответственности за экологические преступления:

Во-первых, сравнительно небольшое количество возбуждённых дел, содержащих составы экологических преступлений.

Во-вторых, трудности, связанные с профессиональным сбором специфических доказательств.

В-третьих, трудности, связанные со своевременным выявлением необходимых для справедливого и законного рассмотрения дела, обстоятельств.

Часто также возникает трудности с доказыванием наличия умысла в самом деяния, умышленной формы вины.

Все эти трудности образуют результат, который говорит о высокой латентности экологических преступлений.

В отдельных сферах деятельности процентный состав латентных экологических преступления может доходить до 90%. Особенно в сфере лесопользования. И зачастую трансформации уголовной ответственности в административную.

(введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

2) о радиационной обстановке;

3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

4) об обращении с отходами производства и потребления;

5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также: