Египетское рабство ветхий завет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Египетское рабство евреев было как физическим, так и духовным. Сколько лет оно длилось и в чем была суть духовного порабощения — читайте в этом материале.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Египетское рабство — годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова — евреи — со временем стали рабами фараона. Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше). В память этого события установлен еврейский праздник Песах.

Оглавление

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов [↑]

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.

К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.

Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.

Аарон и Моше [↑]

Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.

За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).

Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.

Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.

Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).

Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.

Сколько длилось рабство? [↑]

Зачем было нужно евреям египетское рабство? [↑]

Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.

Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.

В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Книга Исход – это книга борьбы за человеческое достоинство и человеческую свободу, это книга, которая направлена против тирании и эксплуатации людей. Еврейское ее название подчеркивает именно личностный аспект этой борьбы. И заключением этого противостояния является вступление народа Божия в Синайский Завет с Богом.

Дж. Тиссо. Исход пленников. 1896—1902 гг.

Дж. Тиссо. Исход пленников. 1896—1902 гг.

Сам текст синодального перевода Книги Исход, которым мы будем пользоваться, начинается словами:

Феофан Критский. Адам даёт имена животным. Метеоры

Феофан Критский. Адам даёт имена животным. Метеоры

Не потерять имя, придя в Египет, означало остаться верным Святой Земле

Окончательно данная проблема разрешилась в середине XX века, когда были обнаружены Кумранские рукописи Книг Ветхого Завета. Тогда и выяснилось, что во всех случаях, когда Септуагинта расходится с Масоретским сводом, она, Септуагинта, не расходится с древнейшими Кумранскими свитками Мертвого моря. А так как древнеславянский перевод Библии оформился к концу IX века, он древнее Масоры и, являясь калькою с Септуагинты, более точен по отношению к древнейшим свиткам Библии.

Иосиф в Египте

Иосиф в Египте

И далее мы читаем:

И далее мы читаем:

Предоставим иудейскому автору самому дать нравственную оценку еврейскому народу в Египте, чтобы лучше уяснить, почему Бог попустил евреям стать рабами египтян-язычников:

Рабство израильтян в Египте

Рабство израильтян в Египте

И далее, упомянув о преступлении иудеев, слово Божие показывает незамедлительное наказание:

Но есть и другое объяснение: правление Иосифа осуществлялось в Верхнем Египте и, возможно, было известно только фараонам мемфисской династической линии.

И далее мы читаем:

И далее мы читаем:

Д.Робертс. Исход израильтян. 1829

Д.Робертс. Исход израильтян. 1829

И далее мы читаем:

И далее мы читаем:

Солнце правды теми же лучами, которыми просвещало народ израильский, ожесточало сердце фараона

А разве в современной России мы не видим то же самое? Чем больше храмов открывается, чем больше верующих наполняет их, тем яростнее вспыхивает ненависть по отношению к Церкви и народу Божию. Золото куполов наших храмов, по меткому выражению Игоря Талькова, буквально слепит глаза противников Православия всех мастей.

Два града

Как здесь не вспомнить все эти безбожные стройки первых пятилеток, когда энтузиазм построения счастливого мира без Бога и Его Святого Закона крошил, как кирпичики, все эти судьбы, перемалывая их в прах могильной пыли.

Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, а небесной – любовью к Богу

Следовательно, великая стройплощадка диавола-фараона и осуществление идеала построения теократического Града Божия Его народом неизбежно должны были породить конфликт. И фараон начинает выступать более решительно против израильтян.

А. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839–1842 гг. Государственная Третьяковская галерея

А. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839–1842 гг. Государственная Третьяковская галерея

И мы читаем далее:

Здесь мы видим, с каким вниманием диавол относился к пророчествам Бога. Так же и в случае с рождением Иисуса Христа: Матерь Его была обручена с Иосифом, чтобы подозрения к Обрученной у диавола отпали, так как он, то есть сатана, в то время наблюдал за всеми девами, внимая словам пророка Исаии (см.: Ис. 7: 14).

Срок подходил к концу, и напряжение возрастало!

И далее мы читаем:

Страх Божий и мудрость воспринимаются в Писании как то, что пребывает неразлучно одно с другим

Родители Моисея. И. Аскназий. 1891 г. Государственный Русский музей, СПб

Родители Моисея. И. Аскназий. 1891 г. Государственный Русский музей, СПб

И далее мы читаем:

Святитель Амвросий Медиоланский, допуская мысль, что повивальные бабки говорили правду фараону и что еврейки могли рожать сами без помощи акушерок, предлагает следующее аллегорическое истолкование:

Сравнения не только людей, но и Господа с животными – особенность пророческого языка

И далее мы читаем:

И далее мы читаем:

И далее мы читаем:

Иудейские комментаторы, отвечая на вопрос, за какие грехи Бог попустил им оказаться под таким страшным гонением, говорят, что тогда среди евреев появились предатели, которые доносили на своих собратьев, шпионили за ними. Подтверждение этому мы найдем в последующем повествовании.

Библия не оставляет сомнения: ребенок во чреве матери является хорошо организованной духовной личностью

По смерти Иакова семья его быстро размножилась в Египте. Из этой семьи составился Израильский (Еврейский) народ, который потом разделился на 12 колен (племен) по числу 12 сыновей Иакова.

Живя в Египте, израильтяне стали перенимать языческие обычаи и забывать Бога. Фараоны, боясь размножения евреев, стали изнурять их тяжелыми работами, а затем, не довольствуясь этим, решили убивать всех рождающихся мальчиков. Тогда евреи вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея из колена Левиина

Моисей. Исход 2; 3; 4:1-28.

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за обижаемого и убил обидчика. Узнавший об этом фараон осудил Моисея на смертную казнь. Ему пришлось бежать в соседнюю страну Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери, и пас его стада.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко к горе Хорив.

Там он увидел терновый куст, который был объят пламенем, а сам не горел.

Подойдя ближе, он услышал голос из средины куста: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова".

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: "Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю Ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта".

А чтобы народ поверил, что Моисей - посланник Божий, Господь дал ему силу творить чудеса.

* Посох, брошенный на землю, обращался в живого змея, а потом опять превращался в посох.

* Рука его, положенная за пазуху, покрывалась проказой и тотчас становилась здоровой, когда он снова клал ее за пазуху.

* Когда он выливал воду на землю, вода становилась кровью.

А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Куст, не сгоравший в огне, увиденный Моисеем при явлении ему Бога, получил название: "Неопалимая Купина".

Он был прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.

Урок № 10

Исход евреев из Египта. Исход 4:29-31; 5-13 гл

Тогда Моисей по повелению Божию навел на Египет 10 казней - великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской.

Не смотря на такие бедствия, фараон не отпускал евреев. Он призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь.

Перед десятою казнью Господь повелел каждой семье еврейской выбрать ягненка-агнца, заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей.

Исх 13:3 «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день праздник, который Он назвал Пасхою. Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом.

Слово "Пасха" означает: прохождение мимо, или избавление от беды(смерть прошла мимо еврейских жилищ).

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес после еврейской Пасхи; поэтому Воскресение Христово празднуется

Церковью после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Изображение для главы: Рабство Израильского народа в Египте

Прошло много-много лет. Умер Иаков и все его сыновья. Когда Иаков боролся с Богом, Господь, благословив его, дал ему новое имя - Израиль, что в переводе означает "боровшийся с Богом". Поэтому все потомки, оставшиеся после Иакова, до сих пор называются Израильским народом, а также еврейским народом. После смерти Иосифа в Египте стал владычествовать другой фараон, который не знал мудрого Иосифа и его добрых дел. Этот фараон увидел, что народ израильский стал очень многочисленным и сильнее народа египетского. Тогда он сказал своему народу: "Давайте перехитрим израильтян, чтобы они не размножались. Иначе, когда случится война, то соединятся они с нашими неприятелями, вооружатся против нас и выйдут из земли нашей". Фараон поставил над народом израильским начальников, которые изнуряли израильтян тяжкими работами. Но чем более их изнуряли, тем более они умножались и тем более возрастали, так что все опасались их. Поэтому египтяне с еще большей жестокостью стали принуждать их к работам, старались сделать их жизнь невыносимо тяжелой. Но Бог увидел долгое страдание народа, уповающего на Него, и послал ему избавителя.

Ветхий Завет

Новый Завет

Фильмы для детей

Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.

Читайте также: