Диагностика специальных способностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Здесь размещены методики, которые позволяют определить: особенности творческой личности(любознательность ,воображение,сложность и склонность к риску); ,структуру интеллекта личности; направленность на приобретение знаний;социальные и творческие способности личности.

ВложениеРазмер
Диагностика личной креативности 18.43 КБ
Исследование структуры интеллекта личности 36.46 КБ
Методика направленная на приобретение знаний 13.78 КБ
Социальные способности 30.15 КБ
Творческие способности тест Торранса 376 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Преподаватель: Савина С.А.,

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одногруппники, преподаватели или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

• отрицательные ответы: 28;

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

• отрицательные: 14, 20, 39;

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Способности - индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Специальные способности рассматриваются по двум основаниям:

во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным);

во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.)

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например: Ю.Д. Векслера,

Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов общего интеллекта.

Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности.

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей.

Достоинства: простота применения, легкость обработки, наглядность представления результатов, высокие показатели надежности, минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Недостатки: неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно – развивающей работы.

Способности - индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Специальные способности рассматриваются по двум основаниям:

во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным);

во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.)

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например: Ю.Д. Векслера,

Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов общего интеллекта.

Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности.

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей.

Достоинства: простота применения, легкость обработки, наглядность представления результатов, высокие показатели надежности, минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Недостатки: неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно – развивающей работы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Тесты специальных способностей - разработаны для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих интеллектуальное развитие.

От специальных способностей зависят возможности выполнения отдельных видов деятельности.

Сферы использования тестов специальных способностей в профотборе и профессиональном консультировании:

  • рациональная расстановка кадров,
  • выявление слабых мест, неэффективных работников,
  • анализ причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве,
  • правильный выбор специальности,
  • профессиональное самоопределение личности, осознание и реализация своего призвания.

Группы специальных способностей важные для практических целей:

  • моторные;
  • сенсорные;
  • технические;
  • профессионализированные.

Первые три группы - не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других.

Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Тесты на моторные способности - для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей и находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.

Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности - Ф.Гальтон, Э.Крепелин и другими.

Моторные тесты направлены на изучение:

  • точности движений,
  • силы движений,
  • темпа движений,
  • ритма движений,
  • скорости движений,
  • точности движений.
  • зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации,
  • ловкости движений пальцев и рук,
  • твердость руки,
  • скорость движения запястья и пальцев (скорость передачи сигналов рукой на телеграфном аппарате).
  • тремора,
  • ответной ориентация (способность находить правильный двигательный ответ на стимулы при высокой скорости предъявления),
  • оценка контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами),
  • координация точности мышечного усилия и др.

Для этого применяются разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).

Тестовые задания - нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам) - проверяется ловкость, техническая сноровка, аккуратность и некоторые другие качества.

В 1923 г. Н.И.Озерецким в СССР разработан Двигательный тест для диагностики моторного развития детей от 4 до 16 лет.

Психомоторные тесты:

  • тест ловкости пальцев О'Коннора,
  • тест ловкости Стромберга,
  • тест ручной ловкости Пурдье,
  • Миннесотский тест скорости манипулирования,
  • тест ловкости манипулирования Крауфорда.

Методы диагностики сенсорных способностей применяются в клиническом тестировании для выявления дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций.

Наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств.

Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

Тесты визуальных и слуховых способностей

При изучении визуальных способностей применяются тесты на измерение:

  • остроты зрения,
  • различительной чувствительности,
  • цветоразличения,
  • восприятия глубины,
  • мышечного баланса глаз.

Отличительной чертой тестов зрительного восприятия, разработанных и используемых отечественными психотехниками, была их ориентированность на специфические требования профессий.

Наиболее популярные методы диагностики визуальных и слуховых способностей:

Для измерения глазомера использовались специальные аппараты (Геллера, Меде и др.), позволявшие сравнивать длину предметов, размеры углов, оценку глубины и пр.

Тест Рыбакова - в фигурах различной формы в ограниченное время следовало правильно провести линию таким образом, чтобы из полученных двух частей можно было сложить квадрат.

Тесты изучения слухового восприятия:

  • диагностики остроты слуха,
  • выделения сигналов из шумового фона,
  • адекватной реакции на громкие звуки,
  • различения характеристик звуков.

Чаще всего испытанию подвергается острота слуха (измерение абсолютных порогов).

В качестве раздражителя используется:

  • чистый звук,
  • человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения,

Во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.

Массачусетский тест слухового восприятия – широко распространен.

Технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы технических способностей:

  • пространственные представления,
  • техническое понимание.

Тесты технических способностей - диагностика способностей, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями.

Такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.

Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения:

Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах отечественных психологов по изучению специальных способностей. Б.Г. Ананьев со своим научным коллективом разработал комплексный подход к исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека. Широко известны работы В.А. Крутецкого по изучению математических способностей, Б.М. Теплова — по изучению музыкальных способностей. Исследование организаторских способностей проводились Л.И. Уманским, педагогических способностей — Н.Ф. Кузьминой, Н.А. Аминовым, летных способностей — К.К. Платоновым, художественных способностей — Е.И. Игнатьевым, А.А. Мелик-Пашаевым, литературных — З.Н. Новлянской и др.

§ 2. ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Можно констатировать, что в отечественной психологии разработан прочный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них — результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

Для изучения способностей исследователи применяют разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики, в частности в работе психологической службы в школе и на производстве.

Поскольку наиболее разработанной проблема диагностики специальных способностей является в зарубежных исследованиях, мы воспользуемся и принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности. Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии — конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является безукоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности.

Читайте также: