Добро и зло в христианстве кратко

Обновлено: 25.06.2024

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа шестая

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким?

Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие.

К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы.

Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато

Аду нужно играться в себя и убеждать в своей шуточности, в своей мнимой доброте. Аду нужно добро для того, чтобы подстраиваться под него или обзывать добро другими прозвищами: смирение – слабостью, щедрость – глупостью, снисхождение – мягкотелостью. Ад меняет понятия. Очень хорошо говорил Конфуций: для того чтобы мир не рухнул, нужно еще раз переназвать понятия. То есть нужно назвать храбрость – храбростью, а не наглостью; трусость – трусостью, а не рассудительностью; щедрость – щедростью, а не расточительством; жадность – жадностью, а не бережливостью. Нужно переназвать мир, потому что неправильно названный мир – это мутная вода, в которой лукавый ищет свою рыбу. Зло нуждается в добре, потому что оно мимикрирует и подделывается под него.

Есть ситуации, когда дать хлеба человеку, просящему есть, – это убить его

Добро и зло перепутаны сильно в мире. Иногда человеку кажется, что мы делаем зло, а мы делаем настоящее добро. Допустим, ты полез в карман к кому-то, тебя поймали за руку и сильно побили. Тебе сделали зло или добро? Конечно, в день битья ты подумаешь, что жуткие враги тебя жутко избили. На самом деле по жизни ты поймешь, что тебе сделали великое добро, так как теперь любой позыв полезть в чужой карман у тебя будет сопровождаться воспоминаниями о серьезных тумаках, полученных однажды. Это было великое добро, не имеющее вида добра. Точно так же есть и великое зло, имеющее вид добра. И с этим нужно разбираться, потому что вся наша жизнь погружена в двусмысленность.


Вернемся еще раз к словам апостола Павла, который сказал, что у нас чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла. Именно навыком. Не все золото, что блестит, не все доброе, что мягко стелется. Не все то злое, что ершистое, колючее и злое. Мы знаем, что некоторые святые очень злые были, могли такое задвинуть, что тебя то в жар, то в холод бросало. Он святой? Да, он святой. Так почему же он так выражается? Это он от любви с тебя снимает шкуру наждачкой. Да, это есть. Знаем многих преподобных, которые, действительно, снимают шкуру с приходящего. По любви. Поэтому надо современному человеку отказаться от своих заготовок в отношении добра и зла. Человеку кажется, что он понимает, что такое добро. Если я целую ручки, глажу по шерстке, то я, конечно, добрый человек. Если ругаю, против шерсти глажу – я злой человек. Нет! Совершенно нет. Нужно отказаться от того, что мы понимаем, что – добро, а что – зло.

У В. Высоцкого есть песня про правду и кривду. Они очень похожи, если и ту, и другую раздеть. И кривда одевается в правду, и ее принимают за правду. Потому что правда сама по себе очень неброская. Она – как Среднерусская равнина, тут нет ни гор, ни каньонов, ни водопадов, ни пальм, но почему-то сердце щемит и плакать хочется. Что в этой убогой красоте спрятано? В этих перекошенных березках, в этих буераках, в этих речушках небольших, в этих рваных облаках? Что здесь такое есть? Какая-то правда есть в этой Среднерусской равнине, такая щемящая правда Божия, очень неброская. Есть красивые, броские страны: океан, рыбы, дельфины, пальмы, солнце с утра до вечера. А правда не там. Чтобы найти правду, нужно было в пустыню уходить. Святой Антоний Великий уходил в жуткую песчаную глубь, где медное небо и горячий песок, где нет ничего красивого, потому что там – правда. Правда, она очень жесткая, и развращенный человек ее знать не хочет.

Выйти из мира мнимости в мир сущности – это и есть переход от зла к добру

вопрос православному священнику, иеромонах иов гумеров

Христианское понимание добра и зла имеет богооткровенный характер. Определение этих понятий вводит нас в центральную область нашего богословия: учение о Боге и человеке.

Согласно слову Божию, добро, благо, святость в полном и точном значении присущи одному Богу (Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19: 17) как всесовершенному Существу. Человек же причастен к добру в той мере, в какой он исполняет волю Господа и живет по Его заповедям. Бог всем людям желает добра, высшей степенью которого является соединение с Ним для вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Творец не создавал зла. Мир вышел из рук Его совершенным. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1: 31). При сотворении человек был почтен как разумнейшее существо свободной воли. Поставленный перед выбором, человек проявил непослушание праведной воле Божией. Разрушена была гармония между Творцом и творением. Человек отторг этим себя от Источника жизни. Так на земле родилось зло. Грехопадение прародителей обнажает сущность этой проблемы, вводит нас в центральную область темы добра и зла. Весь духовно-нравственный опыт человечества за всю его историю подтверждает истинность библейского учения. Чем совершеннее вера и любовь человека к Богу, тем он богаче добродетелями и активней в совершении добрых дел. Неверие и отпадение от Господа, будучи тяжелым грехом, рождает зло и преступления.

Источник: Гумеров А., священник. Вопросы священнику. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005 г.

Добрая, добродетельная жизнь — это жизнь в соответствии с замыслом Бога о мире и человеке, жизнь в соответствии с Его заветами, жизнь, приближающая людей к Богу. Зло же — это все то, что удаляет нас от Бога, прежде всего — наши грехи.

Зло исходит не от Бога, а от сатанинских сил и от человека, употребляющего свободу своей воли во зло. А отнять свободу Бог у нас не может, поскольку она представляет собой Его высший дар своим творениям, наделенным разумом.

Философ Лейбниц, живший в XVIII в., пришел к выводу, что в мире существуют три вида зла, которые с необходимостью присущи миру, созданному Творцом.

Первый вид он назвал метафизическим злом. В данном случае под злом понимается подверженность тварей страданию, связанная с их конечностью в пространстве и времени, то есть с тем, что они занимают небольшие объемы пространства и живут недолго.

Второй вид зла Лейбниц назвал физическим злом. Мод ним он понимает страдание разумных существ, подвергающихся наказанию как воспитательному мероприятию.

И наконец, третий вид зла — зло в собственном смысле слова — Лейбниц назвал нравственным злом. Под ним он понимает грех, сознательное нарушение Божьих заповедей.

Добро и зло

Добро и зло Я не знаю другого признака величия, как доброта.Л.БетховенЗлой человек полагает, что все люди подобны ему.Грузинская мудростьСледуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым. Испанская мудростьНи одно благое намерение не стоит разбитого сердца.Из кинофильмаЯ

§ 1. Добро и зло

§ 1. Добро и зло Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению

Добро и зло

7. Добро и зло

7. Добро и зло Представьте себе, что вы работаете в библиотеке и проверяете состояние книг, возвращаемых читателями. К вам обращается ваш приятель с просьбой: закрыть глаза на то, что он тайком унесет редкий справочник, которым ему очень хочется обладать. Наверное, вы не

Добро

Добро В мире внешней природы, у растений, у животных нет ни добра, ни зла; нет также этого и в живом, неосмысленном теле человеческом. Грань эта, отделяющая добро от зла, начинается в душе человека его способностью сознавать и разуметь. В душе человека с юных лет идет

21 МАЯ (Добро)

21 МАЯ (Добро) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.1 Украшай каждый проходящий день добрым делом.2 Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку. Ницше 3 Доброта – это наша

Добро или зло

Зло и добро

Зло и добро Рассмотренные здесь образы добра и зла соответствуют, как я показал, определенным антропологически постигаемым событиям на жизненном пути человеческой личности; образы зла — двум различным стадиям этого пути, ветхозаветные — его ранней, иранские — более

11.ДОБРО И ЗЛО

11.ДОБРО И ЗЛО Желание есть первое исходное данное нашего сознания; мы рождаемся с симпатиями и антипатиями, желаниями и устремлениями. Сначала бессознательно, а потом осознанно, мы оцениваем: "Это – хорошо, а вот это – плохо". Чуть позже мы открываем для себя понятие долга.

4. Добро и зло

Добро и зло

Добро и зло Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Книга Иова, 10:4 Откровение дает не только надежду, но твердую уверенность в том, что телесная смерть не есть окончательная смерть и что даже гибель вселенной не есть окончательная гибель, что все

4. Добро и зло

Добро и зло

Добро и зло Этика - это понятия о морали и нравственности. То, что нами обычно принято объединять знакомыми всем категориями Добра и зла. Не случайно эту сферу духа мы оставили напоследок. Нравственность, как явление истории, конечно же, имела бы право рассматриваться и

54. ДОБРО

54. ДОБРО Нет никого, кто творил бы добро, нет такого, нет ни единого.Библия — Псалмы, 14:3Кто умеет делать добро и не делает, тому это вменяется в грех.Библия — Послание Иакова, 4:17Тот, кто для всех хорош, для всех и плох.Алъ-Харизи — ТахкемониМы — народ богобоязненный, и не

Добро и зло

Добро и зло Я потратил большую часть своей жизни, пытаясь изменить людей и те общественные устои, которые казались мне неправильными. Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь отказаться от этого. Есть некоторые вещи, которые в основе своей неверны и требуют изменений.Суть такого

В любой религии присутствует своя модель морали, проще говоря, определение добра и зла. Давайте разберёмся, что по этому поводу есть у христианства.

В отличие от других религий, в христианстве абсолютным благом является только вектор воли Бога, индивидуальный для каждого человека. Действие Бога в жизни верующего всегда личностно, прикровенно и индивидуально.

Также, есть миллиарды переменчивых векторов воли людей, обычно злой, жадной и недалёкой. Эти векторы не являются злом, они просто не являются благом. Поэтому от детских категорий "плохо-хорошо" придётся отказаться.

Постойте, а как же бесы, дьявол? Все 2000 лет христианства нас учат, что христианин постоянно находится в состоянии войны с демонами злобы - врагами рода человеческого, которые хотят погубить человека и забрать его душу в ад.

Придётся вас разочаровать. Это, противостояние добра и зла называется дуализмом и является осуждённой ересью, поскольку вносит в картину мироздания некие высшие силы, наделённые надмирными правами, оппонирующие Богу-Творцу. Малые боги, происхождение которых завязано на ветхозаветные мифы одного малочисленного народа на ближнем Востоке. Что-то там про сотворение мира и падение лучшего из ангелов. Нет, это не христианство, это иудаизм, ведь именно из книг его священного писания мы узнаём об этих персонажах.

Поскольку всем ближе простые категории добра и зла, выраженные в законе (тот же декалог) и понятие злого бога, раздающего люли за его невыполнение, понимание добра как воли Бога не нашло отклика у приобретателей религиозных услуг, и осталось прерогативой мистиков, по большей части помалкивающих о своих воззрениях.

Людям нравится Бог-сделка, Бог-наказание.

Сильно смахивающий по повадкам на автомат с газировкой: ты ему монетку правильной формы и номинала (обряд, пост, подвиг, заклинание, правильные молитвы) - он тебе гарантированные ништяки. Простое, вульгарное и такое близкое людям понимание религии. Чистое язычество и магизм.

Однако возник непреодолимый вопрос в этой простой и понятной схеме. Когда Иисус принес весть об истинном Боге, который есть любовь, стало очень трудно объяснить существование в мире смерти и болезней. Его учение в старые рамки понятия закона не вмешались, как не вмещалось в людей пожелание не быть говном. И тогда люди вернули себе старый добрый декалог, назвали его "детоводительством ко Христу" и всех христиан записали в грешники, обязав каждого непрерывно каяться за преступные действия сказочных персонажей с запретным плодом.

Эта модель внезапно получила пробоину в виде теодицеи: если бог такой благой и спасающий, зачем он выгнал первых людей из рая (которые, напомню, были хороши весьма) и утопил мир в великом потопе?

Иудеи вышивание своего бога (богов) в библии никак не оправдывают: дескать он бог, что хочет то и творит. Это вы мол говорите, что ваш бог это любовь, вот и оправдывайтесь за существование в мире зла. Напомню, что иудеи Бога, открытого Христом, не приняли, но речь сейчас не про их религию.

Но позвольте: дуализм это же осужденная ересь, за которую зарыли в землю Маркиона и гностиков.

А теперь следите за руками: дьявол не может творить, поскольку он сам сотворен (а? Зачем?), поэтому он тварный, так что он в боги не годится, а значит это не дуализм. Но как же так, ведь допущение в модели мира "младших богов", не обременённых полнотой власти, таких как херувимы серафимы архангелы ангелы демоны и дьявол, делает учение ничем не лучше древнего язычества, вроде античной мифологии с её полубогами или древнего иудаизма, с его звероподобными надмирными керубами и сарафами (ой, что-то они мне напоминают. )

Проще говоря, монотеизм не вытанцовыватся.

Эта пробоина до сих пор присутствует на борту мирового иудео-христианства, как напоминание о том, что получается, если скрестить ужа с ежом - священные писания двух разных религий под одной обложкой.

Так что дуализм неизменно присутствует во всех течениях мейнстримного иудео-христианства как его неотъемлемая часть, выделяясь своей чуждостью мифологичностью и являя собой яркий пример синкретизма и противоречия, а его импортированные категории добра - следование закону и зла - его нарушения ветхозаветны чуть менее чем полностью, отказывающие Богу в праве на личность и волю.

Читайте также: