Девочка со спичками смысл кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Бедная девочка, которая продавала спички, умерла от холода и бессердечности людей.

Сюжет — краткое содержание:

Зимой на улицах города ходила маленькая бедная девочка, которая продавала спички. Она озябла и замёрзла, а коробки никто не покупал. Девочка решила зажечь одну спичку, чтоб согреться. Ей на миг показалось, что перед ней печка. Она зажгла вторую спичку и увидела праздничный стол, третью – и очутилась под красивой ёлкой. Малютка чиркнула ещё раз и увидела бабушку, такую добрую и светлую. Она умоляла виденье забрать её с собой, зажгла все спички. Утром обнаружили мёртвую девочку с улыбкой на лице.

Понравившийся эпизод:

Момент, когда девочка зажгла спичку и увидела ёлку, был особенно волшебным и невероятным. Мне очень жалко бедного ребёнка.

План произведения для пересказа:

  1. Продажа спичек
  2. Тёплая печь
  3. Вкусный стол
  4. Новогодняя ёлка
  5. Бабушка
  6. Утро

Главная мысль:

Бессердечность и нежелание участвовать в судьбе окружающих часто приводят к трагедии.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит быть добрым, внимательным к окружающим.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень жалко бедную девочку, которой никто не захотел помочь. Зато теперь она оказалась в месте, где ей тепло и хорошо.

Новые слова и выражения:

Грош – медная монета в дореволюционной России

Пословицы к произведению:

Безразличие и неуважение — одного поля ягоды.

Безразличие ко всему – проявление черствости души и пустоты сердца.

Даже ненависть лучше, чем безразличие.

  • История создания
  • Литературное направление и жанр
  • Тема, основная мысль и проблематика
  • Композиция и сюжет
  • Краткое содержание
  • Образ героини
  • Художественное своеобразие

Девочка со спичками доброта и жестокость

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

Девочка со спичками краткое содержание

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Литературное направление и жанр

Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:

Девочка со спичками

Тема, основная мысль и проблематика

Андерсен девочка со спичками

В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.

Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.

Композиция и сюжет

Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.

Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.

Рассказ девочка со спичками

В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.

Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.

Краткое содержание

В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.

Девочка со спичками анализ

Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.

Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.

Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.

Девочка со спичками андерсен

Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:

  • печка — тепло;
  • гусь — еда;
  • наряженная ёлка — красота;
  • бабушка — любовь.

Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.

Образ героини

Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.

У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.

Девочка со спичками содержание

В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.

С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.

Художественное своеобразие

Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.

Девочка со спичками кратко

Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.

Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.

Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.

Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.

Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.

Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.

Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.

Литературное направление и жанр

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Сюжет и композиция

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной ёлки превращаются в звёзды, а огонёк спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает ещё в земной жизни.

В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.

Образ героини

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье

Художественное своеобразие

Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.

Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребёнка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.

Краткое девочка со спичками

Краткие содержания

Главные и второстепенные герои

Автор описывает в своем рассказе трагическую судьбу нищей девушки. Под Новый год она мерзла без обуви на улице. Дома ее никто не ждал, да и домом холодный чердак сложно назвать. Героев в сказке совсем немного:

Девочка со спичками краткое содержание

  • девочка;
  • ее отец;
  • умершая бабушка;
  • мальчишки;
  • уличные прохожие.

Центральной и единственной главной героиней является сама девочка, которой автор не дал никакого имени. Она потеряла маму и бабушку и осталась на воспитании злого отца. От бедности он заставлял ее работать — продавать спички в рождественские праздники, чтобы им было на что питаться.

Покойная бабушка является второстепенным персонажем, как и бесчеловечный отец и обычные прохожие. Автор описывает ее как женщину с добрым сердцем. Замерзающая от холода малышка жгла спички, в свете которых видела образ своей любимой бабушки. Она как ангел-хранитель являлась к своей внучке в трудную минуту и в итоге забрала ее с собой на небеса. Уличные прохожие просто проходили мимо, как будто не замечая голодного и босого ребенка, у которого мальчишка забрал туфлю.

Идейный смысл

Несмотря на незатейливый сюжет сказки, автор вложил в нее еще и тайный смысл. В своих произведениях он описывает разные женские образы: бабушек, мам, маленьких девочек. Непроизвольно он вкладывал свои психологические проблемы в женских героинь, тем самым пытаясь прожить все душевные травмы, полученные в детстве. У мальчика в раннем возрасте умер отец, и ему пришлось самому познавать все тяготы взрослой жизни.

Девочка со спичками кратко

В реальной жизни много умных женщин, которые обречены на нищету. В оковах быта им приходится зарывать свои таланты за неимением сил бороться с жалкой жизнью. Они тешат себя иллюзиями, как и героиня рассказа, что когда-нибудь их жизнь изменится в лучшую сторону, но становится все только хуже. Обычно так происходит с девушками, которые росли без материнской ласки и родительской поддержки. Получая вместо воспитания типичные претензии к себе, они перестают сами себя любить, игнорируя творческое начало.

Причинами случившейся трагедии является следующие обстоятельства:

  • отчаяние маленькой героини;
  • родители, которые не смогли сделать ребенка счастливым;
  • жестокость и равнодушие людей.

Андерсен описывает тот факт, что если малышка не продаст спички, то непременно будет наказана своим отцом. От этого ребенок просто не хочет возвращаться в родной дом, который символизирует ее больную душу. Он был холодным и пустым, такую обстановку девочка не в силах выдержать. Надо обратить внимание на то, что родители накладывают на свою дочь тяжелые обязанности, с которыми она не справилась. В ее возрасте надо гулять, играть со сверстниками, расти, а не зарабатывать деньги.

Краткий сюжет сказки

В тот последний вечер в году стояла пасмурная погода. На улице был страшный мороз и шел снег. Как раз в канун Нового года по темным переулкам брела маленькая босая девочка, и даже шапки на голове у нее не было. Из дома она выходила в огромных туфлях, принадлежавших ее матери, так как больше нечего было обуть. Один башмак потерялся, когда ребенок испугался несущейся кареты с лошадьми, а другой утащил резвый мальчуган. От этого хрупкие ножки посинели от холода.

Девочка со спичками

В кармане фартука девочка несла с собой немного коробков с серными спичками и просила прохожих купить у нее эти спички. Ни одной монеты она не получила, так как ни одной упаковки ей так и не удалось продать. Для всех это было время волшебного праздника.

Весь город был готов ко встрече Нового года. Богатые жители жарили гусей, ароматные запахи от которых разлетались по улочкам, сдвигали и накрывали столы, полные вкусной еды. И только для голодной и продрогшей девочки этот день, к сожалению, закончился очень печально. Она не замечала ни снежинок, которые садились на ее былые длинные до плеч волосы, ни яркого света, льющегося с красивых окон. А о вкусном праздничном ужине могла только мечтать.

Белокурая малышка зажигает еще одну спичку и видит перед собой комнату, в которой накрыт богатый стол с едой, где лежит жареный гусь с яблоками и черносливом. И тут птица внезапно вспрыгнула со стола и помчалась к ней! Но и это видение длилось недолго, огонек опять погас.

 девочка со спичками анализ

Свет третьей спички навел ребенка на мысль, что она якобы очутилась под роскошной елкой, красиво украшенной игрушками и фонариками. Тысячи огоньков освещали ель, до которой девочка попыталась дотянуться своими маленькими ручонками, но картинка исчезла, и пламя погасло. Остались лишь яркие искорки, которые в небе превращались в крошечные звездочки и падали по небосклону.

Внезапно одна звездочка начала лететь вниз. В этот момент девочка вспомнила, как бабушка рассказывала, что падающая звезда означает летящую к богу человеческую душу, когда люди уходят в мир иной. Ей еще захотелось зажечь одну спичку, и в ее свете она увидела образ своей любимой и ласковой бабушки, которая многое успела дать девочке. Пока пламя не исчезло, девочка принялась умолять ее забрать с собой, потому что никому она осталась не нужна на земле, и никто ее не любит так, как любила бабуля.

С утра за углом дома случайные прохожие обнаружили мертвую девочку со счастливой улыбкой, оставшейся на лице. Им было очень жалко бедняжку, которая умерла от холода, ведь они не знали, что она вместе с бабушкой вознеслась в небо, где нет холода и голода. Не думая ни секунды, она зажгла все остальные спички. Вспыхнуло такое ясное пламя, казалось, что на улице день, а не ночь. Бабушка, ласково глядя на свою внучку, взяла ее за руки, и они полетели к тем самым звездам, где живет Бог.

Анализ произведения и финал

Здесь праздничное гостеприимность соседствует со страшной жестокостью. Без слез рассказ читать невозможно, ведь ребенок умирает голодной и холодной смертью. Но никто и не догадывался, какую прелесть девчушка повидала в своих видениях, с какой радостью она вознеслась с бабушкой в небеса, где ей уже так плохо никогда не будет. Умирая, она не потеряла, а приобрела все то, что ей не хватало в действительности. Всем земным мукам пришел конец. Жаль только, что счастье она обрела не в реальной жизни, а после смерти.

Краткое содержаниедевочка со спичками

В произведениях Ганса Христиана Андерсена всегда заложен глубокий смысл и философская мудрость, фантастичность и правдивость. В сказке читается реальная жизнь, которая почти не изменилась с давних времен. Такая история может случиться и в большом городе в реальной жизни. Дети могут потеряться на улице или в огромном торговом центре, и мало кто из случайных прохожих обратят на это внимание.

Такие сказки необходимо читать и детям, и взрослым, чтобы не стать бесчеловечными. Всегда следует помнить, что есть рядом такие люди, которые нуждаются в помощи и, возможно, даже в спасении от смерти. И если эту помощь можно оказать, то необходимо действовать, а не проходить мимо с безразличным выражением лица. Хоть сказка и написана в XIX веке, она до сих пор является актуальной, в этом и есть ее ценность — она учит сочувствию и добру.

Читайте также: