Дружба в бизнесе эссе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Есть разные взгляды на то, стоит ли делать работу и/или бизнес с друзьями. Распространена идея о том, что дружба при открытии нового бизнеса – это штука нежелательная. В то же время, бывает так, что основатели фирмы являются друзьями и успешно ведут бизнес. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что дружба – это польза или помеха для дела.

Нужны ли вообще партнёры в бизнесе?

Что касается бизнеса, то вообще часто возникает вопрос о том, а надо ли вообще начинать новое дело вместе с партнёром? Или лучше начинать всё одному?

Партнёры уместны, как правило, в том случае, если люди друг друга взаимодополняют. К примеру, у одного хорошо развиты навыки “продажника”, а другой – отлично разбирается в технических вопросах дела. Часто в таких случаях получаются сильные союзы, которые в итоге приводят к хорошим результатам. Хотя, каждый случай, конечно, индивидуален.

Дружба на работе усложняет ситуацию

Представьте, что генеральный директор является другом одного из акционеров компании. В случае возникновения неоднозначных ситуаций, возможны сложные ситуации. В таком случае, люди могут могут попасть в идиотское положение. Это относится и к акционерам и к самому наёмному генеральному директору.

Как правило, когда вы работаете со знакомыми или родственниками на работе или в бизнесе, то всё может протекать гладко. Но в случае возникновения конфликтов, горят они намного сильнее, чем если бы вы бы просто наняли человека со стороны. Это скандал. Дело в том, что люди себе могут позволить по отношению к близкому человеку намного больше, чем к тем людям, с которыми их ничего не связывает.

Если изначально договориться обо всём с партнёром, то возможность конфликтов исключена. Дружба в бизнесе несёт в себе такой риск: профпригодность друга и партнёра в одном лице. Он может быть просто другом, а работу свою делать не может. Это и есть тот самый риск дружбы в бизнесе, а также дружбы на работе, а также родственников в бизнесе и на той же работе. Именно поэтому общая рекомендация такова: нежелательно брать к себе на работу и в бизнес друзей и родственников. И я эту позицию разделяю, хотя такой соблазн есть у всех. Но тогда надо с близкими людьми стараться работать на общих основаниях со всеми остальными. Иначе это навредит вашему делу.

Многие люди не готовы к тому, чтобы тащить за собой эмоциональный груз прошлого, когда вы вместе ходили в школу и знаете друг друга с детского сада.

Лично я бы не стал рекомендовать хорошего друга на работу в свою компанию, даже если он отличный специалист. Просто потому, что возникает конфликт интересов, а также невозможность объективно оценивать кандидата. В то же время, это деловая практика в России весьма распространена. Есть такое понятие как кумовство. Многие специалисты считают, что это уже устаревшая практика.

А что вы думаете про дружбу в бизнесе и на работе? Пишите в комментариях.

Знаменитый бизнесмен Джон Рокфеллер утверждает в данном высказывании, что деловые отношения, которые перерастают в дружеские, лучше бизнеса, который изначально строится друзьями. Прежде всего, он имеет в виду многочисленные случаи того, как совместное ведение дел портило прежде очень крепкие дружеские отношения.

Джон Рокфеллер

Обратимся к теоретическим аспектам этого изречения Рокфеллера. Бизнесом называется инициативная коммерческая деятельность, которая осуществляется за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность. Главные цели любого бизнеса – это получение прибыли и дальнейшее развитие собственного дела. Дружбой же называются устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми. В их основе нет никакой корысти – только симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность. А бизнес – это всегда очень прагматичная экономическая деятельность, в основе которой лежат рабочие, а не личные отношения.

Подводя итоги своих рассуждений, я хотел бы ещё раз частично не согласиться с Джоном Рокфеллером, сделав следующие выводы. Настоящая дружба должна быть основана на личных бескорыстных отношениях, а не строиться на каких-то деловых расчётах. Иначе это уже не дружба, а сделка. Нельзя смешивать личные и рабочие отношения, а способность друзей строить совместный бизнес и не терять дружбы зависит только от них самих. Чья-то дружба разрушается из-за совместных дел, но чьи-то дружеские отношения преодолевают любые препятствия.

— Стоит сказать, что отношения двух собственников значительно отличаются от того, что было приведено выше.

Начну с дружбы. Если люди работают профессионально, то это приводит к партнерским и дружеским отношениям. Но по-другому обстоит дело с принципом, если строить бизнес на дружбе. Это уже опасно. В данном случае может произойти конфликт ценностей. Бизнес функционирует нормально, если люди работают ради достижения целей в соответствии с ценностями бизнеса. Но когда основные и главные ценности являются дружбой, то бизнес-ценности становятся второстепенными. Как следствие, бизнес начинает хромать.

— Если правильно строить бизнес, то бизнес-модель будет определяться миссией. А бизнес-миссия определяется видением собственника, иными словами, какая у бизнеса философия, такая и должна применяться бизнес-модель. Как наемный управленец, я придерживаюсь бизнес-модели, которая работает на миссию. Бизнес-модели зависят, прежде всего, от сферы деятельности организации. Например, если вы разрабатываете инструменты, то у вас будет одна бизнес-модель, если продаете коучинг, то другая.

— Вы упомянули коучинг. Уже не редкость, что некоторые руководители используют коучинговые методики в процессе управления. Как, по-вашему, стоит ли за этим будущее или это просто мода? Используете ли Вы коучинговый стиль управления? Расскажите о своей методике управления: на чем Вы делаете в первую очередь акцент?

— Начну так: правильно то, что работает. Эффективность такой работы зависит от множества факторов. Во-первых, от характера бизнеса. Для одного бизнеса является эффективным один способ, для другого другой. Во-вторых, от степени развития организации и характера деятельности сотрудников. Если организация молодая, то, как правило, в ней превалирует директивный стиль управления. Но когда сотрудники осваивают базовые навыки, стиль меняется с директивного на поддерживающий.

Если затрагивать виды деятельности, директивный стиль управления применяется в простых и ясных операциях. Как правило, операции в данном случае рутинные и однообразные. Но, допустим, если речь идет о творческой работе (технический специалист, инжиниринг), то директивный метод здесь опускается и ему на смену приходит поддерживающий стиль, в котором существуют такие понятия, как свободное творчество, особое доверие и оценка окончательного результата.

Вообще коучинг интересен в плане внешнего позитивного воздействия на организацию. В первую очередь, для руководителей. Но внутри организации тоже должны присутствовать элементы коучинга, в частности во время процесса управления.

— Что Вы можете рассказать о контроле над творческими личностями? Ведь к ним нужен немного другой подход…

— Эмоциональный интеллект или компетентность. Современные руководители убеждают себя и других, что эмоции сотрудников только мешают работе. Насколько, по Вашему мнению, уместно проявление эмоций на рабочем месте или их нужно всячески сдерживать? И как вообще эмоциональная компетентность влияет на мотивационный аспект?

— Эмоции проявлять необходимо. Главное, не следует делать каких-то акцентов. Выражение эмоций со стороны руководителя должны быть, то есть определенному состоянию организации и бизнеса или определенному результату должны соответствовать определенные эмоции. Через эти эмоции мы показываем людям наше текущее отношение к результатам или методам управления. Например, если все хорошо — мы должны радоваться, если же все плохо — показывать свое огорчение. Радость и огорчение — мы должны это показывать.

Очень часто сотрудники отделяют свое состояние, то есть свои задачи, от того состояния, в котором находится организация. Если организации плохо, то данное состояние должно адекватно отражаться.

Конечно, было бы ошибкой говорить, что эмоции необходимы в первую очередь. Иногда мы не в состоянии их сдержать. Безусловно, нужно учитывать те ситуации, где могут быть проявлены наши эмоции, но не всегда получится сдержать их.

Эмоции, прежде всего, нужны для четкого понимания сотрудниками основных задач организаций. Сотрудники должны знать, что плохо для организации, а что хорошо.

— Вопрос о методе кейсов. Какие интересные кейсы Вы можете привести в пример? Какие Вы лично используете и почему? Можете рассказать, как у Вас проходит собеседование? Чем Вы обычно интересуетесь и что для Вас является важным?

— Если мы работаем профессионально, то для определенных типов должностей необходимы соответствующие типы качеств. Допустим, для бухгалтера необходима усидчивость, любовь к цифрам, а также приветливость и услужливость по отношению к руководителю. Кстати, услужливость хорошее слово, но для некоторых сотрудников оно почему-то носит негативный характер.

Соответственно, для разной работы нужны разные качества: где-то нужно уметь говорить нет, где-то необходимо обладать коммуникабельностью и т. п.

— Что Вы можете рассказать об управлении мотивацией? Можно ли стимулировать сотрудников или нужно нечто другое?

Почему бизнес и дружба несовместимы? 10 причин

Большинство людей ошибочно полагают, что совместное ведение бизнеса с друзьями только способствует его скорейшему и удачному развитию. Отчасти это так. Всегда можно привести положительные примеры бизнес-партнёрства с друзьями. Но дело в том, что известными стали только удачные примеры такого сотрудничества. Гораздо больше предпринимателей, имеющих негативный опыт неудачного ведения дел с друзьями. Бизнес и дружба чаще всего не способны существовать вместе.

10 причин, почему бизнес и дружба несовместимы:

1. Дружба и бизнес – не одно и тоже

Прекрасные отношения, сложившиеся между друзьями, совсем не обязательно должны перерасти в успешное деловое партнёрство. Чаще всего оказывается, что друзья имеет совершенно противоположные мнения по той или иной производственной ситуации.

Доверяя друзьям решение вопросов, люди почему-то уверены, что в том, что друг поступит также, как и он сам. Но поступить по-дружески вовсе не означает поступить правильно.

Поэтому дружба не всегда является залогом успешного ведения дел.

2. Разделение должностных обязанностей между друзьями обычно ведёт к недопониманию

Не секрет, что в бизнесе всегда есть не очень приятные обязанности. Для успеха важно так распределить роли, чтобы неприятными обязанностями занимался наиболее подготовленный для этого сотрудник. А если таким сотрудником является друг?

Если поручить ему малоприятные обязанности, то это может вызвать обиду.

Именно поэтому очень сложно бывает правильно распределить обязанности между друзьями.

3. Друзья чаще всего ставят перед собой разные цели


Для того, чтобы бизнес-проект стал успешным, необходимо чтобы сотрудники ставили перед собой одинаковые цели. Дружба не всегда способна вести бизнес в правильном направлении.

Ну а если, один из друзей стремится к созданию устойчивого бизнеса, способного приносить постоянный доход только в будущем, а другой друг рассматривают свою работу как способ заработать деньги именно сейчас? Понятно, что цели, которые они ставят перед собой, существенным образом отличаются от убеждений другой стороны.
Не всегда поставленные перед собой друзьями цели совпадают. Очевидно, что это не способствует успешному развитию бизнеса.

4. В провале всегда легче обвинить других

Статистика свидетельствует о том, что более 75% новых бизнес-проектов терпят крах в течении первых 1-2 лет. При этом учредители несут не только финансовые потери, но и моральные издержки. В таких ситуациях и проверяются на прочность дружеские отношения. Чаще всего люди не хотят равномерно делить ответственность за провал, обвиняя во всём другую сторону.

Именно в такие моменты приходит осознание ошибки совместного ведения бизнеса с друзьями.

5. Общие бизнес обязательства разрушают дружбу

Готовность вложить личные средства в собственное дело не всегда присуща всем друзьям. Однако, как показывает жизненный опыт, люди обычно не всегда готовы терпеть материальные трудности, имея возможность залезть в средства бизнеса. То есть, они путают свой карман и кассу предприятия. Такое отношение подвергает дружбу серьёзному испытанию.

6. Успешный бизнес строится только профессионалами

Каждый человек ошибочно считает себя специалистом во многих сферах. Друзья всегда просят поручить им то направление, в котором они считают себя специалистом. Но дружба мешает объективной оценке способностей человека.

Например, ведение учёта финансовых средств, по мнению многих людей, под силу любому человеку, тем более другу. Грамотный учёт – дело бухгалтеров, поэтому поручать ведение учёта дилетанту, пусть даже другу является ошибкой.

Непрофессиональные действия друзей обычно приводят к провалу. То есть в этом случае становится очевидной ошибка назначения друзей-неспециалистов на ответственные должности.

7. Дружба ослабевает от постоянного обсуждения бизнес-проблем

Конечно, в спорах рождается истина. Но как утверждают социологи, для снятия стресса надо периодически отвлекаться от проблем.

Друзья общаются постоянно, часто обсуждая проблемы и в нерабочее время. Во многих случаях такие действия только усугубляют стресс. В этом случае велика вероятность того, что человек не сдержит эмоции и не сможет объективно разобраться в ситуации.

А если в коллективе трудятся обычные коллеги, то предприниматель получает возможность спокойно, без эмоций, обдумать создавшуюся ситуацию и принять правильное решение.

8. Друзей морально трудно упрекнуть

Поэтому дружеские отношения в данном случае только мешают делу.

9. Успех тоже может быть вреден для дружбы

Как уже отмечалось, цели у друзей чаще всего бывают разными. Если в результате совместных усилий, появятся первые положительные результаты, то реакция будет тоже разной. При успехе люди испытывают эмоциональный подъём, возводя при этом свою самооценку на головокружительную высоту.

Вместо того, чтобы удвоить усилия, люди обычно расслабляются, считая, что цель достигнута. Такие действия вызовут у другой стороны раздражение, которое неизменно выплеснется наружу.
В этом случае дружба опять сыграет против бизнеса.

10. Бизнес должен уметь приспосабливаться, а дружба – нет

Настоящая дружба всегда постоянна, независимо от внешних условий. Но, чтобы достигнуть успеха в бизнесе, надо идти в ногу с меняющимися внешними условиями и, соответственно, адаптироваться к ним. Со стороны может ошибочно показаться, что человек изменяет своим прежним принципам.

Очевидно, что далеко не всякий друг может принять такую позицию. В итоге дружба прекращается, а дело страдает.

Читайте также: