Движение 4 мая 1919 года в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Октябрьская революция побудила китайских революционеров пересмотреть прежние представления об исторических судьбах Китая, по-новому поставила вопрос о путях социального и национального обновления страны, дала мощный толчок антиимпериалистическому и антифеодальному движению.

Лучшие умы Китая приветствовали Октябрьскую революцию. Великий китайский революционер-демократ Сунь Ят-сеи летом

1919 г., во время которого были подняты самые наболевшие проблемы страны.

Одной из таких проблем был вопрос об итогах первой мировой войны, о влиянии победы над Германией на положение Китая. Общественность волновала прежде всего судьба провинции Шаньдун, контроль над которой захватила в 1914 г. Япония. Вопреки

1 Т1ын Мин. История китайско-советской дружбы. М., 1959, стр. 68.

2 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи, стр. 67, 80.

ожиданиям Парижская мирная конференция решила передать Японии контроль над Шаньдуном и все права, которыми Германия ранее обладала в Китае. Известие об этом вызвало взрыв стихийного возмущения в стране.




Под влиянием массовых народных выступлений правительство было вынуждено прекратить репрессии, уволить со службы прояпопских политиканов Цао Жу-линя, Чжан Цзун-сяна, Лу Цзуя-юя, а затем уйти в отставку. Еще до этого Дуань Ци-жуй отказался подписать Версальский мирный договор с Германией, поскольку он закреплял передачу Японии бывших германских концессий в Шаньдуне, однако это никак не повлияло па решения Парижской конференции К

стало тем первым рубежом, по которому происходило размежевание сил революции и контрреволюции в Китае.

стематического изложения учения Маркса. Пропагандистская и педагогическая деятельность Ли Да-чжао сыграла неоценимую роль в распространении идей марксизма-ленинизма в Китае, в приобщении к марксистскому мировоззрению молодой революционной интеллигенции.

Китайские сторонники марксизма в 1919—1920 гг. были вначале оторваны от рабочего движения, они делали лишь робкие попытки сближения с пролетариатом, в основном по линии просвещения рабочих. Перелом в этом отношении, так же как и в идеологическом и организационном, наступил лишь после установления Коммунистическим Интернационалом контактов с коммунистическими элементами Китая. Одной из главных задач Коминтерна в Китае, как и в других странах Востока, было объединение разрозненных коммунистических элементов в поли-

* Цюй Цю бо, Очерки и статьи. М., 1959, стр. 39, 40,

тическую партию пролетариата, организационное оформление нарождавшегося коммунистического движения.

В начале 1920 г. Дальневосточный секретариат ИККИ направил в Китай группу работников во главе с Г. Н. Войтинским в составе И. К. Мамаева, М. Ф. Кузнецовой и Ян Мин-чжая. С помощью посланцев Коминтерна в мае 1920 г. в Шанхае был создан коммунистический кружок из семи человек под руководством Чэнь Ду-сю. В сентябре возник коммунистический кружок в Пекине во главе с Ли Да-чжао из девяти человек (в том числе пять анархистов). Затем образовались кружки в Гуанчжоу, Ухапе, Чанша, Цзинане, а также в Токио. Одновременно в этих же городах возникали союзы социалистической молодежи, мало отличавшиеся от коммунистических кружков по составу. В феврале 1921 г. среди китайских студентов, обучавшихся во Франции, также возник Союз социалистической молодежи, из которого впоследствии вышло много будущих руководителей КПК.

Именно на базе таких интеллигентских, преимущественно пропагандистских, и довольно разнородных по своему составу групп была создана Коммунистическая партия Китая.

Таково было состояние коммунистического движения накануне I съезда КПК, что отразилось на его решениях.

I съезд Коммунистической партии Китая состоялся нелегально в июле 1921 г. в Шанхае 2 . На съезд прибыло 13 делегатов от семи коммунистических кружков, в которых насчитывалось в общей сложности около 60 человек: Чжан Го-тао, Лю Жэньцзин (Пекин), Ли Хань-цзюнь, Ли Да (Шанхай), Дун Би-у, Чэнь Тань-цю (Ухань), Мао Цзэ-дун, Хэ Шу-хзн (Чанша), Дэн Сы-мии, Ван Цзинь-мэй (Цзинань), Чэнь Гун-бо, Бао Хуэй-сэн (Гуанчжоу), Чжоу Фо-хай (Токио). Два наиболее видных деятеля

1 Подробнее см. Л. П. Делюсин. Спор о социализме. М., 1970.

- Точное время работы стэезда неизвестно. В воспоминаниях участников относительно датировки съезда царит полный разнобой (от Ма я до конца июля 1921 г.). Современная китайская историография считает Датой открытия I Всекитайского съезда КПК 1 июля 1921 г. В этот же день отмечается годовщина образования партии.

коммунистического движения в Китае того времени — Чэнь Ду-сю и Ли Да-чжао — на съезде не присутствовали. В работе съезда приняли участие также уполномоченный Коминтерна Г. Маринг и работник Профинтерна Никольский (псевдоним).

Главными задачами съезда были выработка программных и политических основ партии и ее организационное оформление в качестве боевой политической партии китайского пролетариата.

верг в принципе всякое сотрудничество с другими партиями, в том числе с руководимым Сунь Ят-сеном гоминьданом.

Ввиду малочисленности партии съезд решил избрать не ЦК, а Временное бюро из трех человек: Чэнь Ду-сю (секретарь), Чжан Го-тао, Ли Да.

Историческое значение I съезда определяется прежде всего тем, что он провозгласил образование Коммунистической партии Китая, заложил организационные основы партии и определил ее конечные цели, положил начало соединению в Китае марксизма с рабочим движением.

Вместе с тем съезд в целом ряде принципиальных вопросов занял сектантскую позицию в духе так называемого чисто пролетарского движения, о невозможности которого на Востоке говорил В. И. Ленин. Эти левосектантские тенденции оставались главной болезнью КПК и в последующие годы.

Октябрьская революция побудила китайских революционеров пересмотреть прежние представления об исторических судьбах Китая, по-новому поставила вопрос о путях социального и национального обновления страны, дала мощный толчок антиимпериалистическому и антифеодальному движению.

Лучшие умы Китая приветствовали Октябрьскую революцию. Великий китайский революционер-демократ Сунь Ят-сеи летом

1919 г., во время которого были подняты самые наболевшие проблемы страны.

Одной из таких проблем был вопрос об итогах первой мировой войны, о влиянии победы над Германией на положение Китая. Общественность волновала прежде всего судьба провинции Шаньдун, контроль над которой захватила в 1914 г. Япония. Вопреки

1 Т1ын Мин. История китайско-советской дружбы. М., 1959, стр. 68.

2 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи, стр. 67, 80.

ожиданиям Парижская мирная конференция решила передать Японии контроль над Шаньдуном и все права, которыми Германия ранее обладала в Китае. Известие об этом вызвало взрыв стихийного возмущения в стране.

Под влиянием массовых народных выступлений правительство было вынуждено прекратить репрессии, уволить со службы прояпопских политиканов Цао Жу-линя, Чжан Цзун-сяна, Лу Цзуя-юя, а затем уйти в отставку. Еще до этого Дуань Ци-жуй отказался подписать Версальский мирный договор с Германией, поскольку он закреплял передачу Японии бывших германских концессий в Шаньдуне, однако это никак не повлияло па решения Парижской конференции К

стало тем первым рубежом, по которому происходило размежевание сил революции и контрреволюции в Китае.

стематического изложения учения Маркса. Пропагандистская и педагогическая деятельность Ли Да-чжао сыграла неоценимую роль в распространении идей марксизма-ленинизма в Китае, в приобщении к марксистскому мировоззрению молодой революционной интеллигенции.

Китайские сторонники марксизма в 1919—1920 гг. были вначале оторваны от рабочего движения, они делали лишь робкие попытки сближения с пролетариатом, в основном по линии просвещения рабочих. Перелом в этом отношении, так же как и в идеологическом и организационном, наступил лишь после установления Коммунистическим Интернационалом контактов с коммунистическими элементами Китая. Одной из главных задач Коминтерна в Китае, как и в других странах Востока, было объединение разрозненных коммунистических элементов в поли-

* Цюй Цю бо, Очерки и статьи. М., 1959, стр. 39, 40,

тическую партию пролетариата, организационное оформление нарождавшегося коммунистического движения.

В начале 1920 г. Дальневосточный секретариат ИККИ направил в Китай группу работников во главе с Г. Н. Войтинским в составе И. К. Мамаева, М. Ф. Кузнецовой и Ян Мин-чжая. С помощью посланцев Коминтерна в мае 1920 г. в Шанхае был создан коммунистический кружок из семи человек под руководством Чэнь Ду-сю. В сентябре возник коммунистический кружок в Пекине во главе с Ли Да-чжао из девяти человек (в том числе пять анархистов). Затем образовались кружки в Гуанчжоу, Ухапе, Чанша, Цзинане, а также в Токио. Одновременно в этих же городах возникали союзы социалистической молодежи, мало отличавшиеся от коммунистических кружков по составу. В феврале 1921 г. среди китайских студентов, обучавшихся во Франции, также возник Союз социалистической молодежи, из которого впоследствии вышло много будущих руководителей КПК.

Именно на базе таких интеллигентских, преимущественно пропагандистских, и довольно разнородных по своему составу групп была создана Коммунистическая партия Китая.

Таково было состояние коммунистического движения накануне I съезда КПК, что отразилось на его решениях.

I съезд Коммунистической партии Китая состоялся нелегально в июле 1921 г. в Шанхае 2 . На съезд прибыло 13 делегатов от семи коммунистических кружков, в которых насчитывалось в общей сложности около 60 человек: Чжан Го-тао, Лю Жэньцзин (Пекин), Ли Хань-цзюнь, Ли Да (Шанхай), Дун Би-у, Чэнь Тань-цю (Ухань), Мао Цзэ-дун, Хэ Шу-хзн (Чанша), Дэн Сы-мии, Ван Цзинь-мэй (Цзинань), Чэнь Гун-бо, Бао Хуэй-сэн (Гуанчжоу), Чжоу Фо-хай (Токио). Два наиболее видных деятеля

1 Подробнее см. Л. П. Делюсин. Спор о социализме. М., 1970.

- Точное время работы стэезда неизвестно. В воспоминаниях участников относительно датировки съезда царит полный разнобой (от Ма я до конца июля 1921 г.). Современная китайская историография считает Датой открытия I Всекитайского съезда КПК 1 июля 1921 г. В этот же день отмечается годовщина образования партии.

коммунистического движения в Китае того времени — Чэнь Ду-сю и Ли Да-чжао — на съезде не присутствовали. В работе съезда приняли участие также уполномоченный Коминтерна Г. Маринг и работник Профинтерна Никольский (псевдоним).

Главными задачами съезда были выработка программных и политических основ партии и ее организационное оформление в качестве боевой политической партии китайского пролетариата.

верг в принципе всякое сотрудничество с другими партиями, в том числе с руководимым Сунь Ят-сеном гоминьданом.

Ввиду малочисленности партии съезд решил избрать не ЦК, а Временное бюро из трех человек: Чэнь Ду-сю (секретарь), Чжан Го-тао, Ли Да.

Историческое значение I съезда определяется прежде всего тем, что он провозгласил образование Коммунистической партии Китая, заложил организационные основы партии и определил ее конечные цели, положил начало соединению в Китае марксизма с рабочим движением.

Вместе с тем съезд в целом ряде принципиальных вопросов занял сектантскую позицию в духе так называемого чисто пролетарского движения, о невозможности которого на Востоке говорил В. И. Ленин. Эти левосектантские тенденции оставались главной болезнью КПК и в последующие годы.


В широком смысле, движение 4 мая обозначило поворот во взглядах китайской интеллигенции: массовую переориентацию с традиционной культуры на вестернизацию. Движение затронуло все стороны интеллектуальной жизни Китая: оно ознаменовалось распространением разговорного языка байхуа, пересмотром конфуцианских этических норм, критикой традиционной историографии, новыми требованиями к образованию, осмыслением республиканской формы правления вместе с распространением новых политических теорий: национализма, социал-дарвинизма и социализма.

Война в защиту республики (1915–1916)
Смерть Юань Шикая (1916)
Реставрация династии Цин Чжан Сюнем (1917)
Движение в защиту Конституции (1917–1922)
Сибирская интервенция (1918–1920)
Парижская мирная конференция (1919)
Движение 4 мая (1919)

Чжили-Аньхойская война (1920)
Гуандун-Гуансийская война (1920–1921)
Первая Чжили-Фэнтяньская война (1922)
Первая Цзянсу-Чжэцзянская война (1924)
Вторая Чжили-Фэнтяньская война (1924)
Пекинский переворот (1924)
Юньнань-Гуансийская война (1925)
Движение 30 мая (1925)
Анти-Фэнтяньская война (1925–1926)
Северный поход (1926–1928)
Хуангутуньский инцидент (1928)
Смена флагов на Северо-Востоке (1928)
Война центральных равнин (1930)

Юньнаньская клика
Старая клика Гуанси
Новая клика Гуанси
Гуандунская клика
Гоминьдан (ГМД)
Коммунистическая партия Китая (КПК)
Сычуаньская клика

В 2017 году отмечалось столетие Октябрьской революции. Однако не менее бурным было десятилетие с 1911 по 1920 год в Китае. В этой статье мы поговорим о некоторых ключевых событиях той эпохи: Движении за новую культуру и Движении 4 мая, а также Синьхайской революции 1911-1912 годов, положившей начало новому Китаю.

В Пекине, в центре площади Тяньаньмэнь возвышается памятник Народным героям, 人民英雄纪念碑 жэньминь инсюн цзиняньбэй. Идея его создания родилась сразу после основания КНР в 1949 году. Строительные работы продолжались с 1952 по 1958 год.

Памятник Народным героям на площади Тяньаньмэнь и Дом народных собраний, Пекин

Памятник Народным героям на площади Тяньаньмэнь и Дом народных собраний

Памятник Народным героям символизирует борьбу китайского народа в период с Первой Опиумной войны до основания Китайской народной республики 1 октября 1949 года. По часовой стрелке расположены восемь барельефов, на которых изображены важнейшие события революционной китайской истории:

  • Сжигание опиума во время Первой опиумной войны (1840 год),
  • Восстание в деревне Цзиньтянь во время Восстания тайпинов (1851 год),
  • Учанское восстание во время Синьхайской революции (1911 год),
  • Движение 4 мая (1919 год),
  • Движение 30 мая (1925 год),
  • Наньчанское восстание (1927 год),
  • Антияпонская война 1931-1945 годов,
  • Переход через Янцзы (1949 год).

За последние годы рабочие объединяются в союзы и партии и ведут борьбу, принуждают хозяев предприятий принимать их требования. Такое явление распространяется по Европе и Америке, но это только ростки. В будущем объединение рабочих партий будет происходить еще более бурно и, пожалуй, приведет к кровавым столкновениям. Это не борьба между сильными и слабыми государствами, а борьба между массами бедных и богатыми. В течение предстоящих ста лет к этой борьбе непременно будет приковано всеобщее внимание. Поэтому в последнее время все больше распространяется учение о роли народных масс, учение о коммунизме, это будет большой темой дискуссий предстоящего периода.[1]

О необходимости демократических преобразований писал ученик Кан Ювэя Лян Цичао (1873-1929):

История форм государственного правления знает три эпохи: первая – эпоха правления многих государей, вторая – эпоха правления одного государя, третья – эпоха правления народа. Эпоха правления многих государей, в свою очередь, подразделяется на два периода: период власти племенных вождей и период власти удельных правителей (фэн цзянь) и наследственных сановников. Эпоха правления одного государя также подразделяется на два периода: период самодержавия и период совместного правления государя и народа. Наконец, эпоха правления народа подразделяется на два периода: период совместного правления президента и период народного единовластия.[2]

Однако после Синьхайской революции и событий, последовавших за 4 мая 1919 года, Лян Цичао встал на антизападные и проконфуцианские позиции, считая, что лишь только конфуцианство может быть идеологией социальной справедливости и равенства возможностей. Он предлагал объявить конфуцианство государственной религией.

На первых порах Синьхайская революция вызвала рост воодушевления в обществе и характеризовалась существенными сдвигами в духовной культуре Китая. Страна пережила огромные социальные потрясения: сама Синьхайская революция, свергнувшая чужеземную маньчжурскую династию Цин, правившую с 1644 года, распад империи и создание Китайской республики. Обострилась милитаристская борьба между различными группировками. С новой остротой встали вопросы необходимости модернизации Китая и освобождения его от полуколониальной зависимости от западных держав и Японии.

Синьхайская революция привела к кризису государственной конфуцианской идеологии. Еще в 1905 году в Китае была отменена система обязательных государственных экзаменов на замещение чиновничьих должностей. Вместе с ней стала необязательной прежняя конфуцианская модель образования. Однако на низовом, наиболее массовом уровне общественного сознания, по-прежнему преобладало господство конфуцианства, противостоящего мистике даосизма, буддизма, а также христианства.

Конфуцианские мыслители оказались в стороне от бурных событий Синьхайской революции, что в определенной степени так же способствовало падению монархии. Не поддержали они и амбиции Юань Шикая (1869-1916), стремившегося объявить себя императором новой династии. Конфуцианство, бывшее в течение многих столетий охранительной традицией, в нынешних условиях показало свою слабость и неспособность ответить на новые вызовы революционной эпохи. На первый план в идеологической борьбе вышли сторонники идей обновления.

Если мы будем строить государство и общество на базе конфуцианских принципов, это означает, что не нужно ни республиканской конституции, ни реформы, ни новой политики, ни нового образования, напрасно тогда была пролита кровь за революцию, за парламент, за законы.[4]

Конфуций – апологет монархического деспотизма. Конституция – гарантия свободы современных наций. Как деспотизм исключает свободу, так и Конфуций не оставляет места для конституции. Если Конфуция, апологета деспотизма, втиснуть в современную конституцию, гарантию свободы, то она даст ростки деспотизма, а не свободы.[5]

Письменный язык был максимально приближен к языку простого народа и способствовал распространению образованности и искоренению безграмотности — одной из важнейших целей движения. Многие исследователи обратились к народной культуре, которая, как правило, оставалась вне поля зрения конфуцианских ученых. Для её изучения использовалась западная методология.

Китайские мыслители активно заимствовали идеи западной философии. Важным событием стал приезд в Китай в 1919 году американского философа Джона Дьюи (1859-1952), одного из главных представителей прагматизма. Не менее существенным событием был курс лекций, прочитанных британским философом и логиком Бертраном Расселом (1872-1970). Широко распространялись идеи Ницше и другие философские идеи.

Тем не менее, не смотря на интеллектуальный всплеск и огромные изменения в этой сфере, Синьхайская революция 1911-1912 годов не смогла решить главного: освободить Китай от иностранного владычества и встать на путь подлинных демократических преобразований.

Распространению информации в Китае о происходящем в России способствовали китайские рабочие. Еще в годы Первой Мировой войны в Россию было привезено около 150 тыс. китайцев на тыловые работы военного значения.

Окончание военных действий Первой Мировой войны было расценено в Китае как возможность не только вернуть бывшие германские колониальные владения на полуострове Шаньдун, которые Германия получила в 1898 году, но и ликвидировать все неравноправные договоры западных стран с Китаем и признать его равноправным государством.

  1. Западные державы откажутся от своих сфер влияния в Китае.
  2. Будут отозваны находящиеся в Китае войска иностранных государств.
  3. Западные державы откажутся от права иметь в Китае свою почту и телеграф.
  4. Будет отменено право консульской юрисдикции.
  5. Территории, арендованные иностранными державами, будут возвращены Китаю.
  6. Территории иностранных сеттльментов будут возвращены Китаю.
  7. Китаю будет предоставлена таможенная самостоятельность.

Китайская делегация была фактически отстранена от обсуждения вопросов, связанных с бывшими германскими колониями на территории Китая. 30 апреля 1919 года было принято решение о передаче бывших колоний в Шаньдуне Японии, которую активно поддерживали Англия и Франция. Китайская делегация на заседание приглашена не была.

Кроме того, как выяснилось, 24 сентября 1918 года китайское правительство под руководством Дуань Цижуя подписало с Японией секретное соглашение о передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне.

Сунь Ятсен, проживавший в то время в Шанхае, сочувственно откликнулся на пекинские события. Пекинскому правительству была направлена телеграмма, в которой он оправдывал действия студентов. В частности, в ней говорилось:

Надо простить молодых студентов, деятельность которых слегка вышла за пределы нормального поведения по причине их патриотических чувств.[8]

9 мая 1919 года после совместных заседаний обеих палат парламента в Гуанчжоу была послана циркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждались прояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пекинских студентов.

Правительство попыталось подавить протест, но это вызвало волнения и в других городах Китая – Тяньцзине, Шанхае, Нанкине, Чанша и др. Массовые репрессии против участников только способствовали расширению географии протеста, центр которого переместился в Шанхай.

4 июня 1919 года всеобщую стачку объявили торговцы. Их поддержали шанхайские рабочие, число которых достигало 60 тысяч, а затем рабочие из других городов Китая. Впервые в китайской истории основным методом протеста стали забастовки.

Китайское правительство было вынуждено пойти на уступки протестующим. В частности, не был подписан Версальский мирный договор, уволены прояпонски настроенные деятели правительства, прекращены репрессии против большинства протестующих.

…коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла куда большие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху.[9]

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Китай очень богат на историю, здесь столько всего происходило, да и происходит до сих пор. Строя свое общество они конечно позаимствовали коммунистические идеи. Но как бы там ни было, а ведь Китай сейчас практически лидер мировой экономики.

Читайте также: