Донаучные ненаучные и вненаучные знания об обществе культуре истории и человеке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всю свою историю человек приобретал всё новые и новые знания о мире вокруг в своей бескомпромиссной борьбе за выживание. Человек эволюционировал, опыт и знания накапливались, начали формироваться первые попытки объяснения мира вокруг. Познавательная деятельность происходила в различных ситуациях.

Можно легко узнать цены на курсовые работы на сервисе Work5.

. В зависимости от условий формировались и различные виды знаний. В попытке их классифицировать мы можем выделить два основных типа знаний: научное и вненаучное. Наука считается высшей формой познавательной деятельности, но несмотря на это вненаучное знание не исчезло полностью, некоторые его формы устарели и отжили своё, но само вненаучное знание существует и по сей день. В чём же заключается отличие между научным знанием и вненаучным? Актуальность темы обусловлена тем, что вненаучное и ненаучное знание всё чаще проникает в современную науку. Целью данной работы является рассмотрение научного, ненаучного и вненаучного познания. Из поставленной цели проистекают следующие задачи: • Кратко рассмотреть различные виды и формы знаний; • Изучить особенности научного знания и его критерии; • Проанализировать донаучные формы знаний; • Рассмотреть многообразие вненаучных знаний и их особенности. Объектом исследований послужили знания, а предметом – научные знания и многообразие форм ненаучных и вненаучных знаний. Проблематика работы заключается в следующем: • определить, какое знание можно считать научным, а какое является вненаучным; • определить роль вненаучных знаний в обществе и в науке; • определить отношение между научным и вненаучным знанием. Теоретическая значимость обусловлена использованием в работе комплексного подхода к анализу научного, вненаучного, ненаучного и донаучного знания. Работа состоит из трёх частей. В первой части рассматриваются ненаучные формы знаний. Во второй части даётся определение научному знанию и указываются критерии научности. В третьей части анализируются различные формы вненаучных знаний. При анализе философских, научных и методологических концепций использовались сравнительно-исторический и диалектический методы исследования.

При рассмотрении темы реферата были выполнены поставленные цели и задачи. Были кратко рассмотрены виды знаний, изучены отличительные особенности научного знания и критерии научности, донаучная форма знаний, а также различные формы вненаучных знаний. В заключение следует сказать, что научное знание имеет свои уникальные особенности, выделяющие его на фоне других видов знания. Научные знания описывают, объясняют и прогнозируют явления и события окружающей нас действительности. Научное познание проходит в своём развитии через этапы революций, когда происходит смена парадигм, старые методы и установки признаются несостоятельными, неудовлетворяющими требованиям сегодняшнего дня, и периоды нормальной науки, когда происходит углубление и доработка имеющихся общепринятых концепций. Нельзя отрицать положительную роль вненаучных знаний вообще и донаучных в частности. Донаучное знание стало фундаментом для построения современного научного знания. Многие псевдонауки сыграли не только и не столько отрицательную роль, сколько позволили накопить дополнительный опыт, отринуть нежизнеспособные концепты. Знание считавшееся когда-то научным сегодня могло устареть, но та же судьба может постичь и современное научное знание. Вненаучное знание - не всегда заблуждение. Принято считать, что научные знания обладают большей информационно ёмкостью, чем вненаучные формы знаний. В действительности наука может иметь гораздо меньший объём знаний в сравнении с разнообразием вненаучного знания, ибо наука предъявляет чрезвычайно большие требования ко всякой информации: знание должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. То знание, которую эту проверку не преодолело, оказывается выброшенным за пределы науки, ему отказано в научном статусе. Таким образом за пределы науки может быть выкинута интересная знание, которое лишь сегодня кажется недостоверным, а при накоплении фактов ситуация может в корне поменяться. Именно поэтому, несмотря на свои недостатки, вненаучное знание имеет право на существование, а в некоторых условиях научное и вненаучное знание будут дополнять друг друга.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Оно включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Оно включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Содержание
Введение. 3
1.1.Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. 4
1.2.Вненаучное знание и ненаучное знание. 8
1.3.Религиозное сознание как форма донаучного знания человечества: от первобытности до наших дней. 11
Заключение. 14
Список источников. 16

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

(тема практического задания)

1.1.Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. 4

1.2.Вненаучное знание и ненаучное знание. 5

1.3.Религиозное сознание как форма донаучного знания человечества: от первобытности до наших дней. 6

Список источников. 15

В истории развития человечества знание всегда имело первостепенное значение. С развитием исторического этапа, сменой строя с первобытного на рабовладельческий строй, феодальный, аграрный, индустриальный, менялась концепция и формы научного знания. Донаучные, и ненаучные знания существуют и до нашего времени. Пример астрология, эзотерика, мифологическое самосознание малых народов

Читайте также: