Дом в котором мы живем обществознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Подготовила воспитатель Бабакина Н. В.

Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения. Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги. Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.

Словарь: общежитие, названия строительных профессий.

Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, где живет человек?

Правильно, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия?

Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные - из блоков. Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом?

Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей. В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста. (Несколько детей рассказывают о своем доме.)

Воспитатель: Ребята, для чего нужен дом и какой он бывает, мы с вами выяснили. Он нужен, чтобы жить, а бывает он многоэтажный и одноэтажный. Но чтобы построить дом, нам необходимо знать, из чего же они состоят. Расскажите, пожалуйста, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте, представим, что мы открываем дверь, входим в дом и все это сразу видим или нет? (Рассматривание дома в разрезе.)

Пальчиковая игра “Строим дом” :

Целый день тук да тук.

Раздаётся звонкий стук.

Строим дом для ребят.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём!

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.

Движение сверху большим пальцем.

Постучать кулаком о кулак.

Правым кулаком постучать сверху по левому.

Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их.

Вращение кистями обеих рук.

Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.

Крыша нужна дому для того, чтобы …

Двери нужны дому для того, чтобы …

Окна нужны дому для того, чтобы …

Кухня нужна дому, для того, чтобы …

Электричество нужно дому, для того чтобы …

Мебель нужна дому для того, чтобы …

Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.

Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.

Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.

А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.

Чем занимается каменщик? (Ответы детей)

Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Чем занимается столяр? (Ответы детей)

Столяр делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

Чем занимается маляр? (Ответы детей)

Маляр красит стены и белит потолки.

Чем занимается электрик? (Ответы детей)

Прокладывает провода, чинит электрические приборы.

Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)

Чинит водопровод и канализацию.

Чем занимается плиточник? (Ответы детей)

Плиточник кладет керамическую плитку на стены.

Чем занимается дизайнер?

Дизайнер занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.

Для рисования предлагаются цветные карандаши и нарисовать дом своей мечты.

Расскажите о доме, который вы нарисовали.

1. Какого размера ваш дом?

2. Какой он снаружи?

3. Какой он внутри?

4. Почему вы хотели бы жить в этом доме?

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие из вас получились архитекторы, дизайнеры, строители. Сегодня мы с вами строили дома. А когда вы вырастете, я очень надеюсь, что кто-то из вас станет строителями профессионалами и будет строить красивые, надежные, уютные, современные дома для людей нашего города

Цель: познакомить учащихся с одним из видов социального пространства – домашней территорией.

  • Сформировать знания об истории жилища разных народов, современных домах.
  • Продолжить работу над формированием умений сравнения, объяснения понятий.
  • Формирование навыков общения, воспитание человека-семьянина.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Объясните смысл понятий: общественная территория, домашняя территория, личное пространство.

III. Изучение нового материала

Слайд 1
Слайд 2
Где бы не поселился человек – в жарких странах или за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. Форма, структура и обстановка жилища изменялись на протяжении всей истории. С историей жилища мы сегодня и познакомимся.
Проблемный вопрос: как менялся вид жилища человека с древних времен до наших дней?

Слайд 3
Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.

Слайд 4
Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов.

Слайд 5
Так выглядело жилище марийцев в древности.

Слайд 6
Жилище славян. Перечислите предметы домашней утвари.

Слайд 7
Изба – очень древний вид жилища. Рубили ее, то есть строили, из бревен, хорошо обструганных и пригнанных друг к другу. Использовались чаще всего деревья хвойных пород (сосна, ель) длинной 7-9 метров. Изба делилась на теплую, жилую часть и холодную (клеть) – место, где хранили домашний инвентарь и разнообразную крестьянскую утварь.

Слайд 8
Конструкция русской избы:

Слайд 9
Избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные мхом и паклей, надежно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живется многим обитателям сел и деревень, хотя иные дома в них построены 100, а то и 200 лет назад.

Слайд 10
В средневековой Европе неотъемлемой частью пейзажа был рыцарский замок – каменное строение, обнесенное мощными стенами и окруженное глубоким рвом с водой. Часто замок находился в труднодоступном месте, на скале. К его единственным воротам вела узкая дорога, прекрасно просматриваемая со всех сторон. Почему?

Слайд 11
Ответ: В таком жилище легко можно было укрыться от многочисленных неприятелей.
Низкие двери, узкие оконца защищали от холодов

Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.

Слайд 12
Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы – оленеводы.
Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывали войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.

Слайд 13
Человек строит свои дома там, где он не может жить на земле. Почему?
Ответы учащихся

Ответ: В некоторых местах жить на земле слишком опасно. В странах Юго-Восточной Азии дома на сваях являются надежной защитой от наводнений. В других районах люди живут на болотах, где нельзя строить устойчивые дома.
В домах на сваях селились новогвинейские папуасы и многие другие жители жарких стран. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стояли высоко над землей, и им не были страшны ни наводнения, ни хищники. К такому поселку и враги не могли подойти незаметно.
В наши дни такие дома – редкость.

Слайд 14
Жилищем для крестьян и рыбаков некоторых островов Японии служат прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Три стены дома из тонких каркасов, заплетенных бамбуком, делаются постоянными. Четвертая стена открыта и задвигается при необходимости рамой, заклеенной провощенной бумагой. Домик из бамбука, бумаги и циновок строил японский крестьянин не только потому, что был беден. Такое жилище наиболее безопасно во время частых в Японии землетрясений.
Понятно, что самые долговечные постройки – из камня. До наших дней сохранились дома и храмы, построенные несколько тысячелетий назад. Но каменные дома стоили дорого – ведь добывать камень нелегко.
И человек начал искать замену природному камню. Сначала он научился обжигать кирпичи из глины, потом появился бетон – самый распространенный в наше время строительный материал. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а некоторые, специальной конструкции дома не боятся даже землетрясений.

Слайд 17
Имеют свое жилище и Дед Мороз, и Санта Клаус.

Слайд 18
Проблемный вопрос:
Как менялся вид жилища человека с древних времен до наших дней?
Перечислите сходства и различия домов разных народов мира.

2. Современное жилище

Слайд 19-21
А это наш родной город Йошкар-Ола: вчера и сегодня, высотный и одноэтажный.

Беседа с учащимися:
1. Что вам нравится и что не нравится в современных домах?
2. Что бы вы хотели улучшить в своем доме?

3. Плюсы и минусы городского жилища

Самостоятельная работа учащихся.
Записать в тетради плюсы и минусы городского жилища.
( в случае затруднений можно использовать учебник , стр. 124)

IV. Закрепление

Дом – это среда обитания и среда общения людей. Нам хочется жить в красивых и удобных домах. Современная техника позволяет построить надежное жилище в любом месте и в ледяных просторах Антарктиды, и на морском дне, и даже в космосе. Надо только, чтобы всегда оставался целым и невредимым наш общий дом – планета Земля.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

Презентация: Дом, в котором мы живем

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, призванная рассмотреть взаимосвязь дома, в котором живет человек и его личностью. С этой целью автор рассказывает притчу, после чего предлагает ребятам поиграть в тематические игры и выполнить творческое задание.

Краткое содержание

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Дом, в котором мы живем

Урок № 31


Слайд 2

Один человек пришёл к Мастеру и стал молить о помощи:

– Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живём в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя!

– Обещаешь сделать всё так, как я скажу тебе? – подумав, спросил Мастер.

– Клянусь, я сделаю всё, что нужно.

– Отлично. Сколько у тебя животных?

– Корова, коза и шесть кур.

– Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придёшь.

Ученик пришёл в ужас. Но он должен сдержать клятву! Он забрал животных к себе в комнату.

Неделю спустя ученик пришёл к Мастеру: на него было жалко смотреть.

– Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия!

– Иди домой, – сказал ему Мастер, – и выставь животных обратно.

Всю дорогу домой человек бежал.

На следующий день он снова пришёл к Мастеру: его глаза светились радостью.

– Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай!

Вопросы к классу:

  • Как вы думаете, в чем смысл притчи?
  • Какое отношение притча имеет к нашему уроку?


Слайд 3

Цели и задачи:

  • значение дома в жизни человека в процессе формирования личности подростка;
  • противоречивость влияния домашней среды на процесс социализации подростка.
  • давать характеристику и выявлять особенности современного жилища;
  • выявлять выяснить плюсы и минусы городского жилья;
  • высказывать суждения на обществоведческие темы;
  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • задуматься над проблемой ответственного отношения к своему жилью;
  • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.


Слайд 4

1. Роль дома в жизни человека.

2. Эволюция жилища.

3. Современное жилище, его характерные черты.

4. Плюсы и минусы городского жилья.


Слайд 5

Введение в новый материал

Дом, в котором мы живем, – это не просто тонны строительного материала, многометровые ряды окон и тысячи разномастных дверей. Дом – это, как правило, показатель нашей состоятельности, успеха (или удачливости).

Так в чем же мы живем? Вариантов немного – подавляющее большинство обитают в предельно стандартизованных домах нескольких массовых серий. Однако люди так жили не всегда, и сегодня многие пытаются изменить свое жилище.

Почему это так важно для человека? Поговорим об этом на сегодняшнем уроке.


Слайд 6

1. Роль дома в жизни человека


Слайд 8

Какую роль играет дом в жизни человека?

  • Возможность отдохнуть
  • Восстановление физических сил
  • Проведение досуга
  • Средство безопасности
  • Возможность общения
  • Удовлетворение потребностей в тепле, комфорте и т.д.


Слайд 9

2. Эволюция жилища

Люди не всегда жили в тех условиях, в которых мы находимся с вами, не всегда пользовались услугами цивилизации. Давайте проследим эволюцию развития жилища. Для того чтобы выяснить, как шел процесс развития, разобьемся на творческие группы, каждая из которых должна будет описать жилища людей на разных этапах человеческого развития.

  • Первая группа –характеристика первых жилищ людей.
  • Вторая группа –характеристика жилищ людей в Древнем Востоке.
  • Третья группа –характеристика домов в Древней Греции.
  • Четвертая группа –характеристика домов в Древнем Риме.
  • Пятая группа – характеристика дома в период Средневековья.


Слайд 10

Вопросы к первой группе:

1. Когда у первобытных людей появилось жилище?

2. Какие формы оно имело?

3. Из чего было сделано?

4. Опишите данное жилище.


Слайд 11

Вопросы для второй группы:

1. Что собой представляло жилище жителя Вавилона?

2. Из какого материала оно было выполнено?

3. Что располагалось на первом и втором этажах?

4. Как украшали дома?

5. Можно ли было увидеть различия в положении людей по состоянию дома? Приведите примеры.

6. Понравилось ли вам жилище вавилонянина?


Слайд 12

Вопросы к тексту для третьей группы:

1. Опишите дома зажиточных греков.

2. Из каких материалов они были выполнены?

3. На какие части они делились?

4. Считаете ли вы подобное деление справедливым?

5. Как украшали свои жилища греки?

6. Опишите дома небогатых греков.


Слайд 13

Вопросы к тексту для четвертой группы:

1. Опишите дом богатого римлянина. Что вам в нем понравилось?

2. Что собой представляют дома бедных римлян?


Слайд 14

Вопросы к тексту для пятой группы:

1. Что собой представляло жилище феодала?

2. Опишите внутреннее убранство замка.

3. Для каких целей он был построен?


Слайд 15

3. Современное жилище, его характерные черты

Задание:в каких условиях проживает современный человек?

Предлагаю провести исследование. При этом вы можете пользоваться текстом учебника и дополнительным материалом.


Слайд 16

Проверка выполнения заданий:

  • Дайте определение современному жилищу человека.
  • Каким нормам должно соответствовать современное жилище?
  • Как эти нормы реализуются в разных странах?
  • Охарактеризуйте дома американцев.
  • Охарактеризуйте дома японцев.
  • Почему достаточно долго в нашей стране было нормой проживание в коммунальной квартире?
  • Как изменились наши вкусы в последующие годы?
  • От чего зависит наш выбор жилья?
  • Охарактеризуйте характерные вкусовые особенности при выборе жилья итальянцев? Немцев?
  • Чем вы объясните характерные особенности английских домов?


Слайд 17

5. Плюсы и минусы городского жилья

Какие положительные моменты имеют наши современные дома по сравнению с жильем людей на более ранних ступенях развития?

Какие отрицательные моменты в городских условиях жизни вы замечаете?

2. Вам предстоит сделать свой выбор: поддержать ту или иную позицию. Разделитесь на две группы: одни должны подобрать аргументы в пользу городского жилья, другие – наоборот, продумать факты, показывающие отрицательные его стороны.


Слайд 18

Подведение итогов


Слайд 20

Домашнее задание:

Выучить § 28 и выполнить разноуровневые задания:

  • 1 вариант: ответьте на вопрос, как изменялось жилище человека?
  • 2 вариант: предложите программу улучшения собственного жилья.


Слайд 21

Один человек пришёл к Мастеру и стал молить о помощи: – Я в отчаянии. Я сойду с

№ слайда 2

Один человек пришёл к Мастеру и стал молить о помощи: – Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живём в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя! – Обещаешь сделать всё так, как я скажу тебе? – подумав, спросил Мастер. – Клянусь, я сделаю всё, что нужно. – Отлично. Сколько у тебя животных? – Корова, коза и шесть кур. – Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придёшь. Ученик пришёл в ужас. Но он должен сдержать клятву! Он забрал животных к себе в комнату. Неделю спустя ученик пришёл к Мастеру: на него было жалко смотреть. – Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия! – Иди домой, – сказал ему Мастер, – и выставь животных обратно. Всю дорогу домой человек бежал. На следующий день он снова пришёл к Мастеру: его глаза светились радостью. – Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай! Вопросы к классу: Как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку?

Цели и задачи: Понимать: значение дома в жизни человека в процессе формирования

№ слайда 3

План 1. Роль дома в жизни человека. 2. Эволюция жилища. 3. Современное жилище, е

№ слайда 4

План 1. Роль дома в жизни человека. 2. Эволюция жилища. 3. Современное жилище, его характерные черты. 4. Плюсы и минусы городского жилья.

Введение в новый материал Дом, в котором мы живем, – это не просто тонны строите

№ слайда 5

Введение в новый материал Дом, в котором мы живем, – это не просто тонны строительного материала, многометровые ряды окон и тысячи разномастных дверей. Дом – это, как правило, показатель нашей состоятельности, успеха (или удачливости). Так в чем же мы живем? Вариантов немного – подавляющее большинство обитают в предельно стандартизованных домах нескольких массовых серий. Однако люди так жили не всегда, и сегодня многие пытаются изменить свое жилище. Почему это так важно для человека? Поговорим об этом на сегодняшнем уроке.


№ слайда 7

Какую роль играет дом в жизни человека? Возможность отдохнуть Восстановление физ

№ слайда 8

Какую роль играет дом в жизни человека? Возможность отдохнуть Восстановление физических сил Проведение досуга Средство безопасности Возможность общения Удовлетворение потребностей в тепле, комфорте и т.д.

2. Эволюция жилища Люди не всегда жили в тех условиях, в которых мы находимся с

№ слайда 9

2. Эволюция жилища Люди не всегда жили в тех условиях, в которых мы находимся с вами, не всегда пользовались услугами цивилизации. Давайте проследим эволюцию развития жилища. Для того чтобы выяснить, как шел процесс развития, разобьемся на творческие группы, каждая из которых должна будет описать жилища людей на разных этапах человеческого развития. Первая группа – характеристика первых жилищ людей. Вторая группа – характеристика жилищ людей в Древнем Востоке. Третья группа – характеристика домов в Древней Греции. Четвертая группа – характеристика домов в Древнем Риме. Пятая группа – характеристика дома в период Средневековья.

Вопросы к первой группе: 1. Когда у первобытных людей появилось жилище? 2. Какие

№ слайда 10

Вопросы к первой группе: 1. Когда у первобытных людей появилось жилище? 2. Какие формы оно имело? 3. Из чего было сделано? 4. Опишите данное жилище.

Вопросы для второй группы: 1. Что собой представляло жилище жителя Вавилона? 2.

№ слайда 11

Вопросы для второй группы: 1. Что собой представляло жилище жителя Вавилона? 2. Из какого материала оно было выполнено? 3. Что располагалось на первом и втором этажах? 4. Как украшали дома? 5. Можно ли было увидеть различия в положении людей по состоянию дома? Приведите примеры. 6. Понравилось ли вам жилище вавилонянина?

Вопросы к тексту для третьей группы: 1. Опишите дома зажиточных греков. 2. Из ка

№ слайда 12

Вопросы к тексту для третьей группы: 1. Опишите дома зажиточных греков. 2. Из каких материалов они были выполнены? 3. На какие части они делились? 4. Считаете ли вы подобное деление справедливым? 5. Как украшали свои жилища греки? 6. Опишите дома небогатых греков.

Вопросы к тексту для четвертой группы: 1. Опишите дом богатого римлянина. Что ва

№ слайда 13

Вопросы к тексту для четвертой группы: 1. Опишите дом богатого римлянина. Что вам в нем понравилось? 2. Что собой представляют дома бедных римлян?

Вопросы к тексту для пятой группы: 1. Что собой представляло жилище феодала? 2.

№ слайда 14

Вопросы к тексту для пятой группы: 1. Что собой представляло жилище феодала? 2. Опишите внутреннее убранство замка. 3. Для каких целей он был построен?

3. Современное жилище, его характерные чертыЗадание: в каких условиях проживает

№ слайда 15

3. Современное жилище, его характерные чертыЗадание: в каких условиях проживает современный человек? Предлагаю провести исследование. При этом вы можете пользоваться текстом учебника и дополнительным материалом.

Проверка выполнения заданий:Дайте определение современному жилищу человека. Каки

№ слайда 16

Проверка выполнения заданий:Дайте определение современному жилищу человека. Каким нормам должно соответствовать современное жилище? Как эти нормы реализуются в разных странах? Охарактеризуйте дома американцев. Охарактеризуйте дома японцев. Почему достаточно долго в нашей стране было нормой проживание в коммунальной квартире? Как изменились наши вкусы в последующие годы? От чего зависит наш выбор жилья? Охарактеризуйте характерные вкусовые особенности при выборе жилья итальянцев? Немцев? Чем вы объясните характерные особенности английских домов?

5. Плюсы и минусы городского жильяКакие положительные моменты имеют наши совреме

№ слайда 17

Подведение итогов

№ слайда 18

Подведение итоговКакие вопросы мы с вами обсуждали на сегодняшнем уроке? Дайте о

№ слайда 19

Домашнее задание: Выучить § 28 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: от

№ слайда 20

Домашнее задание: Выучить § 28 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: ответьте на вопрос, как изменялось жилище человека? 2 вариант: предложите программу улучшения собственного жилья.

Желаю успеха!

№ слайда 21

Читайте также: