Дворец царя агамемнона в микенах кратко

Обновлено: 01.07.2024

Основные города цивилизации Микен, как правило, строились на вершинах холмов. Именно они стали первыми акрополями. Размер микенских царств был невелик. Города хорошо защищались, вокруг них возводились массивные стены.

В городе стоял дворец правителя, располагались жилища воителей, слуг и ремесленников. Также здесь было много хранилищ, в которых сберегалось вино, зерно и масло. На улицах города работали всевозможные мастерские.

Царский дворец в Микенах

Благодаря глиняным табличкам, испещренных надписями, обнаруженным в Микенах и Пилосе, удалось узнать, что во дворце трудилось до 5000 ремесленников разного рода занятий , а развитая бюрократия учитывала буквально все — от сломанной телеги до разбитой вазы.

Самые известные из укрепленных дворцов были возведены в Пилосе, Тиринфе и Микенах, конечно. Последний дворец был крупнейшим. В 1250 г. до н. э. Микенский акрополь был обнесен массивной каменной стеной, чья толщина доходила до 7 м на определенных участках. В этой стене проделали Львиные ворота, с изображенными над ними двумя львами на задних лапах. По мнению исследователей, колона между зверями — это не иначе как символическое изображение богини охоты Артемиды — покровительницы города. Ее то и приветствуют хищники.

Вероятнее, львы символизировали род Атридов. Одна легенда рассказывает, что правитель, звали которого Агамемнон, вызвал гнев Артемиды тем, что не принес ей в жертву дочь Ифигению — первого своего ребенка. Разгневанная богиня наслала бурю, из-за которой ахейские не смогли покинуть гавань и пуститься к Трое. Буря не успокаивалась, пока правитель не отдал Ифигению на заклание, но Артемида отправила на жертвенник золотую лань, Ифигению богиня превратила в жрицу в храме.

Дворец в Микенах был построен из кирпича сырца, а каркас его был выполнен из дерева . Интерьер и экстерьер дворца украшали яркие узоры. Царский трон находился по правую руку от входа в зал с колоннадой, вдоль стен располагались скамьи.

От микенского мегарона осталось мало что, и реконструировать его смогли лишь после ознакомления с планировкой залов других подобных сооружений, к примеру дворца в Пилосе.

Внутреннее устройство и упадок Микен

Благодаря глиняным табличкам удалось узнать, что царь назывался ванака, а правители рангом помельче, подчинявшиеся ванаке, — басилевсами.

Войско возглавлял равакета. Этот человек был вправе проводить приемы в мегароне меньшего размера. Четырнадцать советников правителя именовались телестами, они набирались из числа чиновников при дворе и знатных особ.

Египетские папирусы поведали, что в XIII столетии до н.э. был период больших неурожаев, ставших причиной великого голода в Средиземноморье. В древней Греции снизились объемы торговли, а ремесленники стали производить куда меньше продукции. Огромные территории рисковали остаться незаселенными. Шли войны за продовольствие.

Микенский мир был разрушен после того, как с севера пришли захватчики дорийцы.

Дворец в Микенах завоевали где-то в 1125 г. до н.э., но до этого микенцы выиграли Троянскую войну. В частности поэтому мы хорошо знаем о существовании их цивилизации.

Кстати, микенские города канули в лету столь же загадочным образом, что и дворцы Крита. Произошло это приблизительно в 1200 г. до н.э. Кроме версии об уничтожении их дорийцами выдвигается гипотеза, что виной всему были классовые столкновения.

Раскопки дают нам понять, что микенская Греция была процветающим государством с большим населением, рассеянным по городкам и поселкам.

Одной из величайших цивилизаций древней Греции была микенская цивилизация, известная своей величественной архитектурой и внушительными памятниками.

Микены, один из самых значительных археологических памятников Греции, расположен примерно в 90 км к юго-западу от Афин, на северо-востоке Пелопоннеса.

Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить "палец вверх". Вообще, поддержать канал нужно всем!

Город-государство

Микенская цивилизация, которой, согласно легенде, правил царь Агамемнон, завоеватель Трои, внезапно появилась в южной и центральной Греции примерно в 1600 году до нашей эры. Развиваясь, казалось бы, из ничего, эта цивилизация вырастет и станет одной из самых доминирующих цивилизаций Эгейского моря на сотни лет.

Микены, самый важный и богатейший дворцовый центр поздней бронзовой эпохи в Греции, на протяжении многих веков вдохновляли поэтов и писателей. Стратегическое расположение центра, построенного между двумя высокими холмами, на низком плато с видом на аргосскую равнину, позволило ему превратиться в военную цитадель, которая доминировала над большей частью Южной Греции.

Строительство дворца и крепостной стены, видимых в настоящее время, началось в 1350 г. до н.э.

Приблизительно сто лет спустя к западу и югу от ранних стен была возведена новая стена вместе с Львиными воротами, монументальным входом в цитадель и ее бастионом.

Религиозный центр города был включен в состав вновь укрепленной территории.

Последовательные разрушения и пожары привели к окончательному закрытию объекта c. 1100 г. до н.э. После разрушения дворцового комплекса холм был мало заселен до классического периода. В восемнадцатом и девятнадцатом веках впечатляющие циклопические стены микенского акрополя привлекали многих путешественников, и некоторые из них даже разграбили это место.

История царя

Агамемнон - завоеватель Трои - был сыном царя Атрея и царицы Аэропы из Микен, и мифические легенды делают его царем Микен или Аргоса, которые, как считается, являются разными именами для одной и той же области. Легенда гласит, что Агамемнон был изгнан со своим братом микенским царем, но затем вернулся и сумел захватить королевскую власть Микен.

Его брат Менелай также занял царский трон в Спарте.

Легенды гласят, что греки осадили город, но взять его не смогли. Что окончательно разрешило конфликт в пользу греков, так это постройка большого деревянного коня, который был подарен троянцам, но вместо этого этот особый подарок служил укрытием для воинов. Когда ничего не подозревающие троянцы затащили внутрь деревянного коня, после наступления темноты греческие воины могли выйти из коня вместе с остальной армией. Последующая атака привела к поражению троянцев, и город пришел в ярость.

В 1872 году Генрих Шлиман (1822-1890), немецкий бизнесмен, ставший археологом, обнаружил обнесенную стенами цитадель бронзового века, которая будет идентифицирована как древний город Троя.

Четыре года спустя Шлиман начал раскопки легендарного города Микены на юге Греции и обнаружил роскошные гробницы, заполненные золотом, и золотую погребальную маску, которая, как он полагал, когда-то принадлежала самому Агамемнону.

Рассказы древних были больше, чем миф

Знаменитые артефакты из Микен включают пять великолепных кованых золотых погребальных масок, золотые диадемы, резные кольца, чашки и ритон с львиной головой.

Понравилась статья? Жду мнения и пожелания в комментариях! Вы же не забыли подписаться?!

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости.

Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали "циклопической", — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни.

Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длилась годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в "Илиаде", где также миф переплетается с историей.

Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э.

Эпические сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", слагались на протяжении столетий — в основном в Х-VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений —- не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий.

Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно "Илиаде", царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой.

Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок.

Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и "Трудные споры мужей разрешает", а их дочь, "юная стройно-высокая" царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в "одушевленные орудия". Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае.

Питер Пауль Рубенс. Одиссей на острове феаков (Прибрежный пейзаж с Одиссеем и Навсикаей) (1630-е) Масло по дереву Палатинская галерея, Флоренция

Питер Пауль Рубенс. Одиссей на острове феаков (Прибрежный пейзаж с Одиссеем и Навсикаей) (1630-е) Масло по дереву Палатинская галерея, Флоренция Фрагмент

В эпoxу, когда слагались сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друrа.

Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства. в общем похожего на искусство неолита.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

***

Руины царских гробниц

Основы архитектуры

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ

  • ДАТА: XII-XIV века до н. э.
  • СТИЛЬ: Микенский
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень
  • ПОСТРОЕН: по приказу критских правителей
  • Легендарный дворец-крепость Агамемнона и Клитемнестры, история которых много раз становилась сюжетом для великих произведений древнегреческой литературы

Мифы и реальность

Из всех археологических достопримечательностей Греции, у которых есть мифическое прошлое, Микены ближе всего к греческим легендам. Особенно если считать, что в легендах сплетаются истории из разных времен. Микены расположены на скалистых холмах над Аргосской долиной, рядом с главной дорогой между городами Коринф и Аргос. Крепостные стены и большинство зданий были построены в 1380- 1190 годах до н. э., хотя на этом месте еще с глубокой древности, с XVI века до н. э„ были поселения правителей. В наши дни цитадель лежит в руинах, но даже сейчас можно вообразить себе ее потрясающее великолепие и поразиться архитектурным достижениям микенской цивилизации.

Знаменитые Львиные ворота — главный ритуальный вход в крепость, где жила элита. В основном город располагался перед ними. Чтобы подчеркнуть великолепие ворот, каменную кладку там обработали лучше, чем в других местах, и над воротами установили удивительный каменный рельеф. Два мускулистых и, увы, уже безголовых льва на этом рельефе стоят по бокам колонны.

За стенами цитадели

От гробниц лестницы ведут прямо к царскому дворцу на вершине холма, границы стен его до сих пор заметны. В центре — двор, оттуда можно попасть в мегарон, большой зал для приемов, с традиционным круглым очагом. Стены этого зала когда-то были покрыты яркой росписью. Еще во дворце был тронный зал и много маленьких комнат. На востоке — Дом с колон-нами, величественное здание, двор которого с трех сторон окружают колонны. Tакже частично сохранилась лестница, когда-то она вела на второй этаж.

Львиные ворота. Микены (ок. 1250 г. до Р. X.)

У восточной стороны крепости был потаенный источник с водохранилищем, он залегал под землей, к нему спускалась винтовая лестница. Водохранилище построили в XII веке для того, чтобы люди в крепости могли выдерживать долгую осаду. Осаждали крепость, скорее всего, враждебные микенские пари или захватчики-дорийцы с севера. К 1100 году до н. э. когда-то процветающее поселение уже было заброшено.

22 часть: Город-крепость Микены, родовой склеп царя Агамемнона


Львиные ворота


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.

Могильные круги в Микенах.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600—1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.

Микены-крепость

Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине — мегарон.

Мегарон - зал для торжественных совещаний

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристроен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Музей в Микенах

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Микены в Греции - родовой склеп царя Агамемнона

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Маска Агамемнона

Читайте также: