Драматургия а вампилова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Драматургия А. В. Вампилова (1937-1972)

3. Лицедейство персонажей. Критик Вл. Новиков писал об “Утиной охоте”: “Зилов играет со всеми и каждым. Все и каждый играют с Зиловым. Лицедейство — осознанное и неосознанное выглядывает отовсюду”. Но то же самое можно сказать и о других пьесах Вампилова. В “Старшем сыне” у каждого из персонажей свой спектакль: Бусыгин играет роль “блудного сына”, Сарафанов изображает, будто он по-прежнему играет в филармоническом оркестре, а не на кладбищах, его дети делают вид, что они об этом ничего не знают, Нина изображает любовь к деревянному Кудимову, Макарская играет, как кошка с мышкой, с Васенькой.
Отношение Вампилова к игре в жизни невозможно свести к какой-то однозначной реакции: с одной стороны, его герои постоянно ищут подлинности в поведении и в человеческих отношениях, стремясь пробить стену лицедейства; с другой стороны, только в игре, шутовстве, непрерывном дуракавалянии реализуется невостребованная жизненная сила вампиловского героя, его азарт, его бьющая через край талантливость — именно энергия игры выделяет этого героя среди окружающих его масок. Именно с лицедейством связаны у Вампилова переходы комических ситуаций в трагические и наоборот. Невозможность разделить игру и жизнь, превращение игры в единственно доступную личности форму душевной активности, объясняет, почему более или менее безобидный розыгрыш (“Старший сын”, “Утиная охота”) переворачивают всю жизнь человека.

6. В пьесе "Утиная охота" наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: ":не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота - подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно - поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? "Знаешь, какая это тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет". Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.
Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. Нет конкретной, категорической оценки поступков, мыслей. Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова - это своего рода протест.
Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья" присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих "спасателей".

7. В драмах психологически тонко Вампилов мотивирует поведение всех без исключения героев. В разных объектах автор использует различные приемы. Мотивация чрезвычайно подробно детализирована автором, максимально выявлено в репликах и жестах. Важную роль в раскрытии психологического подтекста Вампилова играют эмоционально насыщенные паузы, придающие ей предельную внутреннюю напряженность. У всех персонажей свои повседневные дела, будничные заботы, но все они переживают случившееся накануне, каждый по-своему. Многоактные пьесы писателя в своей совокупности представляют собой единое полотно русской жизни во всем ее многообразии и сложности, во всей остроте её противоречий и неочевидности перспектив их преодоления, что отражается в художественном комплекс театра Вампилова в целом, в том числе и на жанровом уровне.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Кутулик, Иркутская область — 17 августа 1972, Порт Байкал) — советский драматург.

Звук. Музыкальных рядов нет – есть интересная речь персонажей. Важен случай – случайное обстоятельство эпизодов, случай является испытанием для героев. Личность героя проявляется через эпизоды драматически и трагические.

Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах. Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы. Монолог этот — о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей — скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

На первый план не любовные истории, а взаимоотношения отца и сына, хотя они не кровные родственники. Вспоминается возвращение блудного сына из библии. Тема сходить с ума или не сходить – они все сходят с ума от чувств. Все это перерастает в любовные взаимоотношения.

Почти все герои Вампилова молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность, - это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное "я", сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное, - то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Вообще особенность пьес Вампилова в том, что он не выносит своим героям последнего приговора. Автор предпочитает ставить многоточие. Такой финал мы видим и в последней пьесе автора "Прошлым летом в Чулимске". Эту пьесу по праву называют самой "чеховской" пьесой автора, из которой нельзя убрать даже запятой. Образ-символ этой пьесы - забор палисадника - является для героев пьесы индикатором на человечность. Большинство из них непрерывно разрушают калитку, искренне не понимая, зачем Валентина упорно продолжает ее чинить ("Ходит народ поперек и будет ходить").

По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:

Виктор Зилов — Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Кузаков — Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина— мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.

Официант Дима — одноклассник Зилова и Саяпина — высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине — ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить — но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно даёт понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребёнка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе. Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год. В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье. Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе. Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений. Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви — однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое. Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Воспоминание пятое. Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак), и его служащие обвинили автора в клевете.

52. Проблема "автор – повествователь" на рубеже 60-70-х гг. (Вен. Ерофеев, Саша Соколов).

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Кутулик, Иркутская область — 17 августа 1972, Порт Байкал) — советский драматург.

Звук. Музыкальных рядов нет – есть интересная речь персонажей. Важен случай – случайное обстоятельство эпизодов, случай является испытанием для героев. Личность героя проявляется через эпизоды драматически и трагические.

Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах. Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы. Монолог этот — о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей — скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

На первый план не любовные истории, а взаимоотношения отца и сына, хотя они не кровные родственники. Вспоминается возвращение блудного сына из библии. Тема сходить с ума или не сходить – они все сходят с ума от чувств. Все это перерастает в любовные взаимоотношения.

Почти все герои Вампилова молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность, - это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное "я", сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное, - то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Вообще особенность пьес Вампилова в том, что он не выносит своим героям последнего приговора. Автор предпочитает ставить многоточие. Такой финал мы видим и в последней пьесе автора "Прошлым летом в Чулимске". Эту пьесу по праву называют самой "чеховской" пьесой автора, из которой нельзя убрать даже запятой. Образ-символ этой пьесы - забор палисадника - является для героев пьесы индикатором на человечность. Большинство из них непрерывно разрушают калитку, искренне не понимая, зачем Валентина упорно продолжает ее чинить ("Ходит народ поперек и будет ходить").

По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:

Виктор Зилов — Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Кузаков — Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина— мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.

Официант Дима — одноклассник Зилова и Саяпина — высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине — ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить — но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно даёт понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребёнка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе. Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год. В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье. Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе. Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений. Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви — однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое. Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Воспоминание пятое. Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак), и его служащие обвинили автора в клевете.

52. Проблема "автор – повествователь" на рубеже 60-70-х гг. (Вен. Ерофеев, Саша Соколов).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Следующий уровень переклички: взаимодействие театра Вампиловского и театра Чеховского, продолжает и развивает эту традицию. Близость поэтики Вампиловской драматургии поэтике Чеховского театра: повышенное лирическое начало, перенос тяжести конфликта идет больше не от столкновения с обстоятельствами (они всегда важны), но определяющим пониманием его конфликта с миром оказывается его собственная противоречивость. Повышенное лирическое начало связано со столкновением собственной противоречивости. Особенность Чеховской драматургии: психологизм реализуется через авторские ремарки, реплики героев, их восприятие. У Вампилова тоже усиление повествования присутствует, которое позволяет точнее охарактеризовать состояние героя, точнее проявить не только в действии героя, но и в слове, аллюзиях, реминисценциях, деталях мира окружающего. Это роднит Вампилова и Чехова.

Традиция театра экзистенциализма. Шире: направление мысли экзистенциализма века 20, в частности театра экзистенциализма. Здесь перекличка на уровне концепций, художественной философии. Проблематика связана с подлинностью и неподлинностью человеческого существования человека и выбором им путей, которые ведут его к подлинному / неподлинному существованию.

Особенности поэтики, создания художественного мира Вампиловских текстов (начнем с прозы). В ранних рассказх вырабатывается свой взгляд. умение выстроить сюжет, рассказать историю, часто анекдотическую, которая запечатлевает ситуацию бытового абсурда. Но Вампилов не отталкивается от концепции, что весь мир абсурден. Он отмечает, как мы делаем нашу жизнь гораздо более абсурдной, чем она есть на самом деле. Подлинность или неподлинночть существоания человека, связан с конкретным выбором, который человек делает не в целом, а делает каждый раз, в контексте повседневности, в контексте бытия. Каждый раз Вампилов проверяет ситуацию с точки зрения ее верности или ложности. Любая бытовая ситуация выворачивается абсурдно, не посягая на гармонию мироустройства.




Поэтика драматургии А.Вампилова, ее новаторство

Следующий уровень переклички: взаимодействие театра Вампиловского и театра Чеховского, продолжает и развивает эту традицию. Близость поэтики Вампиловской драматургии поэтике Чеховского театра: повышенное лирическое начало, перенос тяжести конфликта идет больше не от столкновения с обстоятельствами (они всегда важны), но определяющим пониманием его конфликта с миром оказывается его собственная противоречивость. Повышенное лирическое начало связано со столкновением собственной противоречивости. Особенность Чеховской драматургии: психологизм реализуется через авторские ремарки, реплики героев, их восприятие. У Вампилова тоже усиление повествования присутствует, которое позволяет точнее охарактеризовать состояние героя, точнее проявить не только в действии героя, но и в слове, аллюзиях, реминисценциях, деталях мира окружающего. Это роднит Вампилова и Чехова.

Традиция театра экзистенциализма. Шире: направление мысли экзистенциализма века 20, в частности театра экзистенциализма. Здесь перекличка на уровне концепций, художественной философии. Проблематика связана с подлинностью и неподлинностью человеческого существования человека и выбором им путей, которые ведут его к подлинному / неподлинному существованию.

Особенности поэтики, создания художественного мира Вампиловских текстов (начнем с прозы). В ранних рассказх вырабатывается свой взгляд. умение выстроить сюжет, рассказать историю, часто анекдотическую, которая запечатлевает ситуацию бытового абсурда. Но Вампилов не отталкивается от концепции, что весь мир абсурден. Он отмечает, как мы делаем нашу жизнь гораздо более абсурдной, чем она есть на самом деле. Подлинность или неподлинночть существоания человека, связан с конкретным выбором, который человек делает не в целом, а делает каждый раз, в контексте повседневности, в контексте бытия. Каждый раз Вампилов проверяет ситуацию с точки зрения ее верности или ложности. Любая бытовая ситуация выворачивается абсурдно, не посягая на гармонию мироустройства.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. В. Вампилов. Современная драматургия"

· Поговорим об особенностях драматургии 1960–1980-х гг.

В 1950-егг. годы советская драматургия оказалась на распутье. Театр по-прежнему оставался важной частью культурной жизни. Но о чём драматургу было говорить со зрителями?

С другой стороны, уже к середине 50-х гг. драматургия начинает поиск нового языка, новых форм. Жанрами, которые выходят на первый план, становятся социально-психологическая драма и историко-документальная драма.

В пьесах Константина Симонова, Николая Погодина, Афанасия Салынского и других авторов показываются важные для истории события. Авторы сосредоточены на показе сильных характеров, цельных натур, людей с ярко выраженной гражданской позицией. В центре конфликта обычно – драматический выбор героя между общим и частным, общечеловеческим и эгоистическим.

Война в таких пьесах показывается сквозь призму человеческого сознания, нравственных ценностей. Драматурги всё больше отходят от публицистичности.

В пьесе поднимаются проблемы веры и неверия в человека, показываются последствия чрезмерной подозрительности. Именно из-за советского гражданина, его нежелания разобраться и неуместного вмешательства героиня погибает.

Всё чаще в драматургии обращали внимания на проблемы повседневной жизни обычных людей. Авторы стремились поставить персонажей в узнаваемые обстоятельства. Усиливается и интерес к молодому современнику, к его реальной жизни, к его чувствам.



· Эффект отчуждения: зритель не вживается в персонажей, а наблюдает за их мыслями и чувствами как бы со стороны.

· Включение в театр самого автора.

· Принцип дистанцирования: актёр может выразить отношение к своему персонажу.

· Соединение драмы с эпической повествовательностью.

Все эти принципы начали воплощаться в русском театре. Экспрессивность, сложные формы образности начали становиться признаком режиссуры Юрия Любимова.

Кроме того, театральное искусство развивалось в тесной связи с поэзией. На сцене театров разыгрывались представления, основой для которых были стихи Маяковского, Есенина, Евтушенко, Вознесенского. Всё чаще в театре обращаются и к прозе современников. Произведения Юрия Трифонова, Василия Шукшина, Бориса Васильева и других прозаиков становятся основой для театральных постановок.


Кто же он такой, драматург, который основал собственное театральное направление, даже не зная об этом?

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году. В этом году страна отмечала столетие со дня смерти Пушкина. И сын учителя и учительницы получил имя в честь великого поэта – Александр.

Родиной будущий драматург считал село Аларь Иркутской области.

Вскоре после рождения мальчика его отца расстреляли по обвинению суда-тройки. Матери Александра пришлось в одиночку поднимать четырёх детей.

В школе маленький Саша ничем не отличался от сверстников: ходил в походы, учился играть на гитаре и учился довольно посредственно, потому что не любил точные науки. Зато он обожал читать и признавался другу:

Однако попытки молодого драматурга заинтересовать режиссёров были безуспешными. Пьесы Вампилова считались слишком неформатными, художественные руководители театров требовали переписать пьесы в соответствие со своим видением.

Казалось – для такого молодого драматурга это уже выдающиеся достижения, и рано или поздно его творчество оценят. Нужно только не переставать творить… Однако в 1972 г. Александр Вампилов трагически погиб. Лодка, в которой сидел драматург, опрокинулась посреди Байкала, и он не сумел выплыть.

Что же такого Вампилов привнёс в драматургию?

Во-первых, смесь драмы, мелодрамы и комедии. В пьесах Вампилова драматическое признание может обернуться фарсом, комические и драматические моменты тесно сплетены и перерастают друг в друга.

У героев Вампилова всегда есть некий нравственный ресурс, возможность для изменения.

Кроме того, автор делает портретные зарисовки героев. Вот как в пьесе описывается главный персонаж Виктор Зилов:

Можно сказать, что Александр Вампилов совершил в драматургии то же самое, что Юрий Трифонов – в прозе. Он открыл зрителю мир сложных, многомерных персонажей, проявил внимание к семейному быту, к столкновению старого и нового. И показал, что современные нравственные выборы и конфликты могут быть не менее острыми и увлекательными, чем в античных драмах.

На драматургию последних десятилетий повлияла эстетика постмодернизма. Творческие искания как драматургов, так и режиссёров, поиск нового языка драмы становятся всё смелее.

Проявляются и такие черты постмодерна, как цитатность, интертекстуальность. Персонажи дают отсылки на другие произведения, например, на пьесы Чехова. В современном театре соединяются времена и философские концепции, виды искусства и разные жанры. При этом, по сути, происходит то же самое, что и с элитарной литературой: театр постмодернизма, театр абсурда становится слишком сложным для рядового, массового зрителя. Такой театр – метафорический, символический, полный переосмысления, цитат и интеллектуальности – ориентирован на немногих избранных, на интеллектуальную элиту.

Читайте также: