Домострой о семье и браке кратко

Обновлено: 18.05.2024


  1. Отношение к Церкви и царской власти;
  2. Внутрисемейные отношения;
  3. О ведении домашнего хозяйства.

Отношение к царской власти

Отношение к царской власти было выражено в словах:

Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот — временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.

Если ребенок не слушался родителей и никакие увещевания не помогали, то не возбранялись и телесные наказания, что с современной точки зрения — совершенно недопустимо. Бить за провинность разрешалось только мальчиков, девочек лишь строго ругали.

Довольно жестокие указания давались и по отношению к слугам.

книга в музее

  • как скроить платье из обрезков ткани;
  • сварить хорошее пиво;
  • сделать запасы на зиму.


Научи, отец!

Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.

Исполняй заповеди!

Копи приданое

Береги честь смолоду

Табу на безрассудную агрессию

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

Литературный памятник эпохи Ивана Грозного полтора столетия был настольной книгой для подданных Русского Царства.

1.jpg

Домашнее насилие: версия XVI века

Вероятно, многие борцы с домашним насилием могут удивиться — но в средневековом русском произведении уделено не так много места урокам правильного наказания своих домочадцев. Даже наоборот — Сильвестр стремился смягчить излишне агрессивных мужей в их стремлении кулаками навязывать свою волю суженым. Автор призывал супругов любить и не гневаться друг друга.

По всей видимости, Сильвестр пытался серьёзно смягчить нравы тех, кто обратился бы за жизненными наставлениями к его книге. На самом деле насилие царило в средневековой Руси (да и по всей Европе) повсеместно.

10 заповедей — основа христианской жизни

В. Максимов. Больной муж. 1881 год.

К. Лемох. Родительская радость. До 1910 г.

Дети же, согласно заповедям, должны были почитать своих родителей. Кроме подчинения в отрочестве, Сильвестр требовал от чад ухаживать за отцом и матерью и в глубокой старости. Кроме детей, частью семьи считались и слуги, за которыми хозяин дома должен был ухаживать не меньше, чем за своими чадами. За хорошую работу их следовало хвалить, причём прилюдно, а за промахи — наказывать, разрешалось даже физическое насилие. Но ведь бьёт — значит любит!

Женское счастье — покорность и инициативность

Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.

К. Маковский. Боярышня у окна.

Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.

Домовое хозяйство: инструкция по применению

М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774 г.

Н есколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Домострой 1

Домострой 1

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды.

Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

Домострой 2

Домострой 2

Домострой 2

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать. А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

Домострой 3

Домострой 3

Домострой 3

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

Домострой 4

Домострой 4

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.

Семья по Домострою

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.

Главенствующую роль в семье играл мужчина

Домострой

Семья по Домострою – наивысшая ценность

Н. Пимоненко. Сваты

Основной задачей женщины было воспитание детей

Детей воспитывали кнутом и пряником

Основной задачей женщины было воспитание детей

Доброта и послушание – главные женские добродетели

Главенствующую роль в семье играл мужчина

Читайте также: