Единое образовательное пространство это кратко

Обновлено: 05.07.2024

принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

Смотреть что такое ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО в других словарях:

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

1. целостная, преемственная, гуманистическая педагогическая система, функционирующая в границах территориального деления (области, региона); 2. механизм гуманизации воспитательно-образовательного процесса, пространство, где корректируются, диагностируются деятельности . смотреть

Единое образовательное пространство принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Единое образовательное пространство" в других словарях:

Единое (общее) образовательное пространство СНГ — Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ,… … Официальная терминология

Европейское пространство высшего образования — Эмблема ЕПВО Европейское пространство высшего образования[1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA) единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих … Википедия

Бондырева, Светлана Константиновна — Бондырева Светлана Константиновна Бондырева С.К. Дата рождения … Википедия

БОНДЫРЕВА — Светлана Константиновна (р. 1943) российский педагог и психолог. Д р психологических наук (1989), чл. кор. РАО (2001). Ректор Московского психолого социального института (с 1999). С 1995 г. и по настоящее время зам. гл. ред. 70 томной серии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Нарибаев, Копжасар Нарибаевич — Кyпжасар Нарибаевич Нарибаев каз. Нарібаев Көпжасар Нәрібайұлы Род деятельности: учёный экономист, организатор высшей школы, общественный и политический деятель Дата рождения … Википедия

Панславизм — Западнославянские страны … Википедия

Вирумааский Колледж ТТУ — Вирумааский колледж Таллинского технического университета (ВК ТТУ) (эст.Tallinna Tehnikaülikooli Virumaa Kolledž) является высшим учебным заведением по подготовке специалистов с прикладным инженерным образованием для предприятий топливной,… … Википедия

Вирумааский колледж ТТУ — Вирумааский колледж Таллинского технического университета (ВК ТТУ) Оригинальное название Tallinna Tehnikaülikool Virumaa Kolledz … Википедия

Вирумааский колледж Таллинского технического университета — (ВК ТТУ) (эст.Tallinna Tehnikaülikooli Virumaa Kolledž) является высшим учебным заведением по подготовке специалистов с прикладным инженерным образованием для предприятий топливной, энергетической и строительной промышленности на Северо востоке… … Википедия

территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.

совокупность целей, норм, стандартов, требований, программ, учреждений, обеспечивающих заданный уровень процесса и результатов образования и широкий спектр образовательных услуг, различающихся масштабом территории (от страны в целом до отдельного общеобразовательного учреждения). Обеспечивается единством образовательных стандартов, цензов, способов, контроля, аттестации общеобразовательных учреждений. Образовательное пространство каждой территории должно обладать набором инвариантных и вариантных образовательных услуг. Реально Е.о.п. остается неоднородным и требует совершенствования.

территория (регион), на которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный(-ые) уровень(-ни) (стандарт) образова ния населения. Обычно государством устанавливается несколько унифицированных уровней образования:
обязательное школьное образование;
общедоступное бесплатное полное среднее образование (в некоторых странах начальное профессиональное);
бесплатное послешкольное (среднее и высшее) образование для ограниченного (как правило, в силу бюджетных возможностей) контингента желающих получить образование этого уровня. Доступность образования для молодежи, а также уровень образования населения (среднее время обучения) являются важными социальными показателями демократизма и развитости страны и ее системы образования. Идентичность требований образовательных стандартов для всех субъектов единого образовательного стандарта обеспечивает свободную миграцию обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание документов об образовании, что является положительным фактором в государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства выступает в качестве одной из приоритетных целей образовательной политики и деятельности органов управления образованием Российской Федерации.

принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

принцип организации территории, в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования. В современных социально-экономических условиях представление Е. о. п., которое было сформировано в советский период, претерпевает существенные изменения. Проблемной областью современного образования выступает формирование и развитие Е. о. п., что связано с разграничением компетенций органов государственной власти и органов управления образованием, реализацией принципа вариативности в образовании и др. Чтобы система образования могла обеспечивать необходимое единство образовательного пространства, она должна строиться на следующих принципах: целостности; интегративности; коммуникативного взаимодействия внутри системы; информационной доступности; объединения образовательных ресурсов; адаптивности; ориентации на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса; открытости социуму. Формирование и развитие Е. о. п. требует создания ряда условий:
- определение стратегии развития и на ее основе – специфики образования с учетом рынка труда, запросов социума, возможностей сети образовательных учреждений;
- обеспечение усвоения государственных и региональных стандартов, на основе определенных методологических подходов и принципов;
- воспитание гражданских качеств, развитие социальной компетентности;
- обеспечение преемственности между ступенями образования, медико-социально-педагогического сопровождения при переходе от одной ступени к другой;
- создание возможностей для реализации способностей, склонностей, интересов школьников разного возраста посредством оптимизации сети образовательных учреждений разных типов и т. д.
- формирование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, повышение эффективности научно-методической и иной помощи педагогам и педагогическим коллективам и т. д. (Сидоркин Ю. М. Децентрализация управления – возможность развития // Университетское управление. – 2003. – № 4 (27). – С. 25–28; Глухова А. В. Проблемы интеграции образовательных систем в контексте диалога культур //Интеграция образования. – Воронеж. гос. ун-т. – 2005. – № 3. – С. 39–46). М. В. Бирюкова

Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.

Термин образовательное пространство используется не только в рамках педагогики, но и в рамках ряда других наук, таких как философия, социология, психология и т.д. Все эти науки рассматривают и анализируют образовательное пространство с разных точек зрения, изучают конкретные элементы, связанные непосредственно с данной наукой.

Образовательное пространство представлено совокупностью учебных заведений (ДОО, школа, ВУЗ, ССУЗ и т.д.), которые все вместе образуют единство и направлены на достижение общей цели.

На сегодняшний день, исходя из представленных определений и понятий, образовательное пространство интерпретируют с двух сторон.

Согласно первой тенденции, под образовательным пространством понимают взаимоотношения между педагогом и учащимися во время передачи знаний и опыта, то есть рассматривается в качестве самого процесса.

Вторая тенденция рассматривает образовательное пространство как специально созданную зону, наполненную необходимым материалом и оборудование, для организации образовательной деятельности.

Иными словами, под образовательным пространством понимают взаимодействие между педагогами и учащимися в рамках образовательных учреждений различного типа, с целью оказания образовательных услуг.

Таким образом, образовательное пространство – это совокупность среды и системы, направленной на организацию педагогической деятельности.

Функции образовательного пространства

Готовые работы на аналогичную тему

Образовательная функция. Данная функция предусматривает получение учащимися необходимых знаний, а также умений и навыков их применения в повседневной жизни. Поучаемые знания представлены в виде теоретических фактов, законов, понятий и т.д., а также ряда практических знаний, представляемых в ходе опытов, экспериментов и т.п. Образовательная функция предполагает организацию процесса обучения с опорой на основные педагогические принципы. Все полученные учащимся знания должны быть актуальны, систематизированы, упорядочены и подчинены определенной логике.

Воспитывающая функция. Процесс образования напрямую связан с воспитанием. Невозможно представить образованную личность, которая не воспитана, то есть не имеет необходимых знаний и навыков поведения в обществе, не обладает качествами воспитанной личности. Именно в процессе образования воспитываются качества личности, необходимые для полноценного члена современного общества. Личность ребенка не может быть сформирована полноценно, если не усвоены системы моральных, нравственных и иных норм, требований и убеждений.

Развивающая функция. Процесс обучения сам по себе является развивающим. Эффективность развития учащегося в первую очередь зависит от его взаимодействия с педагогом. Для того, чтобы знания и умения усваивались ребенком полноценно, необходимо всестороннее влияние на его личностное развитие.

Формирующая функция. Данная функция направлена на формирование у учащихся навыков анализа и оценивания собственного поведения, своего внешнего вида, речи и т.д. Все эти навыки помогают ребенку вести диалог, принимать участие в беседах, высказывать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы.

Функция социализации. Каждый человек лицо социальное, невозможно полноценное существование вне социума. Именно поэтому так важно научить и приобщить ребенка к жизни в обществе. Большое значение для введения в общество имеет культура. Культура воспитывает, формирует общую картину мира, прививает правила и нормы поведения в обществе, помогает понять и осознать свое положение в социуме.

Таким образом, функции образовательного пространства направлены на формирование и развитие полноценной, всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми знаниями, умения и навыками.

Принципы образовательного пространства

Организация образовательного пространства подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип единства образовательного и культурного пространства. Данный принцип основан на исторической традиции гармонизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
  2. Принцип дифференциации, индивидуализации и мобильности образовательного пространства. Согласно данному принципу педагогический процесс имеет общедоступный характер, согласно учету возрастных потребностей, способностей и возможностей ребенка. Образовательная программа, исходя из этого принципа, строится в виде разных уровней, каждый из которых основан на особенностях развития ребенка.
  3. Принцип развивающего и деятельностного образования. Данный принцип предусматривает приобретением ребенком умений и навыков по самостоятельному получению знаний, в процессе специально организованного педагогического процесса. Данные умения и навыки являются очень важными в жизни каждого ребенка.
  4. Принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса. Согласно данному принципу, образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода взросления и становления каждого ребенка. При этом необходимо соблюдать преемственность методов и средств образования между разными ступенями образования (ДОО – школа - СУЗ – ВУЗ и т.д.).
  5. Принцип демократизации образовательной деятельности. Данный принцип предполагает сотрудничество между участниками образовательного процесса, основанное на взаимном доверии и уважении.

В настоящее время особой популярностью пользуется социальное образовательное пространство, которое предполагает свое существование отдельно от государства или города. То есть образовательное пространство, представленное пространством отдельного образовательного учреждения или организации.

Таким образом, образовательное пространство призвано создавать необходимые благоприятные условия, которые способствуют полноценному развитию личности.

Читайте также: