Достижения литературы и искусства кратко

Обновлено: 15.05.2024

4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям. Некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, используя лирические мотивы, традиции русского психологизма.

4.2. Художественная литература.

Литературные объединения и организации.

– Пролеткульт не был одинок в борьбе за пролетаризацию искусства. В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой стал РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленный в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович,

– Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов, Е. И. Замятин, М. А. Булгаков, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин. Вне литературных объединений стояли А. Н. Толстой, И. Э. Бабель, Б. Л. Пастернак.

4.3. Изобразительное искусство.

Градостроительство. В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, А. И. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).

• Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М. Я. Гинзбург, П. А. Логосов, И. И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности фабрики-кухни, Дома культуры и т. д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре.

В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в том числе А. В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К. С. Мельников, Н А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

4.5. Театр и кинематограф.

Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА XIV ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО.

ГЛАВА XIV ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО. В основу римской литературы легли совершенно своеобразные стимулы, которые едва ли можно встретить у других наций. Чтобы правильно их оценить, необходимо предварительно познакомиться с народным обучением и с народными увеселениями того

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода с IV до начала VI вв. тесно связано со взаимоотношениями, установившимися между христианством и старинным языческим миром с его великой культурой. Споры апологетов

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство Отражая многостороннюю деятельность Юстиниана, которая удивляла даже его современников, эпоха между 518 и 610 годами дала обильное наследство в различных отраслях образования (learning) и литературы. Император сам пробовал заниматься

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство В том, что касается литературы и искусства, период с 610 по 717 год является самой темной эпохой за все время существования империи. После многогранной деятельности предшествующей эпохи, творческая, созидательная деятельность кажется

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение, каким было иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность. К сожалению, однако, литература иконоборцев была почти полностью уничтожена

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода с IV до начала VI вв. тесно связано со взаимоотношениями, установившимися между христианством и старинным языческим миром с его великой культурой. Споры апологетов

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство Отражая многостороннюю деятельность Юстиниана, которая удивляла даже его современников, эпоха между 518 и 610 годами дала обильное наследство в различных отраслях образования (learning) и литературы. Император сам пробовал заниматься

Литература, просвещение и искусство

Литература, просвещение и искусство В том, что касается литературы и искусства, период с 610 по 717 год является самой темной эпохой за все время существования империи. После многогранной деятельности предшествующей эпохи, творческая, созидательная деятельность кажется

ГЛАВА IX. Литература и искусство

ГЛАВА IX. Литература и искусство Обыкновенно говорят, что Пелопоннесская война под­косила расцвет Эллады, и плачевное социальное и политиче­ское состояние Греции в те пятьдесят лет, которые следова­ли за крушением Афинской державы, по-видимому, оправ­дывает этот взгляд.

Язык, литература, искусство

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

57. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ В XIX в.

57. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ В XIX в. К XIX в. относится формирование русского литературного языка, основателем которого считается А.С. Пушкин.Творившие на протяжении XIX в. русские поэты и писатели Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский внесли

Литература и искусство

Литература и искусство Для исторической оценки литературы при принципате расширение латинского языкового пространства является таким же основополагающим, как и изменение духовных и политических предпосылок; преемственность стиля и жанров так же важна, как и развитие

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Развитие литературно — художественного процесса в Украинской ССР определялось требованиями партии, выдвинутыми в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. В них говорилось о необходимости создать

История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.

Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.

Доисторическое искусство (~40 000–4 000 до н. э.)


Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.

Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.

Древнее искусство (~4 000 до н. э.–400 н. э.)


Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.

Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.

Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.

Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)


В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)


Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.

Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.

Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.

Маньеризм (1527–1580)


Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.

Барокко (1600–1750)


Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.

Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.

Рококо (1699–1780)


Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.

Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.

Неоклассицизм (1750–1850)


Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.

Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.

Романтизм (1780–1850)


Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.

Реализм (1848–1900)


Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.

Модерн (1890–1910)


Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.

Импрессионизм (1865–1885)


Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.

Постимпрессионизм (1885–1910)


Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.

Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.

Фовизм (1900–1935)


Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.

Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.

Экспрессионизм (1905–1920)


Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.

Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.

Кубизм (1907–1914)


Сюрреализм (1916–1950)


Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.

Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.

Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)


Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.

Оп-арт (1950–1960-е)


Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.

Поп-арт (1950-е–1960-е)


Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.

Арте повера (1960-е)


Минимализм (1960-е–1970-е)


Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.

Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)


Современное искусство (1970-е–наши дни)


1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.

История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.

золотой век русской культуры

История

Золотым периодом русской культуры историки считают XIX век. Именно в эту эпоху в музыкальной, театральной, в сфере русского изобразительного искусства, а также в литературе, архитектуре и скульптуре удалось достичь наивысших результатов. В другие эпохи культурные преобразования не смогли побороть эти успехи.

Главные достижения искусства

Патриотический подъём и события отечественной войны 1812 года, которые пережили русские люди, привели к стремительному взлёту культуры в XIX веке. Несмотря на мнение П. Я. Чаадаева о том, что русская культура не внесла никакого вклада в развитие человечества, именно в эту эпоху возникли её самые гениальные творения и научные открытия. В XIX веке национальная культура окончательно сформировалась. В своих достижениях Россия превосходила многие европейские страны. Её стремительное развитие этого столетия можно, без сомнений, назвать золотым веком.

Развитие литературы

Активное развитие русской прозы происходило в течение всего столетия. Лучшие достижения поэзии были отмечены только лишь в начале века. В этот период произошло формирование русского литературного языка и поэтических канонов. Наиболее выдающимися авторами были:

  • Александр Сергеевич Пушкин.
  • Николай Михайлович Карамзин.
  • Василий Андреевич Жуковский.
  • Константин Николаевич Батюшков.

Золотой век русской поэзии

Архитектура и скульптура

Основным стилем в скульптуре и архитектуре был классицизм. Для него были характерны чёткие формы произведений и их возвышенность. Работы во многом подражали античной архитектуре. В этот период в Санкт-Петербурге построено несколько важных сооружений:

Казанский собор

  1. Казанский собор. Его проект был разработан зодчим А. Н. Воронихиным по образцу римского собора Святого Петра.
  2. Исаакиевский собор. Это здание станет самым большим в XIX веке. Проект был разработан французским архитектором Монферраном.
  3. Александрийский театр, здания Сената и Синода, построенные под руководством К. И. Росси.

В этот же период много важных архитектурных объектов было возведено и в Москве. В их числе Преображенский и Троицкий соборы, памятник Минину и Пожарскому, Кремлёвский дворец. Для разработки проектов приглашались лучшие российские и зарубежные архитекторы.

Живопись театр и музыка

Большая часть художников XIX века писала свои шедевры в стиле романтизма. Самыми яркими произведениями живописи были: Портрет Александра Сергеевича Пушкина, Последний день Помпеи и многие другие. С конца столетия получил распространение новый жанр — реализм. Больше всего он прослеживался в работах В. И. Сурикова и В. Е. Репина.

Новое в науке

Император Александр I издал указ, после которого образование стало доступным для представителей среднего класса. Это преобразование в дальнейшем привело к толчку в научной сфере. В математике особенно прославился Н. И. Лобачевский, в физике — Б. С. Якоби, к его открытиям относится изобретение электродвигателя.

Дмитрий Менделеев

В химии прославился Дмитрий Менделеев, благодаря периодическому закону химических элементов. Золотой век русской культуры был богат и на географические открытия. Русские путешественники Беллинсгаузен и Лазарев во время своей экспедиции открыли Антарктиду.

В медицине произошли важные перемены, благодаря Склифосовскому и Пирогову на практике стал применяться наркоз для проведения хирургических операций. В эту эпоху в России открылось множество новых школ. Более углублённо стали изучаться различные науки и учёные делали всё больше открытий. Вот почему 19 век называют золотым. Какой этот век внёс вклад в развитие культуры кратко изучается и на школьных уроках. Чтобы лучше понять материал, рекомендуется изложить его в форме таблицы или реферата.

Культура России в 16 веке развивалась во всех направлениях: активно шел процесс строительства, совершенствовалась деятельность живописцев и писателей, архитектура начинала приобретать индивидуальный характер, а также появились стилевые особенности.

Культура России очень зависела от религиозных мировоззрений, но уже стали появляться моменты, характерные эпохе Просвещения.

Особенности развития культуры России в 16 веке

На культуру России рассматриваемого периода истории оказали влияние исторические события: объединение русских земель в единое государство, изгнание орды и выделение русской народности в отдельное единство.

Культура в России 16 века

Изобразительное искусство

Живопись этого периода в основном была направлена на написание икон. Теперь их характерные черты приносили умиротворение, спокойствие и исцеление душевных ран.

По канону Андрея Рублева, определенного Стоглавым собором, иконы больше не носили устрашающего характера.

Благословенно воинство Небесного Царя

Понемногу живописцы стали писать портреты и картины, отражающие повседневную светскую жизнь, нравы и быт народа. Золотая палата в Москве была украшена картинами на тему исторических событий на Руси. Так начинало проявляться влияние западной культуры.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVI века в большинстве были церковного зодчества. Для построек использовалось дерево, реже камень. Проводились работы по восстановлению разрушенных крепостей и укреплений, строились кремли.

Древняя Москва

К выдающимся архитектурным сооружениям того времени относятся церковь Вознесения и храм Василия Блаженного. Постройки возводились преимущественно в шатровом стиле. В Смоленске построили самую мощную крепость, а в Москве Белый город окружили стенами и башнями.

Книгопечатание

16 век ознаменовался возникновением печатной машины. Это одно из самых ярких достижений того времени.

Первая печатная книга

Типографию открыли в 1553 году на Никольской улице.

Первая печатная книга - одна из частей Библии. Напечатана она была в самом лучшем виде, ее создатель славился своими навыками типографа, редактора и переводчика, выполняя профессионально подстрочный и художественный перевод. Вскоре Федоров отпечатал первый букварь.

Также открылась типография в Александровской слободе.

Тем не менее, рукописные книги не утратили актуальность, их выпускалось довольно много. Отдельные из них имели ручные миниатюры талантливых деятелей искусства.

Летописание

Летописец начала царства

Первая описывает начальный период властвования Ивана Грозного, а вторая включает портреты и рассказы о царствовании русских князей и митрополитов. В книге ярко отражается мысль о единстве и нерушимости союза церкви и царя.

В середине 16 века произошло значимое событие - летописцы собрали Никоновскую летопись, содержащую огромное количество миниатюр. Один из списков включал примерно 16 тысяч иллюстраций.

Литература

Литература 16 века позволяет сделать вывод о преобразовании народа всех слоев, их мыслей и идей. Начинают выпускать книги художественного жанра с интересными сюжетами.

Литература России 16 века

Самодержавная власть также четко обосновывалась в учениях и сочинениях. Творцы пытались показать силу православного царства и России как единственного православного царства в мире.

Музыкальная культура

Понемногу стали совершенствоваться певческие азбуки, появившиеся в 15 веке. Распевщики начали активно сочинять новые мелодии для церковного пения.

Церковный хор

Появилось многоголосие - пение несколькими голосами. Практиковалось двух- или трехголосное пение.

В фольклоре начинают появляться песни, посвященные историческим событиям.

Заключение

Кратко охарактеризовать Русь 16 века можно так: это государство, начавшее активное развитие во всех сферах деятельности. Отличие культуры 16 века от предыдущих периодов связано с изгнанием Ордынского ханства и установлением самодержавия. Оно своим стремлением утвердиться подтолкнуло к созданию новых памятников культуры.

Возникали чудесные храмы, писались книги и иконы, развивалась наука и совершенствовалось образование.

Современные граждане должны знать историю своей страны. Этому предмету уделяется большое внимание в системе образования. Школьники начинают изучение истории, начиная с 5 класса. Для удобного восприятия и запоминания исторических дат, информацию можно представить в виде таблицы.


Читайте также: