Дуэли в творчестве пушкина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Дуэли Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, попадал с двадцати шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Дуэли — это странная черта в Пушкине. Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.
Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним. После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу ( далеко не красавицу) .
Итог: дуэль отменена.

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи.
Итог: дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина.
Итог: дуэль отменена.

4. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно".
Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

5. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил.
Итог: дуэль отменена.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание.
Итог: дуэль отменена.

7. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим.
Итог: дуэль отменена.

8. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами.
Итог: дуэль отменена.

9. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре.
Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

10. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда.
Итог: дуэль отменена.

11. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша.
Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: дуэль отменена.

13. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве.
Итог: дуэль отменена.

14. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана.
Итог: дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора.
Итог: дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты.
Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) , а сам Пушкин от выстрела отказался.

17. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне.
Итог: дуэль отменена.

18. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы.
Итог: дуэль отменена.

19. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял сексуальный интерес.
Итог: дуэль отменена.

20. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием.
Итог: дуэль отменена.

21. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу.
Итог: дуэль отменена.

22. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей.
Итог: Дуэль отменена.

23. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе.
Итог: Дуэль отменена.

24. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.
Итог: Дуэль отменена.

25. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье.
Итог: Дуэль отменена.

26. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль француза Жоржа Дантеса
Причина анонимное письмо, в котором говорилось, что жена Наталья изменяет ему с Дантесом.
Итог: Пушкин убит.


Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня, 10 февраля 1837 года умер. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов…
То, что Александр Сергеевич Пушкин велик, гениален, божественен, стало истиной не сегодня. Пушкин действительно порождает живое, непосредственное, трепетное к себе отношение. Поколения его читателей и почитателей не могут смириться с его смертью. Ведь если Пушкин удивителен и необъясним, то и жизнь его, и гибель его не могут быть обыкновенны. Поэтому рядом с Пушкиным существует другой Пушкин — мифологический. И этот последний уж точно бессмертен. Мы собрали наиболее яркие мифы и легенды, связанные с знаменитой дуэлью Пушкина…

Изменял ли Пушкин своей жене Наталье?

Незадолго до дуэли поэта в петербургском обществе начал ходить слух о том, что Пушкин якобы завел интригу с сестрой своей жены, Александрой Гончаровой. Главным доказательством считали золотую цепочку с крестиком, принадлежащую Александре и найденную однажды в постели у Пушкина.
Перед смертью, когда Пушкин уже лежал на предсмертном одре, он попросит своего секунданта Данзаса передать ее Александре.

Возможно, никакой интриги не было, просто Пушкин оказывал Александре знаки внимания, которые с виду походили на ухаживания. К тому же, перед дуэлью Пушкин попросил у нее приданое – семейное серебро. Оно было заложено, но так и не выкуплено.

Именно на эти деньги поэт купит пистолеты для дуэли. Быть может, ту цепочку Пушкин решил отдать в знак хоть какой-то материальной компенсации. Также существует версия, что вся эта история была выдумана Дантесом, чтобы переключить общественное внимание с убийства поэта на его частную жизнь.

Зачем Дантес завел интригу с Натальей Гончаровой?

В петербургских кругах хорошо знали про нетрадиционные пристрастия Жоржа Дантеса, в частности, о его связи с бароном Луи Геккерном. Чтобы отвести от себя суесловия окружающих, барон Геккерн решает усыновить Дантеса и хлопочет у голландского короля о бумагах, подтверждающих усыновление, а ему самому советует завести ничем не обязывающую интригу, например, с какой-нибудь известной замужней дамой.

Кто был автором оскорбительных писем Пушкину?

Их автором Пушкин считал барона Геккерна. По крайней мере, об этом можно было догадаться по почерку и качеству бумаги. Геккерну такой ход был выгоден. Во-первых, поскольку письма были анонимными, барон не рисковал быть вызванным на дуэль, а, во-вторых, он видел, что его приемный сын Дантес зашел слишком далеко в попытках очаровать Наталью.

Можно ли господам было примириться?

25 января, за два дня до дуэли, в дом к Пушкину приезжает барон Геккерн. Он хочет только одного – мириться: вражда семей зашла слишком далеко.

Пушкин же, еще не забывший анонимные оскорбления, буквально вышвыривает Геккерна из своего дома и вгорячах отправляет барону письмо, где в чрезвычайно резких выражениях отказывает его семье от мира. Пушкин понимал, насколько оскорбительным был его тон. Ответ был незамедлительным: дуэль.

Жульничал ли Дантес на дуэли?

По правилам того времени, дуэлянты не имели право надевать защитную кольчугу. Во время дуэли 27 января секунданты почему-то, как это им предписывал кодекс, не проверили наличие кольчуг у Пушкина и Дантеса. Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот.

Упав на снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку. По словам Дантеса, пулю задержала пуговица от мундира. Однако в таком случае пуговица должна была только увеличить рану. К тому же, после выстрела Дантес упал и получил контузию, что говорило о том, что он все-таки надел кольчугу.

Можно ли было спасти поэта?

Несомненно, окажись раненый Пушкин в руках современных врачей, спасти его не представляло большой трудности. Однако врачи, к которым он попал 27 января 1837 года, наделали массу ошибок.

Например, не оказали первую помощь на месте ранения, из-за чего Пушкин потерял много крови. Более того, обескровленному поэту зачем-то ставили пиявок и прикладывали холодные компрессы вместо положенных теплых. Усилиями врачей солнце русской поэзии смогло просветить только два дня.

Известно, что при жизни он участвовал приблизительно в 30-ти дуэлях. Правда, большая их часть так и не состоялась, конфликты решались мирно.

Дуэль, как социальное явление того времени, нашло отражение в нескольких произведениях Пушкина:

Причина — прекрасная Ольга (любовь Ленского), которой Евгений уделил излишнее внимание на балу.

Дуэль заканчивается трагически: Онегин убивает своего друга.

Пушкин в этом произведении выставляет дуэль как глупое и бессмысленное явление, которое не стоит человеческой жизни.

Ольга быстро забыла своего погибшего возлюбленного, а главный герой потерял друга и приобрел тяжелейшее чувство вины на всю жизнь.

Причиной их конфликта становится девушка — Марья Миронова (капитанская дочка). Ранее она отказала Швабрину, сделавшему ей предложение. Швабрина тот отказ задел, и теперь он зол, что она оказывает внимание Гриневу.

Обе дуэли проходили на шпагах.

Первая дуэль закончилась ничем: дуэлянтов остановили и заставили примириться.

Вторая дуэль закончилась ранением Гринева: Швабрин воткнул ему шпагу в грудь, когда тот отвлекся на прибежавшего слугу Савельича.

Гринёв выжил. Через несколько дней, когда он пришел в себя, Алексей Швабрин пришел к нему с раскаянием. Противники помирились.

Здесь Пушкин достоверно показывает, как меняются отношения между противниками, которые, в конце концов, становятся друзьями. И снова намекает на бессмысленность дуэли как социального явления.

Когда-то между ними состоялась дуэль. Молодой повеса стрелял первым и промахнулся. Когда Сильвио собрался стрелять, он увидел, что его противник совершенно не боится ответного выстрела, а спокойно ест черешню.

Сильвио эта ситуация взбесила. Он не стал стрелять в ответ, а вскоре и вовсе покинул город.

Через 6 лет он узнал, что тот самый молодой граф женился. Сильвио решил приехать к нему и завершить начатую шесть лет назад дуэль.

Дуэль повторилась: граф стрелял первым, но выстрелил в сторону. Сильвио прицелился в графа и уже собирался убить его, но увидев его страх и слезы его жены, он отвел пистолет и тоже выстрелил в сторону. Удовлетворенный местью, Сильвио покинул дом.

В этом произведении Пушкин показывает, как легко рисковать жизнью, когда ты молод, и тебе нечего терять. И какой серьезной становится дуэль, когда хочется жить.

В начале жизни он описывается как горячий и смелый, дуэль кажется ему игрой:

Позже он описывается, как утерявший всякий интерес к яркой жизни:

В этом произведении Пушкин хотел показать, как меняется темперамент человека с возрастом.

В заключение можно сказать, что Александр Пушкин очень умело использовал явление дуэли в своих произведениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Дуэль в жизни А.С.Пушкина

Светская честь являлась почти предрассудком, но продолжала играть важнейшую роль в пушкинский период. Пушкин как представитель своей эпохи в полной мере разделял не только её убеждения, достоинства, но и предрассудки. Однако не только в этом кроются причины многих его дуэльных историй. Играли свою роль особенности личностного характера, необузданный темперамент африканской крови. Для поэта дуэль была делом чести. Он любого мог вызвать на поединок.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 28 раз. В двадцати поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением.

История дуэлей Пушкина - история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям. Поэтому поединки, происходившие в жизни поэта, нашли свое отражение и в его творчестве.

1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга за
сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.

За ужином объелся я. /Да Яков запер дверь оплошно,

Так было мне, мои друзья, /И кюхельбекерно, и тошно.

В этом же году состоялось еще 3 дуэли: Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции (причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил), майора Денисевича (последний сделал ему замечание за вызывающее поведение в театре), поэта Кондратия Рылеева, который пересказал на светском вечере шутку про Александра Сергеевича. Эти дуэли были отменены.
1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.

1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов, так как они не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Они стрелялись, но оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65- летнего статского советника Ивана Ланова, с которым поссорились во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло. Причина: тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и они не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого, с которым Александр Сергеевич спорил за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Поэт не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (об этом рассказывал собеседник) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского миллионера Инглези, так как домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Прапорщик генерального штаба Александр Зубов вызвал на дуэль Пушкина, уличившего Зубова в шулерстве во время игры в карты. Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо из-за личной неприязни к этой персоне. Итог: дуэль отменена.

1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, члена Северного общества за то, что Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.

1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский, к даме которого Пушкин проявлял интерес. Итог: дуэль отменена.

В 1828 году Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына (поэт написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием) и секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене, с которым поссорился на балу из-за дамы. Обе дуэли были отменены.

1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова, который выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, где поэт сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных

дел Семена Хлюстина, который выразил свое недовольство стихами Пушкина. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба за нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.

1837 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса.

Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Пушкин скончался от ранения 29 января 1837 года. Дуэль сыграла роковую роль в жизни поэта.

Дуэль в творчестве А.С.Пушкина

Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла.

Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. В романе нет указаний на это. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий. Знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе.

Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый – потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй – чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет первым, а идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижного.

Почему же Онегин выстрелил первым? Почему он не стрелял мимо? Едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух. Скорее, это было бы расценено как оскорбление. В случае же безрезультативной дуэли она бы перестреливалась до получения первой крови дуэлянтом или гибели одного из них.

Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, действовали не по своей воле, а подчинялись установленным правилам. Поэтому Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Его поведение определяется колебаниями между естественными движениями души, человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть трусом и шутом. Не нарушая условные нормы поведения у барьера, он и стреляет в Ленского.

Убив Ленского на дуэли во имя норм светской морали, Онегин испытывает угрызения совести. Вместе с тем убийство Ленского стало не только незаживающей раной в душе Онегина, но и началом перелома в его мировоззрении. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял пагубность светской морали. Эта сердечная боль стала источником трагедии Онегина, открыла путь к возрождению героя.

Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.

Дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

И эта сцена переговоров, и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, не совсем так. По утверждению большинства авторов, А.С. Пушкин представляет здесь столкновение двух эпох.

Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла и считает ее абсурдом. Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои. Старый офицер не мог понять смысла дуэли, потому что она не входила в систему его представлений о нормах воинской жизни. С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил.

Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар. Бесчестный поступок Швабрина, ранившего своего противника в момент, когда тот отвлекся, становится прологом его дальнейшего нравственного падения.

Таким образом, поединок Гринева и Швабрина позволяет выявить точку зрения на дуэль людей различных поколений. Кроме того, она является средством характеристики героев.

Дуэли Пушкина и его героев

Т. П. Волохонская

В связи с дуэлью важнейшей фигурой повествования становится секун­дант Ленского.

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

Бывало, он трунил забавно,

Умел морочить дурака

И умного дурачить славно,

Иль явно, иль исподтишка,

Хоть и ему иные штуки

Не проходили без науки,

Хоть иногда и сам впросак

Он попадался, как простак.

Культ страстей сочетается в Зарецком с мелкой расчетливостью, яр­кость — с ограниченностью.

Умел он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их.

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и умом.

Уж поздно; время улетело.

К тому ж — он мыслит — в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист.

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов.

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотись без лишних слов

Сказал, что он всегда готов.

В дуэлях классик и педант,

Любил методу он из чувства,

И человека растянуть

Он позволял — не как-нибудь,

Но в строгих правилах искусства,

По всем преданьям старины

(Что похвалить мы в нем должны).

Онегин выбирает в секунданты слугу: это демонстративное пренебре­жение к процедуре дуэли созвучно пушкинским настроениям и оценкам. Однако есть в романе строки, свидетельствующие о том, что автор не может вполне отрешиться от восприятия дуэли как живого и азартного способа проучить оскорбителя:

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье.

Эта воображаемая ситуация прорисована Пушкиным в леденящих душу подробностях:

Скажите: вашею душой

Какое чувство овладеет,

Когда недвижим, на земле

Пред вами с смертью на челе,

Он постепенно костенеет,

Когда он глух и молчалив

На ваш отчаянный призыв?

Другие дни, другие сны;

Смирились вы, моей весны

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал .

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любовных дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе.

Своя свобода есть и у Барона:

Мне все послушно, я же — ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

В черновиках Пушкина — то Кубович, то Якубович. Связь вымышленного персонажа с реальным А. И. Якубовичем очевидна. Конечно, связь непрямая. Якубович был человеком другой судьбы: он был осужден на вечную каторгу в Сибирь за участие в восстании декабристов. Вместе с тем поведение Якубовича во время восстания, видимо, заставило Пушкина почувствовать в нем потенциального предателя. 14 декабря Якубович появляется то в стане мя­тежников, то среди сторонников императора Николая, вызывая недоумение в обоих лагерях. Возможно, в этом была какая-то политическая игра, но об истинных планах декабриста можно только строить догадки. Надо полагать, Пушкин не простил ему этой двойственности.

Одиночество, непонимание, окружающее ярких людей, — важнейшая и глубоко личная тема пушкинской лирики 30-х годов.

О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Как всегда у Пушкина, позиции обоих противников созвучны его лич­ному опыту. Ответ Вольтера скрывает горчайшую самоиронию автора, его понимание относительности всякого — даже правдивого и верного — взгляда на жизнь. Развитие дуэльной темы у Пушкина показывает невозможность для поэта поделить людей на безусловно правых и виноватых.

В 30-е годы поэт утрачивал прежние, гармоничные отношения с жизнью. Пушкинская гармония всегда была сложной: она включала в себя исторические катаклизмы и личные драмы поэта, его разочарования, ссоры и дуэли. И вместе с тем, читая Пушкина, мы всегда испытываем присущее поэту ощущение взаимосвязи всего живого, радость бытия. В конце 30-х эта радость стала, видимо, иссякать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Ситникова Алина

ученица 8 класса

Руководитель:

Канурина Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы

с.Тихоновка, 2019 г

Глава 2. Дуэль в жизни и творчестве А.С Пушкина.

2.1. Дуэль в жизни Пушкина…………………………………………………. 4-6

Целью работы является анализ произведений А.С.Пушкина, в которых изображены дуэли, их сопоставление.

Задачи :

ознакомиться с дуэльным кодексом и историей дуэли в России;

проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина;

выявить особенности изображения дуэлей и определить авторское отношение к поединку.

Актуальность данной работы обусловлена особым интересом сегодня к дворянской культуре и истории нашей страны.

Дуэль (фр. duel строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией.

Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.

1.2 Цель дуэли

Целью дуэли было восстановление чести, снятие с обиженного позора, нанесенного оскорблением.

Глава 2. Дуэль в жизни А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин был поэтом невротического типа, на его счету значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест.

Дуэльная часть его биографии не дает покоя многим исследователям, включая меня.
1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку Лошакову (между прочим далеко не красавицу) на балу. Итог: дуэль отменена.
1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.
1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов. Причина: не поделили ресторанныйоркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу ТодораБалша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика СкартлаПрункуло. Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль СеверинаПотоцкого. Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Причина: Саша не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают, прим. мое) и обсмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези. Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.
1832 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) а сам Пушкин от выстрела отказался.
1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял интерес. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкина вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причина: неизвестная девушка на балу. Итог: дуэль отменена.
1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова.
Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграмами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Итог: Пушкин убит.
Подведем краткие промежуточные итоги. Пушкин замешан в 26 дуэлях. Из них на 5 дуэлях хоть как-то стреляли. Из них на 1 дуэли кто-то кого-то хотя бы ранил. Из них на 1 дуэли кто-то был убит и этот кто-то - сам Пушкин.
На основе этой статистики я делаю вывод о том, что меткость Пушкина была историками и биографами преувеличена, "поэтом-убийцей" его также называть, конечно, не стоит. Ясно, что он был крайне скандальный, вспыльчивый, пишущий при этом отличные стихи.

2.1 Дуэли в творчестве А.С.Пушкина

2-я дуэль в творчестве: Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.Дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

В романе автор касается вопросов, которые можно назвать вечными, общечеловеческими.

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Дуэль Онегина с Ленским состоялась 14 января 1821 года.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убитна дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a labarriere (стреляться на барьер).

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль?Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

- Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои.

Вряд ли и сам Петр Андреич сумел бы объяснить разницу между поединком и вооруженной дракой. Но он – человек иной формации – ощущает свое право на это не совсем понятное, но притягательное деяние.

С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и неопределен.

Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.

Возможности такие возникали часто. Особенно в армейском захолустье, среди изнывающих от скуки и безделья офицеров.

Пушкин – не первый, кто показал дуэль в своих произведениях, но у него эпизод дуэли возвышается до поединка морального, становится эпизодом художественно универсальным. В своих произведениях Пушкин показал разные поединки: между Гриневым и Швабриным, Онегиным и Ленским.

Читайте также: