Домострой о семье и браке кратко
Обновлено: 18.05.2024
- Отношение к Церкви и царской власти;
- Внутрисемейные отношения;
- О ведении домашнего хозяйства.
Отношение к царской власти
Отношение к царской власти было выражено в словах:
Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот — временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.
Если ребенок не слушался родителей и никакие увещевания не помогали, то не возбранялись и телесные наказания, что с современной точки зрения — совершенно недопустимо. Бить за провинность разрешалось только мальчиков, девочек лишь строго ругали.
Довольно жестокие указания давались и по отношению к слугам.
- как скроить платье из обрезков ткани;
- сварить хорошее пиво;
- сделать запасы на зиму.
Научи, отец!
Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.
Исполняй заповеди!
Копи приданое
Береги честь смолоду
Табу на безрассудную агрессию
Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.
Литературный памятник эпохи Ивана Грозного полтора столетия был настольной книгой для подданных Русского Царства.
Домашнее насилие: версия XVI века
Вероятно, многие борцы с домашним насилием могут удивиться — но в средневековом русском произведении уделено не так много места урокам правильного наказания своих домочадцев. Даже наоборот — Сильвестр стремился смягчить излишне агрессивных мужей в их стремлении кулаками навязывать свою волю суженым. Автор призывал супругов любить и не гневаться друг друга.
По всей видимости, Сильвестр пытался серьёзно смягчить нравы тех, кто обратился бы за жизненными наставлениями к его книге. На самом деле насилие царило в средневековой Руси (да и по всей Европе) повсеместно.
10 заповедей — основа христианской жизни
Дети же, согласно заповедям, должны были почитать своих родителей. Кроме подчинения в отрочестве, Сильвестр требовал от чад ухаживать за отцом и матерью и в глубокой старости. Кроме детей, частью семьи считались и слуги, за которыми хозяин дома должен был ухаживать не меньше, чем за своими чадами. За хорошую работу их следовало хвалить, причём прилюдно, а за промахи — наказывать, разрешалось даже физическое насилие. Но ведь бьёт — значит любит!
Женское счастье — покорность и инициативность
Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.
Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.
Домовое хозяйство: инструкция по применению
Н есколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.
Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете
Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды.
Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.
Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.
Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.
Семья: строгая иерархия и подчинение старшим
В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.
По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.
Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:
Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать. А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…
На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.
Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.
В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:
Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.
Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.
Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.
Читайте также: