Дживака врач древней индии кратко

Обновлено: 25.06.2024

В данной работе будут рассмотрены факты, касающиеся истории, развития, культуры, медицинских предпосылок и врачевания на территории Древней Индии, с которой связано множество загадок.

Содержание

Введение
1. Источники по истории и врачеванию древней Индии
2. Хараппский период
3. Ведийский период
4. Классический период
5. Развитие ветеринарного дела в Древней Индии
6. Учение Аюверда
Заключение
Список использованных источников

Введение

В данной работе будут рассмотрены факты, касающиеся истории, развития, культуры, медицинских предпосылок и врачевания на территории Древней Индии, с которой связано множество загадок.

Древняя Индия сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства:

  • Индия,
  • Пакистан,
  • Бангладеш,
  • Бутан,
  • Непал.

В древней Индии четко прослеживаются три этапа, они разделяются как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации

(Ш — начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд) — на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3) классический период

(вторая половина I тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) — время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии.

Рассмотрим все эти периоды по отдельности, обращая внимание на особенности культуры, развития и врачевания.

1. Источники по истории и врачеванию древней Индии

Существует множество источников по исследованию истории развития жизни, культуры, религиозных взглядов, медицины, культуры, хозяйства в Древней Индии.

О древней Индии писали известные историки, философы а также путешественники древности:

  • греческие историки Геродот, Страбон и Диодор,
  • участники походов Александра Македонского,
  • посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен,
  • китайский историк Сыма Цянь,
  • паломник Фа Сянь и другие.

2. Хараппский период

Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. По многим критериям хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Источники о врачевании в Древней Индии в период хараппской цивилизации практически не сохранились.

Известно только о врачевании с помощью эфирного масла. Открытие розового масла произошло, когда один индийский раджа устроил пышные торжества в честь бракосочетания своей дочери. Готовясь к празднику, он приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой, ведущий в его замок. Когда праздник окончился, люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так началось производство эфирного масла розы, которое до сих пор занимает важное место в промышленности Индии. Древний метод экстракции эфирных масел заключался в измельчении и растирании свежей или сухой травы с последующим отжимом масла.

3. Ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны. После прихода индо-иранских племен — ариев сформировалось несколько государств.

  • проказа,
  • чахотка,
  • кровотечение.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были:

  • близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители,
  • Рудра — владыка лекарственных трав и покровитель охотников,
  • высшие божества: Агни — бог огня и возрождающейся жизни, Индра — символ небесного грома и податель дождя и Сурья — бог солнца.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны):

  • брахманы (brahmanа — знающий священные учения, т. е. жрец),
  • кшатрии (ksatriya — наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
  • вайшьи (vaisya — свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
  • шудры (sud-га — бесправные бедняки).

Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

4. Классический период

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система знаний медицине, подобная системе Гиппократа и Галена, ушедшая еще дальше вперед.

Искусство врачевания высоко ценилось очень сильно.

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюрведической письменности:

  • лечение ран;
  • лечение болезней области головы;
  • лечение болезней всего организма;
  • лечение психических заболеваний;
  • лечение детских болезней; противоядия;
  • элексиры против старческого одряхления;
  • средства, повышающие половую активность.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Даже несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали:

  • перепонки,
  • мышцы,
  • 900 связок,
  • 90 сухожилий,
  • 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные,
  • 107 суставов,
  • 40 главных сосудов
  • 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха),
  • 24 нерва,
  • органов чувств и 3 субстанции (слизь и желчь).

Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  • земли,
  • воздуха,
  • огня,
  • воды,
  • эфира.

Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.) считались болезнью.

По мнению Сушруты все болезни подразделялись на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами. Понять причины этих болезней в то время было еще невозможно.

При диагностике болезней основывались на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса.

В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Также в трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал:

  • незначительные боли,
  • стреляющие боли,
  • припухлость,
  • чувство сдавления,
  • местный жар,
  • красноту и нарушение функции,
  • уменьшение припухлости,
  • образование гноя.

Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы лечения.

Тактика лечения в древней Индии определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе учитывались особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. При лечении они старались уравновесить соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось диетой, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Еще одним направлением во врачевании хараппцев было родовспоможение. Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, там же описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение.

  • Никогда не следует есть пищу больных на которой оказались волосы или насекомые, тронутую намеренно ногой, поклеванную птицей, тронутую животными.
  • Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при проведении очистительных обрядов.
  • Утром нужно одеться, искупаться, почистить зубы и почтить богов.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, которая была очень широко распространена в Индии.

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. Также в те времена были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.) строились богадельни и помещения для больных — дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Поощрялось также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. В ней объединиляли религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений (позы). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины. Оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

Однако вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель должен был выплачивать штраф в зависимости от социального положения больного.

В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития. На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

5. Развитие ветеринарного дела в Древней Индии

6. Учение Аюверда

Возникло это учение 3000 лет назад как результат слияния культур ариев и дравидов. Знания древних народов основывались на опыте небольшой группы людей, они называли себя вайдьями. Проживая в лесах и горах, они занимались целительством, передавая тайные знания последующим поколениям. По их утверждениям, человек — это маленькая частица Вселенной, отражающая сущность всего мироздания. Все виды энергий космоса, пять первоэлементов, все стихии и даже самые высшие силы, включая бога, присутствуют в человеке. Именно в этом проявляется связь всего земного с космосом. Понимая зависимость жителей Земли от лунных циклов, смены времен года, вайдьи знали, что каждый орган человека имеет свой аналог в растениях или животных.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заключение

В данной работе было рассказано о медицине древней Державы. Она появилась не самой первой, но множество первовведений были сделаны именно Древней Индией.

В древнеиндийском государстве первым появились совершенное санитарное дело, медицинские зачатки которые используются до сих пор. Из трактатов Аюверда были заимствованы множественные сведения о медицине, которые используются тибетскими врачами для своей работы, индийские тексты расширили спектр тибетских лекарственных средств, подав идею создания субстанций растительного или животного происхождения, полученных из местной флоры и фауны.

Особое внимание, как уже указывалось, оказано было отношению врача к больному и к соблюдению врачебной этики. Много времени и трудов посвящалось обучению врачеванию. По окончанию учебы эти люди должны были обязательно пройти все возможные трудности, для приобретения опыта. Медицина древней Индии основывалась на древних традициях и на эмпирическом опыте множество предшествующих поколений!

Нельзя сказать, что медицина в Древней Индии была совершенной, но можно заметить, что жители Индии старались сделать ее именно такой, они изучали человека, его внутреннее и духовное состояние, делали письменные заключения, некоторые из которых являются родоначальниками тибетской, китайской и другой медицины. Каждое поколение набирало все больший опыт и направляло его на то, чтобы излечить и предотвратить гибель человека независимо от ранга и сословия человека.

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака. Согласно преданию, он учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов об удивительном искусстве врачевания, которым прославился Дживака. Он делал сложные хирургические операции, изучал влияние климата на здоровье человека и лечил самого Будду.

Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

вековой Европе, авторы комментировали переводы трудов Гиппократа и Галена. Трактаты Чараки и Сушруты содержали множество комментариев к медицинским сведениям из Вед, а также собственные наблюдения.

Сушрута писал, что многие болезни являются следствием порчи трех основных

субстанций — воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в организме может быть

вызвана чрезмерным трудом или обильной пищей, она приводит к 80 различным

болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или испуга и влечет за собой 40

болезней; к порче слизи и к 20 болезням могут привести бездействие, апатия и

Кроме того, причинами болезни считались нарушения естественного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты выделены три причины возможного нарушения этого равновесия:

— патологические изменения внутри самого организма, обусловленные либо

естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным для здоровья обра

зом жизни человека;

— внешние обстоятельства (влияние климата, травмы, отравления, укусы змей и

другие подобные причины);

— действие сверхъестественных сил — богов и демонов, а также «неизбежных

Исторические параллели: Подобные приспособления для чистки зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они также применяются у многих современных народов.

Индийские врачи знали о том, что бешенство происходит от укуса бешеными животными, славились своими противоядиями от укусов змеи. Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря.

Исторические параллели: Подобным образом египетские врачи обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и накладывали выше раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.

В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры). Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхита" (датируется IV в. н. э.). Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные". Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану ("атомов"). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).

О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый же со свойствами ртути – бог!" Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям..

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины "Чжуд-ши" (VIII–IX вв. н. э., см. с. 169).




Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности, заточенные так, чтобы ими можно бы легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных коробках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: "возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка". (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV– II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268–231 гг. до н. э.)–самого выдающего правителя древней Индии при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных – дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Послетекстовые задания:

1. Особенности врачевания в древней Индии.

2. Гигиенические традиции в древней Индии.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры). Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхита" (датируется IV в. н. э.). Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные". Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану ("атомов"). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).

О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый же со свойствами ртути – бог!" Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям..

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины "Чжуд-ши" (VIII–IX вв. н. э., см. с. 169).

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности, заточенные так, чтобы ими можно бы легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных коробках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: "возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка". (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV– II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268–231 гг. до н. э.)–самого выдающего правителя древней Индии при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных – дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

До недавнего времени многие исследователи медицинского дела считали, что медицина зародилась в Греции, на самом же деле самыми первыми врачевателями являются индийцы. Древнюю Индию считают страной мудрецов и философов, и искусных целителей, слава которых распространялась далеко пределы их страны. Согласно буддийским текстам самыми знаменитыми врачевателями древней Индии являются – Дживака, Чарака и Сушруте.

Дживака считается основателем знаменитого тайского массажа и личным врачом и другом самого Будды.

Развитие медицины

Согласно мифам, основоположниками медицины были боги Шива и Дханвантари. Медицинские тексты и рецепты первых лекарств собраны в священных гимнах, или ведах, так их можно встретить в Яджур-веде, которая была составлена еще в IX веке до н. э.

Яджур-веда — одна из четырёх индуистских Вед.

В период браминов, появляются новые разъяснения вед, сделанные различными писателями, из последних особенно известны тексты Чарака и Сушруты.

Изначально медициной занимались только брамины, но довольно скоро врачевание перешло в руки другого сословия – к касте ведия. Представители этой касты, в отличие от браминов, которые осуществляли свою деятельность на безвозмездной основе, получали за свои труды вознаграждение. Обучать искусству врачевания могли только особые брамины, которых еще называли гуру.

Обучение было основано на изучении священных книг, и их подробном разъяснении, изучении лекарств, и их применении для лечения больных; для того чтобы пополнить свои знания ученики совместно с учителем совершали длительные походы и наблюдали как лечат другие гуру, перенимали опыт. Окончив свое образование, будущий врачеватель получал от раджи право на лечение, при этом давал обещание соблюдать чистоту, брить бороду и стричь ногти, являться к больному по первому требованию, лечить бесплатно браминов и не браться за лечение неизлечимых болезней. Призванный к больному, врач сначала исследовал больного и его части тела и назначал лечение, только тогда, когда точно убеждался в наличии болезни.

Готовые работы на аналогичную тему

Самым высоким искусством врачевания Древней Индии считают оперативное лечение, лекари ни одного государства того времени не достигли таких успехов в этой области, это отчасти связано с тем, что информация о строении человеческого тела в Индии была самой полной и достоверной. В Индии не было никаких запретов на изучения и вскрытие тел умерших, именно таким образом, древние врачеватели и узнали из каких органов состоит человек, это и сыграло важную роль в развитии искусства врачевания.

При всем этом древние хирурги смогли добиться соблюдения идеальной чистоты при проведении операций, не имея никаких представлений о антисептике, при этом они профессионально владели инструментами, которые хранились в специальных ящичках и были настолько остро заточены, что разрезали даже тоненький волосок.

Рисунок 1. Хирургическая операция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Удивительно, но в древней Индии делали операции по удалению катаракты, эта операция считалась ювелирной работой, таким операциям придавали особое значение, так как хрусталик глаза в Индии считался одним из самых важных органов человека. Помимо этого, в трактате Сушруте были описаны и другие глазные болезни и способы их лечения.

Медицина и философия

Древние индийцы верили, что человек находится в тесной связи с миром, который его окружает, мир по их пониманию состоит из пяти стихий:

Функционирование человеческого организма они связывали с тремя стихиями – воздухом, огнем и водой, в организме это отражение слизи, желчи и воздуха. В связи с этим идеальное здоровье понималось как равное соотношение этих жидкостей, смещение баланса которых приводит к образованию тех, или иных болезней, лечение тоже было соответствующим, самыми распространенными считалась диета, опорожняющие слабительные средства и уже после хирургическое вмешательство.

В философии древней индии перемешались идеи материалистического с идеалистическим, получили свое развитие идеи о саморазвитии души. Медицина также была связана с философией, именно душа способствует развитию материи и человека. Недостатком духовной сущности является сильная привязанность к материальному миру, поэтому человек по своей природе несовершенен, в этом и кроются причины его проблем с собственным телом.

Медицина в Индии с древних времен переплетается с йогой, которая включает в себя и этические учения, и комплекс тренировок (асан) для развития сильного и здорового тела. Для психического и физического здоровья необходимо содержать свое тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслаблять свое тело и сознание. Йога и сегодня пользуется огромной популярностью во все мире и имеет много последователей.

Йога - понятие в индийской культуре, означает совокупность духовных, психических и физических практик, разработанных в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.

Профессия врача в древней Индии

К врачам в древней Индии относились неоднозначно. В ведический период врачевателей уважали и почитали, но с развитием кастовой системы отношение к ним резко изменилось. Появляется неравенство и многие профессии обретают статус нечистых, а их исполнителей стали называть неприкасаемыми. Именно в эту категории попали врачи, но это длилось не долго, все же, древние тексты говорят о том, что врачевание было почетной профессией, позже многие монахи открывали при монастырях центры врачевания, им было можно оказывать медицинскую помощь тяжело больным, в этом было их главное предназначение.

Читайте также: