Дидактика и гербарта кратко

Обновлено: 28.06.2024

© Хуторской А. В., 2017

Из философского принципа взаимосоответствия микро – и макрокосма следуют многие положения курса дидактики. Например, содержание образования делится на внешнее (учебники, образовательная среда, весь мир) и внутреннее (то, что содержится внутри ученика, – его личностные качества: знания, умения, способности, компетентности и др.).

Аналогичным образом нами разделены компетенции и компетентности, которые также выступают атрибутами двух миров – внешнего и внутреннего.

Компетенция – нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту.

Компетенция – норма внешнего мира. В отличие от нее, компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, это уже состоявшееся личностное качество.

1. Общекультурные компетенции.

В данном случае мы используем термин, включенный в нынешнюю версию ФГОС ВПО. Однако поясним, что речь пойдет не столько об общекультурных, сколько об универсальных общеобразовательных компетенциях. Почему-то принято считать, что только средняя школа обеспечивает общее образование. На самом деле этим же занимается и вуз. Вообще, в любом возрасте происходит общее образование человека, поэтому общеобразовательные компетенции осваиваются на всем протяжении жизни.

Общекультурные (общеобразовательные) компетенции имеют свой состав, который определен нами, исходя из типологии основных стремлений образовывающегося человека:

2. Педагогические (общепрофессиональные) компетенции.

Дидактика – наука, которая входит в состав педагогики. Поэтому педагогические компетенции по отношению к дидактике выполняют общепрофессиональные функции.

3. Дидактические (профессиональные) компетенции.

Уровень дидактики – это уровень владения методологическим аппаратом проектирования и реализации обучения.

4. Методические компетенции.

Дидактика реализуется в практике обучения с помощью методики. Поэтому инструментарием педагога выступает методический инструментарий – владение им и характеризуют методические компетенции.

Чтобы представить структуру компетенции, в ее формулировке необходимо отразить как минимум три компонента:

• объект приложения компетенции;

• деятельностная форма представления компетенции;

• образовательный результат (продукт), на который ориентирована компетенция.

Приведем примеры компонентов дидактических компетенций, на освоение которых ориентирован данный курс.

Примеры компонентов дидактических компетенций

Дидактика. Учебник для вузов - _1.jpg

При оценке уровня владения компетенцией, то есть при оценке компетентности студента, применяются следующие системы.

1. Система оценки продукта, созданного студентом при выполнении учебного задания (дидактического практикума). По элементам продукта делается вывод о наличии у студента соответствующих данной компетенции знаний, умений, навыков, способностей, инструментария, опыта.

2. Система оценки деятельности, выполняемой студентом. В данном случае оценивается именно деятельность студента – ее качество, эффективность. Деятельность студента здесь является тем педагогическим продуктом, который диагностируется и оценивается.

3. Система самооценки компетентностей студентом. Такая система применяется методами рефлексии, анкетирования, тестирования. Самооценка отражает субъективные представления студента о своих компетентностях и может использоваться преподавателем в ходе обучения.

Уровень владения компетенцией определяется с помощью различных форм и методов:

1) количественные способы (баллы, проценты и т. п.);

2) рейтинговые (кто лучше);

3) качественные (письменные или устные характеристики);

4) уровневые (например: а) репродуктивный уровень – по образцу; б) творческий; в) эвристический).

Компетенции студента, на развитие которых ориентирован данный курс дидактики, приведены в рабочей программе. Там же перечислены ключевые компетенции, подлежащие развитию и диагностике. Формулировка компетенций дана в деятельностной (глагольной) форме с указанием объектов приложения деятельности.

Каковы планируемые результаты изучения курса современной дидактики? Предлагаемый курс дидактики позволяет:

• рассмотреть дидактику различных педагогических теорий, систем и технологий, самоопределиться по отношению к ним, выразив собственную позицию и личностно-актуальную образовательную проблематику;

• научиться создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников и развитию их одаренности средствами общеобразовательных курсов;

• освоить формы и методы педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, научиться моделировать уроки, вести их обсуждение и анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям.

Главной особенностью учебника является включение в него дидактического практикума по всем темам курса. Оригинальные задания ориентируют читателя на собственную проектную и исследовательскую деятельность в области дидактики.

См.: Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

И. Ф. Гербарт (1776-1841) Выполнила:Жаринова А.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

И. Ф. Гербарт (1776-1841) Выполнила:Жаринова А.А.

И. Ф. Гербарт (1776-1841) Выполнила:Жаринова А.А.

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Евро.

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Дидактическая система И. Ф. Гербарта (1776— 1841). Развитие массовой начально.

Дидактическая система И. Ф. Гербарта (1776— 1841). Развитие массовой начальной и средней школы привело к созданию универсальной дидактической концепции немецкого педагога в единстве философского, теоретического и методического обоснования особенностей организации учебного процесса. Система И. Ф. Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики, построенной на основе взаимодействия учителя (как субъекта) и ученика (как объекта учебного процесса), и оказала глубокое влияние на развитие педагогической теории и практики, в том числе и в сфере дидактики. Антрополого-педагогическая концепция И. Ф. Гербарта строилась на признании человека как природного, социального и культурного существа в единстве этих компонентов.

И. Ф. Гербарт дал новую трактовку цели воспитания и обучения как «восхождения.

Учебные предметы И. Ф. Гербарт разделил на две группы: • натуралистические —.

Учебные предметы И. Ф. Гербарт разделил на две группы: • натуралистические — познание природы; • историко-философские — познание человечества. Связующим звеном в ходе преподавания этих предметов выступает религия. Поэтому школа И. Ф. Гербарта была ориентирована на целенаправленную передачу подрастающему поколению духовного опыта человечества, которая способствовала развитию познавательных сил и способностей каждого ученика.

Теория И. Ф. Гербарта строилась на признании определенной самостоятельности и.

И. Ф. Гербарт различал три вида обучения: • описательное — выявляющее опыт ре.

Гербартарианская концепция, связанная с целенаправленным формированием прежде.

Гербартарианская концепция, связанная с целенаправленным формированием прежде всего культуры мышления, была направлена на жесткую установку необходимости управления процессом формирования личности извне. Именно учителю принадлежала ведущая роль в учебном процессе, что приводило к авторитаризму и регламентации в образовании, ограничивало активность и самостоятельность воспитанников,

Педагогическая наука начала XX в. во многом явилась продолжением оформления к.

Педагогическая наука начала XX в. во многом явилась продолжением оформления классических теоретических оснований в образовании, с одной стороны, а с другой — осмысления и реализации новейших научных теорий, провозгласивших новое понимание сущности человека, веру в прогресс и торжество разума и свободы.

В этот исторический период в большинстве школ западноевропейских государств г.

Альтернативная организация новой школы предусматривала изменение содержания.

Альтернативная организация новой школы предусматривала изменение содержания, методов обучения, пробуждение детских интересов в процессе обучения, более естественного процесса познания. Отличительные особенности новой дидактики : • интегрированный, культуросообразный, социоориентирован-ный, целостный подход к учебным предметам; • применение дидактических материалов в учебном процессе; организация группового и индивидуального процесса обучения; использование нетрадиционных методов обучения: игры, диалога, учебной беседы, тренингов, прогулок и экскурсий, дискуссий, свободного общения, самостоятельной работы детей; • отказ от авторитаризма в процессе обучения, но ориентировка на детскую индивидуальность, самоконтроль, обеспечение комфортного психологического климата в детском коллективе, создание развивающего жизненного пространства; • творческая свобода учителя.

В контексте реформаторской педагогики значительное место занимают школы труда.

Иным направлением в оформлении концепции школы труда являлось построение школ.

Инициатором интересного опыта организации трудового образования в России явил.

Основным принципом организации воспитательной работы являлась направленность.

Основным принципом организации воспитательной работы являлась направленность на совместную деятельность детей и взрослых, где участники педагогического процесса могли знакомиться с социумом и особенностями существования в нем. Труд в системе С.Т.Шацкого являлся основанием для организации образовательного процесса в различных учебных заведениях — детском саду, экспериментальной начальной школе, ремесленных мастерских, где подростки получали общее и специально-профессиональное образование.

Таким образом, в первой трети XX в. произошло становление, теоретическое обос.

Таким образом, в первой трети XX в. произошло становление, теоретическое обоснование и практическая реализация антропологического фундамента дидактических принципов. Наметилась четкая тенденция на социализацию системы образования, которая являлась основой выполнения общественного заказа на формирование определенного типа личности. Сложилась четкая структура образовательной системы, были выработаны основные требования к содержанию, формам и методам работы на каждой из ступеней обучения.

Понимание дидактики как искусства обучения сохранялось до XIX в. В начале века немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) приступил к разработке теории обучения, целью к-рой стало прежде всего умственное развитие уч-ся, формирование их интеллектуальных умений.

Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, к-рые предусматривали систематическую передачу уч-ся знаний. Деятельность уч-ся состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли уч-ся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Гербарт придавал особое значение.

Для усвоения учениками преподаваемого материала Гербарт предложил четыре ступени обучения: ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом), ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы), система (связное изложение учителем материала), метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике).

Дидактика Гербарта имела сильные стороны, особенно в отношении разработки принципов конструирования содержания обучения, использования воспитательных возможностей учебных предметов, методов развития произвольного внимая уч-ся. Впоследствии его дидактика и теория воспитания были развиты его учениками и широко распространились во многих странах.

До сих пор принципы Гербарта действуют в школах, к-рые придерживаются авторитарной модели обучения, ставшей, по сути, традиционной. Эта модель и заданные общие формальные принципы организации обучения позволяют получать высокие, хотя и единообразные результаты по усвоению уч-ся изучаемого материала. Главным недостатком данной системы обучения является пренебрежение индивидуальными особенностями уч-ся, их интересами и потребностями, отсутствием самостоятельности и творчества в обучении.

1. Гербарт одним из первых подошел к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Центральной педагогической проблемой является проблема о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия.

2. Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.

4. Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.

5. Таким образом, Гербарт выделил три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.

в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:




7. В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.

Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.

Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.

Описательное (изобразительное) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.

1. Гербарт одним из первых подошел к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Центральной педагогической проблемой является проблема о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия.

2. Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.

4. Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.

5. Таким образом, Гербарт выделил три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.

в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:

7. В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.

Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.

Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.

Описательное (изобразительное) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.

Читайте также: