Достоевский о россии кратко

Обновлено: 05.07.2024


Литература в России всегда влияла на жизнь народа. Литература – инструмент воздействия на сознание людей. Она, по сути, замещала в России философию, побуждала к самостоятельному мышлению, раскрывала смыслы и оказывала большое влияние на формирование национального самосознания.

Достоевский знал, что человечество гибнет и его нужно спасать. Он также знал, что спасти человечество Бог поручил России. В этом колоссальная ответственность интеллигенции перед Богом.

Он понимал, что наша страна избрана свыше, что она всегда искала ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия. Избранность России объясняется исполнением особой религиозно-духовной миссии. Истинная интеллигенция знала, что истину нужно выстрадать, разделив мучения своего народа, который много терпит именно потому, что является Богоизбранным народом.

Достоевский знал, что люди активно сопротивляются спасительной воле Бога, но, несмотря на это сопротивление, у человечества сохраняются шансы на спасение. Драмы Достоевского – трагическое столкновение мировоззрений. Такое противостояние сопровождается неизбежными человеческими жертвами.

Достоевский обнажает две крайности нашей жизни. Это грязная действительность и возвышенные мечты о Царстве Небесном, которое внутри человека. Мечта русских Россию устремляет в бесконечность. Достоевский знал, что судьба русского человека в собственной душе, вмещающей в себя весь Божий мир. Отсюда – всемирная отзывчивость русской души и мистические основы её космической мощи.

Человек у Достоевского – неогранённый алмаз, огранку которого осуществляет сама жизнь. Он желал показать красоту очищенной души человеческой, этот бесценный бриллиант, который большей частью весь завален, захламлён грязью лжи, гордыни, плотоугодия. Федор Михайлович верил более всего в бесконечность человеческой души. Она для него была осуществлена в Иисусе Христе – человеке. Это значит, что выражение души возможно и для каждого из нас.

Иисус Христос для Достоевского – высший нравственный идеал, которому надо стараться подражать, учиться у него любви, милосердию, подвигу и самопожертвованию. Достоевский верил в реальность Бога как в сверхчеловеческое Добро и в Христа как в Богочеловека. Он говорил о живом и деятельном, истинном учении Христа. Его истоки находятся в Богочеловеке, в Христе, – Божественной Душе человека.

Достоевский показывает, что в России рождается не только новый человек и нация, но и новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство.

Произведения Достоевского содержат в себе исследования метафизических смыслов российской нации. Прежде всего, это вопрос о качестве самого человека и необходимости выражения Души.

Являясь человеком религиозным, в высшем смысле этого слова, Достоевский был свободным мыслителем и художником. Он никогда не отделял истину от добра и красоты. Достоевский, по сути, подвижник Христа, пытающийся объяснить людям мир с этих высоких позиций. Он понимал, что Христос задал миру направление к неотвратимому достижению святости в будущем. Поняв великий замысел Бога о человеке, люди способны изменить свой мир.

В Христе открылась бесконечность Божественной Души, вмещающей в себя всю бесконечность Бога. Эта идея есть величайшее добро, величайшая истина и совершеннейшая красота. Красота неотделима от добра, любви и истины, поэтому она и спасёт мир.

Стали ли мы видеть яснее растущую красоту Целого, доброту Цели и мудрость Божественного Плана? Смогли ли мы чётче осознать, что красота, доброта и мудрость – это не просто качества, как можно предположить исходя из неадекватного представления о них, но проявление великих реалий? Постигли ли мы ту истину, что это не свойства Божества, но имена Жизней, столь могучих и активных, что люди пока и представить себе не могут?

Наука метафизика открывает глубинное понимание этих слов. Какое-то понимание должно постепенно возникать в сознании каждого просвещённого интеллигента. Оно демонстрирует отклик на воздействие энергии Божественной Души.

Достоевский верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Он считал, что именно Россия должна сказать миру новое слово. Истина едина, она и объединит все народы. Обладание истиной не может быть привилегией одного народа или отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, с пожертвованием своего национального эгоизма. Истинное дело возможно, только если в человеке есть свободные силы света и добра, но без Бога человек таких сил не имеет. Всеобщая свобода и всеобщая ответственность позволяют сделать мир таким, каким он задуман Богом.

Достоевский утверждал, что люди должны верить в своё высокое предназначение в мире. Он знал, что миссия России откроется тогда, когда нация будет готова к её выполнению. Достоевский верил, что это время обязательно наступит…

Ему открылась особая миссия русского народа, которую необходимо объяснить не только самому народу, но и всему миру. Ему открылось, что через крещение (Посвящение) проходит не только отдельный человек, но и избранный Богом народ, получающий от Бога не только особые права, но, прежде всего, особое задание в мире, которое никто, кроме него, выполнить не может.

Он знал, что в России куётся судьба мира, и настаивал, что будущее Слово и окончательная истина будет сказана Россией, невестой Христовой, которая призвана Богом спасти мир. Олицетворяемая им Россия, пережив великие страдания, прославит Бога и поможет Ему спасти весь мир от духовной смерти.

Не всем нравятся пророчества Достоевского, поскольку предполагают колоссальную ответственность перед Богом. Он старался показать, что, уходя от этих вопросов, интеллигенция много страдает, ибо идёт против собственной духовной Сущности.


Достоевский верил в Россию, потому что знал, что в Россию верит Бог. Он знал, что Россия, Святая Русь – Богоизбранная страна.



Великий Замысел Творца начинает проявляться через Его Идею. Великая Идея открывает России новые горизонты. Мы создаём будущее посредством знания прошлого и красоты настоящего. Мы суть грядущая судьба, а наше будущее окрашивает то, что есть. Истинная идея даёт ответы на все вопросы прошлого, настоящего и будущего.

Идея России исходит из Ума Бога, поэтому является Божественной и мировой. Следовательно, содержит в себе ответы на все вопросы в отношении мировых процессов. Идея России несёт с собой новый подход ко всем явлениям жизни и заложит фундамент Нового Мира, новой цивилизации и культуры.

Достоевский и Мамлеев откликались на импульсы, исходящие из мира Души. Они, как и многие русские писатели и поэты, пытались осознать групповые интересы и групповую цель. Такое побуждение вызывает потребность в индивидуальном творчестве.

Христианское сознание, или сознание души, характеризуется совершенствованием и контролем ума и демонстрацией любви в служении. Таковы характерные особенности Иерархии Света и качества тех, из кого состоит Царство Божие. Чудеса Единого Духа Истины – сокрытого Божества – могут быть разгаданы и усвоены человечеством как Его действующие силы. Дух Истины познаётся только через внутреннего Христа – Божественную Душу, как Божественного принципа внутри нас.

Россия – продвинутый мировой ученик. Российская нация продвигается по Пути Ученичества и мирового служения, проходя необходимую подготовку к своему посвящению. Подвиг нации представляет работу мирового Ученика, стремящегося продемонстрировать на поле битвы мира свою внутреннюю божественность и скрытые в нём силы. Мы имеем Дух, Душу и тело в их единстве. Жизнь, сознание и форма сходятся вместе в личности, мировом Ученике, российской нации, которая, реализуя Идею Бога, будет действовать под влиянием Души, внутреннего Христа, достигая целей Духа, Отца Небесного.

Так мы совершим подвиги и продемонстрируем свои качества и способности. Служение - единственный Путь к формированию себя как Богочеловека. Российская нация вооружена всеми божественными силами, хотя пока не знает, как ими пользоваться… В настоящее время открывается вековая тайна нашего мессианства.


Способна ли интеллигенция России увидеть входящую в нашу жизнь Истину в форме Откровения. Откровение нации всегда дают Пророки. Пророки приходят на Землю, чтобы выразить Волю Бога и дать Божественное Откровение. Для нации оно является национальной идеей.

Реализация этой идеи заместит эгоистическое человеческое сознание быстрым пробуждением группового сознания. Вся деятельность российской нации придёт в гармонию с Великим Планом. Важно знать, что именно на физическом плане человек должен продемонстрировать своё понимание, свою свободу от заблуждений и контроля низшей природы и, наконец, свою божественность. Первой в мире предстоит продемонстрировать Божественную Душу России!

Он в Российскую нацию пришёл как Бог – Отец и как Единый. Он истинный Духовный Наставник для всей нации как группы. Интеллигенции следует распознать своего пророка. С принятием Божественной Идеи Россия начнёт осознанный Путь мирового служения. С этого момента начнётся жизнь внутреннего национального раскрытия и главенства Божественной Души, или субъективного Существа. Завершить хочу пророчеством о России Эдгара Кейси:

Егор Шилов

За 145 лет до того, как президент Украины Владимир Зеленский имел смелость ляпнуть про возврат статуса ядерной державы, чем спровоцировал Россию на развертывание полномасштабной операции на востоке страны, великий русский писатель Федор Достоевский почти в деталях описал механику российско-украинского конфликта и модель поведения русофобов.


Федор Михайлович подробно выписывает пророческий приговор славянам, настроенным против России:

Ну подумаешь, скажете, наговорил гадостей про врагов страны. Что тут особенного?
Дальше – больше и ближе к реальности.


Как точно, остроумно и едко по поводу уважения мало значащих в мировой повестке европейских государств типа Польши или Венгрии, к которым так стремилась приблизиться Украина Порошенко – Зеленского.

И что же ждет нашу страну, по мнению Федора Михайловича?!

«России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью.


Не надо быть специалистом по современной истории, чтобы понимать, насколько прав оказался писатель.


Отношение Украины к Донбассу.
Отношение Украины к советской памяти и истории.
Отношение Украины к Великой Победе.
Отношение Украины к Русской православной церкви.
Отношение Украины к русским пенсионерам с георгиевскими ленточками.

Нет, это не Путин заставлял (некоторых) украинцев творить это. Это не Путин вырастил целые поколения русофобов с факелами в руках и рунами на туловище. Извините, братья, вы сами допустили это.

Выбрали главой государства продюсера и комика – это очень прогрессивно и прикольно. Почти как в США. Только Украина – не США, вот в чем проблема. И каждое слово Зеленского воспринималось совсем не как шутка.

– Отношения Украины и украинского народа к россиянам после этого сломались, – констатировал президент Зеленский, бегающий по траншеям в бронежилете. – Отношений нет, мы стали врагами. Представьте себе эту пропасть, это расстояние. И как это преодолеть, как это вернуть – никто не понимает. В любом случае добро побеждает, а территории, люди и, наверное, отношения вернутся.

Зачем было тыкать медведя палкой?
Зачем было говорить про ядерное оружие?
Зачем было столько лет унижать русских?

Каждое слово имеет вес.
И последствия.


Кстати, а что думает по вопросу Николай Васильевич Гоголь – еще один русский писатель, которого особенные украинцы считают своим?

Но Николай Васильевич никогда не отказывал себе в том, что он – и русский.
И, пожалуй, был одним из немногих великих, кто мучился внутри себя дилеммой, которая заботит всех русских и украинцев как минимум последние 10 лет.

– Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская, – писал автор Александре Осиповне Смирновой. – Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве.


Прекрасно понимая, что Русь-тройка не даст прямого ответа на вопрос, куда несется, Гоголь все же тонко чувствовал, КАКИМ ОБРАЗОМ можно понять и принять русского человека. И что славянским братьям надо сделать, чтобы жить в мире.

«Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите бога прежде всего за то, что вы русской. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русской Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви.

Уже крики на бесчинства, неправды и взятки – не просто негодованье благородных на бесчестных, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись в бесчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили тяжелое ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в домы этих страшных врагов душевных, хотят от них освободиться сами и не знают, как это сделать, и всё сливается в один потрясающий вопль, уже и бесчувственные подвигаются. Но прямой любви еще не слышно ни в ком, – ее нет также и у вас.

Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, – последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России.


Григорий Герасимов
д-р ист. наук, научный консультант Тульского государственного музея оружия, член научного совета РВИО
20 ноября 2021, 00:01

В чем оказался прав и неправ в своих предвидениях великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист Федор Михайлович Достоевский.

Пророчества Достоевского о России и славянах

11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского — автора многих сбывшихся пророчеств. Одно из самых известных касается его предвидения отношения освобожденных в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. балканских славян к России и русским.

Как православие не переросло в панславизм

Заметим здесь, что борьбу балканских славян против турок русское правительство поддерживало давно, но, в основном, как защиту православных, а не славян. И только в XIX веке, наряду с идеей защиты православия, появилась идея защиты славянства.

Идея славянского единства была очень живо воспринята — прежде всего, в России. Ее приветствовали не только славянофилы, но и рационалистически мыслившие представители элиты, переформулировавшие ее в геополитическую концепцию панславизма. В основе концепции лежала идея историка, публициста и писателя Михаила Погодина об объединении всех славян, которых насчитывалось по его подсчетам не менее 90 миллионов: 60 млн в России и 30 млн в Восточной Европе. Объединив эту силу, можно было получить сильнейший рычаг влияния на европейскую политику.

Но на Балканах и в Восточной Европе идея объединенного славянства не нашла столь же значительного отклика, и это не случайно. Дело в том, что единых ценностей у тогдашних славян не было. Древние обряды и традиции, некогда объединявшие славянские племена, были забыты, а более поздние оказались связанными с христианством — поэтому размежевание католической и православной церквей столь тяжело отразилось на взаимоотношениях славянских народов. Принявшие католичество поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы сформировали свои актуальные ценности на основе именно этой веры, и они во многом не совпадали с ценностями, основанными на православии. Славяне-католики определенно не укладывались в идею единого славянского мира, причем более всего в него не вписывался второй по численности славянский народ — поляки.

Для русского же человека XIX столетия идея славянской общности была новой, и может быть поэтому он принял ее столь близко к сердцу. До того главной объединяющей силой, идейной основой русского народа было православие. Этнические корни значительной роли не играли, поэтому, например, крещеные татары или евреи считались русскими. Привнесение этнической составляющей было новым словом, и оно с энтузиазмом было воспринято не только славянофильствующей интеллигенцией, но и, что удивительно, — православным народом, неожиданно обретшим кровных братьев на Балканах.

Русский народ принял необычно активное участие в судьбе балканских славян, жертвуя на борьбу с османским игом не только деньгами, но и своими жизнями, активно записываясь в добровольцы. По всей России прокатилась волна радости от обретения новых братьев и желания им помочь. Это искреннее чувство было во всех слоях общества — от самых низов и до высших слоев дворянства, включая самого царя.

С нашей помощью — но по чужому пути

Они ошибались. Балканские славяне были готовы принять помощь русского народа в освобождении от турецкого ига и были искренне благодарны за нее, но никаких планов создания единого славянского мира на Балканах не было и быть не могло. Тамошние славяне часто воевали между собой и ненавидели друг друга не меньше, чем турок. Россия тоже не была им близка. Не по ее примеру хотели они строить свою свободную жизнь, а по образу и подобию близких, богатых и начинавших демократизироваться европейских стран. Свое будущее балканские славяне видели европейским, а не российским. И вот это отчетливо понимал Достоевский.

Он сознавал, что Россия, кроме освобождения, ничего своим славянским братьям дать не может, но надеялся, что через сто лет этот подвиг русского народа не будет забыт, и новая Россия, подавшая беспримерный в истории нравственный пример, все же объединит славянский мир.

История повторяется, но России нельзя повторяться

История ХХ века во многом подтвердила пророческие предвидения Достоевского — но не в полной мере и не так, как предполагал писатель. В 1917 году рухнула православная империя, и уже пришедший ей на смену Советский Союз, в результате еще одного великого бескорыстного подвига во Второй мировой войне, вновь освободил славянскую Европу. Теперь это была победа над фашизмом и объединение восточно-европейских народов в формате Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора — уже на основе наднациональной, интернациональной идеи коммунизма.

Нет сомнений, что Россия и ее народ готов еще не раз показать этот пример любви и бескорыстия. Но вот что нам никак не удается, так это сделать свою жизнь такой, чтобы нас приняли за образец без нашего самопожертвования, а потому лишь, что мы на своих высоких идеях построим жизнь такой, которой захотят следовать другие народы и придут к нам не ради нашей силы и героизма, а потому что захотят жить как мы. Пока таких нет.

Для того, чтобы построить жизнь на новых основаниях, мы не можем идти по западному либеральному пути — он для нас закрыт. Но и в нашем прошлом нет привлекательного будущего — его нужно нам самим создать заново. России необходимо найти принципиально новый путь. Это не путь западников и славянофилов, коммунистов и либералов, монархистов и националистов. Все эти идеи опробованы и сданы в архив, на них не построишь нового будущего. Только самостоятельное творчество небывало нового может создать такую Россию, которая действительно явит миру пример, как это она уже делала в ХХ веке.



Дело в том, что Достоевский искренне переживал за будущее страны, ясно осознавал её недостатки, видел политические угрозы. Поэтому своими статьями старался предупредить общество. Многие из его предсказаний оказались пророческими.


Но, пожалуй, самое главное пророчество Достоевского относилось к государственному устройству Российской империи. Дело в том, что империя не была монолитной. Она представляла собой объединение из 17 царств, 18 великих княжеств, 11 княжеств и ряда других образований. Именно столько было перечислено в титулатуре Всероссийского императора. Все эти царства, княжества были объединены личной унией, т.е. общим монархом.

Часть из этих образований существовала не только на бумаге. Область Войска Донского, Царство Польское, Сибирский край, Кавказский край, Закаспийский край, Туркестанский край, несколько казахских областей пользовались автономией и имели собственные атрибуты государственности. Великое княжество Финляндское, Хивинское ханство и Бухарский эмират сохраняли практически полный государственный суверенитет.

Пока у всех этих образований был общий монарх, они худо-бедно сосуществовали вместе. Но стоило императору отречься, как вся конструкция рушилась. Все царства и княжества автоматически становились независимыми. И тогда на поверхность выходили многочисленные национально-территориальные противоречия, существовавшие между ними. Все эти противоречия рисковали перерасти в гражданскую войну.


Подчеркнём: Достоевский не был ни экономистом, ни политическим аналитиком. Он не создавал концепции. Он предупреждал в форме эмоциональных обращений, очень смахивавших на пророчества. Увы, эти пророчества не были услышаны.


Читайте также: