Е о смирнова биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Елена Олеговна Смирнова (род. 1947, Москва) — российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета (с 2004 г. по настоящее время).

Содержание

Биография

Вехи биографии

Научная деятельность

Е. О. Смирнова является автором оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

Преподавательская деятельность

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии [3] выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Награды и звания

Основные публикации

Напишите отзыв о статье "Смирнова, Елена Олеговна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Смирнова, Елена Олеговна

Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.


Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.


Руководитель центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Основатель и руководитель Центра игры и игрушки (Москва).

Член Российского психологического общества, Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD).

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1993–2009 гг. возглавляла лабораторию психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В 2004 г. стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете.

Научная и практическая деятельность.

Научные интересы: детская психология, психология развития, психология игры и игрушки.

Е. О. Смирнова является автором оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

научный руководитель УМЦ "Игры и игрушки" факультета "Психология образования" МГППУ, сотрудник "Психологической консультации МГППУ", член международного общества исследователей развития поведения (ISSBD), учёного совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ, Института дошкольного воспитания, научное руководство экспериментальной работой в ДОУ 2030 ЦФО Москвы, член редколлегии научных журналов "Дошкольное воспитание" и "Психологическая наука и образование"

Дата последнего обновления: 20.04.2020

Современная зарубежная психология (2019. Том 8, № 4. С. 79–87)

Психолого-педагогические исследования (2019. Том 11, № 4. С. 79–89)

Психологическая наука и образование (2019. Том 24, № 5. С. 5–15)

Культурно-историческая психология (2019. Том 15, № 2. С. 99–104)

Психолого-педагогические исследования (2019. Том 11, № 1. С. 12–26)

Психологическая наука и образование (2018. Том 23, № 6. С. 75–84)

Культурно-историческая психология (2018. Том 14, № 2. С. 109–115)

Психологическая наука и образование (2018. Том 23, № 3. С. 42–53)

Культурно-историческая психология (2018. Том 14, № 1. С. 4–14)

Культурно-историческая психология (2017. Том 13, № 3. С. 83–86)

Культурно-историческая психология (2017. Том 13, № 2. С. 71–76)

Культурно-историческая психология (2016. Том 12, № 3. С. 269–279)

Культурно-историческая психология (2016. Том 12, № 2. С. 86–89)

Современная зарубежная психология (2016. Том 5, № 1. С. 39–45)

Современная зарубежная психология (2016. Том 5, № 1. С. 32–38)

Современная зарубежная психология (2016. Том 5, № 1. С. 24–31)

Консультативная психология и психотерапия (2015. Том 23, № 4. С. 25–35)

Современная зарубежная психология (2015. Том 4, № 3. С. 5)

Культурно-историческая психология (2015. Том 11, № 3. С. 9–15)

Современная зарубежная психология (2014. Том 3, № 4. С. 18–32)

Современная зарубежная психология (2014. Том 3, № 4. С. 5–17)

Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии (2014. Том 12, № 1. С. 81–94)

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 4. С. 27–36)

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 4. С. 4–11)

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 2. С. 105–109)

Культурно-историческая психология (2013. Том 9, № 2. С. 81–87)

Современная зарубежная психология (2013. Том 2, № 2. С. 6–18)

Психологическая наука и образование (2013. Том 18, № 1. С. 5–10)

Современная зарубежная психология (2012. Том 1, № 3. С. 26–39)

Вестник практической психологии образования (2011. Том 8, № 4. С. 22–34)

Современная зарубежная психология (2012. Том 1, № 1. С. 53–64)

Культурно-историческая психология (2011. Том 7, № 4. С. 2–8)

Вестник практической психологии образования (2011. Том 8, № 3. С. 22–32)

Психологическая наука и образование (2011. Том 16, № 2. С. 46–55)

Психологическая наука и образование (2011. Том 16, № 2. С. 5–12)

Психологическая наука и образование (2011. Том 16, № 2. С. 21–28)

Психологическая наука и образование (2010. Том 15, № 3. С. 62–70)

Культурно-историческая психология (2010. Том 6, № 1. С. 81–88)

Вестник практической психологии образования (2009. Том 6, № 2. С. 4–6)

Культурно-историческая психология (2009. Том 5, № 3. С. 16–24)

Вестник практической психологии образования (2009. Том 6, № 1. С. 63–68)

Психологическая наука и образование (2008. Том 13, № 4. С. 57–70)

Психологическая наука и образование (2008. Том 13, № 3. С. 38–48)

Психологическая наука и образование (2008. Том 13, № 3. С. 62–71)

Психологическая наука и образование (2008. Том 13, № 3. С. 5–19)

Психологическая наука и образование (2006. Том 11, № 4)

Вестник практической психологии образования (2006. Том 3, № 2. С. 81–85)

Психологическая наука и образование (2005. Том 10, № 4. С. 83–91)

Психологическая наука и образование (2005. Том 10, № 3. С. 5–15)

Психологическая наука и образование (2005. Том 10, № 2. С. 76–86)

Психологическая наука и образование (2005. Том 10, № 1. С. 73–82)

Психологическая наука и образование (2003. Том 8, № 4)

Психологическая наука и образование (2002. Том 7, № 3. С. 24–34)

Психологическая наука и образование (2001. Том 6, № 2)

Психологическая наука и образование (1997. Том 2, № 4. С. 80–82)

Психологическая наука и образование (1996. Том 1, № 3)

Другие публикации автора

Биография

Образование и профессиональная деятельность

В 1971 г. закончила психологический факультет МГУ и поступила на работу в Психологический интитут. В 1977 г. она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1992 - докторскую.

Является высококвалифицированным специалистом в области возрастной психологии и психологии развития. Её имя широко известно как в нашей стране, так и за рубежом. Е.О. Смирнова в течение многих лет плодотворно ведёт научно-исследовательскую работу, продолжая и развивая подход, основанный её учителем - М.И. Лисиной.

С 1986 г. - активно занимается научно-педагогической деятельностью. Успешно реализовала и завершила диссертационные работы, задуманные и начатые под руководством М.И.Лисиной. За последние годы под её руководством было защищено 7 кандидатских диссертаций, каждая из которых является ярким, оригинальным исследованием, вносящим свой вклад в психологию развития. Работы, выполненные под руководством Смирновой, отличает оригинальность замысла и чёткость его реализации.

Кроме этого, Е.О.Смирнова активно ведёт преподавательскую работу среди студентов. Она читает курсы лекций и спецкурсы в МГУ, МГПУ, МГППИ, Еврейском университете и других ВУЗах. Разработанный ей курс лекций по детской психологии и её учебник пользуются большой популярностью у студентов.

Е.О.Смирнова является членом ряда учёных советов. Помимо Учёных советов Психологического института РАО, она является членом учёного совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ, Института дошкольного воспитания и др. Она является также членом редколлегии журналов "Дошкольное воспитание" и "Психологическая наука и образование".

Смирнова ведёт большую научно-организационную работу. Она представляла нашу страну на ряде международных конференций - как в нашей стране, так и за рубежом, принимала активное участие в организации многих международных конференций. Она является активным членом международного общества исследователей развития поведения (ISSBD) и одним из основателей российского отделения этого общества.

С 2005 г. по наст. время - МГППУ, научный руководитель УМЦ "Игры и игрушки" факультета "Психология образования" МГППУ

Смирнова широко публикуется в научных и научно-популярных журналах. Она имеет около 100 научных публикаций.

Лицензии, дипломы, сертификаты

Опыт работы

Консультирует в Психологической консультации МГППУ по вопросам, связанным с развитием и воспитанием детей младенческого, раннего и дошкольного возраста:

Научная деятельность

  • Детская психология
  • Развитие общения ребенка со взрослыми и со сверстниками
  • Психология и педагогика раннего возраста
  • Психология межличностных отношений
  • Развитие самосознания.

Медиа-материалы

Презентация Смирновой Е.О., представленная на специальном мероприятии "Развитие в раннем детстве и ВОДМ: перспектива Выготского" в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая прошла в Москве 27 - 29 сентября 2010 г.

Еле́на Оле́говна Смирно́ва (1 ноября 1947, Москва, СССР — 3 февраля 2020 [1] ) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области возрастной психологии.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, Смирнова активно разрабатывала концепцию развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка и изучала проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

Читайте также: