Еда крестьян в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда говорят о Средних веках, чаще всего упоминают замки, рыцарей, крестовые походы, чуму и антисанитарию. А вот повседневную жизнь людей как-то обходят стороной. Поэтому м ы хотим немного дополнить твои знания об этом периоде истории, а если точнее — о том, чем питались в те времена. Вот несколько фактов о средневековом рационе, которых ты мог не знать.

1. Часто использовалось миндальное молоко

Замена коровьего (да и любого животного) молока на растительное, которая сейчас является данью моде на вегетарианство и правильное питание, в Средневековье была привычным делом. Тогда молоко из миндаля или других орехов готовили из практический цели, чтобы разнообразить свой рацион во время поста, когда запрещалось употреблять мясо и молоко животных.

Поэтому растительное молоко использовалось не только для питья, но и в качестве сырья для приготовления масла. Помимо возможности его употребления в пост, такое молоко имело ещё одно достоинство — долгое хранение. В отличие от животного молока, ореховое долго не начинало разлагаться. Во многих поваренных книгах того времени нередко можно встретить этот ингредиент вместо коровьего молока.

2. В Средневековье были фастфуды

Как и современные рестораны быстрого питания, средневековые заведения имели сомнительную репутацию, ведь их владельцы, если верить историкам, могли делать горячие блюда из испорченного мяса, добавлять субпродукты, чтобы сэкономить, а также выдавать менее дорогую начинку, к примеру говядину, за более дорогую, такую как оленина.

3. Рацион крестьян был калорийным

И это противоречит массовой культуре, которая твердит, что обычные люди — неважно, крестьяне это были или ремесленники, — страшно голодали. На деле же, если не брать отдельных периодов истории, большинство людей в средневековой Европе в день съедали от одного до полутора килограммов хлеба и других блюд из зерна, а также выпивали до четырех литров слабоалкогольного эля. Из пшеницы, ржи, овса и ячменя варили каши, делали хлеб и другую выпечку. Конечно, на столе обычного человека редко присутствовало мясо, но вместо него были горох, чечевица и рыба.

Чтобы ты понимал, в одном килограмме ржаного хлеба содержится почти 2 600 калорий, а четыре литра эля — это ещё 1 500 калорий. По идее, на таком рационе можно было бы набрать лишних килограммов, но этого не позволял сделать изнурительный 12-часовой рабочий день без выходных.

4. Никто не делал салаты

А также не ел фрукты и овощи в сыром виде. И это прямая противоположность современной моде, когда некоторые переходят на сыроедение. В те времена люди редко ели продукты без обработки из-за того, что это могло вызывать болезни, так как фрукты и овощи редко мыли после сбора.

5. Молочный поросёнок был аналогом лобстера

Массовая культура нередко показывает средневековые пиршества, где одним из блюд, на которые мало кто обращает внимание, является жареная свинина, целиком запечённый кабан или молочный поросёнок.

На деле же в Средние века молочный поросёнок считался деликатесом вроде лобстера или мраморной говядины, так же как и жареная свиноматка, ведь они были едва ли не важнейшими источниками белка и жира в те времена.

6. Почти никто не завтракал

Для современного человека завтрак считается одним из самых важных приёмов пищи. В Средневековье же почти никто не завтракал. Так, например, философ-теолог Фома Аквинский говорил, что слишком ранний приём пищи является одним из способов совершить смертный грех — чревоугодие. По сути, завтрак считался оскорблением Бога и самого себя.

Чаще всего люди, чтобы не нарушать пост и не гневить Бога, пропускали завтрак и вместо этого съедали лёгкий обед, а вечером у них был сытный ужин. Некоторые ещё добавляли так называемый задний ужин, когда употреблялись вино или эль, но это не одобрялось. У крестьян было что-то вроде завтрака, но им являлся, как правило, небольшой кусок хлеба, съедаемый для того, чтобы не свалиться в голодный обморок во время работы в поле.

7. Люди ели почти всё, что попадало под руку

Если бы ты являлся крестьянином в средневековой Европе, то увидеть мясо мог разве что на телеге, которая везла свиную тушу в замок местного феодала. Поэтому приходилось есть не говядину со свининой и даже не курицу, а что-то другое, что является источником животного белка.

Однако и богатые люди не были привередливы в еде, ведь только после начала Ренессанса знать принялась соревноваться в дороговизне продуктов. А в Средние века на столах как крестьян, так и богатых людей можно было увидеть скворцов, стервятников, чаек, бакланов, морских свинок, тюленей, китов, ежей и подобных существ, которых в наше время никому не придёт в голову готовить.

8. Фасоль была одним из главных блюд на столе

Это сейчас фасоль можно встретить только на столах адептов полезного питания или просто любителей этих бобов. А в X веке, когда она и другие бобовые культуры начали распространяться по Европе, это было настоящим спасением, ведь до этого простые люди практически не получали белка.

В результате массового выращивания бобовых крестьяне могли употреблять больше белка, что привело к улучшению их здоровья, повышению продолжительности жизни и количества детей, что, по мнению некоторых историков, позволило достаточно быстро восполнить потери населения после Юстиниановой чумы VI века, вследствие которой в Европе погибло до 25 миллионов человек.

9. Десерты были своеобразной паузой между основными блюдами

Сейчас десерт — это отдельное блюдо, которое подаётся в финале трапезы. Но в Средневековье застолья включали в себя множество блюд, подаваемых одновременно, а десерты были своеобразной паузой между ними, позволяющей убрать послевкусие и подготовиться к новому блюду.

Само собой, речь идёт о более обеспеченных слоях населения, а не о крестьянах, которые, как мы уже сказали ранее, ели в основном хлеб.

10. Средневековая диета была полезна для сердца

Более того, она была даже полезнее, чем современные диеты. Всё потому, что человек той эпохи подвергался гораздо меньшему риску развития ишемической болезни сердца и диабета из-за того, что в его рационе не было такого большого количества сахара и он много занимался физическими упражнениями. Конечно же, речь об усердной работе в поле, а не о ленивых жимах штанги в тренажёрном зале.

Некоторые исследователи говорят, что средневековая диета, возможно, является лучшей моделью питания для современного человека и превосходит по эффективности даже средиземноморскую диету.

Скажем честно, крестьянам жилось не сладко в любом уголке мира в любое время. Про наших крестьян я уже писала, дошла очередь до западноевропейских трудяг.

Основой основ средневековых работяг был хлеб. Его употребляли много. Обычные крестьяне съедали до килограмма хлеба в день, монахи могли умять и два кило. Выпекали его из ржаной муки в виде плоских, жестких лепешек, ибо в тесте не использовали такие продукты как дрожжи, яйца или молоко.

Для увеличения массы хлеба и сытости в тесто подмешивали каштаны. Знать так же использовала хлеб как основу питания, но его пекли из пшеничной муки хорошего качества.

С распространением христианства предписания св. Бенедикта в области питания послужили увеличению производства вина, растительного масла, хлеба и постепенному распространению этих продуктов с юга Европы на север.

Хорошим дорожным вариантом были ячменные лепешки, которые пользовались популярностью у рыцарей, воинов и путешественников. Они долго хранились и не теряли форум.

Скудное углеводное питание крестьяне запивали виноградным соком или вином.

В вине не видели опасности и давали этот напиток даже детям. Однако, если принять в расчет качество средневековой воды, часто вызывающей желудочные инфекции, вино было меньшим из зол.

Позже научились изготовлять спирт, который вначале служил основой для аптекарских снадобий. Однако, к 15 веку европейцы осознали всю прелесть крепких напитков. Да так, что правительству пришлось запретить продажу алкоголя по праздничным дням.

Помимо хлеба крестьян хорошо выручали каши. Это был сытный и дешевый продукт, позволяющий долго не испытывать чувство голода. Каши так же варили из ячменя и иногда из проса.

На втором месте после хлеба и каш стояли овощи. В европейских регионах уважали капусту, репу и брюкву, из которых делали подобие винегрета (без картофеля, ибо в раннем средневековье картошка была еще не известна европейскому населению). На основе щавеля и крапивы варили супы ( в России в том числе).

Так же, как и российские крестьяне, европейские трудяги испытывали дефицит белка. Мясо на столе появлялось по большим праздникам. Чаще это была дичь или свинина. На Рождество закалывали поросенка, остатки которого ели в течение нескольких месяцев. Свинину предварительно засаливали и потом подмешивали в свой скудный рацион.

Рыбу, к слову, тоже солили и употребляли в постные дни. Однако, из-за дефицита соли, запастись рыбой впрок не удавалось.

Молоко в чистом виде средневековые европейцы не употребляли. Однако, горожане и зажиточные крестьяне могли побаловать себя изысканными сырами. Иногда ели яйца и мясо домашней птицы.

Придавать разнообразие пище помогали специи. Однако, экзотика была недоступна низшим слоям населения. Тут выручали петрушка, горчица, укроп и мята, которые подмешивали в супы, тесто и даже напитки.

Как видим, крестьянин в любой точке земного шара не шиковал и испытывал дефицит в необходимых организму веществах.

Вряд ли кто-то станет оспаривать утверждение о том, что еда – одна из базовых потребностей человека. Так было,так есть и так будет. Но для историка изучение питания в ту или иную эпоху представляет интерес особого рода. Сведения, почерпнутые исследователями из рецептов, сохранившихся правил поведения за столом, археологических находок и т.п. составляют дополнительную информацию, проливающую свет на жизнь общества в целом.


Разумеется, не каждый период средневековой истории одинаково богат письменными источниками. По этой причине, например, нам мало что известно о развитии европейской кулинарии до XII . В то же время совершенно ясно, что фундамент средневекового поварского искусства был заложен именно тогда, чтобы в XIV веке достигнуть своего апогея.

В немалой степени на этот процесс повлияла так называемая аграрная революция X - XIII веков. Одной из ее составляющих была трехпольная система севооборота, при которой треть, а не половина посевной площади, отводилась под пар. Такой более прогрессивный метод обработки земли позволял эффективнее бороться с неурожаями: если погибали озимые можно было рассчитывать на яровые и наоборот.

Освоение целины, использование железных сельскохозяйственных орудий, включая колесный плуг с отвалом, также способствовали увеличению урожайности и более разнообразному питанию. Как следствие, в течение Средневековья (до страшной пандемии чумы 1348 года) европейское население значительно выросло. Согласно оценке М.К. Беннета, в 700 году в Европе проживало приблизительно 27 млн. человек, в 1000 – 42 млн., а в 1300 – 73 млн.


Выращивали полбу, ячмень, сорго, просо, овес, пшеницу, но более всего рожь. С распространением христианства предписания св. Бенедикта в области питания послужили увеличению производства вина, растительного масла, хлеба и постепенному распространению этих продуктов с юга Европы на север.

Однако достижения в области сельского хозяйства вовсе не исключали голода, с завидной периодичностью терзавшего европейцев. И уж точно средневековый рацион, даже если речь идет о питании высшей аристократии, нельзя назвать здоровым с точки зрения современной диетологии.

Не стоит забывать и о том, что в Средние века европейцам пока еще не были известны продукты, без которых наша кухня немыслима сегодня, – кукуруза, помидоры, подсолнечник, картофель. Таким образом, самыми употребляемыми огородными культурами были капуста, лук, горох, морковь, чеснок, фасоль, бобы, чечевица, репа.

Питание в Средние века было отражением социального положения человека. Более того, пища была неотъемлемой частью средневековой медицины, о чем свидетельствуют сохранившиеся трактаты, где рецепты блюд, предписываемых в качестве лечения, занимают не последнее место. Но рассмотрим подробнее, чем ежедневно питались европейцы.


"Роскошный часослов герцога Беррийского". Декабрь

Во Франции с XI века стали высаживать каштановые рощи. Каштаны, называемые еще хлебным деревом, служили источником муки, которая спасала бедняков, а порой и не только их, в голодные годы. В это же время стали солить и коптить рыбу, употреблявшуюся в пищу как в постные дни, так и в скоромные. На столе зажиточных крестьян, помимо злаков и овощей, бывали яйца, мясо домашней птицы, сыр овечий или козий и даже блюда, приправленные специями.

Кстати, о специях – имбире, гвоздике, перце и т.п. Разумеется, крестьянский дом не был тем местом, где они широко употреблялись, ведь стоили специи дорого. Поэтому чаще всего пользовались доступными приправами, чтобы придать новый вкус однообразной пище. В ход шла мята, укроп, горчица, чеснок, петрушка и пр.

Итак, в урожайные годы ежедневное питание крестьян средневековой Европы состояло из неизменного тандема – серого хлеба и полужидкой зерновой каши. Жареные блюда были большой редкостью. Чаще подавали блюдо, бывшее чем-то средним между супом и рагу, к которому отдельно готовили соус из кислого вина, орехов, хлебного мякиша, пряностей и лука.

Светские и церковные хроники Средневековья подробно рассказывают о питании высокого сословия и духовных лиц. А что ел простой крестьянин?

Два пищевых полюса

Гастрономический мир простых европейцев в период с 5-го по 14-й век состоял из двух полушарий. Такое положение было обусловлено не только климатом, но и культурой, в частности, мифологией. На севере, среди густых лесов и рядом с холодными морями, проживали варвары. Германские племена добывали пищу в основном посредством охоты и скотоводства, хотя в отдельных районах существовало осёдлое земледелие, которое продолжало развиваться на местах с Раннего Средневековья.

картинка1.jpg

В культурном плане мясной рацион был продиктован свыше: сюжеты германо-скандинавской мифологии рассказывают нам о пирах в чертогах одноглазого Одина, где павшие в славных битвах эйнхерии поедали мясо чудесного кабана Сехримнира, которое не кончалось, и пили вкуснейшее медвяное молоко козы Хейдрун. Северяне очень плохо соблюдали церковные посты из-за доброй традиции питаться преимущественно мясными продуктами, тогда как жители тёплых регионов вполне сносно переносили лишения, предписанные церковью.

Мечты о пищевом достатке были продиктованы реалиями Высокого Средневековья. Стремительный рост населения и ряд значимых социальных катаклизмов в 14−16 вв. обострил проблемы поиска пропитания и начал постепенно стирать границы.

Ешь, молись, трудись

Организм взрослого человека требует от 2,5 тыс. до 4 тыс. калорий в день. В огромном комплексе источников можно найти сведения о питательной ценности рациона тружеников: крестьянин 9-го века, как и ночной стражник в 14-м веке, получал приблизительно 6 тыс. калорий, пахарь или моряк мог позволить себе более 3,5 тыс. калорий. Несмотря на внезапные катаклизмы и неурожаи, ели более чем достаточно, но качество питания оставляло желать лучшего: белок был в дефиците, преобладали углеводы.

Картинка2.jpg

Хлеб — всему голова. На этом принципе держался рацион простолюдина. Формы хлеба были представлены широко: буханки, батоны, шарики, галеты. Он также использовался как добавка в суп, кашу и рагу. Крестьянин довольствовался хлебом, приготовленным из смеси пшеницы и ржи. Ежедневно простой труженик съедал от 1,6 до 2 кг продукта.

Когда речь заходит о мясной пище на столе простолюдина, возникает масса вопросов. Казалось бы, без животных белков было совсем туго и следовало бы держать скотину или птицу. Однако далеко не все сельские дворы могли прокормить свиней, гусей, кур или овец. Мясо редко гостило на крестьянских столах. Как правило, оно добавлялось в суп или подавалось в виде солонины. О происхождении мяса говорят находки археологов, которые изучали помойные ямы дворов: в пищу шло что попало. Не чурались конины и собачатины.

Употребление мяса имело климатические и региональные особенности: в холода ели засоленную свинину и свиные колбасы, бараниной питались летом. Охота хоть и являлась уделом сильных мира сего, но иногда вблизи лесных массивов простолюдины могли позволить себе полакомиться олениной. 80−100 г мяса в день — норма для жителя средневековой европейской деревеньки.

С рыбой дела обстояли куда хуже: монополия на рыбную ловлю принадлежала либо сеньорам, либо держателям крупных церковных диоцезов. Исследования археологов показали, что рыбных костей вблизи крестьянских дворов фактически не было. Однако существуют упоминания в источниках о карпах, окунях, угрях, щуках. Реже о сельди, лососе и мерланах. Морепродукты были не очень популярны, но всё же простолюдины, проживавшие у моря, могли отведать устриц и мидий. Для средневекового человека употребление в пищу лягушек и улиток не было чем-то из ряда вон выходящим.

Символом средневековой молочной продукции являлся сыр. Европейцы уже выделяли несколько сортов: голландский, бри, честер, пармезан. Молоко в чистом виде совершенно не годилось как продукт питания, а вот в кислом его добавляли в суп. Сливочное масло оставалось непригодным в Средние века: оно заменялось топлёным свиным салом либо растительным из ореха, мака или оливок.

Картинка3.jpg

Что пить простому труженику полей и огородов? Вода в колодцах и источниках, конечно же, ценилась, однако оставалась доступной далеко не каждому. Пресная вода несла с собой массу неприятностей для желудка и кишечника — к ней относились настороженно.

картинка4.jpg

Главным напитком средневекового Запада оставалось вино, бочонок которого лежал в каждом погребе. Безусловно, современного разнообразия сортов не существовало. В основном пили белое вино. Розовые сорта были редкостью, а красные оставались уделом светских правителей. Вино имело терпкий вкус и могло отдалённо напоминать продукцию античных виноделов. Крепость средневекового вина не превышала 7−10 градусов. Хранилось оно не более года в просмоленных бочках, в противном случае прокисало. Соответственно, при таком сроке годности вино пили все и в больших количествах: ежедневная доза потребления составляла от 1 до 3 литров.

Житель средневековой деревни не был гурманом и следил за своим питанием только во время поста. Но далеко не все строго выполняли церковные предписания и с удовольствием поедали калорийные блюда и запивали их хмельными напитками.

Неурожаи, эпидемии, войны и плохие погодные условия влияли на количество продуктов питания в деревенских домах, но главным врагом крестьян оставался грех чревоугодия. Несовершенные кулинарные навыки в приготовлении тяжёлой и калорийной пищи также сыграли свою негативную роль. Следить за фигурой не было времени, да и церковь особенно не позволяла. Набив желудок питательной массой из хлеба, сыра, каши или супа, простой сельский житель шёл трудиться в поле или пасти скот. Ведь основа его бытия — это труд.

Читайте также: