Диалектика аристотеля кратко и понятно

Обновлено: 03.07.2024

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. [1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики.

Аристотель является и основоположником логики

Самое важное место в работах Аристотеля в области логики занимает учение о силлогизме. Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Имеется несколько модусов силлогизма, каждому из которых схоласты присвоили название. Самым общеизвестным является модус, названный "Barbara".

Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертен (заключение).

Все люди смертны.
Все греки - люди.
Следовательно, все греки смертны.

Другие модусы следующие: ни одна рыба не разумна; все акулы - рыбы; следовательно, ни одна акула не разумна (это модус "Leiarent ). Четыре модуса составляют "первую фигуру" силлогизма; Аристотель добавляет к ней вторую и третью фигур", а схоласты четвертую. Доказано, что три позднейшие фигуры различными способами могут быть сведены к первой.

Из одной посылки может быть сделано несколько заключении. Из посылки "некоторые люди смертны" мы можем заключить, что "некоторые смертные есть люди". Согласно Аристотелю, это можно также вывести из посылки "все люди смертны". Из посылки "ни один бог не смертен" мы можем заключить, что "ни один из смертных не бог", но из посылки "все люди - не греки" не следует что "некоторые греки - не люди".

Помимо таких умозаключений, как вышеприведенные, Аристотель его последователи думали, что всякое дедуктивное умозаключение строгой формулировке является силлогистическим. Выдвигая все решающие силу модусы силлогизма и выражая любое предполагаемое доказательство в силлогической форме, можно было бы избежать ошибок в логическом выводе.

Эта система явилась началом формальной логики и как таковая 5ыла одновременно и примечательной и важной.

Недостатки:

1. В силу формальных недостатков внутри самой системы.

2. По причине переоценки силлогизма по сравнению с другими нормами дедуктивного доказательства.

3. В силу переоценки дедукции как формы доказательства.

1. Формальные недостатки. Начнем с двух утверждении "Сократ - человек" и "все греки - люди". Между двумя этими утверждениями необходимо проводить резкое различие, чего нет в логике Аристотеля .

2. Переоценка силлогизма. Силлогизм - лишь один из видов дедуктивного доказательства. В математике, которая полностью дедуктивна, силлогизмы вряд ли когда-либо встречаются..

3. Переоценка дедукции. Греки вообще придавали дедукции как источнику знания больше значения, чем современные философы. В этом Аристотель не так виноват, как Платон; он неоднократно признавал важность индукции и уделил значительное внимание вопросу о том, как мы устанавливаем исходные посылки, от которых должна отправляться дедукция. Тем не менее он, как и другие греки, в своей теории познания отвел неподобающе высокое место дедукции. Все важные выводы вне логики и чистой математики индуктивны, а не дедуктивны; единственными исключениями являются юриспруденция и теология, каждая из которых выводит свои исходные принципы из не подлежащего сомнению текста, а именно из свода законов или из священных книг.

Кроме "Первой Аналитики", которая трактует силлогизм, другие логические произведения Аристотеля также имеют важное значение в истории философии. Одним из них является небольшая работа "Категории".

Работа менеджера в наши дни является одной из самых востребованных и, безусловно, сложной профессий. Она подразумевает недюжинные знания, как в области точных наук, так и умение общаться с людьми, налаживать отношения, разрешать различные конфликты, как между подчиненными, так и, когда дело касается заключения выгодной сделки. Во всех вышеперечисленных начинаниях логика как одна из древнейших наук играет ключевую роль.

Что такое логика и что она изучает

Термин “логика” происходит от греческого слова logos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и использу­ется для обозначения как совокупности правил, которым подчиня­ется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осу­ществляется. [2]

Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Логику интересуют прежде всего познавательные процессы[3].

Логика как наука[4]

Говорить о логике и легко, и одновременно сложно. Легко потому, что её законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли, постигающей истину и добро, опирается на эти законы и без них невозможно. В этом смысле логика общеизвестна.

Однако, стихийно сложившиеся навыки логически совершённого мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном – о человеческом мышлении – то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложнённым. К тому же основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для этих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собою разумеющимся.

Подобно тому, как умение говорить существовало ещё задолго до грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало до возникновения науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Но как уже было сказано выше, роль логики как науки в жизни менеджера и человека вообще гораздо более значительна, чем нам кажется. Это понимал и затронул в своих трудах такой значимый в истории всемирной науки деятель как Аристотель. Именно о его представлении о логике пойдет речь в данной работе.

Задача логики — установить, каким образом можно добраться до общего вывода из множества предпосылок и приобрести единственно верное знание о предмете размышления, для того чтобы глубже постигнуть осваиваемый предмет мысли и его соотношения с другими частями рассматриваемого явления.

Логика бывает четырех видов (См.: схема №1):





Роль Аристотеля для логики

Роль Аристотеля для логики как науки поистине незаменима – в то время как многие философы Древней Греции работали над вопросами логики - ее основателем по праву считается Аристотель . Он посвятил себя изучению многих наук, таких как философия, логика, физика, астрономия, психология, риторика и др. Этим предметам посвящены многие его сочинения. Именно Аристотель оформил знания о логике в четкую систему и обнаружил, что знания, откуда бы они ни были получены, всегда имеют языковое выражение. Отсюда он делал вывод, что научные знания есть последовательность высказываний, объединенных логическими связями и выводимых одно из другого.

В этом труде содержится мнение о том, что законы логики неразрывно связаны с окружающим миром и с человеком и не могут существовать в отрыве от них. Этот вывод подтверждает и то, что логика соответствует культуре конкретного общества и отражает характеризующие эту культуру признаки. Например, в индийской логике отсутствует закон исключенного третьего, характерный для логики Аристотеля. По мнению ученых, эта тенденция прослеживается в культурах данных стран в целом. Так, население стран, в которых распространение получила логика Аристотеля, более тяготеет к прямым линиям, что хорошо просматривается на примере суждений о добре и зле, которым характерна бескомпромиссность, а также в архитектуре (античные колонны) и оружии (прямой меч). Восточным же странам ближе линия кривая (мусульманский полумесяц, кривые мечи, большая свобода суждений).

Истинным Аристотель считает утверждение, если оно соответствует положению окружающего мира, т. е. отображает реальное состояние вещей. Ложными, таким образом, считались суждения, которые используются не для

В данной работе я бы хотел обратить внимание на основные составляющие элементы учения Аристотеля, пользуясь трудами известных ученых и различными монографиями.

Логика Аристотеля и его учение о методе

Изучение всех сочинений Аристотеля, посвященных вопросам логики или, по крайней мере, рассматривающих эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимание привлекали три проблемы:

2) вопрос о двух основных методах выяснения знания достоверного; эти методы — определение и доказательство;

3) вопрос о методе нахождения посылок знания; это индукция[23].

Сравнение учения Аристотеля о знании с учениями некоторых крупных рационалистов XVII века, например, Декарта 19 , показывает, что в одном чрезвычайно важном вопросе теории познания и логики Аристотель видел дальше и яснее, чем знаменитый французский учёный и философ. Это вопрос о вероятностном знании.

Глава 2.2. Теория достоверного познания. Определение и доказательство.

Вторая часть теории познания совпадает с логикой: выясняет условия, исследует методы уже не вероятного только, а достоверного знания. Главным предметом это части – теория определения и теория доказательства.

Задача теории состоит в том, чтобы указать такие свойства определяемой сущности, которые, не составляя самой этой сущности как таковой, всё же следовали бы из неё. Только при наличии определения знанию не угрожает регресс в бесконечность, а доказательство получает необходимый для него отправной пункт. Так же есть вторая точка зрения Аристотеля на эту теорию: неделимые простые сущности имеют бытие не только как сущности в себе, но и как сущность для нас. Простые сами по себе, они делимы, так как составляют предмет мысли нашего не абсолютного, но конечного ума. Какой бы простой ни была мыслимая сущность, мы можем мыслить её только при условии, если мыслим отношение её к какой-то другой сущности: если, например, мыслим её как входящую в некий род, внутри которого она выделяется при помощи определяющего её вид различия.

В науке ценность причинных определений обусловлена их ролью в доказательстве. Собственная задача определения в том и состоит, что оно дает причинное, необходимое объяснение, и притом объяснение, касающееся сущности. Соответственно с этим, по Аристотелю, имеются доказательные определения. В них сущность – предмет непосредственного созерцания.

Кроме доказательного определения Аристотель различает еще один вид определения. Особенность его в том, что в нем нет указания на причину самой равновеликости. Согласно Аристотелю, такое определение есть не доказательство, оно дает лишь заключение доказательства. Такое определение, по наблюдению Аристотеля, встречается редко, и Аристотель считает это недостатком большинства существующих определений.

В проблеме доказательства Аристотель различает знание достоверное и лишь вероятное. Началом доказательства не может быть, по Аристотелю, ни неправдоподобное, ни даже правдоподобное знание, и умозаключение должно быть построено из необходимых посылок.

Две мысли характерны для аристотелевской теории доказательства. Первая состоит в утверждении, что исходные начала доказательства – сущности, природа которых недоступна доказательству; вторая – в утверждении, что доказательство все же способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы.

Задача доказательства – привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или, что некий предикат принадлежит субъекту. 22


Диалектика уходит корнями в обычную практику диалога между двумя собеседниками, имеющими разные идеи и стремящимися убедить друг друга. Искусство диалога и обсуждения , оно отличается от риторики (которая больше относится к формам дискурса путем перечисления его различных фигур), потому что оно задумано как средство поиска знаний путем последовательного изучения различных позиций или даже противоположностей (даже если мы находим хитрые способы использования, направленные больше на убеждение, чем на истину). В более общем смысле, он обозначает движение мысли , которое происходит прерывисто, путем противодействия, конфронтации или множественности того, что находится в движении, и которое позволяет достичь более высокого термина, такого как определение или истина .

Резюме

История

Диалектика в античности

Среди досократических

В древней Греции , мы находим первые следы среди мыслителей досократиков : первый в мышлении на одном и многих разработан Парменидой на V - е века до нашей эры. Н.э. , и продолжил его ученик Зенон Элейский в его знаменитых парадоксах (последний считался Аристотелем изобретателем диалектики).

У Сократа


Сократ обсуждает со своими друзьями на день его смерти (подробно от Жака-Луи Давида живописи , Ла Морт де Socrate , 1787).

У Платона

«Нет никакого другого исследования, кроме диалектики, которое не берется методически уловить в отношении всего сущность всего. "

- Платон, Республика, Книга VII, 533b

У Аристотеля

В Теофрасте

Из тем , Аристотель устанавливает пять классов задач: фактор, состояние, вид, аварии, собственно; Теофраст сводит их к трем: фактор, состояние, случайность.

Среди стоиков

Диалектика в средневековой философии


Высокое средневековье

Однако незадолго до 1000 года Сильвестр II вернул в Европу диалектику. Говорят, что он был первым, кто познакомил Аристотеля с Западом (Платона уже читали и знали, особенно при дворе Карла Великого, через неоплатонизм ). После своего пребывания в Каталонии Гербер д'Орийак представил диалектику и квадривиум в соборной школе Реймса , где он преподавал эти дисциплины.

Позднее средневековье

Новый период перевода произведений Аристотеля начинается XI - го века , который видит конфликтовать диалектики и анти-диалектики. Первые полагают, что, прибегая к логике Аристотеля , возможно рациональное объяснение христианских мистерий , а вторые полагают, что диалектика рискует растворить тайны религии, и являются сторонниками авторитета Отцов Церкви и Церкви. в Советы . В этом периоде проб и ошибок в отношении отношений между верой и разумом преобладает впечатляющая работа Ансельма Кентерберийского .

XII - го века , продолжает и усиливает развитие диалектики, в том числе изучения логики и грамматики спекулятивной, которые становятся инструментами теологии (например, Ален де Лилль ). Именно в это время оформилась ссора между универсалиями вокруг противостояния между реалистами и номиналистами , включая Росселина де Компьена и Гийома де Шампо , мастеров величайшего диалектика того времени Пьера Абеляра . В дополнение к логике в монастырских школах плоды диалектики разделяют новая натурфилософия ( Шартрская школа ) и спекулятивный мистицизм . Это также век, когда начинается обширное движение, начиная с Толедо и Италии , новых латинских переводов ( Жерар де Кремона , Анри Аристипп , Доминик Гундиссальви ), в частности произведений Аристотеля или комментаторов Аристотеля ( Александр Афродийский , Прокл ). последнее также в значительной степени относится к представителям арабского аристотелизма ( Аль-Кинди , Аль-Фараби , Авиценна ), проникающего таким образом на Запад.


Диалектика в современной философии

Диалектика у Гегеля


  1. положение (быть),
  2. внешнее противостояние (среда),
  3. пространственное единство противоположностей (становление),
  4. внутреннее разделение единства (формулировка становления бытием),
  5. наконец, понимание временной и пространственной идентичности себя в бытии-другом-я (совокупность субъект-объект).

Диалектика - это не внешний метод навязывания неизменной формы, такой как тройственность, это развитие реальности , самой вещи. Мы можем отвергнуть идею о существовании гегелевской доктрины, потому что на самом деле речь идет о выявлении того, что понятно в действительности, а не о создании новой интерпретации этого. Философия описывает реальность и отражает ее.

В области разума диалектика - это история противоречий мысли, которые она преодолевает, переходя от утверждения к отрицанию и от этого отрицания к отрицанию отрицания. Это немецкое слово Aufhebung, которое обозначает это движение отчуждения (отрицания) и сохранения подавляемой вещи (отрицание отрицания). Отрицание всегда частичное. Затем то, что сублимируется, опосредуется и составляет определенный момент, интегрированный в диалектический процесс во всей его полноте. Эта концепция противоречия не отрицает принцип противоречия, но предполагает, что всегда существуют отношения между противоположностями: то, что исключает, также должно включать в себя противоположное.

Итак, основной тезис Гегеля состоит в том, что эта диалектика конституирует не только становление мысли, но и реальности; поэтому бытие и мысль тождественны. По его мнению, все развивается в единстве противоположностей, и это движение есть жизнь целого. Следовательно, все реальности развиваются посредством этого процесса, который представляет собой использование абсолютного Духа в религии , искусстве , философии и истории. Понять это становление - значит концептуально понять его изнутри.

Но такое понимание реальности может прийти только после того, как противоположности будут синтезированы и разрешены, и поэтому философия - это понимание прошлой истории: «сова Минервы не улетает до сумерек. « Например, Наполеон положил конец Французской революции, и Гегель это понимает. [ исх. желанный]

Диалектика у Карла Маркса


«В общественном производстве своего существования люди формируют определенные, необходимые отношения, независимые от их воли; эти производственные отношения соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Все эти отношения образуют экономическую структуру общества, реальный фундамент, на котором возвышается правовое и политическое здание и которому откликаются конкретные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обычно определяет развитие социальной, политической и интеллектуальной жизни. Не совесть людей определяет их существование, а, наоборот, их социальное существование определяет их совесть. На определенном этапе своего развития материальные производительные силы общества сталкиваются с существующими производственными отношениями. "

Диалектика истории проистекает из противоречий между социальными классами , из борьбы между их расходящимися интересами, а также между развитием производительных сил и общественными отношениями, вытекающими из их предыдущего состояния.

«Главный недостаток всего материализма до сих пор (в том числе и материализма Фейербаха) состоит в том, что внешний объект, реальность, чувственное воспринимаются только в форме Объекта или интуиции, но не как чувствительная человеческая деятельность, как практика, в субъективной форме. способ. "

«В позитивной концепции существующих вещей диалектика включает в себя в то же время понимание их фатального отрицания, их необходимого разрушения, потому что, схватив само движение, любая созданная форма которого является лишь преходящей конфигурацией, ничто не знает, как это сделать. наложить на него; потому что это по сути критическое и революционное. "

Диалектика в Адорно

Эристическая диалектика

Современная диалектика и наука

После 1945 года, после карикатуры на диалектический материализм ( диамат ) и дела Лысенко , диалектика подверглась резкой и разнообразной критике со стороны философов ( Жан-Поль Сартр ) и ученых ( Жак Моно , Гийом Лекуантр ). Сегодня некоторые философы, такие как Жан-Мари Бром, выдвинули диалектику, но философски в рамках строго человеческого действия, праксиса. Они отвергают диалектику природы и позитивизма или материализма, а также существование научных законов, определенных естественным образом и существующих вне деятельности человека. Однако после войны некоторые ( Ричард Левонтин , Стефан Джей Гулд, Александр Зиновьев, Патрик Торт…) открыто признают это в своих исследованиях и предмете своих исследований. В XXI - го века, научная литература , стоящий перед диалектикой в науке как Бертел Оллман Паскаль Charbonnat или Эварист Санчес-Паленсию в связи с диалектическим материализмом , инициированным Марксом, Энгельсом и Dietzen.

Таким образом, в науках диалектика позволяет сделать понятными и доступными противоречия (антагонистические тенденции), то есть необычные и парадоксальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в научных наблюдениях и экспериментах.

  1. Движение и трансформация.
  2. Взаимное действие (или взаимозависимость, также называемая диалектическим единством).
  3. Противоречие, творческая сила.
  4. Переход от количественного к качественному (семимильными шагами).
  5. Отрицание отрицания: тезис, антитезис и синтез (или принцип спирального развития).

Материалистическая диалектика нашла определенное количество аргументов в биологии (см. Дж. Б. С. Холдейн, Ричард Левонтин, Стивен Джей Гулд). Тем, что живые существа, определяемые их колеблющимися физико-химическими основами (см. Пригожин ) и определенным информационным содержанием , подвержены постоянным изменениям, как с точки зрения их структуры ( метаболизма ), так и их эволюции , концепция диалектики в том смысле то, что было дано Энгельсом в диалектике природы , могло быть применено.

Читайте также: