Эффективность речевой коммуникации кратко

Обновлено: 07.07.2024

тировал текст адекватно.

Как отмечают исследователи,

языковая данность «речевое общение* во многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действия, состояния, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не все-гда зависят от выбора говорящими языковых форм [43, 68[.

Какие же условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной дели, следует учитывать при организации речевой коммуникации? Специалисты к таким условиям относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения н др.[43].

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количество передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г.П.

Грайса и принципа вежливости Дж. Я. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

Принцип равной безопасности, предполагающий непричи- нение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информа- цю. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями одпонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.

Принцип децентркческой направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие* Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов* Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децен- трическая направленность, в отличие от эгоцентрической, ха-рактеризуется умением анализировать ситуацию илн проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип* Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения*

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т* е* непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла* Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре* Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию*

Обозначим и основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата речевого общения:

признание не на словах, а па деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;

предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.

Несоблюдение этих условий, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный, препятствуют организации эффективной речевой коммуникации.

Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения — стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению.

Основанием деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, поступиться собственными интересами, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

Между тем умение слушать — это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения.

Давайте рассмотрим, что такое слушание с психологичес-кой точки зрения, каковы его основные принципы и какие приемы так называемого хорошего слушания необходимо усвоить каждому.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя, Они склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов [8].

Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлекенвным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиции оппонента. Поэтому намного честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказывать собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своим словам.

В таких случаях рекомендуют применять другой вид слушания — рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга.

Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Речевое общение 183

Когда речь идет об эффективном слушании, то целесооб- разно обращать внимание и на позу участников общения. Она может выражать желание и нежелание слушать оппонента. У вашего собеседника естественная, непринужденная поза. Он корпусом слегка наклонился в вашу сторону, его вид говорит о том, что он весь внимание* Все это создает благоприятные условия для разговора.

Напротив, собеседник откинулся назад, отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего, т* е. всем своим видом подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы*

Следует учитывать и такой важный фактор в общении, как межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Исследователи определяют предел допустимого расстояния между собеседниками следующим образом: межличностное расстояние (для разговора друзей)— 0,5—1,2 м; социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) — 1,2— 3,7 м; публичное расстояние — 3,7 м и более* В зависимости от вида взаимодействия выбирается то или иное расстояние, наиболее благоприятное для контакта.

Иногда необходимо понять и отразить чувства говорящего: Мне кажется, чтовы чувствуете. ; Вероятно, вы чувствуете. ; Не чувствуете ли вы себя несколько. ; Вы, вероятно, расстроены.

К сожалению, названный принцип часто нарушается. Люди, не затрудняя себя, нередко не вслушиваются в слова оппонента, не уточняют его позиции, не взвешивают его доводы, иногда придают им другое значение и, следовательно, отвечают не на его, а на свои собственные мысли. В этом случае оппонент вынужден вновь возвращаться к ранее сказанному, заново формулировать высказанные положения.

Осмысление и применение принципов хорошего слушания поможет вам наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами, позволит сделать диалог более плодотворным.

При организации речевой коммуникации следует помнить о двух важных законах коммуникации:

Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

Для сравнения приведем данные из словарей:

Брифинг — встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой кратко излагается позиция правительства или соответствующих организаций до определенному вопросу или дается информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т. д.

Легитимизация — признание или подтверждение законности каких-либо прав, полномочий, организаций,

Инсинуация — клеветническое измышление, имеющее целью опорочить кого-либо; злостный вымысел, клевета.

Обструкция — род протеста, метод борьбы, преимущественно парламентской, направленной на срыв заседания, собрания и т. л. путем создания шума, произнесения длинных, не относящихся к делу речей; действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо.

Беспрецедентный.— не имеющий прецедента, прецедентов (прецедент — случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода).

Эксклюзивный — исключительный; распространяющийся на ограниченный круг предметов.

вызвать неадекватную реакцию, а иногда и полное несоответствие посланного сигнала и его трактовки реципиентом.

Как показывают экспериментальные данные психолингвистов и социологов, чем богаче тезаурус реципиента, шире база его речевой деятельности, тем адекватнее смысловое восприя-тие, тем точнее выражает он свои мысли, тем эффективнее' речевое воздействие*

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эффективность речевой коммуникации

Как отмечают исследователи, успешность речевого об­щения и его неудачи зависят не только от выбора говоря­щими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингви­стические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заин­тересованность; настроенность на мир собеседника, бли­зость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посто­ронних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимопони­мание в процессе общения. По данным зарубежных уче­ных, количество передаваемой информации, ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости меж­ду участниками общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г. П. Грайса и принципа вежливости ДЖ. Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психоло­гических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

Принцип равной безопасности, предполагающий не­причинение психологического или иного ущерба партне­ру в информационном обмене. Этот принцип запрещает ос­корбительные выпады против реципиента, унижение чув­ства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, пре­зрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального реше­ния проблемы. Децентрическая направленность в отличие от эгоцентрической характеризуется умением анализиро­вать ситуацию или проблему с точки зрения другого чело­века, исходя не из собственных интересов, а из интере­сов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми разными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете об­суждения.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, пе­редергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

Установлению благоприятного климата речевого обще­ния способствуют также и следующие факторы:

- признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия разных точек зрения на проблемы современ­ной жизни, что является необходимой предпосылкой де­мократического решения вопросов;

- предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;

- предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

- осознание того, что необходимость конструктивно­го диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

- определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и в его поведении то, что объ­единяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек со­прикосновения,

Необходимым условием эффективной речевой комму­никации является умение слушать, это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

Несоблюдение перечисленных условий, игнорирование названных принципов превращает конструктивный диа­лог в деструктивный, препятствует организации эффек­тивной речевой коммуникации.

Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения - стереотипно-догматическое мыш­ление, нетерпимость к чужому мнению. Основанием де­структивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, ам6ициозность, уверенность в соб­ственной непогрешимости, категоричность суждений, не­способность идти на компромисс, а также отсутствие здра­вого смысла, непонимание реальных nроцессов, происхо­дящих в обществе.

Межличностные барьеры, возникающие а процессе ре­чевого общения, зачастую обусловлены особенностями восприятия речевых средств. Серьезным препятствием в информационных обменах являются расхождения в пони­мании смысла употребляемых слов у отправителя и полу­чателя. Это нередко бывает связано с неточностью слово­употребления, неправильным использованием многознач­ных слов, синонимов·, антонимов, омонимов, паронимов.

Как отмечают исследователи, успешность речевого об­щения и его неудачи зависят не только от выбора говоря­щими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингви­стические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заин­тересованность; настроенность на мир собеседника, бли­зость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посто­ронних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимопони­мание в процессе общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г. П. Грайса и принципа вежливости ДЖ. Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психоло­гических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

1. Принцип равной безопасности, предполагающий не­причинение психологического или иного ущерба партне­ру в информационном обмене. Этот принцип запрещает ос­корбительные выпады против реципиента, унижение чув­ства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, пре­зрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.

2.Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального реше­ния проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализиро­вать ситуацию или проблему с точки зрения другого чело­века, исходя не из собственных интересов, а из интере­сов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми разными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете об­суждения.

3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, пе­редергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

6. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации

Необходимым условием эффективной речевой комму­никации является умение слушать. Это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в раз­говоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход пре­рванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать го­товыe ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

Различают два вида слушания. Один из них называ­ется нерефлексивным. Он состоит в умении вниматель­но молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими за­мечаниями. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слуша­ние обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает выска­зать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не все­гда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибоч­но истолковывают как принятие позиции оппонента. По­этому намного честнее сразу прервать собеседника, от­крыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать собственное мне­ние, другие, напротив, ждут активной поддержки, одоб­рения своим словам. В таких случаях рекомендуется при­менять другой вид слушания - рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседни­ка, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обес­печении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наи­более уместный в данной ситуации общения.

Наладить контакт с собеседником, понять его точку зре­ния, вникнуть в суть разногласий с ним поможет соблю­дение принципов хорошего слушания. Психологи вы­деляют три основных принципа.

Иногда необходимо понять и отразить чувства говоря­щего: Мне кажется, что Вы чувствуете . ; Вы, вероятно, расстроены , ..

К сожалению, названные принципы часто нарушаются.

Таким образом, умение слушать, соблюдение принци­пов хорошего слушания, применение соответствующих приемов позволяют сделать общение более плодотворным.

основы эффективного общения

Важнейшим качеством современной речи является, на наш взгляд, ее эффективность, обеспечивающая достижение поставленной автором цели. Для этого необходим учет не только лингвистических средств, но и экстралингвистических факторов общения.

основы эффективного общения

Роман Якобсон выделил функции языка , связав их с компонентом информационного процесса.

Для изучения механизма коммуникации современная наука выдвигает понятие дискурса , под которым понимают коммуникативное событие, включающее взаимодействие участников коммуникации посредством вербальных и невербальных средств в определенной ситуации и в определенных социокультурных условиях общения. Условия, обстоятельства, при которых происходит общение, участники общения называются речевой ситуацией.

Речевые роли — это проявление в речевом поведении той социальной роли, которую играют участники в данной ситуации: продавец — покупатель, руководитель — подчиненный, родитель — ребенок, друзья, коллеги и т.п. Социальная роль накладывает отпечаток на речь человека. Отношения между участниками (дружеские или враждебные) влияют на формирование речи.

Целью принято считать тот результат, который говорящий, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи.

Цель говорящего — это та мотивация, которая лежит в основе его речи. Коммуникативная цель говорящего может быть различной: убедить в чем-либо, сообщить, заставить совершить поступок, передать свои эмоции, настроения. В роли мотивов выступают потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил иерархическую теорию потребностей. Принцип иерархии заключается в том, что потребности каждого уровня становятся актуальными лишь после того, когда удовлетворены запросы предыдущего уровня.

К первичным потребностям относятся:

1) физиологические (потребность в пище, тепле) и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные или потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне.

К вторичным потребностям относятся:

3) социальные, т.е. потребности в любви, дружбе, принадлежности к коллективу;

4) престижные — потребность в признании, оценке, уважении, престиже;

5) духовные — стремление к самореализации, выражение творческой активности.

Кроме того, Маслоу выделяет когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические потребности. В коммуникации участник имеет дело со всеми уровнями потребностей.

Речевые роли, отношения, цели, мотивы, а также условия общения — все это отражается на речевом поведении участников коммуникации. Речевое поведение – это поведение человека при произнесении речи. Оно включает:

1) собственно слова и их звучание (громкость, темп, тембр, интонация), т.е. это живая речь, произносимая в процессе речевого события. Это составляет вербальное и акустическое поведение человека, которое можно исследовать при помощи аудимагнитофона; 2) body language (языка человеческого тела)(BL): жестово-мимическое поведение, взгляд, мимика, жесты, поза; пространственное поведение — то, как партнеры используют пространство. Мы передает информацию не только при помощи слов, но и при помощи системы жестов, использования пространства, т.е. того, что входит в компетенцию так называемых визуальных знаковых систем — body language.

КОНТАКТ — другое, не менее важное условие, т.е. взаимодействие, связь, согласованность, взаимопонимание. По другому это можно назвать потребностью в общении или, по М. Бахтину, коммуникативной заинтересованностью. Она устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. На нее не влияет ни глубина знакомства, ни степень социальной зависимости, ни эмоциональный фон (благожелательный, нейтральный и т.п.). При заинтересованности имеет место согласие, солидарность. Иногда люди, говорящие на разных языках, понимают друг друга при помощи жестов, т.к. их связывает желание общаться.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ — способность к общению, общительность.

Речевое общение может быть эффективным или успешным в том случае, если инициатор (инициаторы) общения достигает своей цели и между адресантом и адресатом устанавливается согласие. Для этого важна система соответствий, которая проявляется в ряде коммуникативных установок :

установка на адресата, т.е. речь, зависит от личности слушателя, собеседника;

установка на контакт, т.е. на само осуществление общения.

Установка на адресата. Успешность общения зависит от способности говорящего оценить своего собеседника и в соответствии с этим выстроить свое речевое поведение. Для этого составляется социальный портрет адресата.

Он заключается в ответе на следующие вопросы:

1. Кто ваши слушатели по социальному положению, по социальной роли.

3. Размер аудитории.

5. Почему и зачем люди собрались.

8. Как будут использоваться полученные от вас сведения, когда, каким образом?

точность – соответствие языковых средств предметно-вещественной действительности;

уместность – соответствие целям и условиям общения;

логичность – логичность мысли, построения текста;

выразительность – наглядность в средствах передачи мысли.

Это предполагает свободное владение языковыми средствами на всех уровнях языка, иначе возникает непонимание друг друга.

Установка на контакт , т.е. на само общение. При контакте имеет место согласие, солидарность, настроенность на мир собеседника.

Прежде чем вступить в контакт, задайте себе ряд вопросов:

Нужно ли это мне?

Нужно ли это адресату?

Какую пользу адресат может извлечь из общения со мной (моральную, материальную и пр.). А, может быть, я принесу ему одни огорчения? В таком случае, зачем это затевать?

В какой форме лучше обратиться?

С чего начать разговор, чтобы он тут же не закончился?

В какое время, в какой ситуации лучше начать общение с человеком, не отвлечет ли это его от выполнения каких-либо дел?

В принцип кооперации входят четыре максимы : максима полноты информации; максима качества информации; максима релевантности; максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты максимы: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

Не говори того, что ты считаешь ложным.

Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности предполагает один постулат:

Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часто переходят от одной темы к другой, выходят за пределы обсуждаемой темы.

Стратегическая задача сохранения основной темы имеет первостепенную важность для поддержания контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общий постулат этой максимы — выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

избегай непонятных выражений;

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости – это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов. Эта максима рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения — это максима позитивности в оценке других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка – одно из условий успешности развертывания речевого акта.

Максима согласия — это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, предохраняет речевые акты от конфликта.

Принцип равной безопасности. Его суть заключается в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

К основным факторам , способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:

признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;

предоставление возможности высказать собственную точку зрения;

предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

Читайте также: