Эхнатон поклонение атону кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу — ввёл единобожие (монотеизм). Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.
Ранние годы

Cын фараона Аменхотепа III и царицы Тейе с рождения получил имя Аменхотеп IV, и ещё в свои ранние годы он стал соправителем отца. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра. Став самостоятельным правителем после смерти отца, Аменхотеп IV первое время, видимо, также почитал Амона, на первых памятниках он изображен молящимся Амону-Ра. Однако вскоре фараон Аменхотеп IV начал проводить религиозные реформы.

Единобожие в древнем Египте — культ бога Атона.

Причины, заставившие нового фараона ввести монотеизм (единобожие) в древнем Египте, в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. В то время народы Египта почитали великое множество богов, каждый город мог поклоняться своему божеству. Посредниками между людьми и многочисленными богами служили очень влиятельные жрецы, замена всего пантеона богов на одного, единого для всех бога, могла ослабить власть жрецов и усилить власть фараона Аменхотепа IV, как проводника новой религии единобожия. Введение в стране единобожия (монотеизма) могло объединить народ и усилить государство.

На третий год своего правления новый фараон Аменхотеп IV начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск.

Бог Атон изображался в виде человека с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

Нефертити не была по рождению египтянкой, она была белокожей и принадлежала индоевропейской группе жителей древнего царства Митанни, расположенного в Малой Азии.

Лингвист Трубачёв считает самоназвание приазовских индоарийских меотов в эпиграфическом: МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности.

Какой была новая религия Эхнатона?

Отче Наш, неведомый но сущий,
Да святится имя нам Твое,
Пусть придёт Закон Твой, свет дающий,
Миру звёзд, и в наше бытие,
В этот день ты накорми нас хлебом,
И прости нам смертные долги,
Как и мы прощаем перед Небом,
От соблазна и от зла обереги.

Соответствие текста египетской молитвы с христианской молитвой настолько поразительно, что не вызывает сомнение, что это один и тот же текст.

Немало сходных черт историки обнаружили в древних изображениях. В старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках можно встретить изображение обряда крещения фараона в водах Нила. Подобные сюжеты встречаются и у христиан. Неужели египетские рукописи были первоисточником библейских текстов?

В египетских текстах пирамид, древнейшем произведении религиозной и заупокойной литературы Египта исследователи находят сюжеты, имеющие сходные черты с Библейскими сюжетами. Совсем недавно учёные сумели перевести миф о боге Себеке, божество с головой крокодила, упоминается в текстах как сын богини Нейт. В древнеегипетской мифологии бог Себек появились из водного хаоса, и дал начало Миру. В древнеегипетских сюжетах бога Себека изображают как божество, раздающее хлеб и рыбу в Фаюмском оазисе, ему же приписывали способность ходить по воде. Мы находим подобные сюжеты в Библии, хождение по воде Иисуса Христа описано в трёх Евангелиях.

Найден архив фараонов 18 династии Аменхотепа III, его и его сына фараона Эхнатона, которого называют самым загадочным правителем Египта. Сохранились воспоминания современников, описывавших фараона Эхнатона, как не земного человека, не похожего на других людей. По изображениям, хранящимся в музеях можно увидеть, что фараон действительно имел необычную внешность — яйцевидный вытянутый череп, женоподобная фигура, необычная форма ступней и пальцев рук. Ни один из фараонов не изображался в таком уродливом виде, наоборот, всех фараонов изображали вечно молодыми, с сильным телом, и красивыми чертами лица. Эхнатон же изображён безобразным.

Примерно на 6-ом году царствования фараон покинул Фивы вместе со своим двором и основал новую столицу Ахет-Атон (ныне городище Тель эль-Амарна) в 300 км к северу от прежней столицы.

Примерно к двенадцатому году правления фараон начал активные действия против бога Амона и прочих старых богов. Бог Атон был провозглашён единственным богом, а культы всех прочих египетских богов были отменены. Эхнатон приказал уничтожать даже упоминания прежних богов. Атону же по всему Египту возводились храмы. Этим новым храмам и жрецам нового культа бога Атона, фараон дарил новые земли, охотничьи и рыбные угодьями, пастбища, многочисленные стада скота, рабов.

Одновременно с укреплением нового культа единобожия во всей стране, у Египта ухудшались отношения с соседями. В прежние времена Египет посылал щедрые дары государствам Ближнего Востока. Однако Эхнатон уже не мог или не хотел этого делать. Ему самому было нужны были немалые средства для строительства новой столицы и храмов. Египет начал терять влияние в завоеванных прежде землях, не в силах усмирять бунты на завоёванных землях. Фараон Эхнатон не хотел или не мог удержать свои зарубежные владения.

Эхнатот скончался через 17 или 18 лет своего царствования, уступив трон царю Сменхкаре. Ещё через два года на престол взойдёт Тутанхатон, который впоследствии откажется от своего предшественника и примет имя Тутанхамон.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы Ахет-Атона. Позже мумия Эхнатона была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Ещё в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетическая и генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона.

После смерти Эхнатона новая столица Ахет-Атон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.


Эхнатон – египетский фараон и основоположник монотеизма. Его жизнь до сих пор покрыта тайнами, а ученые продолжают строить догадки и предположения. Эхнатон правил недолго, он прожил всего 39 лет (1375 – 1336 г. до н.э.), но даже за это время он внес большие перемены в жизнь всего Египта. Его деятельность можно кратко обозначить, как сосредоточение власти только в руках фараона.

Эхнатон при рождении получил имя Аменхотеп IV. Его отцом был фараон Аменхотеп III, он взял в жены дочь жреца Тию. Считается, что она является потомком Яхмоса I, с которого и началась династия Тутмосидов. У Эхнатона было немало родственников: 4 сестры и старший брат Тутмос. О молодости Эхнатона известно совсем мало, он проживал в отдельном дворце, возможно даже за пределами Египта. Несколько лет он правил вместе с отцом, на тот момент Аменхотеп III уже тяжело болел.

Личная жизнь фараона так же полна тайн. Одни ученые предполагают, что его жена Нефертити приходится ему сводной сестрой по мужской линии. Другие считают, что его сын Тутанхамон также был рожден от одной из его сестер. Это могла быть либо Бакетатон, либо Небеттах.

В количестве детей ученые также не пришли к единому мнению. Нефертити родила Эхнатону 6 дочерей. Вторая жена Кийа, также родила дочь. Многие исследователи не считают Тутанхамона сыном Эхнатона, он может быть ему племянником или даже внуком.

Самая известная жена Эхнатона - Нефертити. Она имела большое влияние на мужа и всегда поддерживала его идеи. На всех изображениях она предстает в синем парике и в царском головном уборе. Интересен тот факт, что нет ни одного изображения Нифертити вместе с другой женой Эхнатона Кийей. А после смерти Нефертити ее дочери массово уничтожали изображения Кийи. В сохранившихся же портретах она практически везде одна.

Во внешней политике Эхнатон так же не пошел по пути отца. Он перестал отправлять дары союзникам. Так в 1360 г. до н.э. началась война с Митанией, в которой были потеряны все земли в Сирии.

Смерть Эхнатона также вызывает споры. Предположительно он был отравлен противниками его религиозной реформы. Как и положено фараону еще при жизни была построена его гробница в Амарне. Но после того как столицу перенесли обратно в Фивы, Эхнатона перезахоронили в Долине Царей.

Реформа Эхнатона просуществовала недолго, после его смерти всего через два года были восстановлены культы старых богов.

РАЗУМЕН ТОТ, КТО УВЕРОВАЛ В АЛЛАХА, ПОВЕРИЛ ЕГО ПОСЛАННИКУ И ПОСЛЕДОВАЛ ЗА НИМ

Эхнатон

Одни называли его "еретиком", "проклятым фараоном", "богоборцем", другие - "пророком", "посланником", "единобожником". Фараон Эхнатон IV вошел в историю как величайший религиозный реформатор - во времена, когда жители страны пирамид поклонялись тысячам божков и демонов, жили в темноте суеверий и страха, он провозгласил, что Бог лишь один, Ему лишь одному и надлежит поклоняться.

Он запретил самого главного бога Египта - Амона-Ра, а вместе с ним за компанию и всех других "божественных" чудовищ с головами собак, крокодилов, бегемотов, кошек. Вместо этого Эхнатон провозгласил древний политеизм ересью, и в одночасье отказался от того, что составляло самую суть веры многих поколений его предков. Как и знаменитому патриарху, Эхнатону открылось, что мир вокруг нас вовсе не окружен множеством добрых и злых божков, что не нужно задабривать, заклинать с помощью магии потусторонние силы, чтобы обеспечить хорошую жизнь, здоровье и богатство, но все сущее является лишь проявлением светлой Божественной энергии. Фараон персонализировал это высшее начало - животворящее, дающее жизнь и тепло всему что дышит и движется, постоянно заботящееся о людях, в источнике света с заботливо протянутыми к человеку лучами-руками. Единый Бог получил имя Атон, как звали в Египте старинного, но мало распространенного бога схожего с солнечным богом Ра. Наряду с этим Эхнатон оставил веру в демонов.

Культ Ра - величайшего из богов древности был запрещен. Были закрыты все храмы, где египтяне тысячелетиями поклонялись его золотому идолу, а заодно и сотням других "богов", что всегда удивляло иностранцев - имевших вид животных. Эту ошеломительная, "святотатственнуая" монотеистическая реформа избавила от могущества фиванских жрецов, которые во времена предков Эхнатона стали настолько сильны, что стали диктовать свою волю даже фараонам. Подобно многим современным церковнослужителям жрецы Египта считали себя единственными посредниками между людьми и богами. Без их благословения и задабривания потусторонних сил не будет хорошего урожая, здоровья, успеха, долголетия. Подобные услуги стоили недешево - все от фараона до нищего крестьянина должны были нести часть своего дохода в казну фиванских жрецов. О могуществе священников можно судить по руинам знаменитого храмового комплекса в Карнаке - циклопические сооружения с храмом солнечному богу Ра в центре поражают воображение и сегодня. Эхнатон решил разом решить проблему. Он запретил поклонение Ра, распустил жречество, уничтожил все прочие культы и перенес столицу из Фив в пустынную местность к северу, которая сейчас называется Тель эль-Амарна. В глазах современников это было величайшим грехом, бунтом против самых могущественных сил во вселенной, который будет наказан величайшими несчастьями. Но реформа фараона опиралась на мощный государственный аппарат с его полицией, деньгами, администрацией и до поры до времени жители страны пирамид смирили свое возмущение странным, казавшимся им кощунственным, поведением Эхнатона.

На новом месте, в нескольких десятках милях выше по Нилу от Фив, всего за несколько месяцев в мертвой пустыне расцвел удивительный город. Не просто город - город Бога Атона - Небосклон Атона . Амарнский период считается высшей формой древнеегипетского искусства. С раскрепощением человека от страха перед неизвестным и мстительным потусторонним миром, когда жизнь наполнилась лишь светом и теплом Бога Света - Атона , наступила и революция в искусстве. На смену мертвым, застывшим, плоскостным фигурам в живопись приходит реализм. Нас и сегодня поражают шедевры произведенные амарнскими мастерами. Люди изображены на фресках не схематично, но как живые - художники стали пользоваться не только двумя цветами которые применялись раньше для различения мужчин и женщин - иначе было просто не понять кто есть кто - но научились рисовать телесные цвета. Растения и животные изображены до каждой мелочи, наполнены дыханием жизни. Иногда с юмором - сохранились карикатурные изображения, где например кот пасет птиц и мышей. Возможно, это была первая в мире сатира на алчных чиновников разоряющих народ. Художники осмелились даже замахнуться на "святое" - на личность самого фараона. Раньше все египетские цари изображались по строгим канонам - неприступные, внушающие ужас и поклонение. Похожие как две капли воды друг на друга. В амарнских изображениях Эхнатона мы видим его личные, не только реалистичные, но иногда даже карикатурные черты - большие уши, отвислые губы, большой живот. Очевидно, что без царского "добра" на подобное едва ли кто-то из живописцев отважился на столь смелые отображения правителя. Эхнатон любил позировать со своим семейством - сохранились трогательные сценки где царь и его жена Нефертити изображены играющими со своими детьми. На одной фреске карапуз - царская дочь - тыкает слона в круп палкой.

Весь этот натурализм отнюдь не случаен. Эхнатон хотел, чтобы в нем видели ни всемогущего, недоступного правителя, но - живого человека со всеми его слабостями, недостатками, трагически одинокого на фоне вечности, в которую канут однажды и могущественный фараон и нищий крестьянин. И такими же человеческими чертами Эхнатон наделял Б ога Атона . Бог становился ближе к человеку - Его нужно не бояться, или раболепствовать перед ним, но лишь любить за все то добро, жизнь, свет, заботу которую Он дарит людям. Сохранился потрясающий по силе гимн Б огу Атону, написанный Эхнатоном. Фараон подчеркивает человеколюбивость нового Бога , вместо ужаса и рабского страха, который нагоняли на верующих жрецы Ра: "Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда Ты сияешь. Рыбы в реке выходят на Лик Твой. Лучи Твои проникают внутрь моря. Создающий зачатие в женщинах, делающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! Ты кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда ребенок покидает утробу в день, когда он рождается. Ты открываешь его уста и делаешь всё то, что нужно ему. Когда птенец в яйце, он уже говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его яйца, чтобы он сохранил жизнь. О, как многочисленно то, что Ты делаешь, и то, что является тайным, Е динственный Бог, кроме которого нет другого ! Ты образовал землю по своему желанию, когда Ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях. Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет Ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу и отмерено его время жизни".

Эхнатон вошел в историю также как царь-пацифист. За всю свою жизнь он не развязал ни одной войны. Любовь к человеку, которую Бог являет людям, должна быть также и у нас при общении с ближним, даже врагом. Он отказывается воевать даже со злейшими недругами Египта - хеттами, угрожающими азиатским владениям его родины. Иногда эту "непатриотичность" ставят в вину Эхнатону, но едва ли это справедливо. Ведь фараон понял то, о чем Иисус скажет 1400 лет спустя, царство Бога - "не от мира сего". Эхнатон так и остался не от мира сего - его не поняли современники. Жрецы которых он лишил кормушки, могущества, с которых сорвал маску лицемерия, - яростно ненавидели его, накладывали страшные заклятия, и плели заговоры. Простые люди тоже отвергли культ Атона. Им было слишком неуютно в этом мире, где правит лишь один Небесный Бог, вместо тысяч духов и идолов которых можно позвать на помощь, сделав подарок жрецам, или магически заставить работать на себя в любой жизненной ситуации, прочитав заклинание. Фараон еще легко отделался. Он умер своей смертью (если только не был отравлен жрецами, как подозревают), так и оставшимся не понятым и не принятым современниками.

Эхнатон опередил свое время на тысячелетия. Он провозглашал идеи равенства людей, пацифизма, ввел культ Едино го Бога, любящего людей. Но фараонские генералы жаждали новых завоеваний и добычи, жрецы - грезили о былом величии и доходах, простые люди - не могли разом отказаться от веры предков в магию и множество окружающих их "злых" и "добрых" богов , которых можно умилостивить не абстрактными добрыми поступками и любовью, а подаренной жрецу рыбой или кувшином вина, заклятием. Люди не могли принять, что фараон которого они обожествляли - всего лишь человек, с его недостатками и слабостями, как фараон ни пытался убедить их в обратном, всей силой великолепного амарнского искусства. Людям нужен не божественный друг, но могущественный покровитель, идол который будет любить меня одного, и ненавидеть, стирать в порошок моих врагов.

В итоге после смерти Эхнатона его имя было предано проклятью. Чудный город Атона - Небосклон Атона - разрушен до основания. Кстати из этих пыльных руин археологи много веков спустя извлекли знаменитую скульптуру Нефертити - жены Эхнатона. Возможно, у разрушителей дрогнула рука разбить шедевр изображающий царицу-еретичку. А может, просто не заметили в пылу "праведного" гнева. Были сбиты с памятников, гробниц и стен дворцов все надписи и изображения Бога Света , и даже имени самого фараона - что считалось самым страшным наказанием, поскольку если уничтожить имя человека, то как верили египтяне, он уже не сможет воскреснуть после смерти.

Атонизм (также известен как культ Атона) — культ единобожия, введённый фараоном XVIII династии Эхнатоном (Аменхотеп IV). Культ Атона появился в 14 веке до н. э. и являлся государственной религией Древнего Египта на протяжении 20 лет. Впоследствии жрецы Египта уничтожили практически все имеющиеся сведения об этом культе. [1]

Содержание

История появления Атона



До правления Эхнатона, многие фараоны выбирали для себя одного бога как покровителя царства, который также являлся и высшим богом, но в то же время продолжали поклоняться остальным богам, без малейшей попытки устранения последних. [3] Такая картина наблюдалась во все времена на протяжении всей истории Египта. Во времена Тутмоса IV произошло обособление бога солнца, а в период правления Аменхотепа III был установлен отдельный культ Атона. На сегодняшний день не существует прямых доказательств того, что Аменхотеп III мог пренебречь другими богами, обособляя Атона в ранг исключительного божества.

Атонистическая революция

Культ Атона был введён Аменхотепом IV на пятом году его правления (1348—1346 год до н. э.) и статус Атона возвысился до уровня высшего божества, однако после этого всё ещё продолжалось поклонение традиционным богам. [4] Имя Атона стали заключать в картуш вместе с именем фараона, это было одним из нововведений. Эта религиозная реформа совпала со временем празднования Хеб-сед, это своего рода королевский юбилей, предназначенный для усиления божественной мощи фараона. Традиционно этот юбилей празднуется на тридцатом году правления фараона, вполне возможно, что этот праздник был в честь Аменхотепа III отца Эхнатона. Некоторые египтологи считают, что Эхнатону в это время было от двух до двенадцати лет.



Считается, что на пятом году царствования, Эхнатон начал строительство новой столицы под названием Ахетатон (Горизонт Атона), который находился в близи поселения Амарна. Об этом свидетельствует появление трёх стел, установленных на границе новой столицы. В это же время, Аменхотеп IV официально изменил своё имя на Эхнатон (Угодный Атону), что свидетельствовало о переходе на новый культ. По версии археологов это событие произошло приблизительно второго января этого же года. На седьмом году правления (1346—1344 год до н. э.) столица была окончательно перенесена из Фив в Ахетатон, хотя строительство новой столицы по-видимому продолжалось ещё в течение двух лет. Перенос королевского дворца Эхнатона из традиционного церемониального центра спровоцировал нежелательные перемены в религиозной и политической власти.



Это событие отделило фараона и его царский двор от влияния жречества и традиционных центров поклонения, но в его указе был глубокий смысл, указывающий на связь с переменой имени. Вполне возможно, что переезд в Амарну означал символическую смерть и одновременно возрождение Эхнатона. Это событие могло также совпасть со смертью его отца в Фивах. В дополнение к строительству новой столицы, которая была построена в честь Атона, Эхнатон также следил за строительством некоторых из самых массивных храмовых комплексов Древнего Египта. К таким храмовым комплексам относились один из храмов в Карнаке и один храм в Фивах, поблизости от старого храма Амона.

Сопоставление с традиционной религией египтян



Проведённая религиозная реформа Эхнатона, просуществовала около двадцати лет и в значительной степени вытеснила вековые верования и практики традиционной египетской религии. Свержению была подвержена религиозная иерархия возглавляемая жречеством Амона. На протяжении пятнадцати веков древние египтяне поклонялись семьям богов и богинь, каждая из которых имела свою сложную систему жрецов, храмов, святынь и обрядов. Главной особенностью этих культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в затеннёных помещениях храмов.

На вершине этой религиозной иерархии был фараон, который являлся одновременно царём и живым богом, и управление египетским царством, таким образом было неразрывно связано с ним. Тем не менее власть была в значительной степени подвержена влиянию со стороны жрецов. Реформы Эхнатона урезали философские и экономические основы жреческой власти. С отменой культов всех других богов, был нанесён удар по крупному и доходному бизнесу, который держался на жертвованиях и подношениях со стороны простых людей и полностью контролировался со строны жрецов.



Поклонение идолам в собственных домах было запрещено, как правило они были заменены эквивалентами представленными семьёй Эхнатона. От фараона обычные люди получили анх (дыхание жизни). Внезапные перемены на девятом году правления могут быть объяснены попыткой Эхнатона развеять заблуждения закрепившиеся среди простых людей о том, что Атон был таким же богом солнца как и Ра. К подобным изменениям относятся и запись имени Атона вместо использования изображения солнечного диска с лучами. Эта идея была усилена и Атон был представлен как универсальный дух присутствующий повсюду, а не физическое существо или предмет.

На ранней стадии развития Атонизм предстаёт как своего рода генотеизм, встречающийся в египетской религии, но более поздняя его форма похожа на прото-монотеизм. [источник не указан 432 дня]

Амарнское искусство



Стили искусства, которые процветали в течение этого короткого периода времени, заметно отличаются от традиционного древнеегипетского искусства. В этот период людей изображали с удлинёнными головами, естественно выступающими животами и другими несовершенствами тела. Подчёркивались не только красота, но и недостатки Нефертити. Примечательно то, что впервые в истории египетского царского искусства, вся семья Эхнатона изображалась в естественной обстановке, в которой отчётливо видна привязанность членов семьи друг к другу.



Эхнатона и Нефертити обычно изображали в паре, с руками простёртыми к солнечному диску Атона. Необычным для искусства Нового царства было ещё и то, что главная жена фараона была изображена почти такого же роста как и сам фараон. Подобные супружеские сцены украшали стены Малого храма Атона в Амарне, из этого следует предположить, что Нефертити наравных с Эхнатоном участвовала в церемониях подношения и поклонения Атону.



Упадок Атонизма



После смерти Эхнатона, основанный им культ Атона, незамедлительно попал под давление со стороны жречества Амона. Тутанхатон, взошедший на трон в восьмилетнем возрасте (под присмотром стареющего визиря Эхнатона, регента Эйе), на третьем году правления (1348 или 1331 год до н. э.) сменил своё имя на Тутанхамон и покинул столицу Ахетатон, после чего город пришёл в упадок. Тутанхамон стал марионеткой руководимой жрецами Амона, что также возможно стало причиной смены его имени. Жрецы подвели Тутанхамона к нестабильному управлению, заставляя его принимать всевозможные действия, направленные на уничтожение любого упоминания об Атонизме и революции произошедшей в Амарне. Храмы построенные Эхнатоном (в том числе храм в Фивах) были разобраны и использованы в качестве строительных материалов и украшения для собственных храмов. Надписи с именем Атона были стёрты. В завершении, имена Эхнатона, Сменхкары, Тутанхамона и Эйе были исключены из официального списка фараонов, а записи Аменхотепа III заменили на Хоремхеба. [источник не указан 72 дня]

Читайте также: