Духовная жизнь китая во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых, в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых, именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих, происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути.

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий ( 六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия ( 三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь, и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

Китай в 20 веке

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В 1919 году происходит движение 4 мая ( 五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая ( 中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция. В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Следующим важным событием становится 1989 год, когда на площади Тяньаньмэнь проходят студенческая демонстрация, участники которой требуют срочного проведения демократических преобразований в Китае. Демонстрантов разгоняют с помощью бронетехники, в результате чего гибнут более 2000 человек.

В 1997 и 1999 году Гонконг и Макао (Аомэнь) возвращаются в состав КНР Англией и Португалией.

В марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР.

Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни.

Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно - технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XX веке

По сравнению с предыдущими периодами, 20 век характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе.

Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого.

Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях тоталитарных диктатур является утопическим.

Основные направления духовного развития первой половины 20 века

В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рационально- прагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов.

Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение.

Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально - политических проблем человечества.

Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды.

На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления.

Духовная жизнь во второй половине 20 века

С окончанием Второй Мировой войны, скептицизм, который существовал в духовной жизни в начале века, был решительно отброшен. Человечество поглотили идеи мира, любви и веры в счастливое будущее. Основными направлениями культуры стали модернизм, поп арт, минимализм и материализм.

Такие течения стали результатом развития иррационального подхода искусство обрело свободу, отбросив консервативность человеческого мышления. В 80-90-х годах 20 века основой культуры и искусства становиться фэнтэзи и трансавангард направления, которые концептуально связываю духовное развитие человека в условиях технического прогресса.

В 9-00 2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. От стран победительниц акт подписывали: генерал Макартур, адмирал Немец, генерал Деревянко. Сразу после 2 сентября в Японии создается американская военная администрация ( АВА). В октябре 1945 года АВА принимает Директиву о политических и религиозных свободах:

1) отмена цензуры

2) политическая амнистия

3) роспуск милитаристских общественных организаций

4) начался процесс восстановления политических партий.

11 октября 1945 года АВА издала директиву о проведении в Японии аграрной реформы. Размер земельных владений ограничивался 9 га. Излишки земли передавались в руки государства.

В декабре 1945 года выходит директива о демократизации системы образования. Было введено девятилетние образование. Вузы получали автономию.

В начале 1946 года произошли первые парламентские выборы. Впервые в них участвовали женщины. Было создано правительство во главе с либеральной партией.

3 ноября 1946 года была принята Новая конституция, провозгласившая парламентаризм. По форме правления Япония – конституционная парламентская монархия. Глава государства – император, теперь лишь символ государства, он имел представительские обязанности и почитался в силу традиций. Законодательная власть – парламент состояла из 2-х палат: верхняя – палата советников, нижняя - палата представителей. Выборы в парламент происходят раз в 4 года. Особенностью японской Конституции является статья 9 – отказ от вооруженных сил и угрозы их применения.

В мае 1949 года Япония прекращает выплачивать репарации. И уже в 1951 году Япония превзошла уровень довоенного промышленного производства

8 сентября 1951 году в Сан-Франциско происходит мирная конференция, с участием 52 государств. Согласно подписанному там договору подтверждала отказ от всех территорий и островов, которые она захватила с конца 19 века, отказывалась от территории Юж. Сахалина и Курильских о-вов. После подписания этого договора в феврале 1952 года, прекращалась американская военная оккупация.

Экономическая стабильность Японии очевиднаневооруженным взглядом. В 60-е – 70-е годы начали говорить об экономическом чуде Японии. Это был период небывалого экономического роста, по 11% в год. В отдельные периоды темпы роста достигали 16%. К концу 70-х годов Япония по общему объему ВНП вышла на второе место в мире. Каковы же были причины экономического чуда:

1) низкие военные расходы

2) Япония придерживалась трех принципов: не ввозить. не производить. не хранить

3) низкая З/п по сравнению с западом в 50-е годы – I половине 60-х годов.

4) правильная стратегия выбора отраслевых приоритетов, Япония сосредоточила свое внимание на развитие наукоемких отраслей при минимальном затрате сырья

5) эффективная стратегия в научно-технической сфере. Япония заключила патенты и лицензии на изобретения.

6) система пожизненного найма. Работника нельзя было уволить до полного банкротства предприятия, эта система привела к патернализму, невиданному росту производства.

7) конфуцианско-буддиские добродеятели, организованность людей, одержимость в достижении цели.

8) одна из лучших в мире систем образования.

В 2009 году на парламентских выборах второй раз в истории ЛДПЯ потерпела поражение. Победу одержала демократическая партия. В настоящее время премьер-министром является Нода (август 2011 -…)

Китай во второй половине XX века.

1 октября 1949 г. в Пекине официально было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). После провозглашения КНР был принят закон об организации Центрального народного правительства во главе с его председателем Мао Цзэдуном, чье восхождение к верхам партийно-политической власти началось еще в 1935 г., когда он был введен в состав ЦК КПК. Он также стал председателем Народно-революционного совета. Премьером Государственного административного совета (высший исполнительный орган) был назначен видный партийный деятель Чжоу Эньлай. Главнокомандующим Народно-освободительной армией остался крупный военачальник антияпонского сопротивления и гражданской войны Чжу Дэ. Характер государственной власти определился в КНР как демократическая диктатура народа, руководимая рабочим классом, основанная на союзе рабочих и крестьян. Договор от 14 февраля 1950 г. о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР и ряд дополнительных соглашений. Они предусматривали среди прочих льгот вывод советских войск из Порт-Артура и передачу сооружений в этом районе Китаю, предоставление на льготных условиях (1% годовых) долгосрочного кредита

в размере 300 млн долл., поставки из СССР оборудования и материалов для восстановления и развития китайской экономики. Первостепенное значение придавалось восстановлению и перестройке экономики. Народное хозяйство Китая было крайне отсталым, тяжелая промышленность располагала небольшим количеством плохо оснащенных предприятий, многие важные отрасли промышленности вообще отсутствовали.

К концу 1952 г. в промышленном производстве удалось прейти максимальный уровень прошлых лет. Возродился транспорт, были построены новые железнодорожные линии. Производство зерновых также превысило прошлый наивысший уровень (1 936 г.). Одновременно с восстановлением народного хозяйства усиливался удельный вес государственного сектора (за 1949—1952 гг. он вырос с 26% до 41% промышленного производства). Развернулась массовая кампания, направленная на коренной подрыв экономических позиций национальной буржуазии в городе и форсированное кооперирование крестьян в деревне.

С середины 1960-х гг. официальная пропаганда сделала упор на еще большее восхваление Мао Цзэдуна. С октября 1968 г. обострилась борьба за власть между различными группами внутри руководства КПК по вопросам дальнейшего развития.

В января 1976 г. скончался Чжоу Эньлай, что привело к очередному витку борьбы за власть. Уже в период болезни его обязанности исполнял Дэн Сяопин, которого прочили на место премьера. Однако радикалам удалось убедить Мао в нецелесообразности такого назначения, и преемником Чжоу стал сравнительно малоизвестный в то время министр общественной безопасности Хуа Гофэн.

9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни в Пекине скончался председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. С его смертью завершились целая эпоха истории Китая Новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. Инициатором структурных экономических преобразований был Дэн Сяопин.

Начинался переход к системе производственной ответственности крестьян.

Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционеры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни.

С конца 1970-х гг. и особенно с 1982 г. (смерть Л. И. Брежнева) обозначилось реальное потепление в отношениях между КНР и СССР. Был урегулирован ряд пограничных вопросов, в частности, о восточном участке советско-китайской границы.

После распада СССР отношения КНР с Россией продолжали развиваться по восходящей линии. Было подписано более 20 совместных документов.

Во второй половине 1990-х гг. КНР заняла прочные позиции в мировом экономическом хозяйстве. По производству валового внутреннего продукта страна заняла 7-е место, по объему внешней торговли— 11-е. Однако доход на душу населения, превысившего1 млрд 200 млн человек, продолжал оставаться довольно низким —около 560 долл. в год. По-прежнему неравномерным остается развитие отдельных районов, из которых наиболее отсталым является северо-запад страны. Впрочем, значительное событие в жизни КНР — воссоединение Китая с высокоразвитыми Гонконгом (1997 г.) и Макао(1999 г.), значительно укрепили экономику страны.

В истории Китая второй половины ХХ — начала XXI в. можно выделить два основных периода. Первый период (1949—1978) охватывает социалистические эксперименты на маоистской основе. Второй период (с 1978 г.) открывает переход КНР к рыночной экономике — своеобразному варианту перестройки китайского общества.

Образование КНР.

В августе 1945 г. завершилось освобождение Китая от японской оккупации. Активное участие в освободительной борьбе приняли две крупнейшие политические силы страны — Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК).

Лидер Гоминьдана Чан Кайши возглавлял правительство Китайской Республики. Его партия выступала за развитие экономики на основе рыночных отношений и укрепление связей с западными странами.

СССР внес огромный вклад в разгром Японии на Дальнем Востоке. Советские войска нанесли поражение Квантунской армии и временно оккупировали территорию Маньчжурии. В августе 1945 г. между Советским Союзом и гоминьдановским Китаем был заключен Договор о дружбе и союзе. Гоминьдан и КПК начали переговоры о создании коалиционного правительства. Однако противоречия между ними были столь острыми, что переговоры не увенчались успехом.

В это время советское правительство приняло окончательное решение в своей политике по отношению к Китаю ориентироваться только на КПК. В апреле 1946 г. Советский Союз вывел свои войска из Маньчжурии. Гоминьдановское правительство тотчас отдало приказ о наступлении на северном направлении. В Китае возобновилась гражданская война.

Первоначально преимущество было на стороне гоминьдановских войск. Но уже весной 1947 г. НОАК перешла в наступление и в январе 1949 г. заняла Пекин. Затем НОАК захватила Шанхай и столицу гоминьдановцев Нанкин, форсировала Янцзы и завершила разгром Гоминьдана. Чан Кайши с остатками своей армии перебрался на остров Тайвань, провозгласив здесь Китайскую Республику.

Восстановительный период.

После тридцатилетнего периода войн и революций экономика КНР находилась в плачевном состоянии. На помощь пришел Советский Союз. В 1950 г. между КНР и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Советская поддержка стала важнейшим фактором социально-экономического развития КНР.

В стране начала проводиться аграрная реформа. Около 90 % населения страны составляли крестьяне и только 2 % — рабочие. Значительная часть помещичьих земель национализировалась, а остальная передавалась во владение сельским жителям. Одновременно создавался государственный сектор экономики за счет конфискации собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала. В 1952 г. был восстановлен довоенный уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1954 г. состоялись выборы в новый однопалатный парламент — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Председателем КНР был избран Мао Цзэдун.

Кроме того, в это время ухудшились советско-китайские отношения. СССР сократил помощь Китаю, а в 1960 г. и вовсе прекратил ее. В отдельных районах Китая начался голод.

В результате нового курса крестьянам были возвращены приусадебные участки. Им разрешили держать мелкий скот и птицу, заниматься ремеслами и торговать на рынке. Повсюду вводился принцип материальной заинтересованности в результатах труда.

Благодаря принятым мерам к 1965 г. в стране в целом было восстановлено производство и покончено с голодом. Тем не менее внутриполитическая ситуация оставалась сложной. Все чаще в адрес Мао Цзэдуна раздавались критические высказывания со стороны интеллигенции и части партийного аппарата. В стране и партии формировалась вполне реальная оппозиция Мао.

Однако ситуация в стране по-прежнему оставалась сложной и нестабильной. Поэтому правящая верхушка партии и государства вынуждена была восстановить часть репрессированных кадров на довольно высоких государственных постах. В их числе был будущий реформатор Китая Дэн Сяопин.

Китай в 1945 - 1978 гг.

Читайте также: