Дезорганизованная семья и ее проблемы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

· ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

· анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

· учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если. ";

· воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

· не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

· не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

· обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

· записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Не многие люди знают значение развала семьи. Дезорганизация семьи - это состояние семьи, которое не может функционировать должным образом. Обычно семейные функции не выполняются или семьи разделяются по разным причинам. Начиная с напряжения и конфликта между мужем и женой, родителями и детьми. Влияние дисгармонии в домашнем хозяйстве повлияет на развитие детей и будет перенесено на взрослого ребенка. Рассмотрим следующие факты о неорганизованности семьи.

Причины неорганизованности семьи

Пожилые люди с проблемами зависимости

Физическое насилие

Эксплуатация детей

Финансовые проблемы

Авторитарные модели воспитания

Примеры дезорганизации семьи

  • Домашнее насилие (KDRT)
  • Плохое общение
  • Часто ссоры настолько велики, что ломают постель
  • Расторжение брака
  • Отношения вне брака
  • Члены семьи ядовитый
  • Психологические расстройства.

Влияние дезорганизации семьи на детей

Систематически паттерны взаимоотношений, ведущие к дезорганизации семьи, приводят к насилию или пренебрежению детьми. Обычные вещи, с которыми дети сталкиваются при дезорганизации семьи:

Вопросы: 1. Структура и функции современной семьи. 2. "Дезорганизованная семья" и ее проблемы. 3. Типы отношений власти и лидерства в семье. 4. Трудности и нерешенные проблемы современной семьи. Конфликты в семье. 5. Традиционная и современная семья. 6. Социальные и психологические проблемы бикарьерных семей. 7. Современная семья и права ребенка. 8. Истоки и перспективы тендерной социологии. 9. Основные направления государственной семейной политики и социальной защиты семьи. 10. Студенческая семья. 11. Сексуальная революция. 12. Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса. 13. Модель жизненного цикла семьи (П.Глик). 14. Условия стабильности брака и причина разводов. 15. Состояние и перспективы развития семьи.

Педагогически несостоятельная семья с низкой воспитательной культурой чаще всего использует в качестве меры наказания детей физическое насилие (побои, ограничения в пище и т.п.). В криминогенных семьях, где взрослые, имеющие опыт пребывания в местах заключения, исповедуют социальный паразитизм, присутствуют в равной мере и физическое, и психологическое насилие (культ силы и криминальная субкультура).

Факторы неблагополучия семейных групп подразделяются нами на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относятся: личностные характеристики взрослых членов семьи – субъектов воспитательного процесса: вредные привычки и пристрастия, непедагогические методы воспитания, супружеские конфликты, деструктивная система межличностного общения, криминальная субкультура и т.п. Субъективные факторы могут стать причиной развода или преступления, их воздействие приводит к алкоголизму, наркомании и т.п.

Объективные факторы – это внешние условия жизнедеятельности семьи, которые нельзя изменить волевыми усилиями ее членов. Это могут быть: безработица, жилищные проблемы, бедность, болезнь, военные действия, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и т.п.

В предлагаемой нами типологии семейного неблагополучия все семьи можно сгруппировать по принципу преимущественного воздействия тех или иных факторов. К первой группе с преимущественным влиянием субъективных факторов неблагополучия – относятся алкогольные, наркозависимые, криминогенные, педагогически несостоятельные и дезорганизованные семьи.

Другую группу составляют так называемые нетипичные семьи. По определению, принятому в научной практике, это семьи, которые имеют отличия от социальной нормы, вызванные системными причинами. Воспитательная несостоятельность этих семей связана с их структурными особенностями (неполная, с внебрачным ребенком, многодетная, созданная в результате повторного брака), а также с неблагоприятными сопутствующими социальными условиями (семьи безработных, беженцев, мигрантов, инвалидов и т.п.).

Одной из главных целей социальной политики является реабилитация семьи. Средства и методы воздействия выбираются в зависимости оттого, к какой из рассмотренных групп принадлежит неблагополучная семья.

В работе с семьями первой группы применяются, прежде всего, методы индивидуальной психологической коррекции, а в случае, если неблагополучие обусловлено объективными факторами, вступают в действие общегосударственные социально-правовые и социально-экономические меры. В зависимости от факторов, провоцирующих неблагополучие фиксируются характерные дефекты воспитания детей (см. табл. 1).

В семьях алкоголиков и наркоманов дефекты воспитания идентичны. В обоих типах семей отмечаются материальные трудности, игнорируются базовые потребности ребенка, наблюдаются низкий контроль и отсутствие поддержки со стороны взрослых, не созданы условия для личностного развития ребенка, существует вероятность что он попадет под влияние криминальных элементов или станет их жертвой.

В криминогенной семье насаждается криминальная субкультура, отрицаются одобряемые обществом моральные и поведенческие нормы и ценности, культивируется агрессия.

Для педагогически несостоятельных семей характерны жесткий контроль, слабая моральная поддержка детей, чрезмерные критичность и требовательность по отношению к детям, невыполнение данных им обещаний и прямая ложь, ограничение возможностей личностного развития и т, п.

Дезорганизованная семья с ее внутренними конфликтами строит отношения с детьми на принципах взаимного отчуждения, низкой доверительности и поддержки при отсутствии эмпатии.

Обратимся теперь к анализу дефектов воспитания детей в нетипичных семьях, где факторы неблагополучия носят преимущественно объективный характер, а успешность реабилитации во многом зависит от эффективности государственных мер помощи и поддержки. Самая массовая категория нетипичных семей - это неполная, возникшая в результате смерти одного из супругов или развода. Для такой семьи характерны: низкий уровень контроля и слабая поддержка (как результат ограниченности времени воспитывающего родителя), низкий авторитет родителя (после развода), отсутствие в семье образца для полоролевой самоидентификации, ограничение возможностей личностного развития ребенка (материальные трудности).

Следующая категория – материнская семья, возникшая в результате внебрачного рождения ребенка. Структурно она также представляет неполную семью, однако механизмы ее формирования иные, что определяет воспитательную специфику. Изначальное отсутствие в семье мужа (отца ребенка) во многих случаях свидетельствует о низкой социальной ответственности женщины, а материальная необеспеченность является устойчивой характеристикой такой семьи. В результате имеет место пренебрежение основными потребностями ребенка, существуют вероятность его раннего приобщения к непосильному труду (физическая эксплуатация) и риск использования его для сексуальных услуг (сексуальная эксплуатация). В большинстве случаев в таких семьях процветает безнадзорность.

К разряду семей с неявными дефектами воспитания следует отнести многодетные семьи, где родители из-за своей загруженности повседневными делами недостаточно ласковы с детьми, не имеют возможности демонстрировать им свою любовь. В многодетных семьях имеют место непредумышленное пренебрежение основными нуждами детей и ограничение возможностей их личностного развития, а также раннее приобщение к труду (физическая эксплуатация). Многодетность сегодня часто рассматривается как фактор социального риска еще и потому, что с ней обычно соседствуют другие, более тяжелые формы неблагополучия: внебрачная беременность, неконтролируемая рождаемость, беспорядочные половые связи, алкоголизм. Наличие таких поведенческих отклонений в многодетной семье приводит к накоплению дополнительных дефектов воспитания, усугубляющих дезадаптацию ребенка.

Свои особенности и отклонения в воспитательном процессе наблюдаются в семьях, созданных в результате повторного брака.

Фактором неблагополучия может стать совместное проживание детей от разных браков. В случае если родители не могут относиться к ним одинаково внимательно и дружелюбно, возникает эмоциональное отчуждение. Как психологическое насилие может рассматриваться ограничение контактов детей со вторым биологическим родителем. Именно в семьях этого типа чаще всего имеют место случаи сексуального насилия над детьми (инцест). Дефекты воспитания обусловлены низким родительским контролем, слабой поддержкой со стороны родителей, безнадзорностью, высокой вероятностью сексуального посягательства на детей (развращение несовершеннолетних).

К числу неблагополучных в воспитательном отношении следует отнести также семьи безработных. В силу объективных обстоятельств они находятся за чертой бедности и не имеют средств для удовлетворения базовых потребностей детей. Пренебрежение основными нуждами ребенка, хотя и непредумышленное в данном случае, рассматривается международной практикой как жестокое обращение. В такой семье авторитет родителей низок, дети имеют ограниченные возможности для личностного развития, пользуются излишней самостоятельностью; высока вероятность использования родителями детей как рабочей силы (физическая эксплуатация).

Еще одна категория нетипичных семей с явными признаками воспитательного неблагополучия - это семьи родителей-инвалидов. В таких семьях повсеместно отмечаются бедность, низкий уровень жизни, а значит, невозможность удовлетворить основные потребности ребенка (пренебрежение потребностями). Особенности семьи инвалидов - социальная изоляция родителей, отсутствие полноценных связей с внешним миром. Личностный рост ребенка ограничен. Воспитание затруднено из-за низкого авторитета родителей, их неэффективного контроля, безнадзорности детей, недостаточности внесемейных контактов.

Выше были рассмотрены разные категории неблагополучных семей, дифференцированных по воспитательному потенциалу: факторам неблагополучия, формам жестокого обращения с детьми, дефектам воспитания. Остановимся на изъянах социализации детей в неблагополучных семьях рассмотренных типов. Отклонения проявляются во внешнем виде ребенка, а также в его физическом, психическом и социальном развитии (табл. 2)

Читайте также: