Дзига вертов биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВЕРТОВ, ДЗИГА (настоящее имя Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954), режиссер, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников теории документального кино.

Родился 2 января 1896 в Белостоке, Польша. Учился в Психоневрологическом институте и Московском Университете.

Его деятельность была поиском новых способов съемок и монтажа, новых методов организации снятого материала. По его инициативе начался выпуск тематического киножурнала под общим названием Киноправда (1922–1924). Открыл новые возможности монтажа как средства истолкования запечатленных на пленку событий, использовал титры для агитационного воздействия на зрителя. Каждый номер журнала имел свое художественное решение.

Основанная им группа новаторов-документалистов, названная киноками (сокращенно кино-око, т.е. глаз киноаппарата) сформировалась в 1919. Он был сторонником новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки, призывал к разработке специфических средств кино, утверждал на экране современную тематику. Эти эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа. Вертов хотел сделать невидимое видимым: сделать мысли людей, их поступки, стены, прозрачными и изучать мир микроглазом.

Интереснейшим творческим экспериментом стал фильм Кино-глаз (Жизнь врасплох), который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. Он стал родоначальником нового вида публицистики – поэтического документального кино. В большинстве своих фильмов выступал и как сценарист. Жизнь врасплох – фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме. Под таким же названием у него была теория о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. По сути дела, съемка жизни врасплох означала для него примерно то же, что в современном кинематографе понимается под репортажным методом.

Во время Второй мировой войны снимал фильмы в Алма-Ате. В основном киножурналы, оборонные очерки, фильм Тебе, фронт! В 1944 вернулся из эвакуации и снял последний фильм Клятва молодых. После выхода на экраны этого фильма прекратил снимать фильмы и руководил работой фронтовых кинооператоров.

В зрелый период творчества он выработал индивидуальную манеру монтажа. Процесс постепенного усложнения монтажа документальной картины Вертов характеризует как закономерное явление общекультурного роста и представляет собой отражение общего развития кино. Язык образов, ассоциаций и метафор шел на смену логическому мышлению. Это был способ выражения рождающегося искусства, как для художественного так и документального кино. Им также пользовались С.Эйзенштейн и А.Довженко. Документальное кино способно создавать обобщающие поэтические образы. Хотя это кажется бесспорным, но в то время эту истину требовалось доказать.

Одно из самых ценных его достижений, теоретика, монтажная теория документального кино. Он считал, что монтаж – это, прежде всего не способ организации движения, а важнейший элемент специфики кино. Он подчеркивал принципиальное различие между монтажом игровой и документальной картины. Монтаж документального фильма начинается задолго до того, как кинематографист берет в руки куски отснятой пленки. Материалы монтируются в течение всего времени производства – с момента выбора темы и до выхода фильма на экран.

Умер Дзига Вертов 12 февраля 1954 в Москве.

Режиссерская фильмография

Дзига Вертов (Давид Кауфман) фотографии

(известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман).

2 января 1896, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 12 февраля 1954, Москва, РСФСР, СССР.

Выдающийся советский кинорежиссёр.

Первоначально Дзига Вертов был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Дзи́га Ве́ртов (псевдоним, имя при рождении Давид А́белевич Ка́уфман, впоследствии известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман; (2 января 1896 — 12 февраля 1954) — советский кинорежиссёр. Один из основателей и теоретиков документального кино. Его братья — кинооператоры Борис Кауфман и Михаил Кауфман.

Содержание

Биография


Интересные факты

Представьте себе человека, который совершил революцию в кинематографе, опередив на тридцать лет Годара и Трюффо, который работал бок-о-бок с Эйзенштейном и Кулешовым, являлся братом оскаровского лауреата, восхищал Чаплина, был осмеян Ильфом и Петровым. Человека, приложившего руку к созданию первого советского мультфильма и звуковой кинокартины, чьи режиссёрские работы становились предметом дискуссии для Делёза, Малевича и Шкловского, а также вызывали и вызывают восхищение кинокритиков, по.

Представьте себе человека, который совершил революцию в кинематографе, опередив на тридцать лет Годара и Трюффо, который работал бок-о-бок с Эйзенштейном и Кулешовым, являлся братом оскаровского лауреата, восхищал Чаплина, был осмеян Ильфом и Петровым. Человека, приложившего руку к созданию первого советского мультфильма и звуковой кинокартины, чьи режиссёрские работы становились предметом дискуссии для Делёза, Малевича и Шкловского, а также вызывали и вызывают восхищение кинокритиков, по мнению которых, главная его картина до сих пор занимает верхние строчки опросов о лучшем фильме всех времён…

А теперь представьте себе, что имя этого человека широкой общественности по сей день практически неизвестно, что после главного успеха человек этот вёл тихую несчастливую жизнь вдали от большого кино, что умер полузабытым и лишь после смерти обрёл ореол культового режиссёра.

Перед вами трагическая и величественная одновременно история о глубине личных убеждений, стоической скромности, чудесных хитросплетениях судеб, невероятных взлётах и падениях, признании, забвении и снова признании. Перед вами биография советского гения, предопределившего развитие документального кино и оказавшего огромное влияние на кино художественное – Дзиги Вертова.

Детские годы проходят для братьев в относительном благополучии – они не нуждаются, имеют возможность учиться, получают в подарок от тёти фирменный фотоаппарат, который станет для них первой ступенькой к кинематографу. Но мир меняется. Сначала эти перемены находят своё отражение в первом еврейском погроме. Когда Дзига и Михаил покидают родной дом, они ещё не знают, что вернуться им будет не суждено. Они примут свершившуюся революцию, но Гражданская, а следом Советско-польская война проложат границу между Москвой и Белостоком, отлучив Михаила от дома на двадцать лет, Дзигу – навсегда. Пока старшие братья будут проникаться революционным духом, Борис с семьёй окажется во Франции. С этого момента их жизни потекут параллельно, практически не пересекаясь.

Казалось бы, хочешь не хочешь, но обрастёшь связями, укрепишься на должности, а то и разбогатеешь. Однако Вертов, пока делающий первые шаги в документальном кинематографе, забывает обо всём вокруг. Идеалист, принявший революцию сердцем, Дзига органически не понимает как в молодом советском государстве можно заниматься кумовством. Вскоре Ленин умрёт, связи будут потеряны и никогда более Вертов не будет так близок к власти.

Скрещиваются улицы и трамваи. Здания и автобусы. Ноги и улыбки. Руки и рты. Плечи и глаза. Вращаются рули и колеса. Карусели и руки шарманщиков. Руки швей и колесо выигрышной лотереи. Руки мотальщиц и туфли велосипедистов. Поршни паровоза, маховые колеса и всевозможные части машин. Встречаются мужчины и женщины. Роды и смерти. Разводы и браки. Пощечины и рукопожатия. Шпионы и поэты. Судьи и обвиняемые. Агитаторы и агитируемые. Крестьяне и рабочие. Рабфаковцы и иностранные делегаты. Водоворот прикосновений, ударов, объятий, игр, несчастных случаев, физкультуры, танцев, налогов, зрелищ, краж, исходящих и входящих бумаг на фоне всех видов кипучего человеческого труда. Как разобраться обычному, невооруженному глазу в этом зрительном хаосе бегущей жизни?

Сейчас трудно наверняка сказать, что именно стало причиной затянувшегося на десятилетия недоверия к Вертову. Критика коллег, в лице режиссёра Эйзенштейна или теоретика кино Шкловского? Но тот же Шкловский, скептически настроенный к экспериментам Вертова, говорил, что ему необходимо дать возможность снимать. Может быть, дело касалось идеологии? Нет, Вертов оставался верен идеалам коммунизма до самой смерти и не раз снимал совершенно апологетическое кино. Национальный вопрос? Те же Эйзенштейн и Шкловский не знали никаких притеснений на этой почве, как и тысячи других именитых евреев. Нелюбовь киноначальства к документальным картинам? Однако заказы на них всё равно продолжали поступать. Но что тогда? Возможно, дело в том, что Вертов попросту пугал чиновников своими экспериментами, а праведная одержимость не позволяла ему пойти на уступки и компромисс, продемонстрировать здравый конформизм? Или опять вмешалась судьба-эпоха?

Не в пору ли задуматься о злом роке, довлеющем над режиссёром? Но и без рока есть о чём подумать – в начале 1930-х государство объявляет единственно правильную и допустимую творческую стратегию – соцреализм. Авангардное искусство во всех областях начинает сворачиваться в себя. В 1930-м году, как будто предчувствуя необратимость этого процесса, кончает жизнь самоубийством Маяковский.

Строки достойные величайшего из стоиков Марка Аврелия. В послевоенные годы Вертов и его вечная соратница Свилова – клятвы, данной тридцать лет назад она не нарушит – будут вести тихую, почти бедную жизнь. Режиссёр вернётся к тому, с чего начинал – к монтажу киножурналов. Вертов опять сблизится с Михаилом, насколько это возможно после долгих лет молчания. Даже болезнь он встретит с обычным упрямством – откажется оперироваться.

Сейчас память о выдающемся режиссёре пытаются поддерживать неравнодушные киноведы, но широкая зрительская аудитория по-прежнему смотрит в другую сторону. И это очень грустно, ведь картины Вертова, как микрокосмы, не требуют к себе ни снисхождения, ни пиетета. Они – живое, захватывающее, невероятное приключение в другой мир, которое вознаградит любого отважившегося незабываемыми впечатлениями. Но давайте посмотрим на главный труд режиссёра, что в нём такого, что сто лет спустя он будоражит умы посвящённых и не теряет в актуальности?

Читайте также: