Духовная жизнь и культура античных народов характерные черты особенности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древнегреческая культура — это совокупность достижений в области материальной культуры древнегреческого общества.

Расцвет культуры Древней Греции относится к периоду Афинской демократии. Ее главной особенностью считают глубоко общественный характер.

Характерные черты культуры Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры:

  • Пластичный, телесный характер: идеалом является гармонично развитый человек. Его формирование обеспечивала система образования и воспитания;
  • Ведущими эстетическими категориями были красота, гармония и мера. Отсюда органичное единство элементов художественного произведения;
  • Становление науки как самостоятельной сферы. Развилось опытное естествознание, сформировалось систематическое изложение медицины, геометрии и других наук. Любая производственная отрасль (земледелие, строительство, торговля, ремесло) становилась областью прикладной математики;
  • Создание современной формы философии. Переход к рациональному познанию мира означал изменение в человеческом разуме, появление способа мышления на основе доказательства.
  • Равноправие граждан полисов, боровшихся за влияние, определили такую особенность, как агональность (состязательность). Она способствовала формированию индивидуального подхода, личного мнения, частной инициативы;
  • Существование самостоятельных полисов. Полис был политическим, религиозным, торгово-экономическим и художественным центром. Граждане имели равные права на владение собственностью и землей, имели возможность получить образование. Развитию гражданского общества противоречила система сословных отношений, характерная для древних культур.

Готовые работы на аналогичную тему

Уникальность культуры была обусловлена географическим своеобразием страны. Благодатный и умеренный климат способствовал формированию стремления к уравновешенности, созданию ясных определенных образов, культа гармонии. Разнообразие природных ископаемых и ландшафта, море и удобный для судоходства берег, благоприятствовали интенсивному развитию торговли и культурному обмену, а автономность отдельных областей облегчила становление полисной системы.

Древнегреческая культура в своем развитии прошла несколько периодов:

  • крито-микенский (III тысячелетие - XII века до н.э.);
  • царский, или гомеровский (XI-VIII века до н.э.);
  • архаический (VII-VI века до н.э.);
  • классический (V - первая треть IV века до н.э.);
  • эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Общая характеристика древнегреческой культуры

Культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность.

Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.

Древней Греции были знакомы такие формы правления, как власть царей, тирания и главенство аристократии. Античная демократия стала первой попыткой осуществления идеала равного участия людей в управлении государством. Она была ограниченной, поскольку гражданство было привилегией достаточно широких, но не всех общественных слоев. Демократия не препятствовала становлению института рабства, колонизации, но смягчала рабовладение.

Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.

Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.

Культ гармонии пронизал греческое мировосприятие. Греки считали Вселенную целесообразным целым, упорядоченной системой, отрицающей хаос. В их представлении человек вписывался в картину космоса. Такое отношение дало древнегреческой культуре точку опоры: на познание и приумножение гармонии направлялась творческая энергия. Не случайно ведущими категориями эстетики греков становятся мера, красота, гармония.

1.Особенности общественной жизни и духовной культуры античного общества, их влияние на формирование философии.

2.Этапы развития и характерные черты античной философии.

3.Ранняя античная философия, ее натурфилософский характер.

4.Атомистический материализм Демокрита.

5.Классический период античной философии. Сократ.

6.Философия Платона: формирование системы объективного идеализма, учение о познании, человеке и обществе.

7.Учение Аристотеля, его дуалистический характер.

8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.

9.Античная философия и медицина.

Особенности общественной жизни и культуры античного общества, их влияние на формирование философии.

Духовное развитие Греции в VII – Vi вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Мифологические и религиозные представления античности оказали огромное влияние на формирование философии, на развитие культуры в целом не только Греции, но и других стран. Для греческой религии был характерен политеизм (многобожие). Особенностью греческих богов была их антропоморфность (человекоподобие). Боги, люди, природа в представлениях древних греков существовали в едином пространстве, подчинялись единым законам. Поэтому характерной особенностью первых философских учений Др.Греции было стремление к осмыслению мира в целом, противопоставление философских размышлений социальной практике.

Греческая философия зародилась в неразрывной связи с развитием научных знаний. Важным условием этого стало усвоение греками научных достижений стран Востока – астрономии, математики, географии. Но только начиная с III в. до н.э. некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в отдельные области знания.

Таким образом, древнегреческая философия зародилась в рабовладельческом обществе в условиях жесткого разделения труда, полисной демократии, в тесной связи с мифологией, религией, искусством, наукой.

Античная философия (1,2,3).

1.Особенности общественной жизни и духовной культуры античного общества, их влияние на формирование философии.




2.Этапы развития и характерные черты античной философии.

3.Ранняя античная философия, ее натурфилософский характер.

4.Атомистический материализм Демокрита.

5.Классический период античной философии. Сократ.

6.Философия Платона: формирование системы объективного идеализма, учение о познании, человеке и обществе.

7.Учение Аристотеля, его дуалистический характер.

8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.

9.Античная философия и медицина.

Особенности общественной жизни и культуры античного общества, их влияние на формирование философии.

Духовное развитие Греции в VII – Vi вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Мифологические и религиозные представления античности оказали огромное влияние на формирование философии, на развитие культуры в целом не только Греции, но и других стран. Для греческой религии был характерен политеизм (многобожие). Особенностью греческих богов была их антропоморфность (человекоподобие). Боги, люди, природа в представлениях древних греков существовали в едином пространстве, подчинялись единым законам. Поэтому характерной особенностью первых философских учений Др.Греции было стремление к осмыслению мира в целом, противопоставление философских размышлений социальной практике.

Греческая философия зародилась в неразрывной связи с развитием научных знаний. Важным условием этого стало усвоение греками научных достижений стран Востока – астрономии, математики, географии. Но только начиная с III в. до н.э. некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в отдельные области знания.

Таким образом, древнегреческая философия зародилась в рабовладельческом обществе в условиях жесткого разделения труда, полисной демократии, в тесной связи с мифологией, религией, искусством, наукой.

Лекция 10

Античный тип культуры

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации? Ответ прост: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации.

Характер любого народа формируется под влиянием природы, которою он окружен, и греки не были исключением.

Эгейское море, заключенное между Элладой с запада и Малой Азией с востока, является центром греческой культуры. По обеим сторонам расположились перед материком многочисленные острова: Эвбея с плодородными низменностями; Лесбос; Хиос, прославленный вином и мрамором; Самос; Родос. С юга замыкает греческий архипелаг самый значительный по площади остров Крит. Собственно Греция, самая южная часть Балканского полуострова, отделена от северных его областей горным хребтом.

Своей горной границей Греция была направлена на море, кроме того, вся ее береговая линия в связи с островами способствует мореплаванию как нигде в Европе.

Для наглядности можно привести периодизацию истории Древней Греции:

- эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

- предполисный период (XI-X вв. до н. э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

- классический период (V-IV вв. до н. э.);

- эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Однако активизация политической жизни началась лишь в самом конце VII в. до н. э. После гражданских войн в Афинах в VI в. до н. э. произошли существенные изменения в обществе.

Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем наибольшего подъема греческого полиса и высшего расцвета эллинской культуры был V в. до н. э.

Таким образом, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывалась в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.

Вообще стремление древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, очень сильно повлияло на все стороны культуры, в том числе и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик или какой-либо другой предмет быта, – все становилось предметом искусства, хотя и сохраняло свою бытовую функцию.

Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.

Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как главной эстетической ценности.

Полис приходит на смену родовому строю в VII веке до н. э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.

Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т. е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.

Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.

Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т. е. жизнь гражданина была не только защищена законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.

Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.

Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т. е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.

Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).

Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.

Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.

Таким образом, полис представлял собой замкнутую структуру не только в экономической, политической сферах жизни, но и в сфере морали, нравственности, норм поведения, поэтому полисная идеология ориентирована на сохранение этих традиций.

Однако идеальное соответствие полиса исходному уровню развития производительных сил приходит в противоречие с потребностями развития этих сил, с движением жизни. Обогащение жизни, распространение на этой основе досуга, искусства не укладывается в жесткие рамки полиса. Без развития нельзя жить, но оно же уничтожает ценности, придававшие жизни смысл.

Полис живет в постоянном нарушении живой нормы, исходя из этого, центральной проблемой античной культуры является соотношение идеала и жизни. Отличительная особенность античности состоит в том, что это противоречие не находит в себе разрешение. В повседневной реальности античное общество предстает перед нами как раздираемое глубочайшими противоречиями, знающее такие формы общественной вражды и розни, которые позднейшие эпохи даже не представляли себе. В пределах гражданского единства, как его изнанка, разворачивались и социальные антагонизмы верхов и низов, и борьба демократии с постоянно возникавшими олигархиями, и подозрительность по отношению к каждому, кто выделился и стал выше массы, хотя бы он даже выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Идеал полисного общежития с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности обществу оказывается трансформированным в особую сферу мифологизированного бытия. Она активно воздействовала на человеческую практику, утверждала в ней свои нормы, но ни когда этой практикой не исчерпывалась.

Культура Древнего Рима (III в. до н. э. – V в. н. э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.

Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.

Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.

Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.

Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.

Среди выдающихся личностей Греции можно назвать следующих: драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид; историки – Геродот, Фукидид; философы – Демокрит, Платон, Аристотель.

В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры – комедия и трагедия.

Историю Древнего Рима делят на три основных периода: царский, республиканский и период империи. Наиболее сильным периодом в плане культурных достижений был последний период – период империи. Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука, в особенности система образования, которая состояла из трех ступеней – начального образования, школы риторики и школы грамматики.

2. Древняя Греция

Наиболее древние цивилизации на территории Греции – это цивилизации Крита и Микен. Этот период датируется вв. до н. э. Рассмотрим эти цивилизации поподробнее, т. к. они были истоками позднее возникшей греческой цивилизации.

Культура Крита, или минойская культура, дошла до нас как остатки дворцовых сооружений на острове Крит. Одним из наиболее крупных и хорошо изученных сооружений был Дворцовый комплекс в Кноссе. Это здание построено по принципу лабиринта. Легендарный миф о Минотавре находит здесь прямое отображение. На Крите не существовало храмов. Для молитв и совершения других религиозных церемоний использовались отдельные комнаты. На фресках очень часто изображались сцены с быками. На Крите был очень распространен культ бога-быка. В его образе изображались разрушительные силы природы. Дворец одновременно выполнял функции административного, хозяйственного и религиозного центров. Что характерно для минойской культуры, дворец не был обнесен оборонительной стеной.

Это обусловлено располагающимися вокруг острова морскими просторами.

Культура ахейской Греции. Иначе культуру этого периода называют микенской культурой. Отличительной чертой этой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда на неприступных просторах или на вершине гор.

Памятниками этой культуры стали шахтинские гробницы в Микенах. При раскопках этих гробниц были найдены и золотые украшения, и многие предметы быта, оружие, золотые посмертные маски. Центрами культуры стали дворцы в Микенах, Пилосе, Афинах, Илоке, Тиринфе. Ахейцы переняли у минойцев слоговое письмо, которое до сих пор не поддается расшифровке.

XII в. до н. э. явился переломным в истории народов, проживающих на берегах Эгейского моря. Ахейские города гибнут от нашествия дорийских племен. Это время развития Греции гомеровского периода. Формируется новый тип культуры в целом и художественной культуры в частности.

Начинает развиваться монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.

3. Эпоха архаики и ее культурные достижения

Архаический период датируется VIII–VI вв. до н. э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков был Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляли его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское.

Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность.

Коринфское направление – это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики – это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре – куросы и коры.

Курос – это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладали в основном два направления: краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись.

На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазо-писцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак-символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала философия. Основателем милецкой школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор – философ и математик – основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

4. Классический период

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.

Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.

Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.

5. Эллинская культура

Временные рамки этого периода – вторая половина IV – середина I вв. до н. э. Этот период связан с развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было связано с завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было познать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии.

Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела.

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.

6. Культура Древнего Рима

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения – акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости – как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Римская культура приобрела очень отличительную черту – возвеличивание императора, императорской власти.

Отсюда масштабные преувеличения, громадные размеры.

Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости.

Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю.

С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Самое гигантское римское сооружение Колизей, место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ.

Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты.

Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создаются произведения жизненные и убедительные.

Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия).

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.

Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности Как уже многократно говорилось в предыдущих главах, к мифической проекции человеческой истории на сферу нуминозного относится и то, что божественные силы принимают человеческий облик. Так, Зигфрид является "мыслью

Человек и группа в античности

Человек и группа в античности Обзор новой зарубежной литературыВ последние годы за рубежом вышло несколько книг по истории Древних Греции и Рима, в большей или меньшей мере связанных с одной из самых существенных, как выясняется, проблем изучения античного общества.

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин Принадлежность к социуму не есть специфика человека, но коренное отличие человеческого коллектива от стада, роя или стаи заключается в следующем: чтобы социализироваться, человек должен усвоить определенные ценности.

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Термин “античность” происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.

Особенности античной культуры

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

  • эгейский или критомикенский (III – II тыс. до н.э.),
  • гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),
  • архаический (VIII – VI вв. до н.э.),
  • классический (V – IV вв. до н.э.),
  • эллинистический ( вторая половина IV – середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Свобода – тот критерий, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Царей в Греции считали божественными, но от того они не становились богами. Пока базилевс правит здесь, на земле, он остается человеком, гражданином среди граждан, первым среди равных. Любой полноправный гражданин мог быть избран на на любую должность.

Римскую цивилизацию (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Спартанцы (полноправные жители) были только воинами. Никто не занимался производительным трудом:поля спартанцев возделывали илоты. Спартанцы обитали в одинаковых, скромных жилищах, носили одинаковую, простую одежду.

Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.

В Список объектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) – на п-ове Пелопоннес и два – на островах Эгейского моря.

Читайте также: