Духовная культура тюрков кратко

Обновлено: 30.06.2024

Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 496 с.
2. Сатаева Л.Г. Истоки культуры мышления и мировоззрения народов Центральной Азии и Казахстана // Науки о человеке в современном мире. -СПб., 2002. -1Ч.- 407 с.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 2000. — 657 с.
4. Кодар А. Степное знание: Очерки по культурологии. — Астана: Фолиант, 2002.-208 с.
5. Келшбетов Н. Ежелгі дәір әдебиеті. — Алматы: Атамұра, 2005. — 336 б.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию.

Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.

ЗАДАНИЕ НА УРОК: ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ ПАРАГРАФА И СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ УРОК.

ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан.

ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической.

ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевнико.

ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.

Стела Тоньюкока Стела Культегина ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Стела Тоньюкока Стела Культегина ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена.

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог). Слово Тенгри, написанное орхонским письмом Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.

Некоторые ученые считают , что древнетюркская письменность возникла еще в са.

Некоторые ученые считают , что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период. Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык

ТАЛАССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возни.

Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов — писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д. На согдийском языке тексты писались справа налево. Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.

ТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Известно около 200 памятников тюркской устной литературы.

НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА Памятник-эпитафия сооружен в честь.

НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Бильге-кагана. В памятнике упоминается и младший брат кагана - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина. Эпитафия была обнаружена Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.

Со всех сторон были враги, В походах великих мы их покорили, Народам простым.

Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте? Как.

Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте? Как вы думаете, почему правители Восточнотюркского каганата ссылаются на историю Тюркского каганата? Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?

К литературе VIII-IX веков относится произведение «Книга моего деда Коркыт-а.

КОРКУТ ИЛИ КОРКЫТ легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, вы.

Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстана. При дуновении ветра.

Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстана. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник Деде Коркыту в Нахичевани, Азербайджан

Огуз- хан на туркменских денежных купюрах

Огуз- хан на туркменских денежных купюрах

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений др.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествлению неба.

БОГИ Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как.

БОГИ Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. Умай- жена Тенгри, покровительница домашнего очага и женщин. Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти . Жер-Су- Земля-Вода. Землю и воду считали священными. Кок- бори- Волк. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри Строение мира по тюркскому миро.

Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри Строение мира по тюркскому мировоззрению

Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени).

Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.


С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготав.

С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготавливали тумары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.

У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тю.

У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагана византийский посол прошел обряд очищения огнем.

1.Древнетюркская письменность имеет название: А) согдийская В) арабская С) ру.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 6.Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 6.Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение: А)камням В) океану С) коню D) огню 7. Верховное божество тюрков: А) Тенгри В) Будда С) Мани D) Заратуштра 8.Обереги из шерсти и когтей волка от сглаза и беды назывались: А) балбалы В) тумары С) дыны D) тамги 9. Умай-ана считалась покровительницей А) скота В) земли и воды С) домашнего очага и детей D) воинов 10.Священное животное тюрков А) барс В) тигр С) медведь D) волк

Краткое описание документа:

Презентация по теме "Духовная культура тюрков" предназначена для использования на уроке изучения нового материала по курсу истории Казахстана в 7 классе. Материал презентации соответствует содержанию параграфа, иллюстрирует и дополняет изучаемый материал. На слайдах содержатся сведения о тюркской и согдийской письменности, памятниках тюркской литературы периода раннего средневековья, тюркской религии.Закрепление изученного материала проводится в форме тестирования по основным вопросам темы.

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ

1.1 Быт и культура тюрков

Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину.

1.2 Религиозные представления

Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.

1.3 Язык и письменность

Изменение лингвистической карты Казахстана. В сере­дине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казах­стана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они де­лились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд ло­кальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ

2.1 Устное творчество

В VI-VIII вв. среди тюркоязычных пле­мен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восхо­дящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической ли­тературе.

2.2 Эпическое искусство

Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похож­дениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала).

2.3 Вклад Аль-фараби в науку

В трудах Ал-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить к существу дела, два замечания вводного характера.

Во-первых, Ал-Фараби высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера научного исследования формирует культуру человека, способность его быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен Е выполнять высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В VIII в. на территории Казахстана вырисовываются два полити­ческих центра - Алтай-Жетысу и Сарыарка.

Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2 Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.

4 ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической.

5 ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.

6 Стела Тоньюкока Стела Культегина ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

7 Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифровона датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было Тенгри (Бог). Слово Тенгри, написанное орхонским письмом Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.

8 Некоторые ученые считают, что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период. Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык

10 Согдийское письмо (согдийский алфавит) одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д. На согдийском языке тексты писались справа налево. Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.

12 НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского кагоната - Бильге-кагона. В памятнике упоминается и младший брат кагона - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина. Эпитафия была обнаружена Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.

14 Какие сведения об истории Тюркского кагоната приводятся в данном тексте? Как вы думаете, почему правители Восточнотюркского кагоната ссылаются на историю Тюркского кагоната? Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?

17 Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстона. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник Деде Коркыту в Нахичевани, Азербайджан

20 Огуз- хан на туркменских денежных купюрах

21 РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ Тенгрианство комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри обожествлению неба.

22 БОГИ Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. Умай- жена Тенгри, покровительница домашнего очага и женщин. Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли трехглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти. Жер-Су- Земля-Вода. Землю и воду считали священными. Кок- бори- Волк. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

23 Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри Строение мира по тюркскому мировоззрению

24 Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.

26 С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготавливали тамары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.

27 У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагона византийский посол прошел обряд очищения огнем.

29 6. Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение: А)камням В) океану С) коню D) огню 7. Верховное божество тюрков: А) Тенгри В) Будда С) Мани D) Заратуштра 8. Обереги из шерсти и когтей волка от сглаза и беды назывались: А) балбалы В) тамары С) дины D) тамги 9. Умай-она считалась покровительницей А) скота В) земли и воды С) домашнего очага и детей D) воинов 10. Священное животное тюрков А) барс В) тигр С) медведь D) волк

Читайте также: