Детское декоративное творчество кратко

Обновлено: 25.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знаний, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних школьников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

В истории педагогики младших школьников проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - школьникам.

С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в декоративной деятельности школьника, источником чего является народное искусство. Но учителя, увлекаясь народными росписями, часто исключают раздел работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. (Современный энциклопедический словарь)

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Халтагарова О.Д.).

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Декоративное творчество – процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в соответствие с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.(Погодина С.В.)

Виды декоративного творчества:

Декоративное рисование – вид декоративного творчества, направленный на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей.

Декоративная аппликация – вид декоративного творчества, в основе которого лежит составление плоскостных и рельефных изображений из различных материалов, отражающих традиции декоративно-прикладного искусства.

Декоративная лепка – вид декоративного творчества, заключающийся в создании пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства.

Для развития детского декоративного творчества необходимы следующие условия: - ознакомление с видами, жанрами, мотивами народного декоративно-прикладного искусства детей в разных возрастных группах; - использование предметов народного декоративно-прикладного искусства;

- использование дидактических пособий с целью закрепления изученного материала; - изучение особенностей построения различных росписей, что способствует овладению школьниками знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой при роды, композиционными закономерностями.

Работа по развитию детского декоративного творчества строится в трех направлениях. Первое направление: - знакомство школьников с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, с его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами; - знакомство с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным; - изучение законов построения различных композиций орнаментов. Целью такой работы является формирование эстетических представлений у школьников об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике. Задачи: - различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промыслах, характерных признаках; воспитывать гордость за талант своего народа, уважение к народным мастерам и желание самим творить; - различать и называть народные игрушки, росписи, их характерные особенности; - знать разнообразия и свойства материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.); - видеть красоту узоров, определять характер стилизации знакомых форм: трава, ягода, цветок, лист, образы птиц, животных, человека; - выделять средства выразительности: элементы узора, их цвета, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с назначением предмета, его формой, материалом изделия. Второе направление — обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров. Задачи: - составлять узоры на определенных формах (полосе, квадрате, круге, сложной форме); - выполнять отдельные элементы того или иного орнамента; - передавать в декоративном рисовании колорит росписи, характер ее композиции; - передавать форму некоторых произведений декоративно-прикладного искусства в лепке, аппликации. Третье направление — развитие детского декоративного творчества. Задачи: - создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы определенной росписи; - фантазировать по мотивам промыслов и видов народного декоративно-прикладного искусства. Творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает, насколько школьники понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Таким образом, детское творчество является уникальным. Оно отличается от творчества взрослого, хотя и имеет ряд сходных черт. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Именно декоративное творчество позволяет ребенку проявить творческие способности.

Важное место в жизни ребенка занимает свободное время, когда идет восстановление физических и моральных сил. В силу постоянной занятости, родители не могут активно участвовать в организации свободного времени своих детей. Вследствие чего, в некоторых случаях это может превратиться в опасное время препровождение. Поэтому рекомендуем детям проводить свободное время от школы, в кружках учреждений дополнительного образования детей.

Детско-юношеский центр – это учреждение дополнительного образования, которое посещают дети школьного и дошкольного возраста. Это место где они проводят свое свободное время. В ДЮЦ работает множество объединений по различным направлениям. Занимаясь в кружках, дети не только заполняют свое свободное время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений, навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. На занятиях в кружке ребенка научат общаться со сверстниками и взрослыми, научат нормам поведения в обществе, взаимовыручке, взаимоуважению – это воспитательная функция. К В ходе занятиями кружкой работой дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в различных сферах деятельности. Руководитель кружка своего рода, наставник в самоорганизации ребенка. Именно здесь школьник получит необходимые навыки, интересные и полезные для него.

Одним из наиболее часто встречающихся направлений кружковой работы в ДЮЦ является декоративно-прикладное творчество. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с декоративно-прикладным творчеством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного творчества у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания, такие как математика, геометрия, природоведение, литература, технология и многое другое. Не менее важным аспектом для учащихся в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным творчеством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.

Занятия декоративно-прикладным творчеством имеет ряд преимуществ. Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка. Следующее преимущество - это различная степень сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всего обучения.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации свободного времени детей . Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать не только в образовательный процесс в школе, но и на занятиях в кружках.

Творческие способности учащихся при применении декоративно-прикладного творчества развиваются посредствам следующих действий:

· в предварительном создании эскизов на бумаге;

· в продумывании элементов узора;

· в расположении их на объемах;

· в создании предметов декоративного характера;

· умения найти способ изображения и оформления предмета;

· в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного творчества и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных вышивок, плетений характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного творчества важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших предков- кубанских казаков. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа Краснодарского края. Также дети учатся умению составлять узоры на традиционные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные принадлежности и кухонную утварь, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Родители учащихся проявляют большой интерес к занятиям, активно посещают выставки, концерты и другие мероприятия. В конце каждого учебного года проводятся отчетные выставки детских работ, которые с большим удовольствием посещают родители совместно с детьми.

Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного творчества на развитие ребенка:

1. формирование мыслительных операций;

2. развитие математических представлений;

3. формирование речи и образного мышления;

4. патриотическое и нравственное воспитание;

5. воспитание нравственно-волевых качеств;

6. формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;

7. приобщение к активной творческой деятельности;

8. понимание общественной значимости своей деятельности.

Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка, мы видим, насколько разносторонне помогает ему развиваться именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.

Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Благодаря таким занятиям, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.

Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров.

В этой связи, огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры.

Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, воображение, мышление. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.
Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей , они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе . Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им .

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки : дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента.

Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки.

Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.

Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.

В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель Там дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Читайте также: