Движение желтых жилетов кратко

Обновлено: 01.07.2024

К петиции присоединились более миллиона человек. Вообще считается, что организаторов движения вначале было трое. Когда Присцилла разместила свою петицию, с ней будто бы связались ещё два человека — шофёр Эрик Друэ и программист Максим Николь. Вся тройка в возрасте чуть больше тридцати лет. М. Николь отвечает за интернет-связь. На его Фэйсбуке 160 тысяч друзей. Э. Друэ формулирует требования и иногда принимает участие в переговорах с властями.
Потом к протестам против экологического налога присоединили чисто левые лозунги: повышение уровня жизни, возвращение солидарного налога на богатых, который был отменен президентом в сентябре 2017 года. Этот налог на богатых был введен ещё в 1980-е годы правительством социалистов, и только Макрон решился через 40 лет его упразднить и заменить существенно меньшим налогом на недвижимое имущество. Протестующие заявляют, что вся проводимая нынешним правительством налоговая реформа несправедливо распределяет налоги в пользу богатых за счёт среднего класса и бедных.
Уровень жизни во Франции, как в прочем во всех развитых капиталистических странах, не растет лет сорок. Так, доходы 1% самых богатых граждан с 1980-го по 2014 год выросли почти вдвое. У остальных 99% — всего на 30%. Если у верхней страты (социального слоя. — Ред.) населения доходы всё это время росли темпом в 4% в год, то у подавляющей части населения всего по 1% в год. Заметим, что в 1950–1980 годах тренд был прямо противоположный: доходы большинства населения росли по 4% в год, а у 1% богатых лишь по 1–1,5%. Конечно, для большинства население не важно, как росли доходы сверхбогатых, но ощущение, что им самим становится хуже жить, существенно.

Волнует и давно обсуждаемая во Франции пенсионная реформа. Макрон снял напряжение, заявив в середине 2018 года, что завершение реформы откладывается до 2025 года. Он отказался подчиниться давлению со стороны ЕС и повысить возраст выхода на пенсию до среднего по Европе – 65 лет. Сейчас французы уходят на пенсию в 62 года. Кроме того, в отличие от европейских стран французская система очень фрагментирована. Величина пенсии зависит от многих критериев и, в частности, от отраслевой занятости. Французы привыкли к своей пенсионной системе и скептически относятся к предлагаемым ЕС реформам её унификации, ожидая от них лишь ухудшение материального положения пенсионеров. И не случайно. Отложив реализацию реформы по главным вопросам, Макрон всё же ухудшил положение многих пенсионеров, снизив порог дохода, облагаемого налогом, до 2000 евро. Хроника восстания В первую субботу 17 ноября по всей Франции вышли около 300 тысяч. Демонстрации прошли довольно мирно, но случился дорожный инцидент со смертельным исходом. Водитель грузовика, преодолевая баррикаду, задавил мотоциклиста. В последующие субботы полиция стала действовать решительнее, появились раненые с обеих сторон.

Движение жёлтых жилетов (фр. mouvement des Gilets jaunes ) — спонтанное протестное движение во Франции без выраженного лидера, появившееся в конце 2018 года.

Движение названо так из-за светоотражающих жёлтых жилетов, используемых участниками манифестации с целью идентифицировать принадлежащих к этому движению. Первоначально причиной данных манифестаций послужило намерение президента Макрона повысить налог на углеродное топливо, в основном на дизель. Затем требования участников расширились до широкого спектра других социальных и экономических требований. Движение быстро стало массовым и распространилось по всей стране. Его открыто поддерживают несколько лидеров оппозиционных политических партий и политических движений: от левых (Жан-Люк Меланшон и Оливье Безансно [1] ) и центристских (Жан Лассаль) до правых (Лоран Вокье и Марин Ле Пен).


TASS_30495380 копия.jpg

Cannot find 'template.blocks.quote' template with page ''

В качестве эффектного способа усмирения монстра на улицу выводят бронемашины. Но ничего не помогает. Французские власти даже в какой-то момент рекомендуют парижанам сидеть дома и без особой надобности не высовываться.

Железная сетка на витрине магазина Louis Vuitton на главной торговой улице Европы — неизбежный атрибут ближайших недель: протесты на Елисейских полях могут вспыхнуть вновь в любую субботу. Но в будний день это единственное напоминание о случившемся: магазин работает в обычном режиме.

А вот Dior повезло куда меньше — около миллиона евро убытков и унылая фанера вместо ярких витрин по соседству. Пока одни в желтых жилетах боролись за права, другие, с закрытыми лицами, набивали карманы.

Cannot find 'template.blocks.quote' template with page ''

Именно там, на перекрестках и развязках автотрасс, это движение и началось. Сперва — против нового налога на топливо. Желтый жилет во Франции должен быть в машине у каждого водителя, отсюда и атрибут движения. Потом — против низкого уровня жизни и неспособности рядовых французов влиять на политику государства.

Но осенью 2018 года они заявили о себе, и их требования поддержали три четверти французов. Президент медлил. Лишь в минувший понедельник Эмманюэлю Макрону пришлось принимать экстренные меры.

Cannot find 'template.blocks.quote' template with page ''

Здесь и работающие люди, и пенсионеры. Говорят, что живут от получки до получки, и главное — не видят, что для их детей что-нибудь изменится. Если раньше они не выходили на демонстрации, то теперь ездят в Париж по субботам митинговать, почти как на работу.

Главная преграда в этом движении, по мнению активистов, — президент Макрон. Его неосторожный сентябрьский ответ на вопрос безработного юноши о том, где найти работу, стал мемом. Президент тогда ответил, что может найти ему работу, просто перейдя через дорогу.

AP_18342384466700 копия.jpg

Эмманюэль Макрон — не первый президент, который сталкивается с тысячами протестующих на улицах. Но первый, кто не может сесть за стол переговоров с их лидерами, потому что лидеров у них нет. Раньше во Франции бунтарей объединяли политические взгляды, но теперь — просто непринятие положения вещей. И желтые жилеты.

Кажется, они вышли на улицу надолго. Столики с едой, костер в бочке. Но всего в десяти километрах, пока пол-Франции протестует, главный туристический город планеты продолжает жить привычной жизнь. А на главной туристической улице — Елисейских полях — когда сожженные машины убраны, жизнь идет своим чередом.

Одни их требования были услышаны (те, что касаются повышения покупательной способности), другие так и остались пустым звуком (идея о проведении референдума по гражданской инициативе). Но бесспорно одно: их движение навсегда вошло в историю.

Смогли ли

Одни их требования были услышаны (те, что касаются повышения покупательной способности), другие так и остались пустым звуком (идея о проведении референдума по гражданской инициативе). Но бесспорно одно: их движение навсегда вошло в историю.

Утихомирить недовольных.

Макрону следует умерить амбиции.

Движение пользуется широкой поддержкой.

(1) — Пособие, предоставляемое семьям для возмещения расходов на оплату энергоносителей (газа, электричества, мазута и т. п.) при определённых условиях, в частности, если налогооблагаемый доход каждого члена семьи составляет не более 10 700 евро в год.

— Отказ от повышения пошлин на углеводороды

— Отмена решения о повышении общих социальных отчислений для пенсионеров, получающих менее 2 000 евро


Весь мир сегодня наблюдает за событиями, происходящими во Франции. На фоне протестной волны "Желтых жилетов" непопулярные французские власти уже готовы ввести режим чрезвычайного положения.

Однако за газетными заголовками и лежащими на поверхности оценками следует искать более глубокие, фундаментальные факты, которые лежат в основе этого неожиданного протестного движения.

Французские средние классы, оказавшиеся под ударом: понимание французской географии

Необходимо понимать серьезную эволюцию французского общества и экономики. В течение последних десятилетий Франция столкнулась с развалом промышленного сектора, в то время как рабочие места в третичном секторе (сфере услуг) увеличили свою долю. Промышленная работа чаще всего гармонично распределена по всей территории государства, а работники третичного сектора, как правило, живут в крупных мегаполисах.

Поэтому феномен глобализации человечества, свойственный всему миру, особенно быстро прижился во Франции из-за краха французской промышленности. Впрочем, наибольший размах это обрело в Германии.

Это приводит к интересному географическому распределению следующих групп населения:

  • - самые экономически состоятельные категории имеют средства для проживания в городских центрах крупных городов
  • - пригороды мегаполисов все чаще населяются неевропейскими мигрантами, а часть коренных жителей покидает эти районы (это явление известно как white flight)
  • - средний класс и коренные жители вынуждены проживать в 20, 30, 40 км и более от своего места работы, которое в основном находится в больших городах, и часто вынуждены ехать туда на автомобиле (в связи с недоступностью или небезопасностью общественного транспорта). Поэтому эти категории в первую очередь зависят от прямых и косвенных налогов на автомобили.

Еще одно глобальное явление: приватизация французского национального наследия

Франция столкнулась с еще одним глобальным явлением, особенно знакомым посткоммунистическим странам: приватизация (если не назвать это грабежом) национального наследия. В этом вина принципов свободной конкуренции, которые поощряются либеральной логикой Европейского Союза. Во Франции этот феномен развит сильнее, чем в других западноевропейских странах, поскольку Франция имеет давние традиции государственного экономического интервенционизма в стратегических секторах.

В последние годы были приватизированы огромные части национального наследия (еще выгодные), такие как сеть автомагистралей Франции, одна из лучших в мире. Поскольку они были приватизированы в середине 2000-х годов, когда на автомобильных дорогах наблюдался значительный рост автолюбителей, прибыль увеличивалась.

За последние годы крупнейшие французские компании были полностью или частично выкуплены иностранными компаниями, такие как Alstom (которая производит поезда TGV).


Эммануэль Макрон не является инициатором этого явления, но поддерживает его: как пример, продажа аэропортов или дамб иностранным инвесторам.

Что же с оппозиционными политическими партиями?

Почему ситуация со взлетом автомобильных налогов не была предотвращена оппозиционной политической партией или союзом?

Чтобы понять это, следует иметь в виду, что выборы Эммануэля Макрона в качестве президента Республики в 2017 году значительно изменили (по крайней мере, публичную) французскую политическую игру.

Последствием избрания Эммануэля Макрона было сильное ослабление двух традиционных партий, которые вели политическую жизнь на протяжении полувека:

  • - Партия социалистов почти исчезла, и едва ли наберет 5% в грядущих общеевропейских выборах
  • - Республиканцы также были ослаблены после фиаско своего кандидата Франсуа Фийона на президентских выборах 2017 года, и их электорат теперь состоит в основном из пенсионеров (по опросам общественного мнения, только 2% их избирателей моложе 30 лет).

Эта общая ситуация означает, что разгневанный средний класс не идентифицирует себя с оппозиционными политическими партиями или профсоюзами, это и объясняет спонтанный и довольно хаотический характер этого движения.

Какие последствия для французской и европейской политики?

Читайте также: