Дихотомия восток запад кратко

Обновлено: 04.07.2024

Термин Восточный мир (также Восток) очень широко относится к различным культурам или народам, религиям и философским учениям, в зависимости от контекста, чаще всего включает, по крайней мере, географически страны Азии и культуры к востоку от Европы, и к северу от Океании. Этот термин обычно не используется людьми в этом регионе, так как восточный мир представляет собой разнообразный, сложный и динамичный регион, который трудно обобщить, и хотя в народах и странах проживающих на его территории есть.

Параллельные сообщества (от английского parallel society) — термин, используемый преимущественно в западной социологии, политологии и культурологии, под которым понимается феномен (явление) существования внутри национальных государств сообществ (или общин), которые плохо натурализуются, сохраняют свои национальные обычаи и традиции, культуру, веру. Основное отличие параллельных сообществ от других типов комьюнити (в том числе, национальных) состоит в том, что ценности параллельных сообществ вступают.

Теория системы ценностей Стродбека и Клакхона - теория базовых человеческих ценностей в кросс-культурной психологии, которая на основе математических методов исследований утверждает, что люди разделяют общие биологические особенности и характеристики, которые формируют основу для развития культуры. Ценностные ориентации здесь определяются как логическим образом сгруппированные, сложносоставные принципы, придающие направленность мотивам человеческого мышления.

Социология потребления — это подраздел социологии, официально признанный Американской социологической Ассоциацией как раздел, посвященный потребителям и потреблению. В рамках этой области социологи рассматривают потребление в качестве центрального элемента повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современных обществах таким образом, что оно намного превосходит рациональные экономические принципы спроса и предложения.

Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур.

Типология государств — это особая научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Гипердиффузиони́зм — совокупность гипотез и теорий, согласно которым одна цивилизация или один народ является творцом всех выдающихся или важных вещей, которые затем были заимствованы менее развитыми цивилизациями и народами. Таким образом, все великие цивилизации, которые имеют сходные культурные достижения, вроде пирамид, происходят от одного древнего народа. Аргументами гипердиффузионизма могут служить религиозные практики, культурные технологии и забытые древние цивилизации.

Этническая журналистика — это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности. Как правило, этническая журналистика — это журналистика на языке этносов, ее адресатом прежде всего является представитель собственного этноса.

Культура повседневности — совокупность характерных для обыденной жизни людей социальных практик (поведения, мышления, речи, труда, отдыха и так далее), наряду с отклонениями от этих практик, которые могут представлять интерес как потенциальный источник обновления культуры. Культура повседневности существует только в контексте конкретной культурно-исторической эпохи: элементы её воспринимаются людьми как единый мир само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек (в том числе мыслительных.

Бикультурали́зм (культу́рный дуали́зм, двухкульту́рность) — состояние одновременного и полноценного владения двумя и более культурами, возникающее в ходе процессов этнической ассимиляции и аккультурации.

Субполитика — это термин, введенный Ульрихом Беком, который описывает особый подход к восприятию того, что происходит вне рамок существующих политических институтов и определяет современные общественные процессы. Яркими примерами субполитики являются движения гражданского общества, деятельность транснациональных компаний, работа неправительственных организаций, а также достижения научно-технического прогресса. В современном обществе при смене парадигм происходит смещение рисков, которым подвергается.

Регионализа́ция — сложный процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Памятники-символы — памятники, имеющие наибольшее значение для человека, при этом ценностный спектр значений таких памятников, как правило, многообразен. Для одних людей памятники-символы могут иметь позитивное значение (мемориалы павшим в других странах), а для других — сугубо негативное (как символы порабощения и угнетения), для иных — нейтральное и т. п. Проблема памятников-символов важна для общего памятниковедения.

Энкультурация (от греч. en - среди, внутри, содержащий в себе и лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - процесс приобщения индивида к определенной форме культуры, приобретения индивидом этнокультурного опыта, свойственного определенной локально-исторической культуре. Происходит под воздействием системы культурных институтов.

Острая сила (англ. sharp power) — форма внешнеполитической деятельности, предполагающая использование средств манипулирования общественным мнением в других странах и направленная на подрыв их политических систем. Термин “острая сила” применяется к авторитарным режимам и может включать в себя усилия страны по воздействию на политическую обстановку и информационное поле демократических стран с целью введения общественности в заблуждение, ограничения свободы слова, сокрытия или отвлечения внимания от.

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом, социологом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического.

Азербайджанофобия — условный термин, иногда используемый для обозначения этнической неприязни, страха, враждебности или иных негативных чувств по отношению к азербайджанцам, Азербайджану.

Мировой порядок — характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей — общими для всех.

Ра́мочный ана́лиз (англ. Framing analysis) — междисциплинарный метод научного исследования, который используется для анализа того, как люди понимают ситуации и события.

Социальная мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание) — это контекстуально условно истинные и аксиологически (в плане ценностей и их норм) доверительные высказывания.

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.

Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное.

Моде́ль медиазави́симости (теория зависимости от медиасистемы, англ. Media-System Dependency) впервые была введена М. Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976), она описывает отношения между информационной системой и системой социальной (инфосферой и обществом).

Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.

Языкова́я ли́чность — любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения ви́дения им окружающей действительности и для достижения определённых целей в этом мире. Так же наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов.

Государство как форма организации сложных обществ оказалось наиболее жизнеспособным, и сегодня по всему миру это доминирующая форма политии. Теория раннего государства основательно была разработана Х. М. Классеном и П. Скальником в The Early State (1978) и последующих сборниках цикла. Авторы считали, что раннее государство — это начальная стадия эволюции докапиталистических неиндустриальных государств.

Криптокоммунизм — это (др.-греч. κρυπτός — скрытый; от лат. commūnis — общий) теоретический общественный и экономический строй, под которым подразумевается секретная поддержка или тайное восхищение коммунизмом. Термин используется для обозначения деятельности человека или группы людей, которые, поддерживая коммунизм, стремятся избежать политического и иного преследования.

Четыре теории прессы (или нормативные теории массовых коммуникаций) — классическая работа американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма, созданная в 1956 году, в которой рассматриваются отношения между прессой и правительством при разных формах правления и в разный временной период. Данные теории фокусируются именно на том, «как СМИ могли бы функционировать, как им надо было функционировать, согласно определенным критериям, характерным для конкретного общества нормам и ценностям.

Центр-периферийная полярность (от англ. the center-periphery polarity) — это модель, разработанная одним из ведущих специалистов в области политической социологии и сравнительной политологии, норвежским ученым Стейном Рокканом. Основная ее задача — выявить принципы государственного строительства во многих европейских странах и объяснить особенности их государственного устройства. Основные методологические подходы, которые использовал Роккан в своем исследовании — структурный, системный и исторический.

Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом.

Модернизм в турецкой литературе — совокупность литературных явлений модернистского толка, характерная для литературы Турции периода второй половины XX века.

Теория социального доминирования (ТСД) – теория межгрупповых отношений, которая фокусируется на поддержании и обеспечении стабильности иерархии в социальных группах. Согласно теории, неравенство в группах поддерживается тремя первичными видами внутригруппового поведения: дискриминация, агрегированная индивидуальная дискриминация и поведенческая асимметрия. ТСД предполагает, что широко распространенные культурные идеологии (т.н. легитимационные мифы) обеспечивают моральное и интеллектуалное оправдание.

Ксеноцентризм (греч. ξένος (xénos) — иностранный, чужеземный, лат. centrum — центр круга, средоточие) — убеждение, что продукты, стили и идеи своего собственного общества ниже по уровню, чем те, которые происходят из других мест . Ксеноцентризм подразумевает склонность одних культур рассматривать другие как превосходящие свои собственные. Это явление представляет собой обратную сторону этноцентризма, то есть склонности человека, этнических и этноконфессиональных групп оценивать все жизненные явления.

Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек. Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой.

Список американских академических научно-исследовательских центров специализирующихся на русистике, славистике, исследованиях Восточной Европы и Евразии.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.

Менталитет башкир — устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих башкирам.

После эпохи Великих географических открытий жители Запада начали все больше и больше интересоваться Востоком. Нужно отметить, что интерес этот однонаправленный, по крайней мере, являлся таковым вплоть до последних десятилетий. Жители стран Азии, как правило, не проявляли особого любопытства относительно Запада. Кроме того, для азиатов деление культурно-географического пространства проходит по оси Север-Юг. Это отчетливо видно на примерах государств, разделенных на две половины: Восточная и Западная Германия, Восточная и Западная Украина, но Северная и Южная Корея, Северный и Южный Вьетнам.

В отличие от стран Европы, где на определенном историческом этапе произошла секуляризация общественной жизни, повседневность стран Востока пронизана религиозными традициями. Так, в Индии кастовая система, восходящая еще к древним мифологическим представлениям, выступает одним из основных общественных регуляторов, а в Японии, являющейся одной из наиболее развитых стран мира,крупные корпорации указывают имя божества-покровителя на своих сайтах. Например, название фирмы Canon восходит к индийскому божеству Авалокитешваре, воплотившемуся в Японии под именем Каннон в женском обличии.

Общественная жизнь и философия на Востоке всегда шли рука об руку. В Восточной Азии учение Кун-цзы (конфуцианство) определило патриархальные отношения в семье, приоритет общественного над индивидуальным, отношение граждан к власти, к труду, к своему месту в жизни. В мусульманском мире законы шариата регламентируют значительную часть жизни верующих.

На Востоке не приемлют проявления индивидуализма. Человек здесь идентифицирует себя прежде всего посредством той группы, к которой он принадлежит: это семья, фирма, альма-матер, район, город, целая страна. Интересы общества всегда обладают большим приоритетом, чем интересы отдельно взятой личности, а неформальные связи на Востоке играют огромную роль. В Южной Корее новоизбранные президенты имеют тенденцию посредством назначений на ключевые посты окружать себя выходцами из родного города или выпускниками своей школы. Демократическое устройство государства в Азии либо вовсе не приживается, либо претерпевает значительные изменения с поправкой на местные реалии. В Республике Корея,считающейся оплотом демократии, граждане получают реальные сроки за выражение поддержки северокорейскому режиму в соцсетях.

Редакция Vostok Magazine

Подпишитесь на наш канал в Telegram , чтобы читать лучшие материалы платформы и быть в курсе всего, что происходит на сигме.

Первая и самая главная дихотомия — жизнь и смерть, вторая — мечта об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни, а третья — противоречие между тягой к одиночеству и жаждой межличностного общения.

Впрочем, помимо экзистенциальных дихотомий, по Фромму, существовали и исторические. К ним относились противоречия, возникающие в результате исторического развития. Этот вид дихотомий можно разрешить с помощью различных действий — в отличие от экзистенциальных дихотомий, которые аннулировать невозможно: они заложены в самой природе человека и могут быть преодолены только с помощью духовного самосовершенствования.

В общем, надо запомнить, что мы говорим о дихотомии, когда подразумеваем взаимоисключающие вещи, а не две стороны одной медали. В последнем случае уместнее говорить об амбивалентности.

Деление культур на восточные и западные выработано культурологами для первичной типологии мировой культуры. Восток и Запад — парная категория, выражающая представление о полярности восточной и западной культур. "Восток" представлен "россыпью" самобытных культурно-исторических образований: страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. У истоков западной культуры находится великая античная цивилизация, которая и привнесла в европейскую культуру рынок и демократию, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение. Важнейшими сферами европейской культуры являются философия и наука, как специфическая форма познания.

Восточная культура представляет собой цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях, стремящихся к сохранению "веками" выработанной жесткой нормы, устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных норм поведения. Для восточного типа культуры характерно погружение во внутренний мир человека, тогда как западная культура направлена вовне. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир, можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если для западной культуры характерно активное технологическое преобразование природы, то для Востока характерно стремление к достижению гармонии с естественной средой обитания и медитация. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.

Специфические отличия этих мировоззренческих систем можно представить в следующей таблице.

1. Отношение к истине

Истинно то, что подвластно уму человека.

"Что нужно знать, то можно взять руками (Гете).

Человеку нужны те истины, которые ему могут служить.

Истина есть то, что дано нам свыше, поэтому она не зави­сит от ума и воли постигаю­щего ее. Человеку потребна та истина, которой он мог бы служить, посвятив ей жизнь.

2. Отношение к познанию мира

В основе отношения к по­знанию мира – принцип без­граничной познаваемости мира: все тайны мироздания раскрываются людьми.

При­рода мира – механическая, рациональная, логическая

Теоцентрическое мировос­приятие предполагает нечто принципиально непознаваемое в мире: от возможностей че­ловека зависит не все.


При­рода мира – духовная, ирра­циональная, загадочная

3. Оценка человеческой природы

В центре мироздания – сам человек (антропоцентризм), самостоятельно осуществ­ляющий свою волю (гума­низм)

В основе мироздания – некая высшая Воля, Бог, Абсолют, Дао и….

Призвание человека – жить в согласии с этой во­лей, добровольно соединяя свою личную волю с высшей волей

4. Отношение ко времени

Ориентация на будущее (личное, детей, своего на­рода, человечества)

Ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает ори­ентации на будущее)

5. Отношение к труду

Динамичное совершенство­вание и изменение мира в соответствии со своими про­ектами. Прогресс. Рынок. Социальные революции

Акцент на сохранение суще­ствующего порядка, на изме­нение самого человека как части мира в соответствии с высшей, божественной волей. Базар

6. Представление о ценностях

Акцент на материальных ценностях

Акцент на духовных ценно­стях

Материалистическая, антро­поцентрическая, гуманисти­ческая, демократическая, протестантская, мужская

Духовно-ориентированная, религиозная, теоцентрическая, монархическая, авторитарная, деспотическая, женская


Материал представлен на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Все права принадлежат авторам этих материалов.

Анастасия Городишенина

Анастасия Городишенина

интегративное мышление людей Востока выработало основной принцип деятельности и существования человека – созерцание, интуитивное откровение и отказ от использования любых форм насилия, которые нарушают баланс сил взаимодействия и естественный ход жизни.

Знакомство с культурными системами Запада и Востока позволяет выявить ряд смысловых антиномий, определяющих вектор и параметры – парадигму развития культуры. Восток: гармоничное сосуществование человека с естественно-природной средой обитания;
любовь к миру; интуитивное знание, мистика; традиционализм, стабильность жизни общины и государства; созерцание, медитация; дао. Запад: государство (демократия, равенство, свобода); технико-технологическое преобразование мира, покорение природы; любовь к человеку; рациональное знание, культ науки; модернизация (индустриализация, прогресс жизни, инновация);
активное физическое действие; логос.

Примеры глубокой дифференциации ценностных систем и жизненных установок свидетельствуют о глубоком различии социокультурных систем Запада и Востока. Историческое и смысловое противостояние культур Востока и Запада укоренено в фундаментальной разнице двух способов человеческого существования – бытия и обладания.

Под обладанием и бытием понимаются не перечисления отдельных качеств субъекта, но два способа существования человека – два альтернативных вида психической самоориентации и социокультурной ориентации человека в мире. Обладание и бытие выступают основными принципами моделирования базовых структур человеческой ментальности, доминирование которых определяет все, что человек чувствует, думает и делает. Обладание и бытие выступают фундаментальными экзистенциалами – смысловыми схемами, которые формируют тип
ментальности – тип сознания, и, значит, тип личности определенной культуры.

Обладание является жизненным принципом суще-
ствования цивилизации Запада. Западное индустриаль-
ное общество ориентировано на прогрессивное разви-
тие человека, которое нацелено на удовлетворение ма-
териальных потребностей жизни и достижение власти
и славы. При существовании человека по принципу
обладания его отношение к миру выражается в стрем-
лении превратить весь мир в объект владения и обяза-
тельного практического использования.
Ориентация на обладание, столь характерная для
западной культуры, создает разрыв – пропасть отчуж-
дения и дисгармонию в общении человека с миром и
природой. Человек Запада стремится использовать
природу для достижения собственной выгоды и поль-
зы. Не случайно в западно-европейской культуре ут-
вержден культ личности и любви к человеку, в то вре-
мя как Восток ориентирован на основное правило жиз-
ни – любви ко всему миру.

Анастасия Городишенина

Бытие выступает способом существования культу-
ры Востока. Это экзистенциальная ориентация, для
которой характерны:
а) альтруизм, жизнелюбие и подлинная причаст-
ность миру;
б) реализация истинной природы человека – духов-
ной свободы, творчества и созидания.
Традиционное общество Востока ориентировано на
сохранение витальной силы и коллективной памяти
общины, которая хранит в себе основополагающие
правила и жизненные истины человека. Одной из ис-
тин – духовных открытий Востока – выступает истина
веры в подлинное единство всех форм и уровней суще-
ствования мира. Мир для людей Востока одушевлен и
каждые вещь-предмет и событие мира обладают собст-
венным смыслом.Бездна различий в мировосприятии и стиле мышле-
ния людей Востока и Запада требует кардинального
переосмысления проблемы понимания и возможностей
осуществления межкультурного диалога. Стратегиче-
ской задачей новейшего времени XXI в. является не
деструктивное отрицание западной цивилизации и не
бессмысленное механическое копирование культурных
форм Востока, но творческое интегрирование куль-
тур – цивилизационных ресурсов двух глобальных ми-
ров Запада и Востока.

Максим Гуреев

Необходимо учитывать, что традиционный Восток и Восток современный – это РАЗЛИЧНЫЕ социокультурные парадигмы, несмотря на то, что между ними и есть определённые связи.

Читайте также: