Духовно нравственные причины коррупции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государство включило в одно из направлений национальной безопасности России меры по борьбе с коррупцией, которая охватила все слои общества.
Под коррупцией (corruption - нарушать, ломать) понимают действия по использованию служебного положения с целью получения выгоды.
Исторически в России коррупция проявлялась в виде получения материальных благ за совершение законных действий ("мздоимство") или незаконных действий ("лихоимство").
Коррупцию связывают с нарушением административных положений либо морального или социального кодекса [1].
Коррупция в основном по форме получения выгоды состоит из двух видов: классическое мздоимство или лихоимство и "оказание услуг" (патронаж, непотизм). О первом виде коррупции (денежные взятки) знает почти каждый. Правоохранительные органы масштабно проводят мероприятия по разрыву связей "взяточник-взяткодатель".
Вторая форма коррупции основана на дружеских, должностных или родственных отношениях. На законодательном уровне данный вид коррупции не имеет юридического определения. По этой причине "коррупционное оказание услуг" на данном этапе становления государственности неистребимо.
В науке к основным причинам коррупции относят экономические, институциональные и социально-культурные факторы.
По нашему мнению, в первую очередь, коррупция является следствием нарушения человечеством Божественных и духовно-нравственных законов. Это привело к резкой смене приоритетов, ценностей и идеалов общества. Эти процессы в публицистике относят к одной из причин коррупции [7,с.5].
С точки зрения Божественных и духовно-нравственных ценностей коррупция - это болезнь алчной и эгоистичной души, которая поклоняется золотому тельцу. Если человек подвержен этой "болезни", то он в состоянии за любое материальное вознаграждение поменять свою идеологию и предать.
Можно с уверенностью сказать, что коррупция является благодатной почвой для работы иностранных спецслужб. Потенциально каждый "доморощенный" коррумпированный чиновник может быть завербован спецслужбами других государств, что подрывает национальную безопасность страны.
В Соборном Соглашении "О защите духовно-нравственных ценностей Нации и культурного наследия России" от 24.04.2008г. коррупция приравнивается к государственной измене.
Коррупция приводит государство и общество к политическим, экономическим, социальным и нравственным негативным последствиям.
Системность российской коррупции во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей, а также нарушением и не обеспечением четвёртого и пятого поколения прав, которые были открыты в конце ХХ - начале ХХI вв. в России [2, с.5-6; 9, с.94-97; 10, с.92-93; 11].
К четвёртому поколению прав относятся духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина.
Пятое поколение прав включают в себя Божественные права и свободы, основной ценностью которых является Любовь, которая выступает первопричиной существования Вселенной и человека. В эту же группу прав следует отнести право на информацию и энергию, и управление ими. Эти права основаны на том, что человек - это энергоинформационная многоуровневая система, состоящая из сознания клеток, органов, личного и коллективного сознания людей [3,с.169].
Управление информацией происходит через мысль [3,с.184], которую можно отнести к разновидности энергии.
Любовь связывает весь Мир воедино и является реализацией права на управление энергией [3,с.201]. Как указывает отец Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, любовь сопряжена с всегда с жертвенностью [5,с.11]. Это связано с законом отдачи энергии [6,с.38].
В пункте III.4. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека указывается, что "Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним", "Именно любовь снимет все противоречия между личностью и окружающими её людьми, делая человека способным полностью реализовать свою свободу и одновременно о ближних и об Отечестве" [8].
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Луковская в своих комментариях на открытие нового поколения прав указала следующее: "Не вызывает сомнение и то, что реализация прав человека должна согласовываться с нормами морали, с духовными и культурными традициями стран и народов и т.п. На это, в частности, обращено особое внимание в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" от 26 июня 2008г. При этом классификация прав человека, предлагаемая в данном документе, в целом соответствует международным стандартам и конституционным нормам" [2].
Как отмечает С.Н.Лазарев, неумение любить и правильно мыслить - это основная причина преступности [4,с.129].
О присутствии и передаче Любви из поколения в поколение говорится в преамбуле Конституции Российской Федерации.
Семейное законодательство исходит из необходимости построения семейных отношений на чувствах любви и уважения (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные ценности пятого поколения прав являются основой четвёртого поколения прав (духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина). Божественные права и свободы имеют приоритет над другими поколениями прав.
Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Указанные права позволяют пересмотреть установленные в юридической науке и государстве базовые ценности человека.
Анализируя Божественные и духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера и любовь к Богу, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное и нравственное развитие, образование и творчество и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических, культурных и пр.).
Как указывается в Национальном плане противодействия коррупции от 31.07.2008г., в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.
К большому сожалению, государство к мерам по обеспечению противодействия коррупции не относит возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм.
Вопрос о духовном и нравственном воспитании человека также не был поставлен в "Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", утверждённом указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 [12].
В России государство отделено от религии. По указанной причине на уровне государства отсутствует такое понятие, как "духовно-нравственное воспитание человека".
Законы не направлены на защиту и обеспечение четвёртого и пятого поколений прав. Как правильно отмечает С.Н.Лазарев, "никакие законодательные акты и инструкции не смогут удержать человека от совершения преступления, если он безнравственен и никакое наказание не остановит человека, если в его душе нет любви и главным для него является кусок хлеба" [4,с.160].
Чтобы эффективно бороться с коррупцией, по нашему мнению, необходимо провести следующие мероприятия:

1.Проверка законопроектов на направленность к Любви.
2.Принятие законов, которые вели бы к сохранению и увеличению Любви и обеспечивали защиту четвёртого и пятого поколения прав и свобод человека и гражданина.
3.Публичное закрепление нравственных норм.
4.Ежемесячная проверка чиновников на детекторе лжи.
5.Ежегодная вертикальная и горизонтальная ротация госслужащих.
6.На законодательном уровне определить юридическое понятие второго вида коррупции ("оказание услуг").
7.Введение института конфискации имущества по коррупционным преступлениям.
8.Немедленное увольнение всей команды (штата), если в госучреждении был пойман мздоимец.
9.Закрепление на законодательном уровне четвёртого и пятого поколения прав человека и гражданина, их обеспечения и юридической защиты.
10.На законодательном уровне определить юридическое понятие "духовно-нравственное воспитание".
11.Включить в Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы задачу по духовному и нравственному воспитанию человека.
12.В состав всех комиссий по борьбе с коррупцией включить 70% представителей общественности.
13.Принять меры по искоренению "коррупционного оказания услуг".
14.Законодательно отнести коррупционные преступления к государственной измене.
По нашему мнению, после проведения этих мероприятий будут реально видны результаты борьбы с коррупцией.

Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры!


В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему.

В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад.

Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.

Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь[ii].

Важность борьбы с коррупцией признана на самом высоком международном уровне – в 2003 году Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, который проводится ежегодно 9 декабря. Целью учреждения этой памятной даты, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, стало углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.[iii] В послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в 2011 году прозвучали слова о том, что коррупция затрагивает все страны, подавляя развитие обществ и порождая неравенство и несправедливость, а также призыв к формированию такой социальной культуры, которая бы ценила этическое поведение и осуждала коррупционные действия[iv].

Действительно, никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению. С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата.[v] Цифры поражают даже с учетом численности населения Китая. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.[vi]

На приведенном примере можем увидеть, с одной стороны, к чему приводит вседозволенность чиновников, порождённая атеистическим воспитанием, а с другой – тщетность упования исключительно на репрессивный аппарат в борьбе с нравственным злом.

[ix] Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (12:18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, – М, Паломник, ч. IV 1993. Репринт 1846 г.

[x] Беседа 63. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т.7, кн. 2. Толкование на святого Матфея Евангелиста.

[xii] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Раздел V.2.

14.12.2018 3284 Автор: диакон Никита КУЗНЕЦОВ

Коррупция — нравственный порок. Как его лечит Церковь?

Доклад посвящен религиозному осмыслению коррупции как нравственного порока с точки зрения христианской нравственности. В статье приводятся выдержки из Священного Писания и Предания, осуждающие коррупцию, приведены высказывания современных церковных деятелей. Также статья содержит примеры деятельности Русской Православной Церкви, направленные на помощь государству и обществу в борьбе с коррупцией.

О коррупции мы слышим часто и на каждом шагу. Редкий день выдастся, когда в ленте новостей мы не увидим очередного задержания по коррупционному делу или статистических данных, говорящих о победе или проигрыше в противодействии ей. Трудно найти отчет какого-либо государственного органа о своей деятельности, в котором бы не говорилось о борьбе с коррупцией. Ежедневно мы слышим и от своих знакомых, коллег по службе и работе, что пришлось дать этому чиновнику, обратиться и поблагодарить знакомых за устройство ребенка в детский сад или школу, договорится с преподавателем, чтобы он наконец-то поставил этот зачет или экзамен, не сдав который можно было бы распрощаться со своей зачетной книжкой, без надежды получить в обмен на нее заветный диплом…

Чем же является коррупция по своей сути? В дословном переводе с латинского языка это означает следующее: повреждать, расточать, истреблять, обольщать, позорить, бесчестить [5, с. 241]. Коррупция (мздоимство на церковнославянском) [8] может повредить и истребить любую ценность в глазах человека: право и справедливость, образование и просвещенность, любовь и нравственность. Все, над чем человек призван трудиться всю свою жизнь, может быть куплено. Однако это сопряжено с позором и бесчестью, особенно они проявятся в тот момент, когда такой непостоянный источник собственного величия, как деньги, прекращает существовать.

Церковь, как безусловный нравственный ориентир для миллионов наших граждан, уже не одно тысячелетие говорит о пагубности коррупции. Прежде всего Церковь учит говорить о ней, как о нравственном пороке. Чтобы не быть голословными, приведем лишь некоторые цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Священного Предания, высказывания современных церковных лидеров о данном явлении. Также приведем примеры того, как Церковь трудится над искоренением и излечением этого недуга.

При каждой епархии существуют отделы по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами, органами государственной власти и муниципалитетами. В их рамках ведется постоянная работа по борьбе с коррупцией, проводятся встречи со служащими, хорошо зарекомендовала себя практика освящения знамен и символов того или иного органа государственной власти. Со многими государственными органами подписываются соглашения о сотрудничестве, в котором отдельно прописываются меры по борьбе с коррупцией. В частности такой договор был подписан со Счетной палатой Российской Федерации. Согласно документу, обе стороны будут заботиться о сохранении нравственности в обществе, противодействовать коррупции, экстремизму, духовной экспансии, участвовать в восстановлении и развитии исторического и культурного наследия, проводить просветительские акции, вести диалог в законодательной сфере. [16]

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами «призывает священнослужителей и всех православных верующих обращать внимание на факты коррупционных проявлений в общественной и профессиональной деятельности и принимать необходимые меры по противодействию коррупции. В пастырских проповедях и беседах следует обращать особое внимание на недопустимость взяточничества и лихоимства в служебной деятельности и повседневной жизни.

Список литературы

5. Латинско-русский словарь. — репринтное воспроизведение издания 1914 г./ сост. О.Петрученко. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. — 816 с.



Невозможно победить коррупцию во всем мире, можно лишь существенно минимизировать в ведомстве, вполне реально искоренить ее в конкретном подразделении, но можно точно сказать, что каждый может и должен побороть ее в себе самом.

Коррупция, как следствие греховной наклонности человека к стяжанию, незаконному присвоению средств за счет служебного положения ведет к безверию человека в справедливость, честность и беспристрастность.

Ключевым элементом в этой ситуации является личность чиновника – коррупционера, который имеет право решающего голоса в определении победителя в схватке за ресурсы и рынки сбыта, за отдание приоритета в получении материального или властного преимущества в обход установленных правил, законов и вопреки своей совести.

Русская Православная Церковь, как и другие религии, видит смысл жизни человека в духовном преображении, общении с Богом и жизни по духовным законам, в которых приоритетом является служение Богу и ближним, жизнь в согласии со своей совестью, религиозным заповедям, в гармонии и жертвенной любви.

В православной аскетике акцент ставится не на стяжание земных благ, а на приобретение благ духовных. Существует духовный закон, когда то, что ты успел отдать – принадлежит тебе в вечности, поскольку благодарность в чувстве признательности и любви уже не отнимется у человека никогда, а то что ты взял незаконно может вызвать у человека чувство гнева и ненависти, которое не останется без воздаяния, если не в утилитарном понимании, то в духовном – несомненно.

Откуда же появляются взяточники, какова структура их нравственных ценностей, в каких тайниках человеческой души хранятся до времени страстные стремления к сребролюбию, славолюбию и сластолюбию? На каком этапе жизненного пространства во времени формируется устойчивое мировоззрение о допустимости, и даже необходимости достижения такого должностного положения, которое обеспечит не только безбедное существование, а и неучтенную прибыль в виде подношений, или, проще говоря, взяток?

К сожалению, наряду с добрыми чувствами в семье, а затем и в школе формируются также и негативные свойства души. Ко времени поступления в высшее учебное заведение молодой человек приходит уже, как правило, с определенными нравственными ценностями, либо с отсутствием таковых.

Духовное состояние человека, его нравственность не может быть описана правовыми категориями и терминами, но от этого состояния вырастает причинность противоправного, впрочем, как и любого другого поведения человека. Именно поэтому приходится использовать ту область знаний, которая имеет достаточно полное представление о духовных состояниях человека, их изменчивости и развитии. Центральное место в этой сфере занимают страсти.

Страсть – это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Страсти – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души, и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу.

Так что же такое коррупция – норма или патология? В условиях современных реалий этот актуальнейший вопрос стоит не только перед всем мировым сообществом и каждым отдельным государством; в той или иной степени он касается каждого человека, каждого члена современного цивилизованного общества. Коррупция сегодня, несмотря на активное ей противодействие, настолько глубоко захватила значительные слои социума и уровни власти, что практически стала нормой жизни Российского государства.

Как же побороть сребролюбие и родственные ей страсти? Поскольку эти страсти лежат в духовной сфере, то и надо задать лишь один вопрос: в чем состоит смысл жизни человека, какие приоритеты и ценности для него являются важнейшими? Ответ на этот вопрос подскажет пути и средства преодоления духовного недуга человечества.

Если будет побеждена коррупция в наиболее важных структурах государства, власть и каждое должностное лицо станет обладать нравственным авторитетом, а гражданин будет стремиться соблюдать закон и другие предписания власти. Именно поэтому освободить общество от коррупции – долг каждого гражданина, если мы хотим радикально изменить отношения народа и власти. Для этого необходимо сделать всего лишь две вещи: каждому гражданину надо отказаться от дачи взятки; и каждому должностному лицу надо отказаться от получения взятки. Для религиозного человека это может произойти при одном условии: если мы будем помнить о смерти и о том, что наша душа предстанет на суд Божий. Оправдаемся ли мы тогда? Сколько денег, полученных на взятках, мы возьмем с собой в жизнь вечную?

Совесть человека должна стать той лакмусовой бумажкой, которая всякий раз подсказывает нам, как поступить в той или иной ситуации. Не случайно законодатель в статье 17 УПК РФ обязал судью, прокурора и следователя принимать юридически значимые решения на основании закона и совести. В этой связи духовное просвещение всех граждан является фундаментом построения безкоррупционного общества.

Если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны. Бесконечное ужесточение наказание за коррупционные действия не приводит к радикальному положительному изменению в этой сфере.

Для эффективного противодействия коррупции необходима широкая духовно-просветительская деятельность, которая должна проводиться по следующим направлениям:
Вести широкую пропаганду о греховности стяжания, как цели человеческой жизни, добиваясь определенной степени самоограничения представителей элит и бизнес сообщества. Коррупционные преступления подразумевают наличие двух сторон заинтересованных в совершении противоправных действий. Следовательно, политика государственных органов и всех заинтересованных институтов общества должна быть направлена на создание атмосферы нетерпимости в отношении взяточников и взяткодателей.

Предложить традиционным религиям России представить концептуальные предложения в сфере духовного осмысления неправомерности коррупционных механизмов и стяжания, как цели человеческой жизни с приведением ссылок на религиозные источники с целью их обобщения и широкого распространения через СМИ.

Честность и справедливость общества должны стать главным приоритетом государства и каждого гражданина в деле создания жизненного пространства духовного возрождения великой и процветающей России.

1. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия коррупции. Изд. НИИПрОП. 2010. С.7.

Читайте также: