Древний рим танец кратко
Обновлено: 05.07.2024
Греческая религия всеми своими таинствами, обрядами и божественными образами полностью перешла в Рим. Римляне лишь поменяли имена богов, оставив за ними их прежние функции. Так, верховный бог Зевс стал называться Юпитером, его супруга Гера, покровительница домашнего очага, — Юноной, бог морей Посейдон — Нептуном. Танцевальное искусство древних греков также оказало большое влияние на римлян. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземленные, видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, в них начали все чаще изображать и выражать страсть, что совсем не соответствовало высокому религиозному предназначению пляски в Древней Греции.
Долгое время римляне знали только одни священные пляски в честь божеств. Самыми знаменитыми были пляски салийских жрецов в честь бога войны Марса. Двенадцать жрецов из самых благородных мужей Рима, облаченные в богатые платья, расшитые золотом, вооруженные железными латами с копьем в одной руке и щитом в другой, плясали в храме Марса во время жертвоприношений и в торжественных шествиях.
К танцам обращались и во время страшных событий. Когда Рим настигла ужасная эпидемия чумы, которая почти опустошила великий город, сенаторы, чтобы умилостивить богов и развлечь народ, приказали устраивать на улицах и площадях театральные представления и пригласили бродячих артистов из других стран. Бродячие артисты и познакомили римлян с новым, незнакомым для них искусством — пантомимой.В пантомиме без слов, только с помощью мимики, танца и жеста рассказывалась удивительная история, понятная всем, кто смотрел представление.
Искусство пантомимы у древних римлян достигло высшей степени совершенства. Артисты в живых и выразительных движениях могли передавать и поэзию, и историю, и легенды, и самые сокровенные, глубокие чувства и ощущения. Зрители прекрасно понимали этот немой язык, который являлся для них даже более ясным, чем декламация.
Каждый религиозный и государственный праздник сопровождался театральными представлениями, в том числе и пантомимными, торжественными шествиями, иллюминацией и раздачей подарков. Число праздничных дней в году, отмеченных различными зрелищами, во времена расцвета Римской империи достигало 100. Представления устраивались в огромных амфитеатрах и цирках, вмещавших до 100 тысяч зрителей. Самым знаменитым таким амфитеатром считается Колизей — спектакли могли смотреть одновременно 90 тысяч человек. Арена амфитеатра, с сложными подземными переходами, была оборудована для сложнейших технических эффектов. В этих амфитеатрах и ставились грандиозные пантомимные представления. Сюжетами служили мифологические или аллегорические сюжеты, изображались приключения богов, в иносказательной форме прославлялись деяния императоров. Зачастую один артист играл сразу несколько персонажей, пластически перевоплощаясь то в грозного бога-громовержца Юпитера, то в нежную влюбленную женщину, то в хитрого торговца, то в величественного полководца, то в победоносного Ахилла.
Во времена упадка Римской империи пантомимы превратились в безнравственные зрелища. Римляне все больше жаждали острых ощущений — и исполнителей в сценах гибели подменяли настоящими преступниками, осужденными на смерть. Приговоренный, одетый так же, как актер, умирал на театральных подмостках.
Актеров пантомимы почитали не меньше, чем великих полководцев, при жизни им ставили памятники. Самыми известными пантомимными артистами того времени считались Пилад и Бафил. На их совместные представления толпами стекались зрители.
От античности до эпохи Возрождения
Танец в древнем мире
Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.
Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.
Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.
Танец в классической Греции
В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 — 348 годы до н.э. ) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.
Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха — танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.
Танец в Древнем Риме
Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.
У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей — во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы , которые были предшественниками позднего европейского карнавала.
Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э. ) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.
Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. — 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.
Греческая религия всеми своими таинствами, обрядами и божественными образами полностью перешла в Рим. Римляне лишь поменяли имена богов, оставив за ними их прежние функции. Так, верховный бог Зевс стал называться Юпитером, его супруга Гера, покровительница домашнего очага, — Юноной, бог морей Посейдон — Нептуном. Танцевальное искусство древних греков также оказало большое влияние на римлян. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземленные, видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, в них начали все чаще изображать и выражать страсть, что совсем не соответствовало высокому религиозному предназначению пляски в Древней Греции.
Долгое время римляне знали только одни священные пляски в честь божеств. Самыми знаменитыми были пляски салийских жрецов в честь бога войны Марса. Двенадцать жрецов из самых благородных мужей Рима, облаченные в богатые платья, расшитые золотом, вооруженные железными латами с копьем в одной руке и щитом в другой, плясали в храме Марса во время жертвоприношений и в торжественных шествиях.
К танцам обращались и во время страшных событий. Когда Рим настигла ужасная эпидемия чумы, которая почти опустошила великий город, сенаторы, чтобы умилостивить богов и развлечь народ, приказали устраивать на улицах и площадях театральные представления и пригласили бродячих артистов из других стран. Бродячие артисты и познакомили римлян с новым, незнакомым для них искусством — пантомимой.В пантомиме без слов, только с помощью мимики, танца и жеста рассказывалась удивительная история, понятная всем, кто смотрел представление.
Искусство пантомимы у древних римлян достигло высшей степени совершенства. Артисты в живых и выразительных движениях могли передавать и поэзию, и историю, и легенды, и самые сокровенные, глубокие чувства и ощущения. Зрители прекрасно понимали этот немой язык, который являлся для них даже более ясным, чем декламация.
Каждый религиозный и государственный праздник сопровождался театральными представлениями, в том числе и пантомимными, торжественными шествиями, иллюминацией и раздачей подарков. Число праздничных дней в году, отмеченных различными зрелищами, во времена расцвета Римской империи достигало 100. Представления устраивались в огромных амфитеатрах и цирках, вмещавших до 100 тысяч зрителей. Самым знаменитым таким амфитеатром считается Колизей — спектакли могли смотреть одновременно 90 тысяч человек. Арена амфитеатра, с сложными подземными переходами, была оборудована для сложнейших технических эффектов. В этих амфитеатрах и ставились грандиозные пантомимные представления. Сюжетами служили мифологические или аллегорические сюжеты, изображались приключения богов, в иносказательной форме прославлялись деяния императоров. Зачастую один артист играл сразу несколько персонажей, пластически перевоплощаясь то в грозного бога-громовержца Юпитера, то в нежную влюбленную женщину, то в хитрого торговца, то в величественного полководца, то в победоносного Ахилла.
Во времена упадка Римской империи пантомимы превратились в безнравственные зрелища. Римляне все больше жаждали острых ощущений — и исполнителей в сценах гибели подменяли настоящими преступниками, осужденными на смерть. Приговоренный, одетый так же, как актер, умирал на театральных подмостках.
Актеров пантомимы почитали не меньше, чем великих полководцев, при жизни им ставили памятники. Самыми известными пантомимными артистами того времени считались Пилад и Бафил. На их совместные представления толпами стекались зрители.
Греция дала Риму свою культуру готовой: в ней были и государственное идеальное устройство, и родственная по духу римлянам религия — искусство.
Создавать им пришлось только свое политическое значение; остальное все имелось готовым и было прекрасно.
Творчество и вкусы их не развились, и вот почему римляне остались грубыми в своей эстетике. Та видимая разнузданность, которую в греческих культах очищала их глубокая религиозность, стала на римской почве только поводом к разврату, так как их практический ум не создавал им религиозных иллюзий в той мере и чистоте, как это было у греков. Экстаз был почти чужд римлянам.
Прежде всего надо установить разницу в отношениях греков и римлян к изобразительным искусствам в их общественных проявлениях — играх, к театру и в частности к танцу.
Для греков, как мы знаем, их игры были актом богопочитатия. У римлян же, если и существовали священные игры, они все больше и больше вырождались в зрелища. В зависимости от этого искусство их теряет свои идеальные очертания и формируется уже вкусами народа, а не требованиями религии, как у греков.
Материалы по истории танцев римлян дает нам стенная живопись в Помпее al fresco в столовой Цицероновой виллы, где имеются изображения 14 танцовщиц, а также историки римского театра Теренций, затем Лукиан и Афиней.
Перешедший к римлянам танец Гименея был сильно искажен сравнительно с Грецией. Его танцевали в шкурах пантеры и до того неприлично, что Тиберий издал указ, которым все обучавшие этому танцу были изгнаны из Рима, а Домициан за его исполнение исключил из звания patres conscripti нескольких сенаторов, исполнявших этот танец публично.
Танцы в римском театре и мимы Средства выполнения трагедии, драмы и комедии на римской сцене мало чем отличались от греческого прототипа.
Читайте также: