Эффект зловещей долины кратко

Обновлено: 06.07.2024

Фото: Shutterstock

Серым цветом обозначена зона «зловещей долины», когда робот выглядит настолько похожим на человека, что становится ему неприятен. Эффект исчезнет, если андроид станет абсолютно идентичен человеку.

Евгений Магид, профессор Казанского федерального университета, руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС), PhD:

Одного из самых реалистичных роботов в мире Geminoid DK вполне можно перепутать с человеком, если увидеть его на фото. Но в движении его мимика может создать жутковатые ощущения.

Geminoid DK разработан профессором Университета Осаки Хироши Исигуро вместе с коллегами из Японского научно-исследовательского института международных телекоммуникаций

  • застывшее лицо: если андроид выглядит очень реалистично — вплоть до родинок и капель пота на лбу, но при этом закрыл глаза и не двигается, наша психика может решить, что перед нами труп;
  • артикуляция речи: когда робот не проговаривает слова ртом, кажется, что они доносятся откуда-то извне;
  • дерганные движения, нереалистичные эмоции;
  • неестественная механическая речь.

Интеллектуальный робот BINA48 может поддержать разговор на сложные темы, почти как настоящий человек. При этом его речь звучит механически, что может отталкивать людей

Почему нас пугают антропоморфные роботы

Ученые до сих пор расходятся во мнениях, почему мы испытываем смешанные чувства к человекоподобным роботам. Разберем основные причины.

Влияние теории восприятия угрозы. Люди подсознательно чувствуют угрозу от неизвестного им объекта. Историк Минсу Канг предположил, что из-за этого может возникать когнитивный диссонанс при виде андроида. С одной стороны, он выглядит и ведет себя как человек, с другой — сохраняет повадки машины. Непонятно, к какой категории относить такого реалистичного робота, — отсюда тревога и неприязнь.

Невозможность получить адекватную обратную реакцию. Ученая Анжела Тинвелл считает, что проблема не в том, что люди не могут сопереживать роботу, а в том, что он сам не может проявлять эмпатию. Если живое существо, похожее на человека, неспособно к обратному эмоциональному отклику — например, не может рассмеяться над вашей шуткой или кивнуть головой, когда вы рассказываете историю, — это пугает. Люди могут воспринять такого робота как психопата, который может сделать все что угодно, ведь эмоции ему чужды.

Евгений Магид:

«Во-первых, у пользователей слишком большие ожидания, которые роботы пока не в состоянии оправдать. Они общаются с роботом как с живым человеком. Но технологии еще далеки от успехов природы, поэтому первое чувство восторга постепенно сменяется разочарованием и отвращением. Все как в жизни, когда человек не оправдал доверия.

Магид выделяет два способа решения проблемы зловещей долины: избегание и преодоление.

Избегание. Этот подход требует от дизайнера остановиться на кривой графика Масахиро Мори до того, как наступит пик правдоподобности.

Компании-производители хотят продавать функциональный и полезный продукт, а не отпугивать потенциальных пользователей своими экспериментальными разработками.

Сервисный робот Pepper — разработка японской компании SoftBank. Он может встречать гостей в отеле, рассказывать о гаджетах в магазине или просто развлекать людей

Сервисный робот Pepper — разработка японской компании SoftBank. Он может встречать гостей в отеле, рассказывать о гаджетах в магазине или просто развлекать людей (Фото: Pexels)

Сможем ли мы преодолеть эффект зловещей долины: мнение эксперта

Евгений Магид:

Чем больше роботов появится вокруг нас — промышленных, сервисных, домашних, — тем более привычными предметами они станут для нас.

Визит Евгения Магида в лабораторию профессора Хироси Исигуро, Advanced Telecommunications Research Institute International в японском Киото. Евгений держит Telenoid R1 — робот создан как большой мобильный телефон, чтобы при голосовом общении получать дополнительные тактильные ощущения

Визит Евгения Магида в лабораторию профессора Хироси Исигуро, Advanced Telecommunications Research Institute International в японском Киото. Евгений держит Telenoid R1 — робот создан как большой мобильный телефон, чтобы при голосовом общении получать дополнительные тактильные ощущения (Фото: из личного архива)

Эффект зловещей долины – чем нас так пугают роботы?

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему фильмы о порабощении человечества роботами, вышедшими из-под контроля, почти всегда получают высокие рейтинги? Действительно ли люди боятся того, что однажды произойдет восстание машин, или же их пугает нечто другое?

Почему один лишь взгляд на андроида может внушить человеку чувство беспокойства и непонятной тревоги? Может ли он опасаться бездушных машин только потому, что они особенно похожи на него самого? Чем вызван данный страх и как с ним бороться?

Что такое эффект зловещей долины?

Википедия определяет эффект зловещей долины, как гипотетическую взаимосвязь между степенью сходства объекта с человеком и его эмоциональной реакцией на данный объект. Эта концепция предполагает, что роботы-андроиды, имеющие облик, близкий к человеческому, вызывают у наблюдателей необъяснимое чувство страха и отвращения.

Впервые данную гипотезу предложил японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори. В 1970 году, исследуя эмоциональную реакцию человека на внешний вид роботов, он установил следующую закономерность: по мере приобретения машиной человеческих черт увеличивается и симпатия к ней, однако максимальное ее сходство с человеком вызывает тревогу, отвращение и страх.


Некоторые соответствующие технологические инновации, такие как протезы конечностей и прототипы антропоморфных роботов, уже существовали в то время, когда была опубликована сама гипотеза. Однако она приобрела особую популярность в течение последних двух десятилетий, во время которых технологии компьютерной анимации быстро развивались [Front Psychol, 2015].

Кривая зловещей долины Мори демонстрирует нелинейную взаимосвязь между роботами с разной степенью выраженности человеческих черт (от явно искусственных машин до практически идентичных) и чувством близости к ним наблюдателей (от отрицательного к положительному).

Ученый использовал промышленных роботов, как пример наименее человечных персонажей, хоть сколько-нибудь похожих на реальных людей. Хотя такие персонажи явно искусственны, они все же имеют некоторые характеристики, отдаленно напоминающие человеческие, такие как приспособления для захвата объектов [Front Psychol, 2015].

Примеры эффекта зловещей долины

Примеры проявления эффекта зловещей долины можно найти в робототехнике, трехмерной компьютерной анимации и реалистичных куклах. Самыми яркими из них являются персонажи компьютерных игр, внешний вид и поведение которых не соответствуют друг другу, манекены из универмагов с реалистичными лицами, но пустыми глазами, а также анимированные персонажи.

Тщательно прорисовывая каждую ресницу и линию на своих аватарах, Soul Machines стремилась создать цифрового человека, практически неотличимого от настоящего. Но, по мнению многих, вместо того, чтобы выглядеть естественно, AVA на самом деле выглядит жутко.

Еще одно творение Исигуро, Geminoid HI, является точной его копией. Изобретатель даже взял волосы со своей головы, чтобы наложить их на робота-близнеца для придания ему максимальной достоверности. Исигуро утверждал, что создал Geminoid HI, чтобы лучше понимать, что значит быть человеком:

Причины возникновения эффекта

С психологической точки зрения, необходимо рассмотреть два фундаментальных вопроса: что такое эффект зловещей долины и что провоцирует его возникновение? Особенно интересно понять, имеет ли он под собой когнитивную или эмоциональную основу.

В 2019 году было проведено исследование коры головного мозга с помощью аппарата магнитно-резонансной терапии. Ученые отследили реакцию в нейронах, возникающую в префронтальной коре мозга в ответ на неодушевленные предметы, похожие и непохожие на человека. Наибольшая активность возникает при взгляде на роботов, обладающих человеческими чертами. Исследование выявило, что мозг человека определяет отклонение от нормы, в связи с чем активизирует защитный механизм. [JNeurosci, 2019].

Истоки возникновения эффекта зловещей долины можно найти еще в работах известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, который полагал, что, вопреки общепринятому мнению, человеку становится жутко и страшно не от столкновения с чем-то неизведанным, а, наоборот, при взгляде на то, что ему очень хорошо знакомо [Strelka Mag, 2019].

К тому же лица андроидов могут пугать своей неправдоподобностью, например неестественной симметричностью, которой не существует в природе.

Автоматическая оценка сверхъестественных стимулов вызывает отвращение за счет активации развитого когнитивного механизма, позволяющего избегать выбора партнеров с низкой фертильностью, плохим гормональным фоном или неэффективной иммунной системой на основе видимых черт лица и тела, которые позволяют прогнозировать эти черты.

Чем более человечным выглядит объект, тем сильнее проявляется отвращение к его дефектам, поскольку они указывают на болезнь, а вероятность заражения болезнью возрастает с увеличением генетического сходства. Визуальные аномалии андроидов, роботов и других анимированных человеческих персонажей вызывают реакцию тревоги и отвращения, подобную реакции при виде трупов или зараженных людей.

Поскольку большинство андроидов являются копиями реальных людей, они также могут вызывать страх быть замененным на работе, в отношениях и других сферах, а резкие движения андроида могут вызывать беспокойство у наблюдателя, потому что появляется опасность потери контроля над телом.

Теория восприятия угрозы, разработанная ученым Минсу Каном, говорит о том, что объекты, которые воспринимаются уже не как робот, но еще не как человек, вводят человека в состояние когнитивного диссонанса. Связано это с тем, что наблюдающий не может разгадать истинных намерений робота. Чувство непредсказуемости порождает, в свою очередь, чувство страха [International Scientific Conference Proceedings, 2018].

Чем более застывшее лицо у объекта или чем медленнее он произносит речь, тем хуже к нему относятся люди. Любая неестественность в его действиях (например, резкость движений, странный тембр голоса, медленный темп речи, монотонность и безэмоциональность, рассинхронизация между движениями губ и словами) только ухудшает ситуацию.

Старший преподаватель университета Болтон Анжела Тинвелл провела исследование, в котором обосновала, что дискомфорт, возникающий при общении с роботом, является ответной реакцией человека на поведение, отклоняющееся от нормы. Чем больше в поведении робота присутствует таких отклонений, тем более пугающий эффект оно производит на наблюдателя [UBIR, 2021].

В 2007 году в японском Институте передовых телекоммуникационных исследований было проведено исследование с помощью компьютерной томографии. Оно показало, что при виде андроидов у человека возрастает активность в двигательных и зрительных центрах коры головного мозга. Связана данная активность с тем, что мозгу приходится тратить больше усилий на обработку полученной информации и оценку состояния и мотивов робота, чем при взгляде на реального человека [International Scientific Conference Proceedings, 2018].

Исследования эффекта зловещей долины

Эффект зловещей долины с каждым годом набирает все большую популярность не только среди робототехников, но и со стороны психологов, социологов и даже философов.

Масахито Мори еще в 1970-х годах предсказал, что, хотя люди в целом будут благосклонно относиться к роботам, становящимся все более человекоподобными, они не смогут в полной мере их принять [Front Psychol, 2015].

Майя Матур, специалист по биостатистике из Стэнфордского университета в Калифорнии, и ее коллега Дэвид Райхлинг из Калифорнийского университета в Сан-Франциско отобрали 80 примеров лиц роботов от мультяшного металлического робота Кисметто из Массачусетского технологического института до максимально реалистичного BINA48. Они попросили 66 сотрудников онлайн-рынка Amazon оценить лица по шкале от 1 до 100 на степень реалистичности каждого из них [NewScientist, 2015].

Исследователи обнаружили, что воспринимаемое дружелюбие роботов близко соответствовало предсказанной кривой зловещей долины. По мере того, как лица постепенно менялись от полностью механических к более реалистичным, их оценка симпатии повышалась, затем падала, после чего снова поднималась.

Сумма денег, которую рабочие решили отдать роботу, следовала модели зловещей долины, хотя их решения также казались искаженными из-за других характеристик, таких как предполагаемый пол робота.

Кто подвержен эффекту зловещей долины?

По предположениям психологов, наиболее чувствительными к эффекту зловещей долины являются люди, обладающие повышенной тревожностью.

Большую роль играют и культурные особенности страны, в которой проживает человек. Так, например, японцам, привыкшим к наличию роботов практически во всех сферах жизни, андроиды не кажутся такими страшными, как, например, представителям западных культур.

Немалый вклад в формирование и развитие эффекта зловещей долины внесли фантастические фильмы, рассказывающие о восстании машин и порабощении человечества роботами.

Удивительно, но эффект зловещей долины можно наблюдать не только среди людей. Так, например, немецкие ученые выяснили, что макаки-резус также подвержены подобному эффекту. Обезьянам показывали изображения их сородичей. Наибольший страх у них вызывали изображения безволосых и больных обезьян – приматы просто отказывались смотреть на данные фотографии [ScienceFocus, 2020].

Эффект зловещей долины – правда или вымысел?

Несмотря на большую популярность эффекта зловещей долины, его научная ценность широко обсуждается. Сам Мори признался, что он исследовал эту концепцию не со стороны строгой научной точки зрения, а скорее, как руководство для разработчиков роботов.

Доцент кафедры взаимодействия человека и компьютера в Университете Индианы Карл МакДорман, долгое время изучавший зловещую долину, интерпретирует классический график не как выражение теории Мори, а как эвристику для изучения концепции и организации наблюдений [IEEE Spectrum, 2019].

Чтобы сделать робота или аватар более реалистичным и переместить его за пределы долины, необходимо, чтобы выражения его лица соответствовало его эмоциональному тону речи, а движения тела были отзывчивыми и отражали гипотетическое эмоциональное состояние.

Заключение

С развитием технологий и высокореалистичных персонажей компьютерных игр или фильмов, эффект зловещей долины становится все более популярным. Психологи, социологи и нейробиологи всего мира интересуются данным вопросом.

Возрастающий интерес к нему со стороны ученых и исследователей обоснован большим количеством факторов и потенциальных причин, которые могут его вызвать. Чем больше загадок преподносит нам наш мозг, тем больше хочется узнать все нюансы его работы.

Желаем вам успехов в таком нелегком, но очень интересном деле как саморазвитие! И в заключение небольшой вопрос по теме статьи:

Общая информация

Масахиро Мори

У большинства роботов очень симметричное лицо. Это обстоятельство вызывает не только неприятные эмоции, но и когнитивный диссонанс. Это психический дискомфорт, вызванный столкновением в сознании конфликтующих представлений. В данном случае речь идет о лице. Живому человеку несвойственна такая абсолютная симметричность.

Откуда пришел эффект

Pixar

Зигмунд Фрейд

Что страшнее: манекен или робот

Реакция на человекоподобный объект зависит не только от его схожести с обычным человеком. Роль играет и его поведение. Вспомните коулрофобию или боязнь клоунов. Она относится также и к мимам. Они совершают движения, которые не характерны для людей в повседневной жизни. Такая же неестественность часто используется в фильмах ужасов. Наверняка вы помните оживших мертвецов, зомби, одержимых.
Получается, неприязнь и страх вызывают любые отклонения от общепризнанной нормы, будь то мимика, взгляд, движения.

Мультипликация

ежик Соник

Помните ежика Соника, главного героя серии мультфильмов и компьютерных игр? Он на 100% соответствует двум правилам:

  1. Мультипликация. Соник – вымышленное существо синего цвета с нестандартными пропорциями тела. Он совсем не похож на человека.
  2. Аниме. У героя неестественно большая голова и глаза. В целом он выглядит довольно мило.

Компьютерные игры

Fallout 4

  1. Молодое поколение выросло в эпоху господства компьютеров во всех сферах. Для них игры – это часть жизни. Поэтому максимально похожие на людей персонажи не вызывают негативных эмоций.
  2. Детально изображенные герои очень похожи на человека. Поэтому они не пугают.
  3. Как сказано выше, неприязнь к роботам вызывается невозможностью контролировать их эмоции и поведение. В играх ситуация прямо противоположная. Управляя выбранным персонажем, вы легко можете уничтожить даже самого злобного монстра. Или наоборот, пообщаться с ним, выяснить его чувства, подружиться.

Литература

Ситуация изменилась с появлением технологии CGI. Что это такое? Это создание неподвижных и движущихся объектов с использованием трехмерной компьютерной графики. В процессе работы неживые объекты создаются при участии живых актеров. Благодаря этому мимика и движения передаются максимально правдиво.

Заключение

Оно не должно шевелиться

Робот-андроид Actroid-F2 компании AIST



Взгляд рептилии

2) В свою очередь, Катрин Миссельхорн утверждал, что эффект отторжения зиждется на том, что мы не способны понять чувства подобного объекта и это опять же приводит к чувству неизвестности. Сходные идеи можно проследить в более ранней истории психологии и объяснить через Я-концепцию: то, как мы воспринимаем себя, может дать серьезную трещину, если человекообразное существо не реагирует на нас так, как мы ожидаем.

3) Наконец, позиция Анжелы Тинвелл заключается в том, что мы боимся не столько того, что неспособны к эмпатии, сколько того, что к эмпатии неспособен сам андроид — иными словами, мы воспринимаем подобное создание как психопата.

Читайте также: