Духовная культура тюрков кратко
Обновлено: 30.06.2024
Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 496 с.
2. Сатаева Л.Г. Истоки культуры мышления и мировоззрения народов Центральной Азии и Казахстана // Науки о человеке в современном мире. -СПб., 2002. -1Ч.- 407 с.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 2000. — 657 с.
4. Кодар А. Степное знание: Очерки по культурологии. — Астана: Фолиант, 2002.-208 с.
5. Келшбетов Н. Ежелгі дәір әдебиеті. — Алматы: Атамұра, 2005. — 336 б.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.
ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической.
ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.
Стела Тоньюкока Стела Культегина ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог). Слово Тенгри, написанное орхонским письмом Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.
Некоторые ученые считают , что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период. Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык
Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов — писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д. На согдийском языке тексты писались справа налево. Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.
НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Бильге-кагана. В памятнике упоминается и младший брат кагана - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина. Эпитафия была обнаружена Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.
Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте? Как вы думаете, почему правители Восточнотюркского каганата ссылаются на историю Тюркского каганата? Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?
Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстана. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник Деде Коркыту в Нахичевани, Азербайджан
Огуз- хан на туркменских денежных купюрах
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествлению неба.
БОГИ Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. Умай- жена Тенгри, покровительница домашнего очага и женщин. Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти . Жер-Су- Земля-Вода. Землю и воду считали священными. Кок- бори- Волк. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри Строение мира по тюркскому мировоззрению
Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.
С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготавливали тумары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.
У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагана византийский посол прошел обряд очищения огнем.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 6.Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение: А)камням В) океану С) коню D) огню 7. Верховное божество тюрков: А) Тенгри В) Будда С) Мани D) Заратуштра 8.Обереги из шерсти и когтей волка от сглаза и беды назывались: А) балбалы В) тумары С) дыны D) тамги 9. Умай-ана считалась покровительницей А) скота В) земли и воды С) домашнего очага и детей D) воинов 10.Священное животное тюрков А) барс В) тигр С) медведь D) волк
Краткое описание документа:
Презентация по теме "Духовная культура тюрков" предназначена для использования на уроке изучения нового материала по курсу истории Казахстана в 7 классе. Материал презентации соответствует содержанию параграфа, иллюстрирует и дополняет изучаемый материал. На слайдах содержатся сведения о тюркской и согдийской письменности, памятниках тюркской литературы периода раннего средневековья, тюркской религии.Закрепление изученного материала проводится в форме тестирования по основным вопросам темы.
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
1.1 Быт и культура тюрков
Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину.
1.2 Религиозные представления
Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
1.3 Язык и письменность
Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ
2.1 Устное творчество
В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе.
2.2 Эпическое искусство
Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала).
2.3 Вклад Аль-фараби в науку
В трудах Ал-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить к существу дела, два замечания вводного характера.
Во-первых, Ал-Фараби высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера научного исследования формирует культуру человека, способность его быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен Е выполнять высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В VIII в. на территории Казахстана вырисовываются два политических центра - Алтай-Жетысу и Сарыарка.
Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2 Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.
4 ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической.
5 ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.
6 Стела Тоньюкока Стела Культегина ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
7 Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифровона датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было Тенгри (Бог). Слово Тенгри, написанное орхонским письмом Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.
8 Некоторые ученые считают, что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период. Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык
10 Согдийское письмо (согдийский алфавит) одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д. На согдийском языке тексты писались справа налево. Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.
12 НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского кагоната - Бильге-кагона. В памятнике упоминается и младший брат кагона - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина. Эпитафия была обнаружена Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.
14 Какие сведения об истории Тюркского кагоната приводятся в данном тексте? Как вы думаете, почему правители Восточнотюркского кагоната ссылаются на историю Тюркского кагоната? Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?
17 Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстона. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник Деде Коркыту в Нахичевани, Азербайджан
20 Огуз- хан на туркменских денежных купюрах
21 РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ Тенгрианство комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри обожествлению неба.
22 БОГИ Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. Умай- жена Тенгри, покровительница домашнего очага и женщин. Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли трехглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти. Жер-Су- Земля-Вода. Землю и воду считали священными. Кок- бори- Волк. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
23 Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри Строение мира по тюркскому мировоззрению
24 Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.
26 С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготавливали тамары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.
27 У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагона византийский посол прошел обряд очищения огнем.
29 6. Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение: А)камням В) океану С) коню D) огню 7. Верховное божество тюрков: А) Тенгри В) Будда С) Мани D) Заратуштра 8. Обереги из шерсти и когтей волка от сглаза и беды назывались: А) балбалы В) тамары С) дины D) тамги 9. Умай-она считалась покровительницей А) скота В) земли и воды С) домашнего очага и детей D) воинов 10. Священное животное тюрков А) барс В) тигр С) медведь D) волк
Читайте также: