Драматургия 20 х годов хх века кратко

Обновлено: 03.07.2024

Алексей и Николай Турбины, Елена, Лариосик, Мышлаевский – добрые и благородные люди. Они не могут разобраться в сложной стихии событий, понять свое место в них, определить свой гражданский долг перед родиной. Все это рождает тревожную, внутренне напряженную обстановку дома Турбиных. Их тревожит разрушение старого привычного уклада жизни. Поэтому такую большую роль играет в пьесе сам образ дома, печки, который несет тепло и уют, в отличие от окружающего мира.

В 20-х годах был создан ряд театров комедии. На поприще комедиографии оттачивали свое сатирическое мастерство М.Горький и Л.Леонов, А.Толстой и В.Маяковский. На мушку сатирического прицела попадали бюрократы, ни карьеристы, ханжи.

1. Какие проблемы ставят в пьесах драматургии 20-30 х годов?

2. Что нового внес в драматургию М. Булгаков?

3. Тематика пьес В. Маяковского.

Комедия - драматическое произведение, обличающее посредством

осмысления пороки людей и отрицательные явления

социальной действительности.

Гуманистическое - наличие в произведении идей в защиту

Тема: Общая характеристика литературы 30-х годов.


  1. Общественно-политическая ситуация 30-х годов.

  2. Основные темы произведений 30-х годов.

  3. Ведущие жанры в литературе 30-х годов.

  1. Русская литература ХХ века. В 2-х томах. Под ред Ф.Кузнецова. – М., 1991.

  2. Платонов В. Русская литература ХХ века. – М.. 1990.

В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам). Кончают жизнь самоубийством С.Есенин и В.Маяковский.

В начале 30-х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события.

И, тем не менее, лирико-романтическое начало в литературе 30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А.Твардовский, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

1. Особенности литературы 30-х годов.

2. Общественно- политическая жизнь 30-х годов.

Тема: Проза 30-х годов.


  1. Рассказы и очерки 30-х годов.

  2. Роман 30-х годов и его жанровые и тематические разновидности.

б) деревенский

в) философский

г) лирический

д) исторический


  1. Русская литература ХХ века. В двух томах. Под ред. Ф.Кузнецова. – М., 1991.

  2. Платонов В. Русская литература ХХ века. – М., 1990.

В литературе тридцатых годов происходили значительные перемены, связанные с общим историческим процессом. Ведущим жанром 30-х годов становится роман. Литературоведы, писатели, критики утвердили художественный метод в литературе. Дали ему точное определение: социалистический реализм. Цели и задачи литературы определил съезд писателей. С докладом выступил М. Горький и определил основную тему литературы - труд.

В форме малого жанра особенно успешно оттачивалось искусство наблюдения жизни, навыки краткого и точного письма. Так, рассказ и очерк становились не только действенным средством познания нового в быстротекущей современности, а вместе и с тем и первой попыткой генерализации ведущих ее тенденций , но и лабораторией художественно-публицистического мастерства.

Обилие и оперативность малых жанров позволяли широко охватить все стороны жизни. Нравственно-философское наполнение новеллы, социально-публицистическое движение мысли в очерке, социологические обобщения в фельетоне – вот чем отмечены малые виды прозы 30-х годов.

В 30-е годы ведущим жанров становится роман, представленный и романом-эпопеей, и социально-философским, и публицистическим, психологическим романом.

В 30-е годы все большее распространение получает новый тип сюжета. Эпоха раскрывается через историю какого-либо дела на комбинате, электростанции, колхозе и т.п. И поэтому авторское внимание привлекают судьбы большого числа людей, и ни один из героев уже не занимает центрального положения.

Принцип контрастности, вообще-то составляющий важный момент в любом произведении искусства. В прозе Эренбурга нашел оригинальное выражение. Этот принцип не только помогал писателю полнее показать многообразие жизни. Он ему был нужен, чтобы воздействовать на читателя. Поразить его свободной игрой ассоциаций остроумных парадоксов, основу которых составлял контраст.

. Молитеся вы, женщины,
За наших сыновей.

В предполагаемом решении судьбы главных романических героев - Елены и Лангового, - в трактовке непростых взаимоотношений Владимира Григорьевича и Мартемьянова в полной мере проявился гуманистический пафос автора. Разумеется, в гуманистическом аспекте решены автором и образы подпольщиков и партизан, "простых" людей, теряющих близких в страшной мясорубке войны (сцена гибели и похорон Дмитрия Ильина); страстным авторским отрицанием жестокости окрашены описания предсмертных мук Пташки-Игната Саенко, замученного в белогвардейском застенке. вопреки теории "социалистического гуманизма" гуманистический пафос Фадеева распространялся и на героев противоположного идейного лагеря. Одни и те же события в жизни удэге освещаются Фадеевым с разных сторон, придавая повествованию определенный полифонизм, причем повествователь непосредственно не заявляет о себе. Этот полифонизм особенно ярко проступает потому, что автором взяты три "источника" освещения жизни, что в своей совокупности создает полнокровное представление о действительности. Прежде всего, это восприятие Сарла - сына племени, стоящего на доисторической ступени развития; его мышление, несмотря на изменения, происшедшие в сознании, несет отпечаток мифологичности. Второй стилевой пласт в произведении связан с образом бывалого и грубоватого русского рабочего Мартемьянова, понявшего душу, бесхитростную и доверчивую, народа удэге. Наконец, значительна роль в раскрытии мира удэге Сергея Костенецкого, интеллигентного юноши с романтическим восприятием действительности и поисками смысла жизни. Ведущий художественный принцип автора "Последнего из удэге" - раскрытие пафоса романа через анализ психологических состояний его героев. Русская советская литература взяла на вооружение толстовский принцип многогранного и психологически убедительного изображения человека иной национальности, и "Последний из удэге" был значительным шагом в этом направлении, продолжающим толстовские традиции (Фадеев особенно ценил "Хаджи-Мурата").

Писатель воссоздал своеобразие мышления и чувств человека, находящегося почти на первобытной ступени развития, а также чувства европейца, попавшего в первобытный патриархальный мир. Писатель проделал большую работу по изучению быта удэгейцев, накапливая материал по следующим рубрикам: особенности наружности, одежда, общественное устройство и семья; поверья, религиозные воззрения и обряды; объяснение слов племени удэге. Рукописи романа показывают, что Фадеев добивался максимальной точности этнографического колорита, хотя в отдельных случаях, по собственному признанию и наблюдениям читателей, сознательно отступал от нее. Он ориентировался не столько на точную картину жизни именно данного народа - удэге, сколько на обобщенно-художественное изображение быта и внутреннего облика человека родового строя в Дальневосточном крае: ". Я счел себя вправе при изображении народа удэге использовать также материалы о жизни других народов",- говорил Фадеев, предполагавший вначале дать роману название "Последний из тазов". В замысле Фадеева тема удэге с самого начала была составной частью темы революционного преобразования Дальнего Востока, но его декларации остались нереализованными: видимо, чутье художника, мечтавшего "сомкнуть позавчерашний и завтрашний день человечества", заставляла его все более углубляться в описание патриархального мира удэге. Это в корне отличает его произведение от многочисленных однодневок 30-х годов, авторы которых спешили рассказать о социалистическом преобразовании национальных окраин. Конкретизация современного аспекта замысла была намечена Фадеевым только в 1932 году, когда он решает добавить к шести задуманным частям романа (написаны были только три) эпилог, рассказывающий о социалистической нови. Однако в 1948 г. он от этого плана отказывается, хронологически ограничивая замысел романа событиями гражданской войны.

Для Паустовского пустыня — олицетворение разрушительных начал бытия, символ энтропии. Впервые писатель касается с такой определенностью и экологической проблематики, одной из главных в его творчестве. Все больше писателя привлекает будничность в ее самых простых проявлениях.

История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный.

На протяжении 30-х годов значительно расширяется диапазон тем, разрабатываемых мастерами исторической художественной прозы. Это обогащение тематики происходит не только за счет хронологически большего охвата различных тем и моментов истории. Что знаменательно и важно меняется сам подход литературы к исторической действительности, постепенно становясь более зрелым, углубленным и разносторонним. В художественном освещении прошлого появляются новые аспекты. Творческие устремления романистов 20-х годов почти всецело замыкались в кругу одной главной темы – изображения борьбы различных социальных групп. Теперь в историческом романе в дополнение к этой прежней линии возникает новая, плодотворная и важная идейно-тематическая линия: писатели все чаще обращаются к героической истории борьбы народа за свою независимость, берутся за освещение формирования важнейших этапов национальной государственности, в их книгах воплощаются темы воинской славы, истории национальной культуры.

Во многом по-новому решает теперь литература и проблему положительного героя в историческом романе. Пафос отрицания старого мира, которым был, проникнут исторический роман 20-х годов, обусловливал преобладание в нем критической тенденции в отношении к прошлому. Вместе с преодолением такой односторонности в исторический роман входят новые герои: выдающиеся государственные деятели, полководцы, деятели науки и искусства.

1. Назовите основные темы прозы 30-х годов.

2. В чем художественные особенности прозы М.Зощенко?

В первые послереволюционные годы большие изменения произошли в драматургии. Это было связано, в первую очередь с тем что театральные постановки являлись демократичными по своей сути, понятными в народной среде, тем более, если учесть, что первые пьесы носили открыто агитационно-массовый характер. В массовых инсценировках нередко принимали участие сами зрители. Сценами могли быть городские или сельские площадки. Во-вторых, появилось значительное количество новых пьес. Так, по подсчетам специалистов, только в течение трех послереволюционных лет в печати упоминалось около 800 названий драматических произведении.

В репертуары театров входили пьесы, отвечающие духу революционного времени: “Овечий источник Лопа де Вега, “Разбойники” и “Дон Карлос” Ф. Шиллера. Зрители с восторгом встречали инсценировки “Овода” Э. Войнич, “Тиля Уленшпигеля” Шарля де Костера, герценовскую “Сороку-воровку”.

Первые послереволюционные месяцы были ознаменованы поиском новых форм в театральном искусстве. Авторы стремились передать в массовых сценах масштабы классовых битв. Экспериментаторами выступили режиссер В. Мейерхольд и поэт В. Маяковский.

В первые годы советской власти в театральном искусстве произошли организационные изменения. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1917 года театры передавались в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению (Наркомпрос). В дальнейшем происходило объединение театральных студий и трупп.

Становление советской драматургии относится ко второй половине 20-х годов, когда появились “Шторм” (1926) В. Билль-Белоцерковского, “Любовь Яровая” (1926) К. Тренева, “Дни Турбиных” (1926) М.Булгакова, “Разлом (1927) Б. Лавренева, “Бронепоезд 14-69” (1927) Вс. Иванова. Главный конфликт в пьесах непримиримая борьба двух враждебных лагерей. В названных драматических произведениях нет символически обобщенных образов, в них - реальные герои, действующие в типической обстановке тех лет. Объединяет пьесы время действия - период гражданской войны. По жанру - это героические драмы, раскрывающие важную проблему в жизни любого государства: народ и история. Если в “Шторме” Билль-Белоцерковского в обрисовке характеров героев были заметны черты плакатности, присущие первым героико¬пафосным “массовым” пьесам, то в “Бронепоезде 14-69” Иванова, “Разломе” Лавренева и “Любови Яровой” Тренева уже проявляются тенденции психологической разработки характеров.

…Всё пройдёт. Страдания, муки, голод, кровь и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

Здесь читается уже даже не четвёртый (хотя Серафима и Голубков возвращаются на Родину), а шестой уровень – уровень Космоса, в сравнении с которым всё мимолётно и бренно.

Итак, мы попытались рассмотреть некоторые закономерности и общие черты драматургии 20-х годов ХХ-го же века на примере нескольких произведений. Это была сложная и противоречивая эпоха нашей истории, потому сложной и противоречивой была и литература той эпохи и сложными и противоречивыми были судьбы произведений и их создателей. Никаких сколько-нибудь определённых выводов сделать нам не удастся, значит, просто остаётся сказать спасибо времени и России за то, что всё это было создано и дошло до нас. Нам дано счастье прикасаться к тому огромному духовному наследию, которое оставили нам прошлые поколения, и не нам судить их.
Дай бог нам внести свой вклад в это нескончаемое богатство, чтобы наши потомки могли так же сказать о нас.

Госполитика. Травля инакомыслящих, в 1920-е - словесная, в 1930-е -физическая: создается определенная схема идейного и образного мира худ.пр-ния. Стабилизация жизни, утверждение гос-нности, жесткой тоталит. власти способствуют возникн. в культуре 30-х гг. строгого канона, отказу от экспериментов, кот были в 20-е. Пьесы о революционных преобразованиях.
20-е гг.жанры:

30-е гг. жанры:

Пафос всенародной борьбы за торжество революционной правды – такова тематика большинства пьес 30-х годов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Драматургия 20-30-х годов ХХ века. Жанровый состав. Новаторство М. Булгакова-драматурга.

Драматургия 20-30-х годов ХХ века. Жанровый состав. Новаторство М. Булгакова-драматурга.

Драматургия 20-30-х годов ХХ века. Жанровый состав. Новаторство М. Булгакова-драматурга.

Читайте также: