Детство зигмунда фрейда кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ежегодно в начале мая психоаналитическое сообщество более или менее пышно (в зависимости от округлости даты) отмечает день рождения того, кто на долгие годы обеспечил это сообщество смыслом существования и куском сдобного хлеба.
6 мая исполняется 146 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда — психиатра, который научил добрую половину человечества втайне стыдиться любви к родителям и находить сексуальный подтекст в банальных оговорках. В ХХ веке учение Фрейда превратилось в один из столпов западной культуры. Правда, далеко не все перед этим учением благоговеют. Кое-кто даже утверждает, что оно относится к сфере не столько науки, сколько мифологии, что свои суждения о природе человека Фрейд по большей части выдумал.
Наверное, это преувеличение.
Трудно согласиться с тем, что теория Фрейда универсальна, то есть справедлива для всех и каждого. Но не подлежит сомнению, что встречаются люди, вполне отвечающие фрейдистским представлениям. По крайней мере, имя одного такого человека известно совершенно точно. Это Зигмунд Фрейд.
Свою теорию психосексуального развития личности он отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал. Наверное, погорячился лишь в том, что распространил ее и на нас с вами. И это вполне соответствует открытому им феномену проекции: коли окружающие не лучше меня, а то и хуже, то мне — чего стыдиться?
Попробуем разобраться, так ли это. Ибо если справедливо, что индивидуальный жизненный опыт накладывает неизгладимый отпечаток на все мировоззрение человека, то понять это мировоззрение можно лишь с опорой на этот опыт.
Что же пережил тот мальчик, который, повзрослев, сочинил на основе мифа об Эдипе миф об эдиповом комплексе?

БЕЗ ДОВЕРИЯ К БИОГРАФАМ

О детстве Фрейда достоверно известно немного — не больше, чем о детстве любого другого человека. Ведь это только если случится человеку стать знаменитым, сразу найдется толпа друзей дома и сотни три бывших одноклассников, которые насочиняют о его детстве ворох слащавых небылиц. Потом официальный биограф, отобранный по критерию безупречной лояльности, отфильтрует эти басни и отлакирует сухой остаток.
Таким биографом после смерти Фрейда выступил один из его верных соратников Эрнст Джонс, с чьих слов в основном и известен жизненный путь основателя психоанализа. Однако при всем обилии фактов ценность такой парадной биографии невелика — слишком уж очевидно стремление автора приукрасить канонизированный образ.
К тому же и сам мистер Джонс — слишком противоречивая, мягко скажем, фигура, чтобы с почтением относиться к его словам. Небезынтересный факт: Джонс, некоторое время работавший в детской больнице, был оттуда с позором уволен после многочисленных обвинений в сексуальных контактах с детьми. Бежав от ареста в Канаду, он принялся практиковать там, но вскоре вынужден был откупаться от своей пациентки, дабы она не предала огласке тот факт, что он ее совратил.
Что ни говори, а доверия к его славословиям это не прибавляет — в трезвый взгляд и кристальную честность совратителя и педофила верится с трудом. Так что, восстанавливая более или менее объективную картину ранних лет жизни Фрейда, приходится опираться на иные источники, в частности — обнародованные в самое недавнее время.

Юный Зигмунд с матерью

Юный Зигмунд с матерью

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Дом, где жила семья Фрейда

ЛЮБОВЬ, РАСКАЯНИЕ, ГНЕВ

З. Фрейд (слева) и В. Флисс

З. Фрейд (слева) и В. Флисс

НИЧЕГО СЕБЕ — СЕМЕЙКА!

После окончания школы в 1878 году Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет, выбрав медицинскую карьеру.

В 1881 году Фрейд получил степень доктора медицины и начал практику в качестве клинического невролога.

И, видимо, представление дырки в заборе или замочной скважины в виде соответствующего женского органа способствовало тому, что Фрейд до тридцати лет боялся подойти к живой женщине.

Основная идея психоанализа по Фрейду состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свои вытесненные в область бессознательного желания, страхи, конфликты, пережив при этом очищение, избавиться после длительных бесед от напряжения и большой суммы денег.

Учитель Фрейда, Жан Мартен Шарко, успешно применял гипноз для лечения истерии, но гипноз не был всесильным. В 1892 году Фрейд понял, что не может загипнотизировать многих своих пациентов, перед ним встал вопрос о смене методики, и он воспользовался методикой профессора Ипполита Бернгейма, утверждавшего, что гипноз и внушение - родственные вещи.

Следует заметить, что особо хлопотавший за Фрейда испанский король был, фактически, ставленником Гитлера после поражения республики в Испании, а Бенито Муссолини, как известно, был родоначальником фашизма и другом Гитлера.

В Париже Фрейду принц Георг и Мария Бонапарт устроили пышную встречу, вскоре Фрейд отправился в Англию, а 23 сентября 1939 года Фрейд, тяжело болевший в течение почти шестнадцати лет, попросил своего личного врача Макса Шура сделать ему два смертельных укола.

«В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты.

ФРЕЙДИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Из этого утверждения любой нормальный человек должен сделать вывод, что кормление ребёнка грудью - путь к разрушению его психики, а ковыряние в носу приводит к стимулированию умственной деятельности и новым открытиям в области психоанализа.

«Молодая, но находящаяся уже несколько лет в замужестве дама узнаёт, что её знакомая сверстница Элиза Л. помолвлена. По этому поводу ей приснилось следующее:

На следующую ночь человеку, услышавшему рассказ, снится сон, полностью повторяющий историю с японским рестораном, но с одним дополнением: его взрослый сын решил попробовать вино, и оно ему так понравилось, что он выпил половину бутылки, не подумав об остальных желающих попробовать это вино.

По Фрейду можно следующим образом истолковать этот сон:

- половина бутылки выпитого вина означает, что до лета осталось полгода, а половина забора на даче не выкрашена, и нужно за

ранее позаботиться о покупке краски, которая в демократическое время отнюдь не дешева.

- то, что вино доставлено из японского ресторана, а Япония — страна восходящего солнца, означает, что человек хотел бы начать

жизнь сначала, что он мечтает о возврате к советскому времени, когда он получал зарплату, в четыре раза большую, чем во времена разгула демократии в России; мечтает о том времени, когда с чеченским терроризмом будет покончено сталинским методом: выселением чеченцев вглубь России, а награбленные чиновниками богатства Советского Союза будут возвращены народу с соответствующими мерами в отношении грабителей.

- то, что он заказал обед в ресторане, означает, что надо было вовремя пойти на продуктовый рынок и не забыть проверить, не обманули ли тебя там бывшие друзья из южных, некогда союзных, республик. И сделать это надо было по светлому времени суток, чтобы тебя не прибили около собственного подъезда.

- то, что сын выпил половину бутылки вина, не подумав об окружающих, навело человека на подсознательную мысль, что он опять забыл поздравить своего начальника с днём рождения, и теперь ему трудно будет рассчитывать на повышение зарплаты в ближайшие годы.

Нормальный читатель может спросить, что это за бред? Ответ простой - это бред в духе идей толкования снов сексуальным маньяком Фрейдом!

ЭЙНШТЕЙН И ФРЕЙД

«В 1936 г. Эйнштейн пишет Фрейду, поздравляя того с восьмидесятилетием, что он рад счастливой возможности выразить одному из величайших учителей своё уважение и благодарность.

Добавим, что в еврейской академической среде широкое распространение получил портрет Фрейда, где его профиль образован выгнувшейся обнажённой женской фигурой.

На следующую ночь Эйнштейну приснился сон, будто бы он увидел Рюде живым и очень обрадовался этому. После чего Эйнштейн сделал вывод, что сон освободил его от чувства вины за сделанное, мягко говоря, злое замечание.

Эйнштейн обменивался идеями с Фрейдом по поводу готовящейся декларации Лиги Наций по вопросу о мире во всём мире.

Фрейд считал этот обмен мнениями с Эйнштейном занятием утомительным и бесплодным, саркастически заметив, что не ожидает получить за это дело Нобелевскую премию мира.

«Что же касается самого Эйнштейна, - пишет М.Ковров, - ограничимся следующим. В конце 1949 г. опубликован анализ Гёделя, показавшего, что решения уравнений общей теории относительности приводят к абсурду. Абсурд заключается в возможности человека совершить путешествие в своё прошлое и внести в своё поведение такие изменения, которые несовместимы с его памятью о прошлом.

Хоть, говорят, и был застой, Но холодильник не пустой, Не из чужих слыхали уст, Что никогда он не был пуст.

ФРЕЙДИСТЫ ПРОТИВ ФРЕЙДИЗМА

С 1902 года Альфред Адлер был одним из ближайших сподвижников Фрейда, но он не соглашался с тем, что основной движущей силой психики человека являются сексуальные влечения, что привело к полному разрыву с Фрейдом и выходу Адлера и ещё девяти членов из Венского психоаналитического общества.

Альфред Адлер считал, что все основные черты характера взрослого человека можно обнаружить, если заглянуть в его детство. Адлер писал, что любовь и сопереживание - необходимые качества для душевного здоровья человека. Альфред Адлер стал основоположником социальной психологии.

Карен Хорни (1885-1952), вначале разделявшая идеи Фрейда, пришла к выводу, что в основе проблем развития человеческой личности лежат не врождённые сексуальные и агрессивные влечения, а бессознательное чувство коренной тревоги (курсив мой - В.Б.).

Карен Хорни - немецко-американский психоаналитик, хотя и является для специалистов самой известной женщиной-учёным в мировой психологии, со своей критикой идей Фрейда совершенно неизвестна широкому кругу читателей.

Хорни отказывалась видеть человека в качестве ненасытного, асоциального существа, находящегося в полнейшей власти своих инстинктов, как это следовало из Фрейда. Истоки же неврозов она видела не в стихии тёмных влечений, а в искажённых отношениях между людьми и воздействии культуры.

Согласно Хорни, очень важно развивать в себе чувство ответственности - умение лично принимать решения и действовать в соответствии со своими убеждениями. Важны также: восприимчивость к новому, готовность к переменам, творческое начало, способность глубоко отдаваться чувствам и переживаниям. Необходимо также доверять себе, быть открытым и честным, для чего нужно хорошо себя понимать, иметь собственную систему ценностей, уважать чужие ценности и интересы.

Возможность же устранения внутриличностных конфликтов Хорни связывала с осознанием человеком своих проблем и высвобождением присущих ему сил.

После выхода книги, критикующей теорию Фрейда, Хорни была вынуждена уйти из Нью-йоркского психоаналитического института, в 1941 году основала Американский институт психоанализа, который возглавляла до конца жизни, имея огромную популярность как специалист и лектор.

Более молодым психоаналитиком, который стоял сначала на позициях фрейдизма, а затем создал собственный метод - гуманистический психоанализ, был Эрих Фромм (1900-1980), выходец из ортодоксальной еврейской семьи.

Подход Фромма предполагал, что основным источником невропатических проблем, страхов, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отчуждение человека от природы и других людей.

Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог и невролог. Наибольшую популярность ему принесла теория психоанализа, основателем которой он является. За свою жизнь он издал около 24 публикаций (книг, научных работ по медицине), был удостоен премии Гёте.

Фото Зигмунда Фрейда к статье с его биографией на сайте vdovgan.ru

Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

Краткая биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

Его отец — Якоб Фрейд, был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон, была вдвое моложе отца.

В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

Период учебы

Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

Учеба в гимназии

Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер. Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

Выбор профессии

Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке.

После университета

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

Первые успехи

Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз — это защитная реакция психики на травмирующую идею.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками — особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Теория бессознательного

Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы — возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного.

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже — он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин.

Зи́гмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, МФА (нем.); полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud). Родился 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя. Дата смерти — 23 сентября 1939, Лондон. Австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.

Биография
Детство и юношество
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом (около 4500 жителей) городе Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австрии. Улица, на которой родился Фрейд, — Шлоссергассе — сейчас носит его имя. Деда Фрейда по отцовской линии звали Шломо Фрейд, он умер в феврале 1856 года, незадолго до рождения внука, — именно в его честь последний получил имя. Отец Зигмунда, Якоб Фрейд, был женат дважды и от первого брака имел двоих сыновей — Филиппа и Эммануила (Эммануэля). Во второй раз он женился в возрасте 40 лет — на Амалии Натансон, которая была вдвое его моложе. Родители Зигмунда были евреями, происходившими из Германии. Якоб Фрейд имел собственное скромное дело по торговле тканями. Во Фрайберге Зигмунд прожил первые три года жизни, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительный удар по небольшому бизнесу его отца, практически его разорив, — как, впрочем, и почти весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке: после того, как завершилась реставрация находящейся поблизости железной дороги, город переживал период роста безработицы. В том же году у четы Фрейдов родилась дочь Анна.

Семья решилась на переезд и покинула Фрайберг, перебравшись в Лейпциг — там Фрейды провели только год и, не добившись значительных успехов, переехали в Вену. Зигмунд достаточно тяжело пережил переезд из родного городка — особенно сильно на состоянии ребёнка сказалась вынужденная разлука со сводным братом Филиппом, с которым он находился в тесных дружеских отношениях: Филипп отчасти даже заменял Зигмунду отца. Семья Фрейдов, находясь в тяжёлом финансовом положении, осела в одном из беднейших районов города — Леопольдштадте, в то время представлявшем собой своеобразное венское гетто, населённое бедняками, беженцами, проститутками, цыганами, пролетариями и евреями. Вскоре дела у Якоба начали налаживаться, и Фрейды смогли перебраться в более приемлемое для жилья место, хотя роскоши себе позволить не могли. В это же время Зигмунд всерьёз увлёкся литературой — любовь к чтению, привитую отцом, он сохранил на всю оставшуюся жизнь.
Первоначально обучением сына занималась мать, но затем её сменил Якоб, очень хотевший, чтобы Зигмунд получил хорошее образование и поступил в частную гимназию. Домашняя подготовка и исключительные способности к учёбе позволили Зигмунду Фрейду в девятилетнем возрасте сдать вступительный экзамен и поступить в гимназию на год раньше положенного срока. К этому моменту в семье Фрейдов было уже восемь детей, и Зигмунд выделялся среди всех прилежностью и страстью к изучению всего нового; родители всецело поддерживали его и старались создать такую атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учёбе сына. Так, если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и даже отдельная комната. Чтобы ничто не отвлекало его, остальным детям было запрещено заниматься музыкой, которая мешала Зигмунду. Молодой человек серьёзно увлекался литературой и философией — читал Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческий и латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском. Обучаясь в гимназии, Зигмунд показал отличные результаты и быстро стал первым учеником в классе, закончив обучение с отличием (summa cum laude) в возрасте семнадцати лет.

Непродолжительное время Фрейд работал в венерическом подразделении отделения дерматологии, где изучал связь заболевания сифилисом с болезнями нервной системы. Свободное время он посвящал лабораторным исследованиям. Стремясь как можно больше расширить свои практические навыки для дальнейшей самостоятельной частной практики, с января 1884 года Фрейд перешёл на отделение нервных болезней. Вскоре после этого в соседней с Австрией Черногории вспыхнула эпидемия холеры, и правительство страны обратилось за помощью в обеспечении медицинского контроля на границе — большинство старших коллег Фрейда вызвались добровольцами, а его непосредственный руководитель на тот момент находился в двухмесячном отпуске; из-за сложившихся обстоятельств в течение длительного времени Фрейд занимал должность главного врача отделения.

В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера. В конце февраля 1886 года Фрейд покинул Париж и решил провести некоторое время в Берлине, получив возможность изучать детские болезни в клинике Адольфа Багинского, где и провёл несколько недель до возвращения в Вену.

23 октября 1896 года умер Якоб Фрейд, чью смерть Зигмунд переживал особенно остро: на фоне охватившего Фрейда отчаяния и ощущения одиночества у него начал развиваться невроз. Именно по этой причине Фрейд решил применить анализ к самому себе, исследуя детские воспоминания при помощи метода свободных ассоциаций. Этот опыт заложил основы психоанализа. Ни один из прежних методов не был пригоден для достижения нужного результата, и тогда Фрейд обратился к изучению собственных сновидений. Самоанализ Фрейда был крайне болезненным и проходил весьма тяжело, однако оказался продуктивным и важным для его дальнейших изысканий:

Последние годы жизни и смерть
Летом 1930 года Фрейд был удостоен премии Гёте за весомый вклад в науку и литературу, что принесло учёному большое удовлетворение и способствовало распространению психоанализа в Германии. Однако это событие оказалось омрачено очередной утратой: в возрасте девяноста пяти лет от гангрены умерла мать Фрейда Амалия. Самые страшные испытания для учёного только начинались — в 1933 году канцлером Германии был избран Адольф Гитлер, и государственной идеологией стал национал-социализм. Новой властью был принят ряд дискриминационных законов, направленных против евреев, а книги, противоречившие нацистской идеологии, уничтожались. Наряду с трудами Гейне, Маркса, Манна, Кафки и Эйнштейна под запрет попали и работы Фрейда. Психоаналитическая ассоциация была распущена по приказу правительства, многие её члены подверглись репрессиям, а фонды были конфискованы. Многие соратники Фрейда настойчиво предлагали ему покинуть страну, но он наотрез отказывался.

Летом 1939 года Фрейд особенно сильно страдал от прогрессирующей болезни. Учёный обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. Поначалу Анна, не отходившая ни на шаг от больного отца, воспротивилась его желанию, но вскоре согласилась. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия — дозу, достаточную для прерывания жизни ослабленного болезнью старика. В три часа утра Зигмунд Фрейд умер. Тело учёного было кремировано в Голдерс-Грин, а прах помещён в древнюю этрусскую вазу, подаренную Фрейду Мари Бонапарт. Ваза с прахом учёного стоит в мавзолее Эрнеста Джорджа (англ. Ernest George Mausoleum) в Голдерс-Грине. В ночь на 1 января 2014 года неизвестные пробрались в крематорий, где стояла ваза с прахом Марты и Зигмунда Фрейдов, и разбили её. После этого смотрители крематория перенесли вазу с прахом супругов в более надёжное место.

Одним из основных инструментов психоаналитика в работе с пациентом является разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций. Свободные ассоциации — это высказывания, основанные на произвольном изложении любых мыслей относительно чего бы то ни было. Одноимённый метод лежит в основе психоанализа и является одним из основных его приёмов. В психоанализе свободные ассоциации рассматриваются в качестве сигнала о наличии идей или фантазий, которые не могут быть осознаны человеком без аналитической помощи психолога, поскольку находятся в предсознании. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от применения гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.

Другой важнейший инструмент психоаналитика в его работе представлен техникой толкования сновидений. Толкование сновидений — это процесс раскрытия смысла и значения снов, направленный на расшифровку их бессознательного содержания. Согласно представлению Фрейда, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе человека, о чём сам сновидец не догадывается; таким образом, индивид никогда не осознаёт истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл. Построением свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения человек раскрывает его истинную сущность, бессознательно ориентируясь на его реальное содержание. Процесс толкования заключается в переводе явного содержания сновидения (то есть его сюжета) в скрытое содержание.

Критика
Психоанализ подвергся гонениям в Германии с приходом нацистов к власти и очень скоро оказался в подобном положении на территории СССР (хотя непродолжительное время теории Фрейда были там достаточно популярны). Психоанализ как научное направление в психологии появился в России ещё до 1917 года, его последователи выпускали собственный научный журнал, среди сторонников учения Фрейда были видные члены Российской академии наук. В Петрограде была организована специальная аналитическая группа для детей с невротическими расстройствами, к концу десятилетия успешно функционировали учебный институт, амбулаторная клиника и экспериментальная школа, основанные на психоаналитических принципах. Труды Фрейда активно переводились на русский язык. Одно из столичных высших учебных заведений занималось подготовкой психоаналитиков. Однако к середине 1920-х годов психоанализ оказался вытеснен из среды официальной науки. Наиболее остро противоречия между сторонниками и противниками Фрейда проявились в ходе дискуссии о возможности объединения психоанализа с марксизмом:

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, несмотря на то, что во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространён, факультеты психологии (по крайней мере, на территории США) относятся к нему лишь как к историческому артефакту. Ряд авторов отмечают, что с научной точки зрения учение Фрейда мертво и как теория развития, и как терапевтическая техника: эмпирических доказательств прохождения человеком стадий психосексуального развития так и не было получено, также не было получено доказательств того, что трансферы и катарсисы являются причинами эффективности психоаналитической терапии. Никаких доказательств того, что психоанализ является более продуктивным методом лечения, чем иные формы психотерапии, также на данный момент нет. Профессор медицинского отделения Гарвардского университета Дрю Вестерн (англ. Drew Western), к примеру, называет фрейдовскую теорию архаичной и устаревшей.

Более крупный музей Зигмунда Фрейда расположен в Вене по адресу Бергассе, 19 — в доме, где большую часть жизни работал учёный. Музей был создан в 1971 году при содействии Анны Фрейд и на данный момент занимает помещения бывшей квартиры и рабочих кабинетов исследователя; его коллекция содержит большое количество оригинальных предметов интерьера, принадлежавшие учёному предметы старины, оригиналы многих рукописей и обширную библиотеку. Помимо этого, в музее демонстрируются кинозаписи из архива семьи Фрейдов, снабжённые комментариями Анны Фрейд, функционируют лекционный и выставочные залы.

Музей Зигмунда Фрейда также существует в Лондоне и располагается в здании, где основатель психоанализа проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Музей обладает весьма богатой экспозицией, содержащей оригинальные предметы быта учёного, перевезённые из его дома на Бергассе. Помимо того, выставка включает множество образцов антиквариата из личной коллекции Фрейда, в том числе произведения древнегреческого, древнеримского и древнеегипетского искусства. В здании музея функционирует научно-исследовательский центр.

Музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен на родине учёного, в чешском городе Пршибор. Его открыли к 150-летию со дня рождения Фрейда — дом был выкуплен городскими властями и получил статус культурного наследия; открытие музея прошло при содействии президента Чешской Республики Вацлава Клауса и четырёх внуков учёного.

Читайте также: